Interested Article - Немцы

Не́мцы ( нем. Deutsche ) — народ и нация германского происхождения, основное население Германии , Австрии , Швейцарии и Лихтенштейна .

Язык — немецкий , германской группы индоевропейской семьи. До XX века также именовались герма́нцами .

Этимология слова

Этимология славянского экзоэтнонима

От этнонима «немет»

Филолог-русист Вениамин Брим в 1923 году писал, что «славяне стали называть западных немцев первоначально кельтским именем Nemeti и истолковали его как „немой — немец“». Данную точку зрения на этимологию слова поддерживали лингвисты Павел Шафарик , Иосиф Миккола , Алексей Шахматов и другие слависты. Они возводили славянское «нѣмьць» к кельтскому именованию германского племени неметов , отмеченному древнеримскими авторами Цезарем (I в. до н. э.) и Тацитом (I—II вв. н. э.) .

Древнейшие известные упоминания этнонима в формах «Νεμίτζοι» ( nemid͡zi ), «Νεμίτζιοι», «Νεμίτζους», «Νεμίτζων» отмечены в византийских источниках, где этот этноним используется для обозначения жителей Баварии (и, шире, Германии) :

  • трактат « О церемониях византийского двора » (X век);
  • сочинение «История» Михаила Атталиата (XI век);
  • акты монастыря Лавры св. Афанасия на Афоне (XI век);
  • акты монастыря св. Иоанна Богослова на Патмосе (XI век);
  • труд «Алексиада» Анны Комнины (XII век);
  • историческая хроника Иоанна Зонары (XII век).

В Венгрии этноним «Német» впервые отмечен в топонимии в середине XIII века: в 1235 году в форме «Nemchen» и в 1283 году в форме «Nympty» .

В русских летописях этноним «немцы» впервые употребляется в Повести временных лет , документе начала XII века .

Согласно китайской хронике Юань ши , в XIII веке монгольский командир Урянхадай называл Священную Римскую Империю словом «Nie-mi-sz'» .

От слова «немой»

Праславянское слово *němьcь «чужестранец» образовано от *němъ «немой, неспособный говорить на понятном языке». В более широком смысле слово обозначало всех иностранцев, говорящих «непонятно», в том числе и другие германские народы : шведов , датчан и другие. Такая трактовка встречается в новгородских летописях, где норвежцы назывались «каинскими немцами» [ неавторитетный источник ] .

В актах археографической экспедиции за 1588 год этноним «немец» распространяется на англичан , шотландцев , брабантцев , венецианцев , голландцев , пруссов и другие народы Европы . Корень используется во многих славянских языках для обозначения государства немцев, названия их народа и языка, например :

Лингвист Геннадий Ковалёв , обобщивший в своих работах весь опыт этимологизирования данного слова в мировой науке, считает, что прямая этимология этнонима «немец» от «немой» (не способный говорить) является не научной, а народной . Он обозначил ряд вопросов, которые ставят научность такой этимологии под вопрос :

  1. если славяне в древности называли германцев «немыми», то почему они не называли так всех неславян, в частности римлян, греков, тюрков, угров и балтов?
  2. если «неговорящими» называли всех чужестранцев из Западной Европы, то почему все славяне одинаково называют «немцами» один и тот же, единственный из всех германцев, народ?
  3. как совместить этимологию нѣмь > нѣм-ьць с установленным Олегом Трубачёвым фактом, что древнейшая славянская этнонимия не оформлялась суффиксом -ьци ?
  4. как проигнорировать, что этнонимы на -ьц и адъектонимы на -ский имеют общую основу? Например: голландец — голландский, исландец — исландский, но немец — немецкий, вместо нем-ский . Нет никаких оснований видеть этимологический -ец в слове немецкий , как и в словах турецкий, грецкий (орех), ненецкий (от ненэць — человек) и энецкий (от энэтен — люди).

