Interested Article - Замалчивание Холокоста в СССР

Зама́лчивание Холоко́ста в СССР — намеренное сокрытие информации о жертвах среди еврейского населения на оккупированных нацистской Германией территориях СССР во время Второй мировой и Великой Отечественной войны, искажение политики нацистов по отношению к евреям , цензурные ограничения на научные исследования, мемориализацию, литературу и искусство в этой тематике.

Замалчивание началось с 1939 года в процессе политического сближения СССР и Германии и особенно после подписания пакта Молотова — Риббентропа . С момента нападения Германии на Польшу до июня 1941 года СССР замалчивал информацию о том, что происходило в оккупированной Польше с евреями. С июня 1941 по 1943 год публиковались отдельные сообщения о происходящем на оккупированной советской территории. С 1943 по 1946 год СССР, имея информацию о происходящем, замалчивал геноцид еврейского населения. С 1946 года и до начала перестройки в 1980-е в СССР происходило отрицание и замалчивание специфического антиеврейского характера Холокоста на официальном уровне . Замалчивался также ряд связанных тем, в том числе участие евреев в борьбе против нацизма .

На памятниках погибшим евреям писали «мирные жители» или «советские граждане» . Научные исследования Холокоста были табуированы . В литературе и искусстве действовала цензура на еврейскую тематику .

Холокост в СССР замалчивался по идеологическим мотивам — в связи с желанием представить уничтожение нацистами евреев в СССР как элемент уничтожения всех советских граждан, а также из-за того, что массовое участие в этом процессе коллаборационистов противоречило идеологической догме о « дружбе народов ». Часть исследователей считает, что одной из причин был государственный антисемитизм .

Во время перестройки и после распада СССР происходило постепенное преодоление этих проблем, хотя влияние замалчивания на школьное образование и в историографии в постсоветских странах осталось заметным даже в XXI веке .

Во время войны

Изменение освещения в СССР политики нацистов по отношению к евреям началось в 1939 году. Если начиная с прихода нацистов к власти в Германии СССР активно критиковал антисемитизм и Нюрнбергские законы , то с весны 1939 года, когда был снят с поста народного комиссара иностранных дел Максим Литвинов и уволены многие евреи-дипломаты, в процессе политического сближения с Германией такая критика прекратилась . После подписания пакта Молотова — Риббентропа книги, критиковавшие гитлеровский режим, были запрещены Главлитом . В частности, из обращения была изъята книга Н. Корнева «Третья империя в лицах» , которая среди прочего описывала погромную политику нацистов, антисемитизм Геббельса , Розенберга , других идеологов нацизма, распространение « Протоколов сионских мудрецов » и т. п. После оккупации Польши нацистской Германией советские власти, имея подробную информацию о происходящем, никак не упоминали и не комментировали дискриминацию, преследование и массовую изоляцию евреев в гетто .

Многие историки отмечают, что во время Великой Отечественной войны официальная советская пропаганда целенаправленно замалчивала геноцид евреев на оккупированных территориях СССР . Однако замалчивание не было абсолютным. Карел Беркхоф считает, что во время войны вероятность узнать о геноциде евреев через центральные органы печати существовала, хотя и была незначительной . 24 августа 1941 года в Москве состоялся , в котором приняли участие известные еврейские деятели культуры и науки . Они прямо заявляли об уничтожении советских евреев как о целенаправленной политике нацистов . Однако после этого сообщения о жертвах Холокоста становились всё реже, короче и более завуалированными .

Советское население имело возможность получить впечатление о массовом уничтожении евреев оккупантами — из отдельных материалов советских корреспондентов, таких как Илья Эренбург и Василий Гроссман . Упоминание уничтожения было также в нескольких отчётах Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию преступлений оккупантов , хотя они были скорее исключением из общей тенденции . Например, из семи отчётов ЧГК за 1943 год евреи были упомянуты лишь в одном . С начала 1943 года упоминание еврейских жертв было сведено к минимуму, их называли почти исключительно «мирными советскими гражданами» . Тем не менее в этот период были хоть и единичные, но резонансные публикации в советской прессе, такие как статьи в «Правде» Алексея Толстого (8 августа 1943) и Ильи Эренбурга (17 декабря 1944), а также Константина Симонова в «Красной звезде» (10-12 августа 1944) .

Существовали и единичные официальные заявления властей, например, 19 декабря 1942 года было опубликовано заявление советского правительства «Об осуществлении гитлеровскими властями плана истребления еврейского населения Европы» . В дальнейшем, как пишет Леонид Смиловицкий , «ни в одном официальном заявлении советского руководства не давалась юридическая оценка геноцида евреев и его последствия для нацистов, не содержались призывы к гражданскому населению и партизанам на оккупированной территории о помощи евреям, не ставилась задача спасения узников гетто и концлагерей» . Александр Локшин считает, что «никто из советского руководства ничего не сделал для того чтобы помочь евреям в один из самых трагичных периодов их истории» . Целенаправленный характер геноцида замалчивался. В четырёх нотах В. М. Молотова к иностранным правительствам о массовых жестокостях захватчиков в качестве жертв назывались славяне и лишь в одной из них было упомянуто убийство евреев в Бабьем Яру .

