Interested Article - Научный миф

Научный миф мифическое знание , черпающее свой материал из науки и имеющее характерную для науки рационализированную форму . Научные мифы широко распространены (например, половина американцев считает контакт с более развитыми и дружественными инопланетянами вероятным ) и имеют двойную природу: с одной стороны они претендуют быть наукой, а с другой являются частью культуры как разновидность человеческого познания , языческой религией современности , преобразующей общество .

Так, методологический научный миф может стать результатом ложного обобщения, восприятия единичного события как представителя всего класса подобных событий. Когда такой миф покидает пределы профессионального научного сообщества, он становится фактуальным — ошибки научной методологии принимаются массовым сознанием за доказанный наукой факт, становятся достоянием паранауки . Помимо этого сама наука и её яркие представители также дают богатую почву для современного мифотворчества . Вместе с тем ряд современных философов развивают идею о том, что существует и обратная связь между наукой и мифологией, об этом, в частности, говорит трансценденталистская концепция мифа .

Научная мифология и наука

Причиной возникновения научных мифов является стремление человеческого разума делать обобщающие выводы, не дожидаясь получения полной информации об изучаемом предмете. Их появление в науке связано с изучением новых областей знаний, о которых изначально мало достоверной информации. В такой ситуации выдвигаются гипотезы, основанные на эмпирическом опыте науки в других областях. В этом случае человек домысливает изучаемое явление на основании опыта в других областях (по аналогии). В истории науки известно много « гносеологических мифов » (вроде классического примера с марсианскими каналами ), когда непонятные явления при дефиците достоверной информации объясняются причинами, основанными на прежнем опыте. Научное знание порождает гносеологические, натурфилософские мифы там, где оно кончается, то есть в области недоказанного, где возможны такие категории, как вера и неверие .

Мифы становятся результатом адаптации новых научных открытий массовым сознанием . Так кардинальные изменения картины мира вследствие бурного развития физики и астрономии в XX веке породили новую волну мифологии .

Однако «обмен информацией» между наукой и мифологией происходит в двухстороннем порядке. Так, философ А. Ф. Лосев писал в своей известной работе « Диалектика мифа », что вопреки распространённому убеждению о том, что «наука побеждает миф», она «всегда не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпая из неё свои исходные интуиции» . Станислав Лем в своей философской работе « Сумма технологии » также высказывает близкие взгляды, утверждая, что «любая, даже самая точная наука развивается не только благодаря новым теориям и фактам, но и благодаря домыслам и надеждам ученых. Развитие оправдывает лишь часть из них. Остальные оказываются иллюзией и потому подобны мифу» . Натурфилософские мифы лежат в самом основании современного научного познания [ неавторитетный источник ] . Даже такой представитель позитивизма , как Поппер , считал, что внешние стимулы создания научных теорий лежат в области ненаучной метафизики и мифологии .

Как бы то ни было, в естествознании место для мифов есть только на первом этапе научного исследования в области догадок и интуиции . Затем выдвинутые положения проверяются с помощью научного метода и либо переходят в разряд подтверждённых научных теорий, либо опровергаются.

Научная мифология и искусство

По мнению , изменённые в массовом сознании научные представления о мире являются основой одной из трех систем фантастических образов в содержательной фантастике .

Формирование научных мифов не ограничено чистой наукой: важную роль в научном мифотворчестве играет научная фантастика, научно-художественная и научно-популярная литература .

Научные теории, факты и события активно использует фантастика в своих произведениях, создавая на их основе мифологию эпохи НТР .

Сложно переоценить роль в развитии фантастики связанных с научной мифологией рассказов о Големе и Франкештейне . Идея робота впервые появилась в пьесе Карела Чапека « R.U.R. » и была воспринята в то время как чистая фантазия.

Научные мифы основаны на достижениях науки, но их появление и развитие идет успешнее и быстрее в научной фантастике (которую даже называют «экспериментальной лабораторией по созданию мифов») .

Однако научная фантастика отбирает для своего использования и превращает в массовые мифы не все научные гипотезы, а только имеющие антропоморфные черты (например, при освоении космоса в научно-фантастических произведениях обязательно должен присутствовать человек, хотя с точки зрения целесообразности оптимальней поручить данный вопрос роботам) .

