Interested Article - Эдип

Эдип ( др.-греч. Οἰδίπους , лат. Oedipus ) в древнегреческой мифологии — царь Фив , сын Лаия и Иокасты .

Эдип разгадывает загадку Сфинкса . Деталь фрески II века, хранится в Египетском музее

В мифологии

Оракул предсказывал Лаию , что тот умрёт от руки своего сына . Ослушавшись предсказания, Лаий женится на Иокасте. После рождения сына, опасаясь за свою жизнь, он приказывает проколоть ноги новорождённого Эдипа и выбросить его у подножья горы Киферон . На третий день после рождения, зимой , Эдип брошен в горах, в долине Киферона. Ему сковали суставы ног. Там его нашёл коринфский пастух . Пастух отнёс мальчика в Коринф к царю Полибу и его жене Перибее , которые воспитали его как родного сына, дав ему имя Эдип, то есть «имеющий вспухшие ноги». Ребёнок был воспитан в местечке Тенея у Коринфа .

Гюстав Моро , Эдип и Сфинкс , 1864

Когда Эдип достиг зрелости, ровесники стали обвинять его в том, что он приёмыш, тогда он отправился в Дельфы . У входа в храм были написаны 3 максимы: 1. Познай самого себя, 2. Ничего сверх меры, 3. Ручайся только за себя. Дельфийский оракул через Пифию предсказал ему , что он убьёт своего отца и женится на своей матери.

Избегая Полиба, которого Эдип считал своим отцом, он отправился в Фивы . По дороге в Дельфы , у распутья трёх дорог он встретил Лаия, вступил в спор с его возницей, а затем убил и его самого . Согласно трагедиям, Лаий наехал колесом ему на ногу , за что Эдип убил его посохом . Затем Эдип смыл кровь после убийства в источнике, названном Эдиподия .

Явившись в Фивы , Эдип освободил город от страшного чудовища (сфинкса) , разгадав её загадку , за что Фивы избрали Эдипа своим царём . Он женился на вдове Лаия Иокасте (у Гомера она носит имя Эпикасты ), не зная, что она является его матерью. От неё он имел сыновей — Этеокла и Полиника и дочерей Антигону и Исмену . Другие версии называют женами Эдипа также Евриганею и Астимедусу .

В наказание за такое преступление (пусть и совершённое неосознанно) боги послали на Фивы моровую язву и объявили, что она не прекратится, пока не будет изгнан из города убийца Лаия. Узнав истину, его жена Иокаста повесилась , а Эдип в отчаянии ослепил себя . Когда сыновья стали пренебрегать им, он их проклял .

Антигона и Эдип покидают Фивы

Затем несчастный слепец покинул Фивы в сопровождении своей дочери Антигоны и после долгих странствований умер в Колоне , близ Афин , в храме Эриний . Вступил на афинскую землю в Конном Колоне . Могила — в святилище Эриний в Афинах , по мнению Павсания , кости перевезены из Фив . Гесиод описывает, что Эдип умер в Фивах . Его похоронили там, но затем как нечестивца перенесли в селение Кеос в Беотии , а затем в священный участок Деметры . Надгробные игры по Эдипу упомянуты в « Илиаде » .

Эдип в последующей традиции

Фульшран Жан Аррье . Эдип в Колоне

Предание об Эдипе встречается уже у Гомера , Гесиода и киклических поэтов . Эдип — действующее лицо поэмы « Эдиподия », трагедии Эсхила « Эдип », его сатировской драмы « Сфинкс » (фр.235-236 Радт); трагедий Софокла « Царь Эдип » и « Эдип в Колоне », трагедий Еврипида « Эдип » и « Финикиянки », трагедии Мелета Младшего «Эдиподия», трагедий Ахея Эретрийского, Ксенокла Старшего, Никомаха, Никомаха Афинского , Филокла Старшего , Диогена, Каркина Младшего , Феодекта, Тимокла и неизвестного автора «Эдип», двух трагедий Ликофрона «Эдип», комедии Евбула «Эдип», трагедии Цезаря «Эдип» и Сенеки « Эдип ».

В новейшее время сказание об Эдипе было использовано Гуго фон Гофмансталем ; в музыке — Игорем Стравинским и Джордже Энеску . Сюжет об Эдипе стал хрестоматийным примером того, как герой тщетно пытается избежать уготованной ему судьбы.