Информацию о массовых убийствах евреев на оккупированных территориях Сталин получал с 19 июля 1941 года, о планах нацистов истребить всех евреев — не позднее августа 1941 года . Задокументировано, что Сталин лично цензурировал публикации по данному вопросу. В частности, после получения 14 января 1942 года так называемого « приказа Рейхенау », который был выдержан в антисемитском духе и направлен на оправдание массовых убийств евреев солдатами вермахта , Сталин распорядился опубликовать в « Правде » оригинал и перевод, однако все антисемитские инвективы из перевода были вычеркнуты. В сообщении о смерти автора приказа Вальтера фон Рейхенау 17 января Сталин вновь подчеркнул направленность приказа на «истребление мирного советского населения», исключив упоминания о евреях . В период масштабных акций геноцида на оккупированных территориях 1942—1943 годов, когда было ликвидировано большинство гетто, а их узники — убиты, в сводках Совинформбюро информация об этих акциях полностью отсутствовала. При этом регулярно публиковалась информация о расправах над нееврейским населением даже в мелких деревнях Белоруссии. Пропагандистская литература, описывая массовые казни еврейского населения в крупных городах и сёлах Белоруссии, не употребляла слова «евреи». По мнению Аркадия Лейзерова , периодическая публикация информации о расправе над евреями и фактах немецких зверств при этом — не давали общую картину, что это элементы плана по тотальному уничтожению евреев, и делались для создания видимости объективности информации от официальных источников . 11 августа того же 1943 года начальник Главлита СССР обратился в Управление агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) с особой докладной запиской, включающей в себя обоснования для недопуска в печать статьи Клары Блюм в журнале « Интернациональная литература », в которой говорилось «о попытке истребления фашистами еврейского народа» .

Еврейский антифашистский комитет , созданный в начале 1942 года по решению Управления пропаганды и агитации ЦК КП(б), собирал информацию о преступлениях нацистов в отношении еврейского населения. Однако распространение этой информации происходило в странах-союзниках СССР для получения общественной поддержки и материальной помощи СССР . В заявлениях советских евреев, которые достигали с разрешения властей русскоязычной советской аудитории, говорилось больше об уничтожении евреев Европы . Некоторые послабления в отношении отражения еврейской тематики допускались для литературы на языке идиш , на котором в годы войны был издан ряд книг. Заметную роль играла газета « Эйникайт », издаваемая Еврейским антифашистским комитетом .

В годы войны был снят ряд художественных и документальных фильмов, так или иначе затрагивающих тематику Холокоста. Первое описание в СССР, а возможно и в мире, что геноцид во время войны был направлен именно против евреев было сделано в киноновелле «Бесценная голова» (часть «Боевого киносборника» № 10) . В 1944—1945 годах было снято два документальных фильма «Освенцим» и «Майданек» . Последний впоследствии вышел в нескольких странах мира, в том числе в США и стал одним из самых важных доказательств Холокоста, так как на тот момент союзники СССР по антигитлеровской коалиции с трудом верили в такую практику . В том же году был снят художественный фильм « Непокорённые ». В нём показаны такие события и феномены, как еврейское гетто, массовый расстрел евреев и даже спасители евреев, позднее именовавшиеся « праведниками народов мира ». Этот фильм на долгий период стал единственным полностью посвящённым теме Холокоста. Последующие картины включали только отдельные сцены или реплики, упоминающие события Холокоста . В 1944 году в документальном фильме о тысячах еврейских жертв концлагеря « Клоога », где на одежде некоторых убитых и выживших были видны шестиконечные звёзды , диктор называл их исключительно «советскими гражданами», а слово «евреи» не использовалось .

Окончательный перелом в противоречивом процессе освещения преследования и геноцида евреев, приведший в конечном счёте к замалчиванию Холокоста в послевоенном СССР, Беркхоф датирует первой половиной 1945 года — публичным осуждением деятельности Эренбурга и показательным отсутствием даже единичных упоминаний о евреях в репортаже Бориса Полевого из лагеря Освенцим . Во всех советских документах от периода освобождения Освенцима до Нюрнбергского процесса упоминалось «уничтожение советских граждан» при полном замалчивании этнической составляющей. Так, в заключении государственного советника юстиции Д. И. Кудрявцева, эксперта и представителя Чрезвычайной государственной комиссии на процессе по делу военных преступников — служебного персонала концлагеря Освенцим, представленном Верховному трибуналу Польской Народной Республики 13 декабря 1947 года, слово «еврей» также отсутствовало . Упор в заключении делался на то, что это было убийство именно мирных советских граждан .

В послевоенные годы

В послевоенные годы замалчиванию подвергался сам факт уничтожения евреев по национальному признаку . Историк профессор Ярослав Грицак пишет, что Холокост был одной из главных жертв советской политики ликвидации исторической памяти еврейского народа: согласно советской версии, нацисты и их пособники убивали евреев не за то, что они были евреями, а за то, что они были советскими гражданами . По западным оценкам, политика СССР состояла в устранении любого публичного обсуждения Холокоста .

При этом власти обладали полной картиной катастрофы и иногда информация об этом становилась публичной: советская Чрезвычайная государственная комиссия , созданная с целью расследования нацистских преступлений, собирала и документировала сведения об убийствах еврейского населения, для этого в её вопроснике был специальный пункт. В СССР было осуждено большее количество нацистских преступников, чем в любой другой стране мира, среди них были и убийцы евреев. Часть таких судов были открытыми, и на них публично говорилось о фактах преступлений против евреев . Тем не менее внимание к теме Холокоста было в лучшем случае периферийным. Например, на Ленинградском процессе 1945—1946 годов (так же как и на Великолукском и Новгородском ) масштабные преступления, совершённые в 1941—1942 годах против евреев, цыган , душевнобольных и советских военнопленных, по сути не рассматривались и были затронуты лишь в отдельных показаниях свидетелей .

Были отдельные исключения из политики умолчания. Например, книга «Ястребы Двины: кто они такие?» (1963), которая была опубликована в Риге на латышском и английском языках, содержала факты о латышских военных преступниках, в то время проживавших в Канаде и США . Опубликованный в журнале « Советиш геймланд » на языке идиш (№ 4, 1981) список евреев — Героев Советского Союза , также может быть примером такого исключения, однако он не давал полной картины участия евреев в Великой Отечественной войне .