По его мнению, истолкование лексемы «немцы» как «немые» (чужестранцы), по всей видимости, произошло в славянских языках значительно позднее на основе народноэтимологического сближения неметов с корнем нем- ( немой , немота ), поскольку только омонимией объясняется единообразие, с которым все славянские языки обозначают «немцами» именно германцев .

Историк , ученик В. А. Сафронова и О. Н. Трубачева , считает, что этноним «нéмец» не может иметь отношения к слову «немой», так как существительное, образованное от корня «нем» с помощью суффикса «-ец» имело бы ударение на последний слог (немой — немéц, слепой — слепéц), а не на первый .

Этимология эндоэтнонима

Немецкое же слово Deutsche происходит от древневерхненемецкого слова diutisc (от diot , что значит «народ»), которое использовалось в словосочетании «народный язык», как называли немецкий язык . Слово ein diutscher в смысле одного представителя немецкого народа появилось в средневерхненемецком языке во второй половине XII века . Корень закрепился во многих современных германских и некоторых языках Юго-Восточной Азии : в африкаанс ( Duitsland, Duits ), фарерском ( Týskland, Týskt ), датском ( Tyskland, tysk ), нидерландском ( Duitsland, Duits ), шведском ( Tyskland, tysk(a) ), японском (ドイツ, ドイツ人 или ドイツ語), корейском (독일, 독일인 или 독일사람) и других. В английском языке , однако, происходящее от этого корня слово Dutch стало относиться к жителям соседних Нидерландов .

В других языках распространены иные корни. Латинский корень german употребляется для обозначения немцев и немецкого языка в английском ( Germany, German ), индонезийском ( Jerman, Jerman ), румынском ( Germania, germana ) и в других языках. В русском языке корень употребляется только в названии страны ( Германия ), тогда как название языка и определение «немецкий» образованы от славянского «нѣмьць». Схожая ситуация и в итальянском языке , где корень используется только в названии страны ( Germania ), а определение ( tedesco ) заимствовано из исконно германского diutisc . В других языках используются корни от названия германского народа алеманнов . В большинстве своём это романские языки: французский ( allemand ), португальский ( alemão ), испанский ( alemán ) и другие. Этот же корень существует в арабском ( almāniyy — الألمانية), турецком языке ( Alman ), азербайджанском языке ( Alman ) и татарском языке ( Алман ). Менее распространённые корни этнонима, которые происходят от названий других германских племён: saksa — от племени саксов эстонском языке ), bawerski — от племени баваров лужицких языках ).

Восточными славянами и балтами для обозначения конкретно германцев использовался термин «тевтоны», ведущий от латинского названия германских племён «Teutoni» упоминаемых вместе с кимврами . Он же дал название Тевтонскому ордену (официальное — «Тевтонской братии церкви Святой Марии Иерусалимской»), это не самоназвание, так называли лишь жители Великого княжества Литовского , Польши и племена балтов .

Немцы как этнос

История

Германские племена между 100 и 400 годами нашей эры

Основу формирования немецкого этноса составили такие германские племена, как алеманны , бавары , франки , саксы , лангобарды , маркоманы , готы , неметы , швабы и другие, заселившие в Средние века территорию нынешней Германии.

После раздела Франкской империи в 843 году образовалось Восточно-Франкское королевство , с X века оно стало называться Тевтонским ( лат. Regnum Teutonicorum , от германского племени тевтонов ).

К XII—XIII векам территории, населяемые полабскими славянами и поморянами , были захвачены немецкими феодалами, после чего началась их интеграция в Священную Римскую империю и онемечивание этих славянских племён. Однако поморяне (предки современных кашубов ) и лужичане так и не подверглись полной ассимиляции немцами.

В XIII веке, после завоевания Тевтонским орденом территории, населяемой балтийским племенем пруссов , начался процесс их ассимиляции немцами.