Научная мифология как новая религия

Научная фантастика оказалась на месте, традиционно занятом религией, пытаясь дать ответы на самые главные вопросы: «откуда мы взялись и зачем?», «существует ли Бог?» . Подобно Библии в прошлом, произведения массового искусства (« Близкие контакты третьей степени », « Инопланетянин », « Чужой », « Звёздный путь », « Секретные материалы ») проповедуют новую веру и религиозное знание . При этом научная мифология противопоставляет себя традиционным монотеистическим религиям, её цель — оторвать людей от их иудео-христианских корней .

Научная мифология предлагает своей аудитории нового человека, который возникнет в результате духовного и физического прогресса через дарвиновское « выживание сильнейших » — безбожную версию спасения . Такой подход давно критиковался в христианстве, где любой человек считается созданным по образу и подобию Божию и потому слабые, бедные и отверженные подлежат защите как «ближние». Как сказал К. С. Льюис ,

возможность для человека сделать из себя то, что он хочет, неизбежно ведёт к возможности для некоторых делать то, что они хотят, с другими

Научная мифология и массовое сознание

Научная мифология создаёт свою картину мира, решая тем самым мировоззренческие проблемы человечества .

Научное знание влияет на массовое сознание , тем вызывая тревогу у исследователей . Льюис Мэмфорд в своем труде «Миф машины» пишет о том, что социальные и научно-технические прогрессы связаны с изменениями в таких областях массового сознания, какие обычно относятся к области мифологии и религии . Популярность научных знаний привела к тому, что в рамках рекламных (и антирекламных) кампаний в СМИ искусственно создаются новые научные мифы для продвижения тех или иных товаров

Мифологизация образа учёного

Исаак Ньютон и яблоко

Важный пласт связанной с наукой мифологии — исторические анекдоты , рассказывающие об известных учёных и их открытиях. Нередко они служат канонизации и сакрализации образов творцов науки в массовом сознании. Так, французские физики Свен Ортоли и Никола Витковски считают важной частью подобной мифологии воспоминания известных учёных о постигших их в самых разных неподходящих для этого местах озарениях, считая подобные рассказы «искусной реконструкцией» .

Архимед

Образ Архимеда во многом сформирован историческими анекдотами о нём, рисующими канонический образ учёного , стоящего выше добра и зла, а тем более текущей политики, которого способно уничтожить только предательство. Первый — это приписываемая ему философом V века Проклом фраза «Дайте мне точку опоры — и я переверну землю». Согласно его сообщению, Архимед тогда в одиночку, пользуясь системой блоков , спустил на воду полностью загруженную трирему «Сиракузия», построенную под его руководством. Тем самым он опроверг утверждение Аристотеля , что сила может совершить полезную работу, только если она достигла определённого предела .

Согласно древнеримскому автору Витрувию , Архимед однажды разоблачил ювелира, продавшего царю Гиерону корону из золота , сильно разбавленного серебром . Именно обдумывая способ решения данной задачи, как рассказывает знаменитый римлянин, Архимед и открыл свой закон , выскочив из ванны с криком « Эврика ». По рассказу Витрувия, для решения поставленной царём задачи Архимед опускал в заполненный до краёв таз серебряный и золотой слитки, равные по весу короне, а затем и саму корону, измеряя при этом количество выплеснувшейся воды. После этого греческий учёный показал, что корона вытеснила воды меньше, чем серебро, но больше, чем золото . Никола Витковски и Свен Ортоли в своей книге мимоходом отмечают, что такой способ измерения плотности короны (если он имел место в действительности) к закону Архимеда, говорящему о силе , выталкивающей тело из воды, отношения не имеет, однако указывают на эмоциональное воздействие данной легенды. Знаменитый крик «Эврика» стал символом интуитивного озарения в науке .

И завершают этот канонический образ описанное Плутархом , Полибием и Титом Ливием участие Архимеда в защите Сиракуз от осады с последующей изменой одного из горожан и смертью учёного. Античные авторы пишут, что его последними словами было « не трогайте мои чертежи » .