Мемориализация

Памятник в Светлограде на месте расстрела евреев с надписью «Здесь захоронены мирные советские граждане, расстрелянные фашистскими оккупантами в 1942 г.»
Памятник в Несвиже на месте расстрела узников гетто с надписью «Здесь в октябре 1942 г. немецкие фашисты зверски убили 1200 советских граждан»

В музеях Великой Отечественной войны геноцид советских евреев не упоминался . На памятниках погибшим в ходе Холокоста вместо слова «евреи» писали «мирные жители» или «советские граждане» . Одно из наиболее ярких проявлений стирания памяти об уничтожении евреев — история с памятником в Бабьем Яру , крупнейшем на территории СССР месте уничтожения евреев. Само возведение памятника откладывали с 1945 до 1976 года. А после его возведения информация о том, том кто именно были эти более 100 тысяч убитых, осталась фигурой умолчания до конца существования СССР . На менее известных памятниках происходило то же самое. Например, без упоминания евреев в 1954 году был установлен обелиск возле деревни Томашовка в память об узниках Томашовского гетто , а в 1956 году — на могиле жертв нацизма в память об узниках гетто в Домачево . Памятник на месте массовых убийств евреев в Понарах под Вильнюсом был снесён в 1952 году . К блокированию любых попыток мемориализации жертв Холокоста на Украине после освобождения и в первые послевоенные годы имел прямое отношение Никита Хрущев .

С 1967 года после Шестидневной войны на Ближнем Востоке ранее установленные обелиски с упоминанием евреев подвергались переделке с уничтожением такого упоминания и замене « звезды Давида » на советскую пятиконечную звезду . Как пишет историк Олег Будницкий , на Украине власти пригрозили сровнять с землёй все обелиски, на которых не будет сделана такая замена . Аналогичные проблемы были в Белоруссии . Деятельность по увековечиванию памяти погибших евреев блокировалась органами коммунистической партии. В частности, известный изобретатель Владимир Фундатор потерял работу из-за организации сбора средств на памятник в посёлке Червень , где погибли его родители . В Одессе семеро инициаторов создания памятника погибшим евреям были приговорены к длительным срокам заключения .

Публикация « Чёрной книги » — сборника документов и свидетельств очевидцев о преступлениях против еврейского народа на оккупированной нацистами территории СССР и Польши — была запрещена Управлением пропаганды и агитации ЦК КП(б) в 1947 году в силу того, что в ней содержалась информация, что в гибели многих евреев повинны коллаборационисты, а не оккупанты. А это противоречило идеологической догме о « дружбе народов » в СССР . Впоследствии участие в создании «Чёрной книги» предъявлялось в качестве одного из существенных обвинений в деле Еврейского антифашистского комитета . Впервые на русском языке «Черная книга» была издана в Запорожье и Киеве в 1991 году , и полностью, без цензурных купюр, лишь в 1993 году в Вильнюсе .

Историография

В советской историографии отсутствовали как специальные монографии, так и публикации сборников документов, посвящённые геноциду евреев СССР . По мнению профессора Мичиганского университета , советская историография не просто «замалчивала тему Холокоста», а, более того, полностью отказывалась признать её «уникальность» на фоне других зверств тем, что она не выделяла сведения об уничтожении евреев нацистами в самостоятельную исследовательскую проблему . Павел Полян писал, что до конца 1980-х годов Холокост как историческое явление оставался запретной темой для советских историков , архивы были закрыты для учёных .

В 1965 году на 3-й Международной конференции по истории движения Сопротивления , состоявшейся в Карловых Варах , в совместном докладе советских историков Евгения Болтина , Фёдора Шевченко и Ивана Кравченко было повторено утверждение 1944 года секретаря ЦК КП(б) Белоруссии Тимофея Горбунова , что во время оккупации «правовое положение белорусов, а также другого нееврейского населения Минска мало чем отличалось от положения евреев» . Историк и правовед Аркадий Лейзеров назвал этот тезис «чудовищным» , а один из ведущих исследователей Холокоста Иегуда Бауэр писал: «кто не видит … разницы между положением евреев и остальных народов — тот искажает реальную историю» .

К началу перестройки была издана энциклопедия по истории Великой Отечественной войны. Отдельная статья о Холокосте как отдельной теме в нём отсутствовала, но были данные о самых крупных гетто, которые размещались на территории СССР оккупантами, были данные об уничтожении евреев в крупных городах и лагерях смерти, а также информация об общем количестве жертв этих лагерей. По мнению историка , это было фактическим признанием существования Холокоста перед самой перестройкой .

На рубеже 1980-х и 1990-х произошли кардинальные изменения в освещении этого вопроса, что, по мнению Сергея Кропачева, было в связи с теми общими переменами в стране, которые произошли в этот период, с улучшением международного сотрудничества, появлением расширенного доступа к различным архивным документам исследователей. Перестройка и гласность привели к тому, что расширился доступ к архивным документам, началось переосмысление в науке и обществе произошедшего в прошлом, особенно Второй мировой войны . Сформировались такие общественные организаций, как « Мемориал » или «Бабий Яр» . В 1991 году вышли книги, которые рассказывали о массовом уничтожении евреев в отдельных городах и регионах страны — это «Бердичевская трагедия» , опубликованная в Киеве, и «Формула скорби», изданная в Санкт-Петербурге .

Замалчивание связанных тем

Кроме вопроса о нацистском геноциде против евреев, в историографии не освещались и такие темы, как антисемитизм среди советского населения на оккупированных территориях и партизан , а также участие евреев в сопротивлении оккупантам . Причины были те же самые — не допустить сомнения в представлении о «едином советском народе» до и во время войны и не допустить распространения информации, что немецкая пропаганда против евреев оказалась действенной и имела отклик у части населения на оккупированной территории .

Так, в VIII томе Белорусской советской энциклопедии , изданном в 1975 году, в статье о партизанах участие евреев в партизанском движении было скрыто под графой «другие национальности»: при упоминании грузин, армян, татар, адыгейцев и якутов, которых были считанные единицы, не было упоминания о десятках тысяч еврейских партизан . В 1983 году в справочнике «Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны» при указании численности партизан различных национальностей в разных отрядах, к примеру, в бригаде «За Советскую Белоруссию» Барановичской области среди 962 партизан было указано белорусов 495, русских — 237, украинцев — 30 и «других национальностей» — 200 человек. Таким образом была скрыта информация о 127 евреях в этой бригаде . Даже в 1990 году в специальной энциклопедии «Беларусь у Вялікай Айчыннай вайне 1941—1945 гг.» были указаны имена представителей разных национальностей, при этом нет имён евреев — командиров и организаторов партизанского движения .

