Interested Article - Акамант (сын Тесея)

Акамант ( др.-греч. Ἀκάμας, Ἀκάμαντος ) — персонаж древнегреческой мифологии из аттического цикла , сын Тесея и брат Демофонта , с которым его иногда путали древние авторы. Участник Троянской войны , возлюбленный дочери Приама Лаодики и (по одной из версий мифа) фракийской царевны Филлиды , эпоним аттической филы . Легендарный основатель города Солы на Кипре , герой ряда произведений античного изобразительного искусства.

В мифологии

Античные авторы называют Акаманта сыном афинского царя Тесея и его второй жены Федры , дочери Миноса , братом Демофонта (в альтернативной версии мать Акаманта и Демофонта — сестра Федры Ариадна ). Согласно Плутарху , Тесеиды выросли на Эвбее , в доме местного царя Элефенора , к которому их отправил отец накануне своих изгнания и гибели . Когда троянский царевич Парис похитил жену спартанского царя Менелая Елену , Акамант вместе с Диомедом поехал в Трою, чтобы потребовать возвращения похищенной. Послы получили отказ, но дочь царя Приама Лаодика влюбилась в Акаманта и разделила с ним ложе, после чего родила сына Мунита .

Сыновья Тесея приняли участие в осаде Трои . Акамант командовал той частью ахейской армии, которая грабила Херсонес Фракийский , чтобы добыть продовольствие для основных сил , позже был в числе героев, прятавшихся в деревянном коне , а после взятия города получил в качестве своей доли добычи двух пленниц — захваченных когда-то Диоскурами Эфру (мать Тесея) и Климену (возможно, сестру Пирифоя ). Согласно схолиям к « Троянкам » Еврипида , Тесеиды участвовали в осаде Трои только для того, чтобы освободить бабку. После победы они, согласно одному из вариантов мифа, вернулись в Афины и установили свою власть над городом , согласно другому — отправились на Кипр , где основали город Солы .

С одним из Тесеидов (у Псевдо-Аполлодора это Демофонт , у Лукиана и Иоанна Цеца — Акамант ) связан миф о Филлиде , дочери царя фракийского племени бисалтов. Она влюбилась в сына Тесея, проезжавшего через Фракию на пути от Трои в Элладу. Герой женился на Филлиде и получил в приданое царскую власть, но позже всё-таки уехал, перед этим поклявшись, что вернётся. Филлида на прощание подарила ему ящик с неизвестным содержимым и, по словам Псевдо-Аполлодора, «запретила… открывать этот ящик до тех пор, пока он не поте­ря­ет надеж­ду на воз­вра­ще­ние к ней». Тесеид не успел возвратиться к назначенному сроку. Заподозрив, что муж покинул её навсегда, царица прокляла его и покончила с собой. На этом месте выросло мин­даль­ное дере­во . Мужа в момент смерти жены посетило чувство жгучего любопытства, он открыл ящик, пришёл в ужас от увиденного, вскочил на коня и поскакал с мечом в руках; во время бешеной скачки он упал, напоролся на собственный меч и умер .

В культуре

Сыновья Тесея не упоминаются в поэмах Гомера , на что обратили внимание ещё в древности. Самый ранний из известных науке текстов, в которых фигурирует Акамант, — « Разрушение Илиона » Арктина Милетского , относящееся к киклическим поэмам . Оно стало источником сюжетного материала для афинских трагиков классической эпохи, благодаря чему Акамант упоминается в пьесах Софокла Филоктет ») и Еврипида Троянки », « Гекуба », « Гераклиды »). Он появляется и в более поздних литературных памятниках, причём древние авторы не всегда отличают его от брата, из-за чего иногда происходит путаница . Римский поэт Вергилий упоминает Акаманта в « Энеиде » .

Миф о сыновьях Тесея стал важным фактором в политике Афин классической эпохи. В частности, обосновывая свои права на колонию Амфиполь в Южной Фракии, афиняне заявляли, что Акамант получил этот регион в приданое за Филлидой . Легенды о том, как Тесеиды приходили на помощь гонимым и обиженным (например, Эфре), использовались для создания позитивного образа афинского полиса и для оправдания его внешнеполитической активности .

Освобождение Эфры внуками стало одной из любимых тем аттических вазописцев . Сохранились сосуды, на которых Акамант изображён как участник разрушения Трои, как свидетель ссоры Одиссея с Диомедом из-за палладия . Этот герой был изображён вместе с другими участниками взятия Трои на одной из картин Полигнота , которая во II веке н. э. находилась в Дельфах (сохранилось её описание, сделанное Павсанием ). В этом же городе стояла статуя Акаманта — рядом с изваяниями Эгея , Эрехтея , Пандиона и других героев- эпонимов . Этого Тесеида считали основателем городов Солы на Кипре и Акамантий во Фригии , с ним связывали названия мыса на Кипре ( Акамантий ) и аттической филы ( ) .

Исследователи видят явное сходство в рассказах древних о любви к Акаманту или его брату троянки Лаодики и фракийки Филлиды. Сообщения о деятельности Тесеидов во Фракии и на Кипре, по-видимому, связаны с наличием у классических Афин особых интересов в этих регионах .

Акамант действует в некоторых художественных произведениях, посвящённых его отцу. В частности, это роман Мэри Рено « Бык из моря ».

Примечания

  1. .
  2. , Тесей, 35.
  3. .
  4. .
  5. , Мифы, 108.
  6. , I, 23, 10.
  7. , XIV, 6, 3.
  8. , VI, 16—17.
  9. , Мифы, 59, прим.
  10. Овидий. . . Дата обращения: 21 января 2022. 21 января 2022 года.
  11. , II, 262.
  12. , с. 75—76.
  13. , с. 121—122.
  14. , X, 26, 1.
  15. , X, 10, 1.
  16. , I, прим. 237.
  17. , I, 5, 2.

Литература

  1. Аполлодор . . — Л. : Наука, 1972.
  2. Афиней . Пир мудрецов. Книги 1—8. — М. : Наука, 2004. — 656 с. — ISBN 5-02-010237-7 .
  3. Публий Вергилий Марон . Энеида. — М. : Лабиринт, 2001. — 288 с. — ISBN 5-87604-127-0 .
  4. Гигин . / Перевод, комментарий Д. Торшилова под общей редакцией А. Тахо-Годи . — СПб. : Алетейя, 2000. — 360 с. — ISBN 5-89329-198-0 .
  5. Павсаний . Описание Эллады. — М. : Ладомир, 2002. — ISBN 5-86218-333-0 .
  6. Плутарх . Сравнительные жизнеописания. — СПб. : Наука, 1994. — Т. 2. — 672 с. — ISBN 5-306-00240-4 .
  7. Страбон . География. — М. : Ладомир, 1994. — 944 с.
  8. Александрова О. И. Обоснование Афинами законности вывода колоний в VI - IV вв. до н. э. // Псковский военно-исторический вестник. — 2016. — Вып. 2 . — С. 72—77 .
  9. Ботвинник М. М. Акамант // Мифы народов мира. — 1987. — Т. 1 . — С. 55 .
  10. Суриков И. Е. Очерки об историописании в классической Греции. — М. : Языки славянских культур, 2011. — 504 с. — ISBN 978-5-9551-0489-8 .
  11. Bernhard J. Akamas 4 // W. H. Roscher: Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie. — 1886. — Bd. I, 1. — Kol. 205—206.
  12. Toepffer J. Akamas 4 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1893. — Bd. I, 1. — Kol. 1143—1145.

Ссылки

Источник —

Same as Акамант (сын Тесея)