Interested Article - Коренная раса

« Тайная доктрина », том II, изд. 1917 г.

Коренная раса ( англ. Root race ) — теософский термин, применяемый для обозначения каждой из семи стадий эволюции человечества на какой-либо планете в эзотерическом антропогенезе , изложенном в книге Елены Петровны Блаватской « Тайная доктрина » (1888) . В течение любого из семи таких этапов эволюции преобладает один из семи основных типов человека . В «Тайной доктрине» утверждается, что развитие коренных рас неразрывно связано с изменением географического лика планеты: разрушением одних континентов и появлением других . Однако, замечает Блаватская, следует иметь в виду, что как для расовой эволюции, так и для смещений и перемещений материковых масс, невозможно провести чёткую границу между окончанием старого порядка и началом нового.

Идея коренных рас неоднозначно оценивается в более поздних исследованиях, в частности, из-за её связи с теориями расового превосходства одной части человечества над другой. Также указывается, что эта идея, возможно, стала одним из источников идеологии нацизма в гитлеровской Германии .

Предшественники и последователи

Как утверждал (англ.) , оккультная концепция последовательных доисторических рас, позже принятая Блаватской, первоначально была предложена французским автором Антуаном Фабр д’Оливе в его «Histoire philosophique du genre humain» ( 1824 ) .
Наиболее полно идеи Блаватской были позднее раскрыты такими теософами , как Уильям Скотт-Эллиот — в его книгах «История Атлантиды» (1896) и «Лемурия — исчезнувший континент» (1904), и Анни Безант и Чарльз Ледбитер — в их книге « Человек: откуда, как и куда » (1913). Эти авторы утверждали, что сведения о коренных расах были получены ими с использованием ясновидения .

В XX веке теория коренных рас разрабатывалась австрийским философом - мистиком Рудольфом Штейнером . Анализируя взгляды теософов, Штейнер писал в своей книге «Из акаша-хроники»:

«В сущности, о „расах“ можно начать говорить, лишь когда в указанном третьем главном состоянии — лемурийском — развитие достигает приблизительно своей второй трети. Только тогда образуется то, что теперь называют „расами“. Оно удерживает тогда этот „расовый характер“ на все времена атлантического развития — четвёртого главного состояния — и дальше вплоть до нашего времени или пятого главного состояния. Однако уже в конце нашего пятого периода слово „раса“ потеряет опять всякий смысл. Человечество в будущем будет расчленено на такие части, которые больше нельзя уже будет назвать „расами“. Ходовая теософская литература произвела в этом отношении много путаницы. В особенности это произошло благодаря одной книге, — которая с другой стороны обладает большою заслугою: она впервые в новейшее время сделала популярным теософское мировоззрение, благодаря книге А. П. Синнетта Эзотерический буддизм “. В ней новое развитие изображено так, словно „расы“ вечно одинаковым образом повторяются через мировые кругообороты. Но это совершенно не так. И то, что заслуживает название „расы“, также возникает и исчезает. И выражение „раса“ следовало бы применять только к определённому промежутку развития человечества. До и после этого промежутка лежат формы развития, представляющие собою нечто совсем иное, чем „расы“» .

В учении Макса Генделя семь стадий человеческой эволюции, совершающейся на Земле, названы «эпохами»: Полярной, Гиперборейской, Лемурийской, Атлантической, Арийской (текущая), Шестой и Седьмой (будущие) .

Краткий обзор антропогенезиса

Карта Лемурии на фоне современных континентов: красным показана Лемурия, синим — остатки Гипербореи (из книги Уильяма Скотт-Эллиота «Лемурия — исчезнувший континент»).

С точки зрения теософов, как писал религиовед , человеческая эволюция представляет собой процесс развития сменяющих друг друга семи рас. Первая коренная раса Земли состояла из студенистых аморфных существ и «получила своё дыхание жизни от солнца». Вторая обладала «более определённым составом тела», третья, лемурийская , состояла из обезьяноподобных существ гигантских размеров . В эпоху, когда третья коренная раса Земли завершала свой цикл, на Земле появляются представители высокоразвитого человечества с планетарной цепи Венеры. Они поселяются на Земле как «божественные учителя младенческого человечества» и вносят в животного человека «искру» — зачаток человеческой души. Затем появляется четвёртая, атлантическая , раса. Пятая, или арийская, раса развивалась под непосредственным руководством высшего существа, условно называемого Ману .
Человечеству предстоит завершить цикл пятой коренной расы и пройти процесс эволюции в эпоху шестой и седьмой рас. В конце седьмой расы [седьмого круга седьмой сферы], по окончании земной манвантары , наша планетарная цепь передаст плоды своих достижений последующей цепи. Это будут божественно совершенные люди, подобные Будде и Ману, которые примут управление новой эволюцией под руководством планетарного Логоса .

