Interested Article - Ангелология
- 2020-04-27
- 1
Ангелоло́гия ( др.-греч. ἄγγελος (« а́нгелос ») — вестник, посланец → ангел + др.-греч. λόγος (« логос ») → греч. ~λογία наука ) — учение об ангелах . Предметом ангелологии как богословской дисциплины является происхождение и природа ангелов, их место и роль в составе небесного воинства , ангельская иерархия и т. п. Во взаимосвязи с богословской, в том числе христианской демонологией , осмысливает историю ангельского мира.
В основе ангелологии лежит Божественное Откровение как первоисточник сведений о духовном мире .
Является методологической основой в разработке соответствующих разделов в гимнографии и иконографии , затрагивающих практические аспекты почитания ангелов в богослужении .
В Библии
На начальных этапах священной истории ( Библии ) часто невозможно однозначно отличить теофанию (Богоявление) от ангелофании (явления ангелов). Этимологически ангел есть «вестник», но весть может быть передана и формой особого явления Господа. Так, эпизод посещения Авраама тремя странниками ( Быт. ) святители Амвросий Медиоланский , Афанасий Великий и блаженный Августин трактуют как явление Святой Троицы. Со своей стороны, святой Иустин Философ , Тертуллиан , святой Ириней Лионский , Евсевий Кесарийский и святитель Иоанн Златоуст усматривают в этих образах явление Господа (Второго Лица Святой Троицы) с двумя ангелами. Упоминания об ангелах редки в ветхозаветную эпоху, но учащаются по мере нарастания мессианских ожиданий в позднейшие ветхозаветные времена .
Служение ангелов
На род служения ангелов указывает их название (ἄγγελος), то есть вестник. Согласно посланию к Евреям , ангелы — это «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. ). Согласно Ветхому Завету, они славословят Бога, являются по Его повелению для помощи людям или для их наказания, приносят Богу их молитвы, объявляют судьбы народу. В Новом Завете явления ангелов сопровождают многие события: благовестие Захарии и Деве Марии архангелом Гавриилом ( Лк. , ), ангелы славословят Рождество Христово ( Лк. ), помогают Иисусу Христу в Его молении о Чаше ( Лк. ), возвещают об Его Воскресении ( Мф. ), разъясняют апостолам смысл Его Вознесения ( Деян. , ). Согласно Откровению Иоанна Богослова , ангелы ведут войну с сатаной ( Откр. ). По учению Церкви, ангелы участвуют в богослужении Церкви .
Происхождение ангелов
Согласно Библии, ангельский мир сотворен Богом ( Кол. ). Многие святые отцы считали, что под небом в первом стихе Книги Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. )), следует понимать ангельский мир, а под «землей» — мир вещественный. Большинство святых отцов считали, что ангелы сотворены до создания вещественного мира (святители Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Амвросий Медиоланский , преподобный Иоанн Дамаскин ). Однако блаженный Феодорит Кирский считал, что ангелы сотворены одновременно с созданием вещественного мира, так как, согласно его утверждению, они ограничены местом .
Природа ангелов
Библия называет ангелов «духами» ( Евр. ) и относит к «невидимому» миру ( Кол. ). Святые отцы и литургические тексты определяют ангелов как «бесплотные духи». Однако бестелесными и невещественными ангелы называются только по сравнению с людьми, но не по сравнению с Богом, Который совершенно невещественен и бестелесен. Учение о бестелесности ангелов получила широкое распространение в Западной церкви. Ангельская природа не подчинена законам физиологии. Ангелы бессмертны, поэтому их число не уменьшается. После отпадения Люцифера и последовавших за ним ангелов, они уже не могут отпасть от Бога, а отпавшие ангелы вернуться к Богу .
Ангельский собор и его иерархия
В понятии «ангельский собор» слово «собор» используется в старинном значении собрания, совокупности (ср. собор всех святых). Однако, как указывает святитель Григорий Богослов , духовный мир настолько таинственен и непостижим, что уже попытка его описать вызывает «кружение в слове» .
Согласно профессору В. Н. Лосскому , единство ангельского мира совершенно отлично от человеческого единства. Он считал, что у ангелов нет единства природы, каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир, следовательно, «их единство не органическое и его можно было бы назвать по аналогии – единством абстрактным: это единство города, хора, войска, единство служения, единство хвалы, одним словом — единство гармоническое» .
Иерархический принцип лежит в основе гармонического единства мира ангелов. Его разработка дана в « Ареопагитиках », сборнике трактатов и писем на догматические темы неизвестного автора конца V или начала VI века , так называемого Псевдо-Дионисия Ареопагита . Главный его ангелологический тезис гласит, что «Слово Божие все небесные Существа для ясности обозначает девятью именами. Наш Божественный руководитель разделяет их на три тройственные степени» . Согласно этой книге, три степени небесной иерархии, по три ангельских чина в каждой, представляются так:
При этом Ареопагит специально оговаривает, что людям не дано познать в полной мере все «тайны пренебесных Умов и святейшие их совершенства»:
Сколько чинов небесных Существ, какие они, и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, — в точности знает это, как я думаю, один Бог, Виновник их Иерархии. Знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие.
Судить об этом можно лишь в пределах того, «сколько Бог открыл нам чрез них же самих, как знающих себя» . В системе «Ареопагитик» ангелы, занимающие в ней более высокое положение более приближены к Богу и сообщают благодатные дары нижестоящим ангелам .
По мнению Отцов Церкви , ангелов неизмеримо больше, чем всех людей. Согласно христианскому богословию, сразу после святого таинства Крещения Бог посылает каждому человеку ангела-хранителя , который на небесах предстоит за него перед лицом Бога (см. Мф. ). В православной традиции одна из ежедневных утренних молитв адресована ангелу-хранителю, данному от Бога для охраны молящегося, просветить ему наступивший день, сохранить его от всякого зла, наставить и направить его на путь спасения.
В Православной церкви основная память ангелов отмечается 8 (21) ноября .
См. также
- Демонология
- Серафимы
- Херувимы
- Архангелы
- Ангел Иеговы
- Сколько ангелов может танцевать на булавочной головке?
Примечания
- ↑ Иванов М. С., Никифорова А. Ю, Э. П. И. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 300-306. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2 .
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Дата обращения: 22 марта 2022. 8 мая 2021 года.
- ↑ Дата обращения: 4 октября 2010. 17 сентября 2012 года.
Литература
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- Дионисий Ареопагит . .
- Иванов М. С., Никифорова А. Ю, Э. П. И. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. II : « Алексий, человек Божий — ». — С. 300-306. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2 .
- Лосский В. Н. // Очерк мистического богословия восточной церкви.
- Энциклопедия православной иконы. Основа богословия иконы / По благ. архиеп. Могилёвского и Мстиславского Максима. — СПб. : Сатисъ, 2002. — 336 с. — ISBN 5-7373-0208-3 .
- 2020-04-27
- 1