С 1942 года началось замалчивание заслуг евреев-фронтовиков, в том числе по общему количеству награждённых, количеству Героев Советского Союза и т.п. Это происходило в том числе по прямому указанию руководителя Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Александра Щербакова , который, в частности, выражал претензии Илье Эренбургу за описание в прессе героизма евреев .

В искусстве

Исследователь советской цензуры Арлен Блюм писал, что прямого запрета касаться темы Холокоста в печати в послевоенные годы ещё не было, но это было «не рекомендовано». Писатели в поисках решения этой проблемы переносили место действия произведений за пределы СССР, в основном в Польшу. Примерами являются произведения на идиш «Карбонес» («Жертвы») Дер Нистера , «Милхоме» («Война») Переца Маркиша и другие .

После выхода фильма «Непокорённые» стилистика отображения Холокоста в художественных и документальных фильмах сводится не к полному замалчиванию, а к эпизодическому упоминанию, не сопоставимому по масштабам с произошедшими событиями Холокоста на территории СССР. Примерами таких картин могут быть « Солдаты », « Судьба человека » (впервые после окончания войны показан эпизод Холокоста), « Ты не сирота », « Хроника пикирующего бомбардировщика », « А зори здесь тихие », « Восхождение », « Восточный коридор », « Комиссар » (был снят в 1967 году и не демонстрировался до 1988), « Обыкновенный фашизм ». В фильме «Обыкновенный фашизм» уничтожение евреев было показано без эвфемизмов типа «жертвы фашизма» и это был максимум описания Холокоста в то время, но его демонстрация была ограничена документальными каналами . « » — последняя картина из вышедших до «перестройки» .

Поэма « Бабий Яр » Евгения Евтушенко , который публично озвучил информацию о массовом убийстве евреев Киева, а также 13-я симфония Дмитрия Шостаковича , включающая эту поэму, подверглись цензурным преследованиям, а сам Евтушенко — антисемитским нападкам . В 1962 году в канун 20-летия восстания в Варшавском гетто идеологическая цензура ЦК КПСС не допустила к печати на русском языке книгу об этом восстании, а Главлит запретил фотовыставку, подготовленную «Советским комитетом ветеранов войны» для демонстрации в Париже , в которой «все 40 стендов фотовыставки посвящены уничтожению гитлеровцами лиц еврейской национальности на территории СССР в 1941—1945 гг.»

В 1967 году вышел роман Анатолия Кузнецова « Бабий Яр », но его текст был существенно отцензурирован. В 1969 году партийная цензура запретила фильм «Мы здесь родились…» снятый по заказу КГБ и лично Юрия Андропова , потому что в нём говорилось о евреях-фронтовиках и евреях-партизанах . В 1978 году в журнале « Октябрь » был опубликован роман Анатолия Рыбакова « Тяжёлый песок », ставший сенсацией, поскольку он впервые с 1930-х годов был полностью посвящён еврейской тематике и Холокосту в частности .

В период перестройки был снят запрет на отражение Холокоста в кино . С конца 1980-х вышли такие произведения, как « Жизнь и судьба » Василия Гроссмана (1988), начали публиковаться стихи Александра Галича и Бориса Слуцкого на эту тему, в 1990 году была экранизирована повесть Александра Борщаговского «Дамский портной», исполнено вокально-симфонические сочинение «Реквием» Моисея Вайнберга , написанное в 1967 году и также посвящённая Холокосту .

Связь с отрицанием Холокоста

Ряд учёных считает, что отрицания Холокоста в Советском Союзе не было . Так, израильский историк Даниэль Романовский полагает, что «для СССР более характерно было не отрицание Холокоста, а его тривиализация», поскольку до 1980-х годов в СССР не было обычной для отрицателей .

Другие исследователи утверждают, что как происходившее в 1950—1980-е годы замалчивание самого факта Холокоста, так и сокрытие документов о нём можно квалифицировать как разновидность отрицания . Как пишет Краткая еврейская энциклопедия , ревизионисты в Советском Союзе обходили нацистский геноцид евреев молчанием, как один из вариант «изъятия» этого события из истории . Мария Альтман отмечает, что западные учёные называют первым советским отрицателем , который обвинял сионистов в значительном преувеличении числа еврейских жертв и использовал отдельные элементы отрицания Холокоста в идеологических целях . Людмила Дымерская-Цигельман считает, что эти идеи были заимствованы советскими пропагандистами из западной, преимущественно неонацистской литературы .

Причины замалчивания

Историки считают, что в годы войны тема геноцида евреев не обсуждалась активно, — хотя и не замалчивалась совсем, — чтобы не способствовать нацистской пропаганде о «еврейском засилье в СССР» . Леонид Смиловицкий пишет, что в таком освещении событий того времени не было антисемитской подоплёки. Сообщения о таких преступлениях нацистов в отношении гражданского населения, по мнению идеологов того времени, служило двум целям: сплотить народы Союза в борьбе с оккупантами и быть контраргументом заявлениям нацистов, что Германия ведёт войну по освобождению Советского Союза от евреев и коммунистов . Похожей политики придерживалась редакция издаваемой в СССР газеты правительства Соединённого Королевства « Британский союзник ». По мнению польского историка и теолога Юлиана Гжесика, британская политика описания нацистских преступлений как планов «порабощения многих наций» без выделения преступлений против евреев существовала из-за общего подхода к таким преступлениям, как к преступлениям против человечества и с учётом внутренней советской политики в отношении евреев .