В XIV веке силезские племена , попав под власть Люксембургов , начали подвергаться онемечиванию. Причём население Нижней Силезии было ассимилировано только частью, в отличие от Верхней .

Немцы Мекленбурга в национальных костюмах

Долгое время Германия была феодально раздробленной, поэтому до сих пор в ней сохраняется много областных самоназваний — швабы , баварцы , саксонцы , франконцы и так далее. Решающую роль в объединении нации сыграло наиболее сильное во второй половине XIX века немецкое государство — Пруссия .

Баварцы в национальных костюмах

Немецкая нация была окончательно сформирована после создания Германской империи в 1871 году . Индустриализация и связанный с ней отход населения в города способствовали нивелированию региональных и этнографических различий.

Однако Германская империя не охватывала более двух третей немецкоязычной территории ( нем. Sprachraum ). Часть немецких этнических меньшинств, проживающих за рубежом, классическим примером которых являются балтийские немцы , считали себя немцами. Однако многие подданные Германской империи ( рейхсдойче ) с гневом отвергали претензии балтийских немцев на немецкость.

Расселение немцев в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе в 1925 году

Группы немецкого населения в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе формировались в ходе средневековой колонизации и более поздних переселений немцев на восток . После окончания Первой мировой войны , распада Австро-Венгрии и возникновения независимой Польши они стали национальными меньшинствами. В общей сложности за пределами немецких государств оказалось 6,5 млн немцев, в частности, Германия потеряла 3,5 млн немецкого населения. Впоследствии нацистская Германия использовала эту ситуацию в интересах своей агрессивной внешней политики, подогревая прогерманские настроения немецких меньшинств . После поражения Германии во Второй мировой войне принудительному выселению из различных государств подверглось около 12-14 млн немцев .

Субэтносы

По языковому признаку среди немцев Германии наиболее выделяются следующие субэтносы:

Язык

Западногерманские языки: Голландский (нижнефранконский, западногерманский) Нижненемецкий (западногерманский) Центрально-немецкий (высокогерманский, западногерманский) Верхненемецкий (высокогерманский, западногерманский) Английский (англо-фризский, западногерманский) Фризский (англо-фризский, западногерманский) Северогерманские языки: Восточно-скандинавский Западно-скандинавский Линия, разделяющая северный и западный германские языки

Немецкий язык относится к германской группе индоевропейской языковой семьи . По́зднее образование единого немецкого государства способствовало откладыванию кодификации норм немецкого языка , общего для всех немцев, и сохранению сильных различий между субэтническими группами немцев. По этой причине в Германии существует широкое диалектное разнообразие , в котором большинство диалектов зачастую значительно отличаются в произношении , грамматике и словоупотреблении от общепринятого литературного языка ( нем. Hochdeutsch ) и друг от друга вплоть до проблем взаимопонимания между носителями диалектов .

Немцы как политическое понятие

В широком смысле немцы — лица немецкой национальности ( нем. deutsche Volkszugehörigkeit ), представители немецкого народа ( нем. deutsches Volk ). Лица немецкого происхождения ( нем. Deutschstämmige ) — лица, имеющие предков немецкой национальности и не обладающие немецким гражданством. Часто таких людей более не относят к немцам, хотя и признаётся у них наличие немецких предков, например американцы немецкого происхождения .

Закон о гражданстве Германии определял немцев как немецких граждан (без различия национальности), ранее — граждан всех немецких земель и непосредственных граждан Германской Империи , тогда как Конституция ФРГ в статье 116 определяет немцев как немецких граждан (любой национальности), а также статусных немцев ( нем. Statusdeutsche ) — беженцев и перемещённых лиц немецкой национальности и членов их семей, а также официально признанных немецких переселенцев ( нем. Aussiedler ), не имеющих немецкого гражданства и принятых на территории Германии в соответствии с законом о делах перемещённых лиц и беженцев , который фактически и определяет критерии принадлежности к немецкой национальности.

