Модель мира (мифология)
- 1 year ago
- 0
- 0
Модель мира (мифологическая, мифопоэтическая) — упрощённое отображение совокупности представлений о мире внутри конкретной мифологической традиции , описание взаимосвязи основных пространственных и временных координат, определяющих место человека и коллектива в мифологизированном космосе .
Миф является прежде всего способом обобщения мира в форме наглядных образов. Отдельные аспекты мира обобщались не в понятиях, а в чувственно-конкретных, наглядных образах. Совокупность связанных между собой наглядных образов выражала мифологическую картину мира . Мифопоэтическая модель мира не принадлежит к эмпирическим понятиям: носители традиции, как правило, полностью не осознают модель .
Восстанавливается на основании различных источников — данные палеонтологии и биологии , этнографические материалы по современным архаическим обществам, современная мифология развитых обществ, лингвистические данные, символика, произведения искусства и др., в которых имеются архаические элементы, в том числе архетипы .
Миф не различает объект и мысль о нём, вещь и слово, вымысел, фантазию и действительность, вещь и свойства, пространственные и временные отношения, правду и «поэзию» и др. Случайное, хаотическое, единичное, неповторимое не противостоит необходимому, закономерному, повторяющемуся. Выделение черт предмета определяется не его объективными характеристиками, а субъективной позицией хранителя мифа ( шамана , колдуна и др.). Способ обобщения строится на основе подражания увиденному. Главным средством обобщения выступают умозаключения по аналогии, учитывающие не столько объективные параметры предмета, сколько субъективные особенности ситуации поведения. В мифологии имеет место неполная обратимость логических операций и как следствие этой черты — нечувствительность мифа к логическим противоречиям.
Миф представляет собой особое объяснение мира со своеобразными трактовками причинности, пространства и времени. Объяснить какое-либо событие с точки зрения мифа — значит рассказать о том, как оно произошло, как оно было сделано, сотворено в прошлом. Мифология выделяет причинные связи, но фиксирует их как связи между целями и результатами человеческой деятельности. Поэтому и сама причинность представляется лишь как волевое действие, акт некоторого созидания.
Вся система мифологического объяснения построена на убеждении в реальности мифа. Отсюда следует беспроблемность мифологического объяснения: миф как миропонимание не нуждается в проверке и обосновании .
«Мир» в данном случае — человек и среда в их взаимодействии, причём «человеческие» структуры и схемы часто экстраполируются на среду. Модель мира часто включает тождество или зависимость между макрокосмом и микрокосмом , природой и человеком. Имеется большое число примеров антропоморфного моделирования космического пространства и земли, а также бытовых сфер — жилища, утвари, посуды, одежды, разные части которых на языковом и на надъязыковом уровнях связаны с названиями человеческого тела (подножие горы, ножка стола, стула и др.), антропоморфизация неодушевлённых объектов в языке, в образных системах — словесных, изобразительных и др.
Существенен вариант, в котором природа рассматривается не в качестве результата переработки входных данных органами чувств, а как результат вторичной перекодировки входных данных средствами знаковых систем: модель мира проявляется в различных семиотических формах, ни одна из которых не является полностью независимой для мифопоэтического сознания, поскольку все они связаны между собой и образуют единую универсальную систему, которой они подчинены .
Основаниями, связывающими между собой наглядные образы, выступают аналогии с человеком, с кровно-родственными связями общины. В мифе природа очеловечивается. Мир мыслится как живое, одушевленное существо, живущее по законам социума. Он рассматривается как социальная организация. Картина мира выступала аналогией картины того племени или народа, у которого сложилась данная мифология.
В мифе нет различия между реальным и сверхъестественным. Поэтому миф достраивает реальные социальные отношения идеальными мифологическими образами, заполняя ими «пропасть» между человеком и природой. Таким способом между природой и человеком поддерживается некоторая гармония.
Поиски ответов на вопрос о том, как произошел мир, лежат в плоскости проблемы происхождения социума. Ответы сводятся к аналогиям со сменой поколений в пределах социума. В образах богов , героев, труда и ремеслa, других чувственно-образных персонификациях обобщались отдельные стороны жизнедеятельности общины. Космогонические мифы включали повествования о происхождении богов, смены их поколений и борьбы этих поколений между собой: мифологическая космогония выступала как родоплеменная теория .
