Interested Article - Наука в Древней Греции

Образование

Греческая система образования начала складываться ещё в архаическую эпоху Древней Греции и своей вершины достигла в VI в. до н. э., прежде всего в Афинах . Уже в V в. до н. э. в Афинах среди свободных афинян не было неграмотных людей. Обучение начинали примерно с двенадцати лет, к обучению допускались только мальчики, а девочек обучали их родственники домашнему хозяйству, мальчики учились писать, читать, считать; также преподавалась музыка, танцы, гимнастика — такие школы назывались палестрами. Затем по достижении восемнадцатилетнего возраста все юноши, или эфебы , как их называли, собирались со всей Аттики под городом Пирей , где в течение года под руководством специальных учителей обучались фехтованию , стрельбе из лука, метанию копья , обращению с осадными орудиями и так далее; в течение следующего года они несли военную службу на границе, после чего становились полноправными гражданами.

Кроме этого существовали учебные заведения более высокого уровня — гимнасий . В них преподавался цикл наук — грамматика , арифметика , риторика и теория музыки , к которым в ряде случаев добавлялись диалектика , геометрия и астрономия ( астрология ); на более высоком уровне, чем в элементарных школах, велись занятия по гимнастике.

Основными дисциплинами были грамматика и риторика; грамматика включала в себя уроки литературы, где изучали тексты величайших авторов, таких, как Гомер , Еврипид , Демосфен и Менандр ; в курс риторики входили теория красноречия, заучивание риторических примеров и декламация (практические упражнения).

В IV в. до н. э. в Афинах возникает и высшее образование. Знаменитые философы за плату обучали желающих (в форме лекций или бесед) искусству красноречия, логике и истории философии .

Совершенно иначе строилось образование в Спарте . Юных спартанцев обучали письму, счёту, пению, игре на музыкальных инструментах, военному делу .

Вообще, мнение о зарождении науки в Древней Греции спорно. Скорее можно говорить о появлении рационального мышления в виде философии и преднауке.

Ученые и философы Древней Греции

Сократ

Сократ (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — « Познай самого себя и ты познаешь весь мир», то есть убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал своё учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец , по мнению Сократа, приходит к истине путём самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.

Платон

Учение Платона (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего приходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счёте, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать её человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания. Платон выделял математику как ключ к познанию всех вещей, но, в отличие от Архимеда, практически ею не интересовался.

Аристотель

Ученик Платона — Аристотель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384 до н. э., Стагира, Фракия — 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея), был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, логики, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Аристотель — автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного.

Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей "поэтому для её постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистический принцип, который выражен и в самом античном искусстве. Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем.

Пифагор

В математике выделяется фигура Пифагора (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras ; 570—490 гг. до н. э.), создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т. д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.

Там, где основные противоположности находятся в «соразмерной смеси», там содержится благо, здоровье человека. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство и взаимодополнение многообразного. Музыкальная гармония — частный случай гармонии мировой, её звуковое выражение. «Всё небо — гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами строго гармонически соотносятся между Собой как интервалы тонов музыкальной октавы. От этих представлений пифагорейцев и пошло выражение «Музыка Сфер». Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти представления пифагорейцев важны как свидетельство их уверенности в том, что Вселенная гармонична.

Демокрит

Демокрит (Δημόκριτος; ок. 460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.), открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчёркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

Гераклит

У Гераклита (др.-греч. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος, 544—483 гг. до н. э) понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и всё происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлечённого мышления, оно познается интуитивно, путём созерцания.

Гиппократ

Известны труды Гиппократа (др.-греч. Ἱπποκράτης, лат. Hippocrates, около 460 года до н. э., остров Кос — между 377 и 356 годами до н. э., Ларисса) в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.

Архимед

Архимед (Ἀρχιμήδης; 287 до н. э. — 212 до н. э.) был древнегреческим математиком, физиком и инженером. Наибольшую известность принёс Архимеду открытый им закон , согласно которому на тело в жидкости воздействует выталкивающая сила, равная весу вытесняемой жидкости.

Для измерения длины кривых и для определения площадей и объёмов тел Архимед применял геометрию . Он разработал различные конструкции, к примеру водоподъёмный винт. Принцип Архимедова винта используется и до сих пор. В частности, его применяют для откачки воды из судов, получивших пробоину.