До 1945 года для обозначения лиц немецкой национальности, но не имеющих немецкого гражданства, использовался термин фольксдойче ( нем. Volksdeutsche ). В праве нацистской Германии фольксдойче называли этнических немцев, проживающих за пределами Германской империи; немцы рейха именовались рейхсдойче . Также в нацистской Германии употреблялся термин лица немецкой крови ( нем. Deutschblütige ), обозначающий немцев, имеющих арийское происхождение . Сегодня все эти термины из-за нацистского прошлого более не употребляются. В современном разговорном немецком языке для обозначения этнических немцев Германии без миграционного прошлого используется неполиткорректный термин «бионемцы» ( нем. Biodeutsche ), который противопоставляется унижительному термину «паспортные немцы» ( нем. Passdeutsche ), обозначающему немецких граждан, не являющихся лицами немецкой национальности.

Расселение в мире

Около половины немцев живёт за пределами Германии . Большая часть населения Австрии , Швейцарии , Лихтенштейна и Люксембурга , где распространён немецкий язык в собственных национальных вариантах , в последнее время считает себя не немцами, а австрийцами , швейцарцами и лихтенштейнцами .

Значительные общины немцев живут в Бельгии (около 70 тысяч, имеют культурно-языковую автономию ), Дании , Франции ( Эльзас и Лотарингия (северо-восток департамента Мозель )), Италии , Польше , Чехии , Словакии , Венгрии , Румынии ( румынские немцы ), России ( российские немцы ), Казахстане (также причисляемые к российским немцам в силу общности происхождения и культурно-языковой близости), а также в Бразилии , других странах Латинской Америки, Намибии и США (при этом по данным переписи населения лица немецкого происхождения представляют в США наиболее многочисленную группу, опережая по численности выходцев из Англии ).

Немцы в России

Немцы внесли заметный вклад в развитие российской науки и культуры. Многие из них отличились, находясь на государственной и военной службе в период объединения земель вокруг Москвы и особенно в Российской империи .

Немцы в США

Население США по доминирующим этническим корням. Немецкое происхождение — голубой цвет.

Одной из крупнейших (но не единственной) и наиболее ранней из немецких общин в США являются пенсильванские немцы , сохранившие своеобразный диалект. Значительный процент лиц немецкого происхождения наблюдается в северно-центральных штатах США ( Висконсин , Иллинойс , Огайо и др.), а их максимальная концентрация — в штатах Северная Дакота и Южная Дакота : есть также крупные общины на юге (Техас, Миссури). По вероисповеданию американские немцы — почти целиком протестанты разных конфессий.

В целом число лиц, сохранивших немецкую идентичность и тем более язык, в США относительно мало, в то время как германское происхождение имеет весьма значительная часть его населения.

В 2016 году 50 % жителей канзасского округа Эллис сообщили, что их предки являются немцами, а ещё 5 % — что «немецкими русскими» .

Немцы в Казахстане

Быт и культура

Традиционное хозяйство

В строительстве являются классическими каркасные ( фахверковые дома), среди более крупных сооружений — готические соборы. Фахверковые дома часто встречаются и в городах.

Выделяется 4 типа сельских домов:

Пара в баварском национальном костюме ( трахте )
  • Нижненемецкий дом — одноэтажный, каркасный, все помещения — под одной крышей, для отопления использовался очаг, в XIX веке он заменён камином. Жилище было разделено на несколько комнат.
  • Средненемецкий дом — двухэтажный, каркасный, внизу — жилая часть, вверху — подсобные помещения; хозяйственные постройки — во дворе. Внутри — очаг и печь.
  • На юге Германии распространён альпийский дом, характерный также для австрийцев .
  • В земле Баден-Вюртемберг — шварцвальдский, переходный от средненемецкого к альпийскому.

Местные различия выражены и в мебели: если на севере в украшении преобладает резьба, то на юге — роспись.