Модель мира всегда ориентирована на космологизированность сущего: всё связано с космосом, выводимо из него и проверяется и подтверждается через соотнесение с ним. Модель мира предполагает прежде всего выявление и описание космологизированного modus vivendi (способа существования) и основных параметров вселенной:
Для модели мира характерна логика бриколажа («использование обходного пути для достижения цели») . Миф предполагал некоторый динамизм, проявлявшийся в постоянном взаимодействии образов, их соотнесении. Важнейшей стороной взаимодействия образов выступало выявление их противоречивых сторон. Внешние отношения природной среды воспроизводятся в виде бинарно-ритмических оппозиций , системы бинарных (двоичных) различительных признаков. Набор этих признаков является наиболее универсальным средством описания семантики в модели мира. Обычно он включает в себя 10—20 пар противопоставленных друг другу признаков, обладающих соответственно положительным и отрицательным значением:
Все левые и все правые члены противопоставлений образуют некие единства, соотношение между которыми являются более общими оппозициями, не локализованными в пространственном, временном, природном или социальном смыслах: счастье-несчастье (доля-недоля), жизнь-смерть и чёт-нечет — наиболее абстрактное их числовое обозначение. На основе этих наборов признаков возникают универсальные знаковые комплексы, которые используются первобытным сознанием в качестве способа уяснения мира.
Во многих архаичных обществах двоичная символическая классификация обусловлена дуальной организацией социума, при которой имеется два вождя , две экзогамные половины племени , два родоначальника племени, двусторонняя система символических, ритуальных, брачных, экономических и др. отношений. В архаической культуре двоичные противопоставления могут развиваться не только в чистом виде, но и в рамках кодовых систем и разных иерархических уровней. Единое содержание сознание может передавать средствами растительного, животного, минерального, астрономического, кулинарного, абстрактного и др. кодов или реализовываться в разных сферах деятельности — религиозно-юридической, военной, хозяйственной и др.
Универсальные знаковые комплексы передаются различными символами. Одним из наиболее распространённых из них является мировое древо , которое обладает как качественными характеристиками, через системы семантических противопоставлений, так и количественными. Поскольку в рамках мифопоэтического сознания даже числа несводимы к чисто количественным понятиям, число используется не только для определения внешних размеров мира или его образа (мирового древа), количественного соотношения частей, но и для определения их качественных признаков. Число определяет высшую суть мира и прогнозирует будущую его интерпретацию. Таким образом, число также используется как средство «бриколажа».
В архаичном сознании мифопоэтические схемы модели мира, формальная сетка отношений нередко предшествуют содержательной интерпретации её элементов и предопределяют эту интерпретацию. В то же время, одинаковый материальный способ используется для передачи параллельной информации различного содержания. Например, различные типы схемы мирового древа служат для описания параметров вселенского пространства и правил ориентации в нём, временных, числовых, этиологических, этических, генеалогических и иных структур. Таким образом, многие языковые традиции одинаково кодируют соответствующие элементы разных структур, или эксплицитно формируют подобные уравнения, такие как год, пространство и мировое древо; бог, небо и день; человек, земля, смерть и др.
Мифопоэтическое сознание создаёт собственные классификации явлений. Цель таких классификаций в выработке формального аппарата, дающего схемы группировок конкретных вещей, выявляющего их сходства и различия, определяющего вещную структуру вселенной, что закладывает предпосылки для нынешних и будущих содержательных интерпретаций. Классификации служат для упорядочивания мира и представлений о нём, таким образом, отвоёвывают новые части хаоса и космологизируют его .
Предметы классифицируются не путем логических операций, а через наглядные представления об их участии в практической ситуации. Имеет место недоверие к исходной посылке силлогизма , если она не воспроизводит наглядный личный опыт. Посылка силлогизма не имеет всеобщего характера и понимается как частное положение. Силлогизм легко распадается на три независимых, изолированных частных положения, не связанных в единую логическую систему (в логике это две посылки и одно заключение из них). Личные качества человека часто относятся к конкретным материальному положению или бытовым ситуациям .
Внутри космически организованного пространства всё связано друг с другом (сам акт мысли о такой связи в первобытном сознании уже является объективизацией этой связи). Эта особенность объясняет такие трансформации, как метемпсихоз и метаморфозы типа животное-человек и др., сакрализацию реальных и вымышленных объектов (священных предметов типа австралийской чуринги , особых сил — мана , вакан и др.), сверхчеловеческих божественных и демонических персонажей, временных отрезков — алтьира, « время сновидений », время праздника и др.), многочисленные серии отождествлений (вплоть до слияния субъекта с объектом в спекулятивном мышлении и в экстатическом состоянии).