См. также

Литература

  • Ван дер Варден Б. Л. [www.astro-cabinet.ru/library/Waerden/Nauka_1/N_1_Ogl.htm Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции]. — М. : ГИФМЛ, 1959.
  • Ван дер Варден Б. Л. [www.astro-cabinet.ru/library/Waerden/Nauka_2/N_2_Ogl.htm Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии]. — М. : Наука, 1991.
  • Вернан Ж.-П. . — М. : Прогресс, 1988.
  • Гайденко П. П. . — М. : Книжный дом «Либроком», 2009.
  • Гейберг И. Л. . — Москва-Ленинград: ОНТИ, 1936.
  • Дильс Г. А. . — Москва-Ленинград: Государственное технико-теоретическое издательство, 1934.
  • Дитмар А. Б. . — М. : Мысль , 1973. — 136 с.
  • Житомирский С. В. [www.astro-cabinet.ru/library/Jitomirskii/Index.htm Античная астрономия и орфизм]. — М. : Янус-К, 2001.
  • Жмудь Л. Я. // Некоторые проблемы античной науки (ред. А.И. Зайцев, Б.И. Козлов). — Л. , 1989. — P. 36-47.
  • Зайцев А. И. . — СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2000.
  • Левин А. Е. // Природа. — 1977. — № 3 .
  • Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки. — М. Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1947.
  • Мочалова И. Н. // Некоторые проблемы античной науки (ред. А.И. Зайцев, Б.И. Козлов). — Л. , 1989. — P. 77-90.
  • Нейгебауер O. [www.astro-cabinet.ru/library/Neigebauer/N_Ogl.htm Точные науки в древности]. — М. : Наука, 1968.
  • Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя греческая наука о природе. — М. : Наука, 1979.
  • Рожанский И. Д. [www.astro-cabinet.ru/library/Antnauka/Index.htm Античная наука]. — М. : Наука, 1980.
  • Рожанский И. Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. — М. : Наука, 1988.
  • Рожанский И. Д. // Некоторые проблемы античной науки (ред. А.И. Зайцев, Б.И. Козлов). — Л. , 1989. — P. 5-16.
  • Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. — СПб. , 1902.
  • Чайковский Ю. В. Лекции о доплатоновом знании. — М. : КМК, 2012.
  • Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов философских факультетов и отделений университетов. — М. : Высшая школа, 1981.
  • Чанышев А. Н. . — М. : Высшая школа, 1991.
  • Couprie D. L. Heaven and Earth in Ancient Greek Cosmology: From Thales to Heraclides Ponticus. — Oxford University Press, 2011.
  • Dicks D. R. Early greek astronomy to Aristotle. — Ithaca, New York: Cornell Univ. Press, 1985.
  • Dutka J. // Arch. Hist. Exact Sci. — 1993. — Vol. 46. — P. 55—66. (недоступная ссылка)
  • Engels D. The length of Eratosthenes' stade // American J. of Philology. — 1985. — Vol. 106. — P. 298—311.
  • Grant E. A History of Natural Philosophy From the Ancient World to the XIX century. — New York: Cambridge University Press, 2007.
  • Gregory A. Eureka! The Birth of Science. — Icon Books Ltd, 2001.
  • Gregory A. // In E. Close, M. Tsianikas and G. Couvalis (eds.) "Greek Research in Australia: Proceedings of the Sixth Biennial International Conference of Greek Studies, Flinders University June 2005". — Adelaide: Flinders University Department of Languages — Modern Greek, 2007. — Vol. 38. — P. 1—10.
  • Heath T. L. . — Oxford: Clarendon, 1913 (reprinted New York, Dover, 1981).
  • Lindberg D. C. The Beginnings of Western Science: The European Scientific Tradition in Philosophical, Religious, and Institutional Context, 600 B.C. to A.D. 1450. — Chicago: Univ. of Chicago Pr, 1992.
  • Pedersen O. Scientific accounts of the universe from antiquity to Kepler // European Review. — 1994. — Vol. V. 2, Issue 2. — P. 125–140.
  • Rawlins D. // Vistas in astronomy. — 1985. — Vol. 28. — P. 255—268.
  • Russo L. The forgotten revolution: how science was born in 300 BC and why it had to be reborn. — Berlin.: Springer, 2004.
  • Van der Waerden B. L. // Arch. Hist. Exact Sci. — 1987. — Vol. 38. — P. 23—38. (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Наука в Древней Греции