Впоследствии Холокост замалчивался по идеологическим мотивам . По мнению ряда историков, основной причиной того, что после войны Советский Союз замалчивал Холокост, был государственный антисемитизм . Характеризуя причины послевоенной информационной политики в СССР в вопросе освещения Холокоста, Олег Будницкий отмечал, что одной из основных идеологических идей советского руководства в отношении войны была идея о единстве советского народа и в соответствии с ней отдельной памяти о войне у какого-либо народа не должно было быть. Советская власть опасалась роста национализма , в том числе еврейского, особенно после образования государства Израиль . Рост антисемитизма — среди как государственного аппарата, так и широких слоёв населения — в военные и особенно послевоенные годы сделал невозможным официальное увековечивание памяти жертв Холокоста. Ещё одной причиной, по которой советская власть не хотела публичного обсуждения данного вопроса, было участие в убийствах евреев коллаборационистов: прибалтийских, украинских, отчасти белорусских. Советская власть боролась с националистами и не хотела, чтобы эти проблемы дебатировались при обсуждении преступлений против евреев . Историк полемизировал с точкой зрения об ограничениях на основе идеи единства советского народа. Он писал, что в послевоенный период выходил целый ряд публикаций подчёркивающий вклад в борьбу с нацизмом отдельных этнических групп населения СССР (например, И. Бабалашвили, «Воины-грузины в боях за Украину в годы Великой Отечественной войны». Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1969) при целенаправленном преуменьшении и игнорировании роли евреев . Мария Альтман пишет, что из-за негативного отношения к тем, кто был на оккупированной территории, даже выжившие жертвы Холокоста боялись публично говорить об этой трагедии. В результате целый пласт событий выпал из исторической памяти народа .

После распада СССР

Памятные знаки убитым евреям в Ялте . Слева знак, установленный в постсоветский период. Надпись на памятнике: «Здесь в декабре 1941 г. были расстреляны нацистами более 2000 евреев г. Ялты». Справа — советский памятник с надписью: «Здесь 18 декабря 1941 года было расстреляно фашистами около 2000 мирных жителей Ялты».

Первые публикации в советских СМИ по тематике Холокоста появились ближе к концу перестройки перед самым распадом СССР . Памятники жертвам Холокоста с указанием их национальной принадлежности в основном появились после распада СССР в государствах Балтии , в России, на Украине и в Белоруссии. Лишь в середине 1990-х годов был открыт доступ к документам об уничтожении евреев, которые ранее находились в спецхранах .

Систематическая работа по увековечиванию памяти жертв Холокоста в Белоруссии началась в 1991 году после создания « Союза еврейских общественных объединений » . Для международного признания независимой Украины важную роль сыграли мероприятия, посвященные 50-летию трагедии Бабьего Яра в 1991 году. Президент США Джордж Буш — старший при посещении Киева 1 августа 1991 года прибыл в Бабий Яр, где заявил: «Холокост произошёл из-за того, что хорошие мужчины и женщины отводили глаза от беспрецедентного зла» .

Замалчивание этой темы в СССР оказало на российское общество, власти и науку крайне негативное влияние, в частности способствовало распространению ультраправой идеологии и созданию неофашистских организаций . Как полагает Илья Альтман , в России это влияние было бо́льшим, чем где-либо на постсоветском пространстве в Европе . Кроме того, на массовое сознание оказал воздействие подрыв доверия к советской историографии и вынужденный пересмотр отношения к истории России . Только в 2004 году Министерство образования и науки РФ включило Холокост в стандарт общего образования на федеральном уровне . В 2011 году в Ростове-на-Дону разразился беспрецедентный скандал в связи с попыткой местных чиновников, как в советские времена, заменить на мемориале в Змиёвской балке упоминание убитых евреев на «мирных граждан» .

Историк Анатолий Подольский писал в 2008 году, что в украинской историографии, в отличие от советской, тематика Холокоста стала отдельным предметом изучения. Однако многочисленные труды историков в самой Украине остались незамеченными, хотя привлекли внимание западных коллег. В академических изданиях по украинской истории XX века Украина была представлена как моноэтническое государство .

Проблема замалчивания Холокоста в белорусской историографии частично сохранилась и после распада СССР. Как и на Украине, опубликованные научные работы по Холокосту оказались невостребованными. Холокост вообще не упоминался ни в одном из 26 специализированных изданий по истории Белоруссии , вышедших с 1997 по 2003 год . В школьных учебниках по истории 2012 года геноцид евреев излагался в нескольких фразах, термин «Холокост» не использовался .

В Эстонии первый памятник погибшим евреям был открыт в 1994 году на территории концлагеря «Клоога» , в том же году вышло первое в Эстонии историческое исследование по тематике Холокоста . В Литве лишь в конце 1990-х импульс исследованиям этой тематики придало решение о создании Международной комиссии по оценке преступлений нацистского и советского оккупационных режимов . Аналогичная ситуация была в Латвии . В Молдавии , где историки, тяготеющие к признанию общей молдавско-румынской идентичности , не хотят муссирования темы, бросающей тень на недавнее прошлое румынского государства , исследования тематики Холокоста стали уделом единичных специалистов. До начала 2000-х эта тема осталась практически незамеченной и на 2008 год не фигурировала в школьной программе по истории .

Комментарии

  1. Корнев Н. Третья империя в лицах . — М. : Художественная литература, 1937. — 536 с.
  2. Это был общий подход в заключении — в нём очевидные преступления против греческих евреев описаны как преступления против греков.
  3. Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 - июль 1944): Краткие сведения об организационной структуре партизанских соединений, бригад (полков), отрядов (батальонов) и их личном составе / Манаенков А. Л. и др. — Мн. : Институт истории партии при ЦК КП Белоруссии, 1983. — 765 с.
  4. Беларусь у Вялікай Айчыннай вайне. 1941―1945. Энцыклапедыя (белор.) / Шамякін І. П. (гал. рэд.) і інш. — Белорусская советская энциклопедия , 1990. — 679 с. — 20 000 экз. ISBN 978-5-85700-012-0 .
  5. Классовая сущность сионизма . — Киев: Издательство политической литературы, 1982. — 263 с. — (Критика идеологии и политики антикоммунизма). — 10 000 экз.

