Interested Article - Сирены

Гарпии на древнегреческой вазе
Сирены на древнегреческой вазе
Д. У. Уотерхаус , Одиссей и сирены , 1891

Сире́ны ( др.-греч. Σειρῆνες , лат. Sirenes ) в древнегреческой мифологии демонические существа , верхняя часть тела которых была женской, а нижняя — птичьей .

Сирены олицетворяли собой обворожительную, но коварную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы и мели. Они унаследовали от отца дикую стихийность, а от матери- музы — божественный голос. В микенских текстах есть слово se-re-mo-ka-ra-a-pi , которое может означать «украшенный головами сирен» .

Происхождение

Отцом сирен считали морского бога Форкия ; либо же они — дети Ахелоя и/либо одной из муз ( Мельпомены , или Терпсихоры , или Каллиопы ), либо Стеропы (дочери Порфаона ) , либо Геи , либо Кето .

Превращение

Ранее (например, в словаре Брокгауза и Ефрона ) считалось, что в послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и птичьими ногами . Однако, в словарях XX—XXI веков под древнегреческой сиреной подразумевается исключительно женщина-птица.

Существовало несколько сказаний , объяснявших, почему они приобрели птичий облик.

Они были спутницами Персефоны , после похищения которой блуждали и пришли в землю Аполлона , где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне ; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону ; либо их превратила в полуптиц Афродита , ибо они не хотели выходить замуж . Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц .

По совету Геры, они вступили в соревнование с музами по пению. Музы победили, ощипали перья сирен и сделали из них венки , которые впредь стали служить головным украшением муз. Состязание проходило у города Аптер (Бесперых) на Крите . Зевс выделил им остров Анфемоэссу .

Сирены и мореплаватели

Также определяли их местонахождение острова близ Сицилии и называли как таковое или сицилийский мыс Пелор, или Капрею , или Сиренузские острова (близ Кампанского берега). Согласно Страбону , их помещают у мыса Пелориады, а другие — у Сиренусс .

В послегомеровских сказаниях сирены изображаются как девы чудной красоты, с очаровательным голосом. Звуками своих песен они усыпляют путников, а затем раздирают их на части и пожирают. Аргонавты лишь благодаря тому миновали гибели от сирен, что сопутствовавший им Орфей заглушил пение сирен своим пением и игрой на форминге (или лире ). Один из аргонавтов, Бут , бросился на их зов в море, но был спасён Афродитой , поселившей его в Лилибее .

Гибель сирен

Первые сохранившиеся упоминания о сиренах имеются в « Одиссее ». Они обитают между землёй Цирцеи и Сциллой на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв; они погубили многих людей, чьи кости белели на лугу . Сирены чарующими песнями заманивают плывущих мимо путников, которые, забыв всё на свете, подплывают к волшебному острову и погибают вместе с кораблями . Сам Одиссей избежал коварных сирен лишь благодаря предостережению Цирцеи : он залепил уши своих спутников воском , а самого себя велел привязать к мачте, став, таким образом, единственным человеком кто слышал чарующие песни сирен, но остался в живых.

Сиренам было предсказано, что они погибнут, когда кто-либо из путников пройдёт мимо их острова, не поддавшись искушению. Поэтому, когда мимо них проплыл корабль Одиссея , они бросились в море и обратились в утёсы , либо сбросили перья и утопились .

Истолкования

Согласно Софоклу, они поведали ему закон Аида . Дионис назвал Софокла новой Сиреной .

В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке , создавая своим пением величавую гармонию космоса . Находятся в Аиде . Также они связаны с гармонией и Дельфами .

По истолкованию, они были гетерами и отличались игрой на музыкальных инструментах и сладостным голосом .

Сирен сближали с гарпиями и керами ; они воспринимались даже как музы иного мира — их изображали на надгробных памятниках.

Им посвящены комедии Никофона и Феопомпа «Сирены».

В геральдике сирены редко бывают эмблемами в гербах (как, например, варшавская сирена ), но чаще употребляются как щитодержатели.

Число сирен

Согласно описанию Гомера, сирен было две. Он рассказывает о них в двойственном числе, но имён не приводит . Позднее называли трёх сирен, имена которых были Пейсиноя, Аглаофа и Телксиепия . Одна из них играла на кифаре , другая пела, а третья играла на флейте . Помимо музыки, сирены завораживали моряков своим взглядом.