Многочисленные классификации мифопоэтической эпохи демонстрируют связь между собой. Если эта связь указывать на аспект тождественности элементов, и возиникают концептуальные матрицы, используемые для описания мира, например, в Древнем Китае, в упанишадах , у индейцев суньи и др. Другой тип связи внутри классификаций предполагает иерархичность. Классификаторы определённого типа приобретают исключительное значение и выступают как представители целых совокупностей явлений. Примеры: животные в тотемизме ; первоэлементы (земля, вода, огонь, воздух, иногда эфир, металл, дерево, камень). Первоэлементы репрезентируют целые классы явлений. Они связаны между собой, но это также иерархическая связь. Иерархическая связь в древнекитайской мифологии выглядит следующим образом. Космогонический порядок: дерево — огонь — вода — металл — земля; «современный порядок»: металл — вода — огонь — земля; порядок взаимного порождения: огонь — земля — металл — дерево — вода — огонь; порядок взаимного преобладания или разрушения: земля — дерево — огонь — металл — вода — земля. Аналогии таким порядкам имеются и в ряде других архаичных традиций. Некоторые из них определяют набор операторов над первоэлементами-классификаторами, что обуславливает возникновение более мощной системы моделирования миров. Подобные операции сохранялись ещё в раннегреческой натурфилософии , например, порождение четырёх элементов в результате циклического применения противопоставления жизнь-смерть ( Гераклит ). Имелась отдельная категория мифологических и раннефилософских текстов, которые восходили к мифопоэтической традиции и где присутствовала тетрада операторов: рождение (возникновение) — рост (увеличение) — деградация (уменьшение) — смерть (исчезновение). Эта серия операторов служила для описания космического цикла, религиозно-философских концепций, и, позднее, процесса познания. Такие тексты строятся по ряду основных принципов:
Эти правила, которые описывают формальную и содержательную структуру мифопоэтических текстов, в последующие эпохи стали источником как элементарных логических схем, так и тропов и фигур, составивших основу позднейшей поэтической образности. Подобным же образом ритуал, которые связан с мифом творения, в последующие времена породил эпос , драму, лирику, хореографию, музыкальное искусство и другие формы искусства, на материале которых может реконструироваться архаичная модель мира .
Вещам окружающего мира (обрядам, предметам быта, одежде, жилью, орудиям труда, украшениям и др.) система мифов придаёт определённую символическую значимость, ценность. Вещи наделяются своей иерархией — на них накладываются социальные характеристики. Все значимые для человека вещи выступают реализацией некоторого мифического замысла.
Миф выступает и как совокупность чувственных образов, и как неразрывно связанная с такими образами система ценностей. Мифологическая система ценностей определяет знаково-символический статус вещей, поступков людей. Миф отражает систему протоморальных регулятивов, норм и ценностей .
В мифопоэтическом сознании пространство и время не гомогенны. Высшей ценностью (максимум сакральности) обладает та точка в пространстве и времени, где совершился акт творения — центр мира (середина мира) , и «в начале» — само время творения ( мифическое время ). Космогонические представления связаны с этими координатами, которые задают схему развёртывания всего, что есть в пространстве и времени, организуют весь пространственно-временной континуум. Ритуал (особенно календарный и прежде всего основной — годовой, отмечающий переход от старого года к новому) также соотнесён с ними. Ритуальный годовой праздник в своей структуре воспроизводит порубежную кризисную ситуацию, когда из хаоса возникает космос .
В наиболее древних мифах мир, земля, вселенная часто могли изображаться в облике животного. Так, было распространено зооморфное видение мира: земля мыслилась как огромный космический зверь. Имелись представления, что земля, вселенная произошли из тела животного. В качестве такого животного могли выступать мамонт, бык, лошадь, черепаха, огонь, кит, птицы и др. Зверь мог рассматриваться как демиург ( творец ) мира. Каждое из этих животных было тотемом, олицетворявшим конкретный род. В древнеиндийских сочинениях сохранилось представление вселенной в виде жертвенного коня. Северные народы часто изображали вселенную в образе громадного лося.
Широко распространенным в древних мифах был также образ вселенной как мирового древа. В нём выявлялись три составные части, каждой из которых соответствовал свой самостоятельный мир. По этому чудесному дереву можно проникнуть в иные миры вселенной.
Позднее получает развитие образ вселенной как человека. Появляются мифы о гигантском космическом первочеловеке, из частей тела которого был создан видимый мир. Так, в индуистской мифологии имеется рассказ о Пуруше , первочеловеке, из частей которого появился мир, люди, касты людей и др. . В скандинавской мифологии боги убили великана Имира и создали из его тела мир .