Примечания

  1. . Международная школа изучения Холокоста . Яд ва-Шем . Дата обращения: 8 января 2023. 8 января 2023 года.
  2. , с. 179—180.
  3. , с. 195—199.
  4. , с. 76—77.
  5. , с. 43.
  6. , с. 77—78.
  7. , с. 100.
  8. , с. 144.
  9. , с. 225—226.
  10. , с. 63—65.
  11. , с. 63, 111.
  12. , с. 88.
  13. .
  14. , с. 73—74.
  15. , с. 104.
  16. , с. 94—95.
  17. , с. 224.
  18. . Российское историческое общество . Дата обращения: 8 января 2023. 8 января 2023 года.
  19. , с. 82—83.
  20. , с. 145.
  21. , с. 85.
  22. , с. 68—69.
  23. , с. 80—82.
  24. , с. 100—101.
  25. , с. 46—47.
  26. , с. 15.
  27. , с. 70—71.
  28. , с. 228—230.
  29. , с. 79.
  30. , с. 67, 75.
  31. .
  32. , с. 153.
  33. Куденко А. . Sputnik (29 мая 2019). Дата обращения: 29 января 2023. 17 мая 2022 года.
  34. на YouTube , начиная с 7:20, доклад Р. Жигуна на VI Международной конференции «Рижский Форум: Музеи Холокоста в 21 веке: задачи и перспективы»
  35. .
  36. на YouTube , начиная с 7:50, доклад Р. Жигуна на VI Международной конференции «Рижский Форум: Музеи Холокоста в 21 веке: задачи и перспективы»
  37. Г. Александров . // Правда . — 1945. — 14 апреля ( № 89 [9860] ).
  38. , с. 110.
  39. .
  40. , с. 3—6.
  41. , с. 16—18.
  42. , с. 132—133.
  43. , с. 131.
  44. Толстой И. . Радио «Свобода» (21 марта 2010). Дата обращения: 22 апреля 2011. 7 июня 2010 года.
  45. , с. 510—511.
  46. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  47. , с. 434.
  48. , с. 279.
  49. Будницкий О. В. . Booknik.ru (23 января 2007). Дата обращения: 7 января 2023. 20 мая 2022 года.
  50. , с. 354.
  51. , с. 56—57.
  52. , с. 86.
  53. , с. 399.
  54. , с. 169.
  55. Смиловицкий Л. Л. . Дата обращения: 30 августа 2010. Архивировано из 27 сентября 2013 года. ,
  56. , с. 49.
  57. , с. 465—467.
  58. , с. 87.
  59. , с. 59.
  60. , с. 61.
  61. , с. 136.
  62. , с. 15.
  63. , с. 474.
  64. , с. 52, , с. 707
  65. , с. 101.
  66. , с. 17.
  67. , с. 60.
  68. Брянцева Д. . Немецкая волна (23 сентября 2020). Дата обращения: 14 января 2023. 13 января 2023 года.
  69. , с. 80.
  70. Штейнберг М. // Russian Canadian Info : газета. — Торонто, 2002. — 21 мая. 23 марта 2014 года.
  71. , с. 84.
  72. , с. 71.
  73. , с. 294.
  74. , с. 92.
  75. , с. 199—200.
  76. на YouTube , начиная с 17:15, доклад Р. Жигуна на VI Международной конференции «Рижский Форум: Музеи Холокоста в 21 веке: задачи и перспективы»
  77. , с. 356—358, 365-366, 370.
  78. , с. 292.
  79. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  80. , p. 493.
  81. , p. 11.
  82. , p. 3.
  83. , p. 15.
  84. , p. 14.
  85. .
  86. , с. 51, , с. 707
  87. , с. 473.
  88. , с. 171.
  89. , с. 709.
  90. Дымерская-Цигельман Л. // Еврейская старина : альманах. — 2005. — Июль ( № 7 (31) ). 28 января 2016 года.
  91. , с. 120—121.
  92. .
  93. .
  94. , p. 137.
  95. , с. 77.
  96. Кара-Мурза В. А. . Радио Свобода (27 января 2010). Дата обращения: 10 января 2011. 7 июня 2010 года.
  97. , с. 471—473.
  98. Будницкий О. В. Яд ва-Шем . Дата обращения: 5 марта 2023. 4 марта 2023 года.
  99. , с. 233—234.
  100. , с. 92.
  101. , с. 4.
  102. , с. 174.
  103. Бриман Ш. : [ 11 января 2023 ] // Еврейский журнал. — 2021. — Вып. 23 (4 октября).
  104. , с. 53, , с. 707
  105. , с. 149.
  106. , p. 65.
  107. Лихачёв В. А. // Лабиринт времён. — 2010. — № 5 . 6 мая 2010 года.
  108. , с. 251.
  109. .
  110. . Rostov.ru (9 декабря 2013). Дата обращения: 14 февраля 2023. 14 февраля 2023 года.
  111. , с. 165—166.
  112. .
  113. .
  114. , с. 197—198.
  115. . Эстонский институт исторической памяти. Дата обращения: 12 января 2023. 12 января 2023 года.
  116. .
  117. , с. 78.
  118. , с. 3—4.
  119. , с. 27.