В других мифах называются имена сирен Парфенопа, Лигейя и Левкосия. В южноиталийском городе Сурренте (в Кампании ) существовал храм сирен, а возле Неаполя (Парфенопы) показывали гробницу сирены Парфенопы.

Музу Сирену упоминал Алкман .

Список сирен

  • Аглаопа ( Аглаофона / Аглаофема , «с искрящимся голосом») — сирена , дочь Ахелоя и Мельпомены .
  • Ахелоиды — прозвище сирен.
  • Левкосия — одна из сирен. Её именем назван остров напротив мыса Сиренусс . Её тело выброшено на берег у Посейдонии .
  • Лигейя — сирена, её тело выброшено на берег у Терины в Бруттии .
  • Молпа ( Мольпа , «Пляска») — согласно Гигину, одна из Сирен , дочь Ахелоя и Мельпомены .
  • Парфенопа ( Парфенопея ) — сирена ; её могилу показывали в Неаполе , который называли «постройка сирен» .
  • Писиноя ( Пейсиноя ) — сирена, дочь Ахелоя и Мельпомены .
  • Фелксиопа ( Телксиопа , «услаждающая взор»; или либо Фелксиепия ) — сирена , дочь Ахелоя и Мельпомены .

В астрономии

См. также

Примечания

  1. Мифы народов мира . М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.438, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей . М., 2001. В 3 т. Т.3. С.304
  2. , с. 268.
  3. Предметно-понятийный словарь греческого языка. Микенский период. Л., 1986. С.75, 140
  4. Софокл, фр.861 Радт из неизвестной драмы
  5. Ликофрон. Александра 722 и комм.
  6. Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 887
  7. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 7, 10
  8. .
  9. Еврипид. Елена 168—178
  10. Клавдиан. Похищение Прозерпины III 255
  11. Овидий. Метаморфозы V 554—563; Гигин. Мифы 141
  12. Первый Ватиканский мифограф II 84, 1
  13. Евстафий. К «Одиссее» XII 47 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.173
  14. Гигин. Мифы, выписки Досифея 8
  15. Павсаний. Описание Эллады IX 34, 3
  16. Цец. Комментарий к «Александре» Ликофрона 653 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.173
  17. Гесиод. Перечень женщин, фр.27 М.-У.; Аполлоний Родосский. Аргонавтика IV 883
  18. Первый Ватиканский мифограф I 42, 1
  19. Страбон. География I 2, 12 (стр.22)
  20. например в «Argonautica» Аполлония Родосского
  21. Аполлоний Родосский IV 900—919
  22. Гомер. Одиссея XII 45
  23. Гомер. Одиссея XII, 39 и след.
  24. . Дата обращения: 1 апреля 2022. 3 января 2022 года.
  25. Гигин. Мифы 141
  26. Орфическая аргонавтика 1284—1290 // Примечания А. А. Тахо-Годи в кн. Платон. Собрание сочинений. М., 1990-94. В 4 т. Т.2. С.466
  27. Стефан Византийский. Этника
  28. Софокл, фр.861 Радт = Плутарх. Застольные беседы IX 14, 6, пер. Боровского; пер. Зелинского и Смыки дает иную интерпретацию
  29. Павсаний. Описание Эллады I 21, 1
  30. Платон. Государство X 617b; См. Платон. Федр 259с
  31. Платон. Кратил 403d
  32. Ямвлих. О пифагорейской жизни 82
  33. Гераклит-аллегорист. О невероятном 14
  34. Гомер. Одиссея XII 39; 165—196
  35. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 25
  36. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 4; Э VII 18-19
  37. фр.70 Пейдж // Примечания Н. А. Чистяковой в кн. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. М., 2001. С.213
  38. Гесиод. Перечень женщин, фр.27 М.-У.
  39. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VII 18
  40. Страбон. География VI 1, 1 (стр.252)
  41. Ликофрон. Александра 720
  42. Ликофрон. Александра 724
  43. Гигин. Мифы. Введение 30
  44. Мифы народов мира . М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.291
  45. Ликофрон. Александра 716; Страбон. География I 2, 13 (стр.23); V 4, 7 (стр.246)
  46. Петроний. Сатирикон 5
  47. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э VII 18; Гигин. Мифы. Введение 30

Литература

  • Обнорский Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • : [ 15 августа 2022 ] / Стрелков А. В. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 268. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5 .
Источник —

Same as Сирены