Леонардо да Винчи

Другой пример исторической личности, превращённой массовым сознанием в образ «мага от науки» — Леонардо да Винчи . Он был гениальным художником и непревзойдённым инженером-механиком, хотя и далеко не самым образованным человеком своего времени. Источником мифотворчества стали его записные книжки, где он зарисовывал и описывал как собственные технические идеи, так и то, что он обнаружил в трудах учёных-предшественников или дневниках путешественников, «подсмотрел» у других практиков (часто с собственными усовершенствованиями). Сейчас же он воспринимается многими как изобретатель «всего на свете». Рассматриваемый вне контекста других инженеров эпохи Возрождения , своих современников и предшественников, он выглядит в глазах публики как человек, в одиночку заложивший фундамент современного инженерного знания .

Яблоко Ньютона

Яркий пример мифа о внезапном озарении учёного — история о том, как Ньютон открыл закон всемирного тяготения после того, как ему на голову упало яблоко . Сэр Исаак Ньютон начал рассказывать её в последние годы жизни, в частности так узнал о ней биограф Ньютона Уильям Стакли. Вероятно, она была сочинена для Катерины Кондуит, племянницы учёного .

Любимая женщина Альфреда Нобеля

Миф: Нобелевская премия не присуждается математикам , потому что жена Альфреда Нобеля изменила ему с математиком.

Опровержение: Альфред Нобель никогда не был женат. И хотя у него была любовница София Гесс, математик Миттаг-Леффлер не имел к ней никаких притязаний .

Премия не выдаётся математикам, потому что, по убеждению Нобеля, отмеченные наградой открытия и изобретения должны быть непосредственно полезны для всех. То есть премия создавалась для изобретателей, и математика была исключена как слишком абстрактная наука.

См. также

Примечания

  1. , // Философские науки . — 1989. — Вып. 2 . — С. 29—38 .
  2. , с. 15.
  3. от 30 июня 2017 на Wayback Machine // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. – СПб.: РХГИ , 1999. С. 243-262
  4. , с. 17.
  5. , Вступление. Божественная цистерна.
  6. // Известия Томского политехнического университета .. — 2009. — Т. 315 , № 6 . 28 октября 2014 года.
  7. .
  8. , .
  9. , 2. Наука не рождается из мифа, но наука всегда мифологична.
  10. Станислав Лем . Гл. 4. Интеллектроника → d. Мифы наки // [www.lib.ru/LEM/summa/summgl4d.htm Сумма технологии].
  11. Ренжина С. В. // Известия Уральского государственного университета . Сер. 3, Общественные науки. — 2010. — № 4 (83) . — С. 178—185 . 2 апреля 2015 года.
  12. Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. — М.: Изд-во «Прогресс» , 1978. С. 203—235.
  13. , с. 77.
  14. от 27 апреля 2013 на Wayback Machine // Ханютин Ю. М. Реальность фантастического мира. — М.: Искусство , 1977. 303 с.
  15. Галина М. С. от 7 августа 2012 на Wayback Machine // Общественные науки и современность . 1996. № 5. С. 167—175
  16. .
  17. , Якубайтис Э. А. от 13 февраля 2019 на Wayback Machine // журнал « Огонёк ». № 38. 1973. С. 24
  18. . — Издательство Иркутского университета , 1985. — 336 с. — 3000 экз. (недоступная ссылка)
  19. , с. 23.
  20. , с. 24.
  21. , с. 98—99.
  22. , с. 127.
  23. Кордонский С. Г. (№7, 2002). . Отечественные записки . из оригинала 3 ноября 2011 . Дата обращения: 10 апреля 2012 . {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  24. , гл.1. Ванна Архимеда.
  25. Витрувий от 21 апреля 2009 на Wayback Machine
  26. , гл.2. Записные книжки Леонардо.
  27. , Гл. 5. Яблоко Ньютона.
  28. от 2 января 2014 на Wayback Machine в познавательном журнале «Школа жизни»
  29. от 1 января 2009 на Wayback Machine на сайте проекта «Кроссворд-кафе»

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Научный миф