Литература

на русском языке
  • Альтман И. А. // Неприкосновенный запас. — Новое литературное обозрение , 2005. — № 40—41(2-3) . — С. 252–263 .
  • Альтман И. А. // Гл. ред. Михаил Членов Евроазиатский еврейский ежегодник - 5768 (2007/2008). — М. : Паллада, 2008. — С. 148—163 . — ISBN 978-5-91665-003-7 .
  • Альтман И. А., Карасик О. Б. // Филология и культура. — 2018. — С. 133—138.
  • Альтман И. А. , Чарный С. А. // Еврейский обозреватель. — Еврейская конфедерация Украины, 2006. — № 3/118 .
  • Холокост: Библиографический указатель русскоязычной литературы за 1941–2020 гг. / сост. И. А. Альтман, Е. Ю. Матвеева, А. В. Гасилин; отв. ред. А. В. Гасилин, ред. О. В. Сергеева.. — М. : РАН. ИНИОН. Фундаментальная библиотека. Отдел научно-библиографической информации, 2021. — 131 с. — ISBN 978-5-248-00984-8 .
  • Альтман И. А . Глава 1. Холокост как объект исследования. § 2. Историография и источники // / Под ред. проф. А. Г. Асмолова . — М. : Фонд «Холокост» , 2002. — С. 14-26. — 320 с. — ISBN 5-83636-007-7 .
  • Альтман М. М. Раздел 3. Отрицание Холокоста в России // / И. А. Альтман (состав.). — М. : Фонд «Холокост» , 2001. — С. 51—71. — 88 с. — (Российская библиотека Холокоста). — 1500 экз. ISBN 978-5-8989-7008-6 .
  • Альтман М. М. Отрицание Холокоста в России // Холокост на территории СССР. Энциклопедия / Гл. ред. И. А. Альтман . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : РОССПЭН , 2011. — С. 707—713. — 1143 с. — ISBN 978-5-8243-1463-2 .
  • Борьба евреев с нацизмом и участие евреев в боевых действиях в СССР: советская и западная историография // Яд Вашем исследования. — Иерусалим, 2010. — Т. 2 . — С. 225—244 .
  • Асташкин Д. Ю. : [ рус. ] // Historia Provinciae – Журнал региональной истории. — 2020. — Т. 4, № 2. — С. 503–537. — doi : .
  • Баркаган М. Предисловие // Уничтожение евреев Латвии 1941-1945 . — 2. — Рига: Шамир, 2008. — 320 с. — ISBN 978-9984-9835-6-1 .
  • Басин Я. З. // Сост. Басин Я. З. Уроки Холокоста: история и современность : Сборник научных работ. — Мн. : Ковчег, 2009. — Вып. 1 . — ISBN 978-985-6756-81-1 . 4 марта 2016 года.
  • Басин Я. З. // Сост. Басин Я. З. Уроки Холокоста: история и современность : Сборник научных работ. — Мн. : Ковчег, 2010. — Вып. 3 . — С. 167—171 . — ISBN 9789856950059 .
  • Бауэр И. Против мистификации // Дан Михман. Катастрофа европейского еврейства : Учебный курс. — Иерусалим: Открытый университет Израиля , 1995. — Т. 1—2 .
  • Беркхоф К. // Голокост і сучасність : журнал. — 2010. — № 1(7) . — С. 62—122 . 16 июня 2015 года.
  • Блюм А. В. Еврейский вопрос под советской цензурой. 1917—1991 / Вступ. ст. Д. Эльяшевича. — СПб. : Петербургский еврейский университет, 1996. — Т. 1. — 185 с. — (Петербургская иудаика). — 1000 экз.
  • Ботвинник М. Б. Холокост в книгах «Память» Республики Беларусь . — Мн. : Ковчег, 2008. — 180 с. — 100 экз. ISBN 978-985-6756-41-5 .
  • // СССР во Второй мировой войне: Оккупация. Холокост. Сталинизм / отв. ред., сост. О. Будницкий; ред. Л. Новикова; авт. предисл.: О. Будницкий, Л. Новикова, П. Шапиро. — М. : РОССПЭН, 2014. — 431 с. — ISBN 978-5-8243-1857-9 .
  • Винклер К. Память о Холокосте в современной России // Холокост на территории СССР. Материалы XIX Международной ежегодной конференции по иудаике. — Сэфер, 2012. — С. 131—143 . — ISBN 978-5-98604-350-0 .
  • Винница Г. Р. Глава 1. Историография и опубликованные источники // Холокост на оккупированной территории Восточной Беларуси в 1941-1944 годах . — Мн. : Ковчег, 2011. — 362 с. — 150 экз. ISBN 978-985-6950-96-7 .
  • От составителей // История Холокоста на территории Беларуси: библиографический указатель / Составители И. П. Герасимова, С. М. Паперная. — Витебск: УПП «Витебская областная типография», 2001. — 104 с. — 300 экз. ISBN 978-985-6323-73-0 .
  • Грицак Я. И. Холокост по-простому // Ab Imperio . — 2010. — № 1 . — С. 128—138 . — ISSN .
  • Думитру Д. // Голокост і сучасність : журнал. — 2008. — № 1 (3) . — С. 27—38 .
  • Епифанова А. С. : [ рус. ] / под ред. К.А. Пахалюка // Преподавание военной истории в России и за рубежом : сборник. — Нестор-История, 2018. — С. 249—260.
  • // Лехаим : журнал. — 2008. — Октябрь ( № 10 (198) ). 6 июля 2011 года.
  • Жигун Р. // Горизонт : журнал. — Ганновер, 2022. — № 1 (27).
  • Иоффе Э. Г. // Беларуская думка. — 2010. — № 4 . — С. 84—91 .
  • Каганович А. «Ташкентский фронт»: Еврейские беженцы в советском тылу. — М. : Библиотека М. Гринберга; Книжники, 2023. — 448 с. — ISBN 978-965-93014-5-4 .
  • Кеворков М. М. // Молодой учёный. — 2022. — № 21 (416) . — С. 234—236 .
  • Кокконен Е. И. // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. — 2018. — № 6 (18). — ISSN .