Традиционная немецкая одежда сложилась в XVI—XVII веках, но вышла из употребления уже в XIX веке. Женщины носили корсажи, кофты, разной длины юбки, передники, наплечные платки, в Верхней Баварии — платье. Мужчины носили рубахи, короткие и длинные штаны , безрукавки, жилеты, шейные платки. Обувь — кожаные башмаки с пряжками, сапоги , изредка — деревянные башмаки . Позже на юге стал популярен — короткие штаны на подтяжках, белая рубаха, красная безрукавка, чулки до колен, туфли, шляпа с пером.

Пища — в зависимости от типа хозяйства. На севере — картофель и блюда из него, ржаной хлеб, на юге — мучные изделия, лапша, клёцки, пшеничный хлеб. Сосиски и колбасы считались общенемецкими продуктами. Один из классических напитков — пиво. Праздничная пища — свиная голова, свинина, гусь, карп, квашеная капуста, много мучных — торты, пряники, печенье.

Праздники

Главные праздники — общие, Рождество и Новый год . В январе и феврале проводятся карнавалы (широко известен Кёльнский карнавал).

Вальпургиева ночь — это наиболее значительный из языческих праздников, посвященный плодородию. Вальпургиева ночь отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны.

Название Вальпургиевой ночи связано с именем святой Вальпурги, уимбурнской монахини, приехавшей из Англии в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме . Она пользовалась чрезвычайной популярностью, и её очень скоро начали почитать как святую. В римском списке святых её день — 1 мая .

В Средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом.

Вальпургиева ночь в чём-то схожа с Хэллоуином .