Время в мифологии разделено на сакральное, «начальное» (мифическое) и «профанное», эмпирическое. Мифическое время представляется первоисточником архетипических первообразов, образцов. Это период, когда тотемные, племенные первопредки , демиурги, культурные герои создавали нынешнее состояние мира: рельеф, небесные светила, животных и растения, людей, образцы (парадигмы) и санкции хозяйственного, религиозно-ритуального социального поведения и др. . Представление о мифическом времени характерно прежде всего для архаической мифологии. В мифологическом сознании эти силы активизируются ритуалами, инсценирующими события мифической эпохи и часто включающими рецитацию мифов творения (особенно во время календарных праздников, инициации и т. п.), и продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе. События эпохи первотворения циклически воспроизводятся в ритуалах, в сакрализованное время праздника, особенно календарного.
Архаическая модель времени имеет линейный характер. Постепенно такая модель дополняется другой, перерастает в другую — циклическую модель времени . Этой трансформации способствует ритуальное повторение событий мифического времени, а также календарные обряды и развитие представлений об умирающих и воскресающих богах и героях, о вечном обновлении природы, полезных злаков и др. Примитивные календарные обряды известны северным австралийцам, папуасам и др., но полное развитие они получают в земледельческих цивилизациях Средиземноморья , Месамерики и других регионов.
В развитых мифологиях, в которых вселенная представляется как арена не прекращающейся борьбы космоса и хаоса, наряду с образом начального мифического времени возникает эсхатологический образ конечных времён гибели мира: Рагнарёк , эсхатология манихейства и др. После гибели мира во многих мифологиях может следовать его циклическое обновление. В ряде мифологий мир погибнет окончательно .
Мифологическое пространство представляет собой пространство социальной жизни, часть мира, в которой появился и функционирует данный социум, в ряде случаев со своим определённым тотемом, родоначальником, в качестве которого может выступать некий объект — животное, растение или неорганический предмет. В этом пространстве можно перейти из прошлого в настоящее и наоборот. Силы, породившие данный социум, не исчезли, они продолжают существовать. Человек верит, что может перейти из пространства окружающих его профанных вещей в пространство тех тотемных сил, которые сотворили в прошлом самого человека и его социум, в частности — от смерти к жизни и от жизни к смерти .
Центральной частью мифологической вселенной представляется сакральная середина мира. Самой распространённой её репрезентацией является мировое древо. Также середина мира может представляться в виде очага и огня вообще, колодца, алтаря, жертвенного столба, царского трона, солнца или иного астрономического тела, почитаемого в качестве божества, а также сакрализованных предметов, связываемых с идеей центра, например, омфал Дельфийского храма — пуп земли .
Середина мира выполняет гармонизирующую роль. Мифологические предметы, ассоциирующиеся с ней (древо, очаг, алтарь, трон и др.), и соответствующие мифологические персонажи ( Гестия , Аполлон Дельфийский, Один , принёсший себя в жертву на мировом древе, и др.) или жрецы ( пифия в Дельфах, камлающий у дерева шаман ) выполняют социальную, культовую, информативную и др. регуляцию коллектива. По древнекитайским представлениям , над всеми племенами и народами господствует император «Срединной империи», отчасти поэтому так и называемой. В то же время, центр — эмбрион вселенной, зародыш мира. Середина как порождающий элемент предстаёт как носитель порядка и чистоты. Отсюда представления о срединном местоположении первоначального рая , о постепенной порче вселенной по мере её удаления от центра, отождествление периферии с хаосом , а также идеализация «срединных» категорий, распространённая в архаической, а зачастую и в современной моральной философии . Яркий пример такой идеализации — античная концепция « золотой середины », а также некоторые этические теории Древнего Китая о «срединном пути» .
Для древней космографии характерно помещение обитаемого пространства в середине вселенной — средняя земля, эддический Мидгард и др. Вокруг находится область неупорядоченного — на краю земли живут великаны или иные хтонические существа . Вариантом такого деления пространства может считаться распространённое представление о воде, окружающей обитаемую сушу, поскольку вода в большинстве мифологий обычно связана с первоначальным хаосом, некой предвечной субстанцией . Мифологический мировой океан (первозданные воды) был «вначале», до творения, которое ограничило океан во времени и в пространстве. Космосу (или земле) предстоит погибнуть в результате катаклизма от океана, его вод, и воды океана снова станут единственной стихией в мире. Океан может выступать в различных олицетворённых формах (в облике божественных персонажей и связанных с хаосом чудовищ), а также как абстрактный умозрительный принцип. Во многих древнейших космогонических мифах океан и хаос равнозначны и неотделимы друг от друга. Согласно этой концепции, океан остаётся вне космоса и после возникновения последнего. При этом способность океана к порождению реализуется в появлении из него земли и в нахождении в глубине океана мифологического существа, способствующего порождению или, напротив, ревностно защищающего «старый порядок» и препятствующего началу цепи рождений из океана . Таким образом, космогонической концепции первичности океана соответствует космологическая модель суши, окружённой мировым океаном. Небо при этом часто мыслится чем-то наподобие верхнего моря. Представление о водяном хаосе лежит и в основе широко распространённого мотива всемирного потопа , имевшего место в начальные времена. Появление земли из воды, обуздание всемирного потопа или подземных вод обычно представляются фактором космического упорядочивания .