  • Костырченко Г. В. . — 2-е изд.. — М. : Международные отношения , 2003. — 784 с. — ISBN 978-5-7133-1071-4 .
  • Костырченко Г. В. Тайная политика Хрущёва: власть, интеллигенция, еврейский вопрос . — М. : Международные отношения , 2012. — 528 с. — ISBN 978-5-7133-1418-7 .
  • // Вестник НГУ. — 2011. — Т. 10, № 10. — С. 58—64. — ISSN .
  • Лашицкий О. В. // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 1. История и археология. Философия. Политология. — 2021. — Т. 13 , № 2 . — С. 79—87 .
  • Кузнецов И. Н. // Сост. Басин Я. З. Уроки Холокоста: история и современность : Сборник научных работ. — Мн. : Ковчег, 2010. — Вып. 3 . — С. 71-74 . — ISBN 9789856950059 .
  • Левин Л. М. // Сост. Басин Я. З. Уроки Холокоста: история и современность : Сборник научных работ. — Мн. : Ковчег, 2010. — Вып. 3 . — С. 174-180 . — ISBN 9789856950059 .
  • Лейзеров А. Т. // Сост. Басин Я. З. Актуальные вопросы изучения Холокоста на территории Беларуси в годы немецко-фашистской оккупации : Сборник научных работ. — Мн. : Ковчег, 2006. — Вып. 2 . , от 22 ноября 2018 на Wayback Machine
  • Локшин А. Е. // Помнить о прошлом ради будущего: еврейская идентичность и коллективная память : сборник. — Институт востоковедения РАН , 2014. — С. 75—100. — ISBN 978-5-89282-612-9 .
  • Макаренко В. // Новая газета . — 2011. — 21 декабря ( № 43 ).
  • Митрохин Н. А. . — М. : Издательство НЛО , 2003. — 624 с. — ISBN 978-5-86793-219-0 .
  • Погребинская И. // Проблеми історії Голокосту. — Дніпропетровськ: Ткума, 2010. — Вып. 5 . — С. 75—94 . — ISBN 978-966-383-283-8 . 25 декабря 2014 года.
  • Подольский А. Е. // Евроазиатский еврейский ежегодник, 5768 (2007/2008) год : сборник. — М. : Паллада, 2008. — С. 164—176 . — ISBN 978-5-91665-003-7 .
  • Полян П. М. // Еврейская газета. — 2008. — Май ( вып. 05 (69) ). 19 июня 2009 года.
  • Полян П. М. Между Аушвицем и Бабьим Яром. Размышления и исследования о Катастрофе . — М. : РОССПЭН , 2010. — 583 с. — ISBN 978-5-8243-1504-2 .
  • Полян П. М. Отрицание и геополитика Холокоста // А. Р. Кох, П. М. Полян. Отрицание отрицания, или Битва под Аушвицем : Сборник. — М. : Три квадрата, 2008. — С. 21-102 . — ISBN 978-5-94607-105-5 .
  • Савчук Т. П. // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 2. Гісторыя. Эканоміка. Права. — 2011. — № 1 . — С. 52—58 . — ISSN . 8 января 2023 года.
  • Слёзкин Ю. Л. = The Jewish Century / Авторизованный перевод с английского С. Б. Ильина. — М. : НЛО , 2005. — 544 с. — ISBN 5-86793-355-5 .
  • Смиловицкий Л. Л. Глава 4. Покушение на память // . — Тель-Авив: Библиотека Матвея Черного, 2000. — 432 с. — ISBN 9789657094242 .
  • Смиловицкий Л. Л. // Басин Я. З. Уроки Холокоста: история и современность : Сборник научных работ. — Мн. : Ковчег, 2009. — Вып. 1 . — ISBN 978-985-6756-81-1 . 13 декабря 2014 года. опубликовано также Smilovitsky L. : [ англ. ] // Holocaust and Genocide Studies. — 2006. — Vol. 20, no. 2 (1 October). — С. 207—234.
  • Цыганок Н. // Шосты Міжнародны Кангрэс даследчыкаў Беларусі. Працоўныя матэрыялы. — Vytautas Magnus University Press, 2017. — Т. 6 . — С. 196—200 . — ISSN .
  • Черненко М. М. Красная звезда, желтая звезда: Кинематографическая история еврейства в России. — М. : Текст, 2006. — 317 с. — ISBN 978-5-7516-0504-9 .
на других языках
  • Il’ja Al’tman . (нем.) // Erinnerung an Diktatur und Krieg / Hrsg. von Andreas Wirsching, Jürgen Zarusky, Alexander Tschubarjan, Viktor Ischtschenko. — München: De Gruyter Oldenbourg, 2015. — 26 Juni. — S. 213—226 . — ISBN 978-3-11-040476-0 . — doi : .
  • Atkins S. E. Russian Holocaust denial // (англ.) . — ABC-CLIO, 2009. — P. 137—138. — 320 p. — ISBN 978-0-313-34538-8 .
  • Gitelman Z. (англ.) // Holocaust and Genocide Studies. — 1990. — Vol. 5 , no. 1 . — P. 23—37 . — ISSN . — doi : .
  • Gitelman Z. (англ.) . — Indiana University Press, 1997. — 332 p.
  • Lucjan Dobroszycki, Jeffrey S. Gurock. The Holocaust in the Soviet Union: Studies and Sources on the Destruction of the Jews in the Nazi-Occupied Territories of the Ussr, 1941-1945 (англ.) . — M.E. Sharpe, 1993. — 260 p.
  • Klas-Göran K. (англ.) // Bringing the Dark Past to Light. — University of Nebraska Press, 2013. — P. 487—515 . — doi : .
  • Smilovitsky L. (англ.) // East European Jewish Affairs. — 1997. — January ( vol. 27 , no. 1 ). — P. 71—80 . — ISSN . — doi : .
  • Rock S. (англ.) // Patterns of Prejudice. — 2001. — October ( vol. 35 , no. 4 ). — P. 64—76 . — ISSN . — doi : .
  • Weiss-Wendt A. (англ.) // Holocaust and Genocide Studies. — 1998. — 1 January ( vol. 12 , no. 1 ). — P. 193—195 . — ISSN . — doi : .
  • Wistrich R. S. Holocaust Denial: The Politics of Perfid (англ.) . — Walter de Gruyter, 2012. — 285 p.
Источник —

Same as Замалчивание Холокоста в СССР