Предание об Эдипе занимает важное место в романе Милана Кундеры « Невыносимая лёгкость бытия », однако в нём рассматривается не неотвратимость судьбы, а мораль, изменившаяся со времён Эдипа (должен ли человек «выкалывать себе глаза», если он узнал о преступности своих действий лишь после совершения преступления?).

В романе Орхана Памука « Рыжеволосая женщина » сопоставлены западный миф об убийстве Эдипом неузнанного им отца Лаия и восточный миф об убийстве Рустамом неузнанного им сына Сухраба Шахнаме » Фирдоуси ) .

В психоанализе есть понятие эдипов комплекс — бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю противоположного пола и связанная с ним агрессия к родителю своего пола.

Термин используется в медицине для обозначения серьёзного самоповреждения глаз , которое является формой членовредительства и обычно вызывается психозом, параноидальным бредом или наркотиками .

Предки

Примечания

  1. (фр.) — Paris: , 2004. — P. 1390. — ISBN 978-2-7011-3067-5
  2. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 944—945.
  3. Любкер Ф. // / под ред. Ф. Ф. Зелинский , А. И. Георгиевский , М. С. Куторга , Ф. Гельбке , П. В. Никитин , В. А. Канский , пер. А. Д. Вейсман , Ф. Гельбке , Л. А. Георгиевский , А. И. Давиденков , В. А. Канский , П. В. Никитин , И. А. Смирнов , , , — СПб. : Общество классической филологии и педагогики , 1885. — С. 96.
  4. // / под ред. И. Е. Андреевский СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1890. — Т. Iа. — С. 833.
  5. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.657-659, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.482-483
  6. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 7-9; 6, 3; 7, 1
  7. Еврипид. Финикиянки
  8. Аристофан. Лягушки 1190
  9. Софокл. Царь Эдип 716—719, 1026—1035
  10. Страбон. География VIII 6, 22 (стр.380)
  11. Софокл. Царь Эдип 779; Гигин. Мифы 67
  12. Пиндар. Олимпийские песни II 40; Софокл. Царь Эдип 788—799
  13. Софокл. Царь Эдип 1026—1030
  14. Софокл. Царь Эдип 734
  15. Пиндар. Олимпийские песни II; Софокл. Царь Эдип 473—488
  16. Еврипид. Финикиянки 37-46; Гигин. Мифы 67
  17. Софокл. Царь Эдип 811
  18. Павсаний. Описание Эллады IX 18, 6
  19. Софокл. Царь Эдип 392—399
  20. Софокл. Царь Эдип 136, 1578
  21. Гомер. Одиссея XI 271—276
  22. Софокл. Царь Эдип 22-30
  23. Софокл. Царь Эдип 1316
  24. Эсхил. Семеро против Фив 778—784; Софокл. Царь Эдип 1270—1279
  25. Фиваида, фр.2 Бернабе; Софокл. Эдип в Колоне 1375—1379; Еврипид. Финикиянки 766
  26. Еврипид. Финикиянки 1706; Павсаний. Описание Эллады I 30, 4
  27. Софокл. Эдип в Колоне 42
  28. Павсаний. Описание Эллады I 28, 7
  29. Гесиод. Перечень женщин, фр.192 М.-У.
  30. Схолии к Софоклу. Эдип в Колоне 91 // Примечания В. Н. Ярхо в кн. Софокл. Драмы. М., 1990. С.552-553
  31. Гомер. Илиада XXIII 679
  32. Аристофан. Лягушки 1182—1187
  33. Burian, P. Inconclusive Conclusion: the Ending(s) of Oedipus Tyrannus // Sophocles and the Greek Tragic Tradition / Goldhill, S. ; Hall, E.. — Cambridge University Press, 2009. — P. 100. — ISBN 978-0-521-88785-4 .
  34. Аристотель. Риторика III 16
  35. E.F. Watling’s Introduction to Seneca: Four Tragedies and Octavia.
  36. Алексей Поляринов . . « Афиша » (1 марта 2017). Дата обращения: 30 ноября 2021. 30 ноября 2021 года.
  37. Geraldine Brooks. (англ.) . The New York Times (16 октября 2017). Дата обращения: 30 ноября 2021. 12 ноября 2020 года.
  38. Shaj Mathew. (англ.) . The New Yorker (30 октября 2017). Дата обращения: 30 ноября 2021. 27 февраля 2021 года.
  39. NP Jones (1990-09-01). . The British Journal of Ophthalmology . 74 (9): 571—573. doi : . PMC . PMID .

Литература

Источник —

Same as Эдип