Середина мира связана как с обитаемым миром, так и с небесами, обиталищем богов и подземным миром. Так, мировое древо как репрезентация середины мира, объединяет все сферы и уровни мироздания и воплощает универсальную концепцию мира. С его помощью сводятся воедино общие бинарные смысловые противопоставления, служащие для описания основных параметров мира.
По вертикали выделяются нижняя (корни), средняя (ствол) и верхняя (ветви) части мирового древа. С помощью мирового древа различимы: основные пространственные зоны вселенной — верхняя (небесное царство), средняя (земля), нижняя (подземное царство); временная сфера — прошлое — настоящее — будущее (день — ночь, благоприятное — неблагоприятное время года), в частности в генеалогическом преломлении: предки — нынешнее поколение — потомки.
Горизонтальная структура мирового древа образуется самим деревом и объектами по сторонам от него. Обычно по обе стороны от ствола находятся чаще всего симметричные изображения копытных и (или) человеческих фигур (боги, мифологические персонажи, святые, жрецы, люди): ср. ацтекские изображения, где справа от него дерева находится солнечный бог, слева — бог смерти, или сцены жертвоприношения в Древнем Двуречье. Если вертикальная структура мирового древа связана со сферой мифологического, прежде всего космологического, то горизонтальная структура соотнесена с ритуалом. Объект ритуала или его образ (например, в виде жертвенного животного — коровы, оленя, лося и др., а ранее и человека, совмещённого с деревом) находится в центре, участники ритуала — справа и слева. В схеме мирового древа реконструируются две горизонтальные оси — горизонтальная плоскость (квадрат или круг, например, мандала ). В случае квадрата каждая из четырёх сторон (или углов) указывает направления (страны света). По сторонам или углам могут находиться частные мировые деревья или мифологические персонажи, персонификации стран света, в частности ветры («Эдду» или «четвёрки» богов, например, у ацтеков; ср. также ацтекские изображения древа, вписанные в квадрат) .
Первобытная мифология развивалась в направлении развертывания, усложнения мифологических сюжетов, обогащения набора исходных образов, более явного выявления логических связей, переходов между ними .
Период, для которого возможно говорить об относительно единой и стабильной модели мира, называется космологическим или мифопоэтическим. Его верхней границей считается эпоху, непосредственно предшествующую возникновению цивилизаций Ближнего Востока , Средиземноморья , Индии и Китая . Основным способом осмысления мира и разрешения противоречий в этот период является миф, мифология, являющаяся особым типом мышления, хронологически и по существу противостоящим историческому и естественно-научному типам мышления (ср. исследования К. Леви-Строса , М. Элиаде , Г. Франкфорта и др.), и ритуал .
В поздних мифологиях усложняются бинарно-ритмические оппозиции. В них появляется всё большее число опосредующих звеньев, переходы между ними становятся более явными и осмысленными. Одной из относительно поздних и сложных оппозиций является противопоставление хаоса и космоса, то есть беспорядочного, случайного, неоформленного — закономерному, организованному, стройному, целостному. Постепенное разрешение этой оппозиции приводит к формированию представлений о закономерно организованной природе. Эти представления стали важной предпосылкой становления естественно-научного познания .
Исходными и основными для текстов космологического периода являются схемы трёх типов:
В силу операционности определения объектов в мифопоэтическом мышлении («как это сделано? как это произошло? почему?») картина мира связывается с космологическими схемами и «историческими» преданиями, которые рассматриваются как прецедент, служащий образцом для воспроизведения, поскольку он имел место в «первоначальные» времена . «Исторические» предания, генеалогические схемы и схемы родства и брачных отношений образуют «временной диапазон» данного социума, выраженный в терминах поколений, — от предков в прошлом до потомков в будущем. Поэтому миф и мифологизированное «историческое» предание совмещают в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (средство объяснения настоящего, а иногда и будущего) .
В Средневековье космологическая концепция, формально не носящая догматического характера, понималась в качестве вероучительной проблемы. Религиозное сознание испытывало потребность в организованной космологической схеме .