ТАСС
- 1 year ago
- 0
- 0
Фотохроника ТАСС , Фотохроника , Агентство Фото ИТАР-ТАСС , теперь снова существующая под брендом ТАСС — старейшее в России и странах СНГ агентство фотоинформации, существующее с 1926 года , и является подразделением информационного агентства ТАСС .
Наибольшую известность агентство получило, как «Фотохроника ТАСС», поскольку носило это название несколько десятилетий. В повседневной речи часто носило название «Фотохроника», обозначая одно из крупнейших агентств, создающих фотолетопись внутренней жизни СССР для употребления в отечественных изданиях. «Фотохроника ТАСС» была крупнейшим поставщиком новостной фотоинформации для советских печатных изданий и обладала разветвлённой сетью корреспондентских пунктов, позволявшей получать фотографии из любого уголка Советского Союза . Вторым крупным фотоагентством страны была Фотослужба Агентства печати «Новости» («АПН», ныне « РИА Новости »), производившая, главным образом, фотоинформацию для зарубежных изданий.
Началом истории «Фотохроники ТАСС» можно считать 1 февраля 1926 года, когда в агентстве РОСТА с целью снабжения центральных печатных изданий литературным и иллюстративным материалом был создан цех по изготовлению типографских клише фотографий , получивший название «Пресс-клише». Он был создан на основе пресс-бюро отдела печати ЦК РКП(б) и бюро клише при издательстве «Огонек». Изначально штат цеха состоял из двух фотокорреспондентов, двух лаборантов и двух учеников. Со временем цех разросся до полноценной фотослужбы и превратился в самостоятельную редакцию, осуществлявшую сбор информации, создание фоторепортажей и отдельных фотографий и их распространение .
В 1931 году ТАСС стал одним из учредителей треста «Союзфото», организованного путём слияния агентств «Унионфото» и «Пресс-клише» ТАСС по инициативе агитпропа ЦК ВКП(б) как всесоюзная государственная организация по централизованному выпуску фотоиллюстраций для газет и журналов, книжных издательств и других потребителей фотоинформации с целью повысить эффективность политической агитации и пропаганды. Главным редактором «Союзфото» назначили С. Евгенова, его заместителями Л. Межеричера и В. Гришанина. В структуре новой организации функционировали агентства «Пресс-клише» и «Фотохроника». В 1938 году они были переданы в ведение ТАСС, а через год объединены под названием «Фотоклише ТАСС». С 1941 года «Фотоклише ТАСС» получило официальное название Фотохроника ТАСС .
В годы Великой Отечественной войны репортёры «Фотохроники» сделали наиболее значимый вклад в создание документальной фотолетописи боевых действий . В эти годы в штате редакции работали такие известные фотожурналисты, как Евгений Халдей , снявший водружение советского флага над Рейхстагом , Эммануил Евзерихин , Марк Редькин , Макс Альперт и другие . Кроме того, агентство осуществляло централизованный сбор фотодокументов , сотрудничая с фотографами других изданий.
В послевоенные годы агентство стало центральным органом фотоинформации страны, получив название «Главная редакция фотоинформации ТАСС при Совете Министров СССР» . Редакция находилась в здании на улице 25-го Октября, дом 4, ныне улица Никольская , а впоследствии (с 1976) — на Большой Дорогомиловской дом 12, в здании бывшей школы. К московской Олимпиаде Фотохроника получила ещё одно здание по соседству: на улице Брянской , дом 7. В здании на Большой Дорогомиловской оставались цеха выставочной фотопечати, склады и мастерские по ремонту фотоаппаратуры . В середине 2000-х годов агентство отказалось от здания на Дорогомиловской, и в данный момент оно заброшенно и необитаемо. Несколько раз горело из-за проживающих в нём бомжей. Сейчас заброшено.
В настоящее время фотослужба ТАСС находится в историческом здании ТАСС по адресу Тверской б-р, 10.
Освещение съездов КПСС и официальная хроника стали практически монополией «Фотохроники ТАСС», поставлявшей фотографии для всех отечественных и зарубежных изданий . Особенно важные государственные события в регионах освещались в оперативном режиме с использованием для передачи снимков фототелеграфа , которым постепенно оснастили все корпункты. С 7 февраля 1957 года фототелеграф использовался агентством для передачи готовых снимков крупнейшим зарубежным потребителям фотоинформации . К концу застоя главным продуктом агентства были официозные фоторепортажи о партийных событиях и достижениях социалистической экономики . Центральные и местные газеты и журналы были обязаны публиковать материалы «Фотохроники», отчисления за которые приносили агентству гарантированный доход.
С началом Перестройки был снят идеологический запрет на освещение многих сторон общественной и политической жизни, и репортёры агентства получили значительно большую степень свободы в выборе тем. Кроме того, появился спрос на фотографии, показывающие действительность с непривычных точек зрения, подстегнув профессиональный рост «Фотохроники» . Однако, вскоре для агентства настали тяжёлые времена, поскольку, несмотря на бурное развитие печатных изданий и открытие множества новых газет и журналов, монополия на их снабжение фотоинформацией была утрачена. На внутренний рынок России получили доступ крупнейшие агентства фотоинформации, такие как « Рейтер » ( англ. Reuters ), « Ассошиэйтед-пресс » ( англ. Associated Press ), (фр. Agence France-Presse) и другие, обладающие всемирным охватом корреспондентских сетей и передовым техническим оснащением. Появление и развитие Интернета и способов мгновенной доставки фотоизображений до любого потребителя заставили «Фотохронику» развивать новейшие способы распространения . Благодаря соглашению о сотрудничестве с фотослужбой агентства «Рейтер» в середине 1990-х была создана оперативная лента фотоинформации, а иностранные партнёры получили доступ к фотографиям «Фотохроники» из регионов. С 1992 года после переименования головного агентства ТАСС в ИТАР-ТАСС, «Фотохроника ТАСС» была переименована в Агентство «Фото ИТАР-ТАСС». В настоящее время агентство обладает собственным техническим оснащением для формирования ленты фотоновостей и входит в пятёрку крупнейших поставщиков фотоинформации для российских новостных изданий.
Несмотря на идеологический характер деятельности «Фотохроники», её профессиональный уровень долгие годы поддерживался на высокой отметке, чтобы обеспечить конкурентоспособность и имидж советской школы журналистской фотографии за рубежом. С агентством могли сотрудничать не только московские фотожурналисты, но и репортёры из регионов, повышая при этом своё мастерство. Фактически, «Фотохроника» до конца 1990-х годов была главным фотобанком страны, работая с многими нештатными авторами в стране и за рубежом. Подавляющее большинство известных российских фотожурналистов, так или иначе когда-либо сотрудничали с «Фотохроникой». Многие нынешние сотрудники иностранных фотоагентств, имеющие российское происхождение, также являются выходцами из стен «Фотохроники ТАСС». Репортёры агентства неоднократно получали призы престижных международных фотоконкурсов, в том числе World Press Photo , в котором «Фотохроника» была постоянным участником, наряду со своими зарубежными конкурентами.