Галерея

См. также

Субэтнические группы
Родственные народы

Примечания

  1. . Дата обращения: 6 января 2012. 25 декабря 2011 года.
  2. Дата обращения: 19 июля 2012. 18 декабря 2014 года.
  3. . Дата обращения: 3 января 2012. 18 августа 2016 года.
  4. от 7 сентября 2013 на Wayback Machine (англ.)
  5. . stat.gov.kz . Дата обращения: 2 сентября 2022. Архивировано из 2 сентября 2022 года.
  6. . Дата обращения: 4 февраля 2023. 30 декабря 2022 года.
  7. . Дата обращения: 3 января 2012. 26 декабря 2018 года.
  8. (недоступная ссылка)
  9. . Дата обращения: 23 марта 2011. 4 мая 2011 года.
  10. (чеш.) (PDF). Český statistický úřad (30 июня 2014). — Этнический состав населения Чехии на сайте Чешского статистического управления — C. 5. Дата обращения: 25 октября 2015. 3 марта 2016 года.
  11. (англ.) (PDF). Český statistický úřad (2011). — Население по национальности по результатам переписей населения (1921—2011) на сайте Чешского статистического управления. Дата обращения: 25 октября 2015. 5 марта 2016 года.
  12. . www.stat.kg . Дата обращения: 4 августа 2023. 11 марта 2018 года.
  13. . Дата обращения: 17 июня 2023. 6 апреля 2023 года.
  14. . Дата обращения: 19 апреля 2016. Архивировано из 31 января 2017 года.
  15. . Дата обращения: 7 декабря 2009. 20 декабря 2008 года.
  16. . Дата обращения: 5 февраля 2013. Архивировано из 14 октября 2013 года.
  17. , с. 25—26.
  18. The Journal of Indo-European studies 1974, от 8 декабря 2017 на Wayback Machine
  19. от 2 апреля 2008 на Wayback Machine (польск.)
  20. . ИДДК . Дата обращения: 5 декабря 2018. 5 декабря 2018 года.
  21. . Дата обращения: 19 апреля 2014. Архивировано из 25 сентября 2013 года.
  22. Дробышев М. И. ЭТНОНИМ ΟΙ ΝΕΜΙΤΖΟΙ В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ И АКТАХ Χ-ΧΙI вв. //Восточная Европа в древности и средневековье. — 2016. — Т. 28. — С. 96-103.
  23. Kristó Gyula; Makk Ferenc; Szegfű László: Adatok «korai» helyneveink ismeretéhez I. In: Acta Universitatis Szegediensis : acta historica, (44). pp. 1-96. (1973)
  24. Anita R. Adatok a népnévvel alakult régi településnevek történetéhez. – Debreceni Egyetemi K., 2011.
  25. Rácz A. Etnonimák a régi magyar településnevekben //Névtani Értesítő. — 2016. — Т. 38. — С. 211—215.
  26. ASPECT A. D. СЕМАНТИКА ЭТНОНИМА «НЕМЕЦ» В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ДИАХРОННЫЙ АСПЕКТ //FACETS OF CULTURE: CURRENT PROBLEMS. — С. 398.
  27. Emil Bretschneider (1888), Mediaeval Researches from Eastern Asiatic Sources: Fragments Towards the Knowledge of the Geography and History of Central and Western Asia from the 13th to the 17th Century, vol. 1, Trübner & Co., p. 322.
  28. Подольный Р. Г. Пути народов / Научная редакция и послесловие С. А. Арутюнова . — М. : Детская литература, 1975. — С. 104.
  29. Белобородова И. Н. // Общественные науки и современность. — 2000. — № 2 . 28 октября 2012 года.
  30. Denkschriften, Band 15. Österreichische Akademie der Wissenschaften. Philosophisch-Historische Klasse, Wien 1867.
  31. Ковалев Г. Ф. Этнонимы в русском фольклоре //Фольклор и литература: проблемы изучения. — 2001. — С. 182—185.
  32. Ковалев Г. Ф. Немец в русской языковой стихии //Избранное. Этнонимика. Воронежское лингвокраеведение. Разное. — 2014. — С. 84-94.
  33. , с. 26.
  34. , с. 26—27.
  35. Назин С. В. «Происхождение славян. Реконструкция этнонима, прародины и древнейших миграций». M: Грифон, 2017—280 с. ISBN 978-5-98862-328-l. С. 179
  36. . Дата обращения: 30 июля 2012. 21 апреля 2014 года.
  37. , Mittelhochdeutsches Handwörterbuch (1872—1878), s.v. «Diutsche».
  38. . Дата обращения: 30 июля 2012. Архивировано из 2 апреля 2008 года.
  39. Тевтоны // Современная энциклопедия . — 2000.
  40. . Дата обращения: 13 июня 2020. 10 апреля 2021 года.
  41. Жирмунский В. М. История немецкого языка. — М. : Изд-во лит-ры на ин. яз, 1948. — С. 74—75.
  42. . Дата обращения: 14 августа 2021. 2 августа 2021 года.
  43. от 9 мая 2019 на Wayback Machine (англ.) на сайте city-data.com

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Энциклопедия « Народы и религии мира ». — Москва, 1998 год.
  • История зарубежной литературы. — М., 1987.
  • Зайдениц Ш., Баркоу Б. Эти странные немцы = The Xenophobic Guide to the Germans. — М. : Эгмонт Россия Лтд, 2001. — 72 с. — ISBN 5-85044-302-9 .
  • Немцы // Сибирь. Атлас Азиатской России . — М. : Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3 .
  • Народы России. Атлас культур и религий. — М. : Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Томан И. Б. Праздничные встречи. Христианские праздники в немецких традициях, литературе и искусстве. М., 2006
  • Кретов А. А. Славянские этимологии: монография / А. А. Кретов. — Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2009. — 364 с. — ISBN 978-5-9273-1491-1 .

Ссылки

  • от 1 января 2008 на Wayback Machine
  • (нем.)
  • от 8 октября 2014 на Wayback Machine : (недоступная ссылка с 12-03-2018 [2175 дней]) история и современность национального немецкого движения в странах бывшего СССР
Источник —

Same as Немцы