Д-р Элвин Кун , излагая идеи Е. П. Блаватской, писал, что человек был первым из млекопитающих, прибывших в Четвёртый . Он появился в Первой коренной расе Круга несколько сотен миллионов лет назад. Но он не был таким существом, каким мы его знаем теперь. Он тогда ещё не состоял из трёх компонентов: тела, ума и духа. Его тело создавалось за счёт постепенного нарастания вещества вокруг чисто эфирной или астральной матрицы, или оболочки, подготовленной для этого Лунными Питри (предками) , которые во время трёх предыдущих Кругов последовательно прошли через царства минералов, растений и животных .

Человечество на протяжении двух рас развивало физическое тело, сопоставимое с тем, что есть у нас. Первая коренная раса не имела собственного названия, она населяла «Несокрушимую Священную Страну», о которой у нас немного информации. Люди этой расы были бескостными, их тела были мягкими; фактически, это были «организмы без органов».
Гиперборея , второй большой континент, стал домом Второй коренной расы, гиперборейской. Этот континент, как писала Блаватская, лежал вокруг области нынешнего Северного полюса. Но климат тогда был мягким и даже тропическим, вследствие иного положения земной оси (Блаватская утверждает, что ось дважды радикально перемещалась); тогда на острове Гренландия был жаркий климат и обильная растительность. Как остатки Гипербореи, упоминаются Шпицберген и Новая Земля .
Третья коренная раса (лемурийская) населяла обширный континент, занимавший регионы от нынешней пустыни Гоби — на севере и до Индийского океана, Мадагаскара и Новой Зеландии — на юге. Блаватская даёт его границы с достаточной определённостью. Австралия — один из его остатков, так же как и остров Пасхи , ставший предметом множества дискуссий. Некоторые из австралийских аборигенов, как и некоторые островитяне, — это потомки лемурийцев. Лемурия была разрушена, главным образом, огнём (вулканами), и, в конечном счёте, погрузилась в океан .

Атлантида в эпоху расцвета (из книги Уильяма Скотт-Эллиота «История Атлантиды»)

Когда Лемурия затонула, в Атлантическом океане возник её преемник — континент, ставший домом Четвёртой коренной расы. Это легендарная Атлантида , о которой писали Платон и другие авторы, знание о существовании которой, как писала Блаватская, было повсеместным у древних народов. Четвёртая раса процветала там приблизительно 850 000 лет назад, хотя последняя часть её, остров Посейдонис, затонул всего лишь одиннадцать тысяч лет назад. Этот заключительный катаклизм послужил основой распространённого мифа о потопе. Поздние лемурийцы и атланты были такими же людьми, как и представители существующего человечества, имеющими все три компонента: ум, тело и дух. По некоторым направлениям развития они достигли уровня, который намного превышал наш собственный; они обладали психическими силами, с которыми мы вообще не знакомы; у них были воздушные корабли, использовавшие неизвестный нам способ передвижения .

Последователи теософии считают, что расы-прародители не исчезают в один момент при появлении их преемников, поэтому многие средиземноморские нации были потомками атлантов, а некоторые «вырождающиеся представители лемурийской расы» всё ещё существуют.
Ныне существующая Пятая коренная раса (арийская) , возникла в северной Азии, распространилась на юг и запад, дав начало цивилизациям, которые уже известны историкам .

Теософия и человечество

Теософ (англ.) в New International Encyclopedia ( 1905 года издания) писал, что «Человечество — одна большая семья. Все души одинаковы в своей сущности, но различаются по уровню своего развития; каждый имеет отношение к другому и ко всему» ( англ. Humanity in one great family. All souls are the same essence, but they difffer in degrees of development; each bears a certain relation to the others and to the whole. ) .
Джон Дрисколл ( англ. John T. Driscoll ) в The Catholic Encyclopedia ( 1913 год издания) писал, что

Всеобщее братство человечества является основным положением в теософском учении. Отсюда проистекает проповедь толерантности ко всем индивидам и ко всем разновидностям вер, например буддистов, христиан и атеистов, считая различные религии способами достичь Бога. Различия имеют место, потому что люди различаются по темпераменту , типам, потребностям и ступеням эволюции. Таким образом люди отличаются друг от друга неполнотой понимания истины. Как они <теософы> говорят: «мы не можем позволить себе потерять любую из мировых религий, для каждого есть своя частичная истина и её собственные послания, которые совершенный человек должен получить. Следовательно теософия обращается к людям, как великий миротворец, поскольку она учит, что все религии есть одно и тоже, или, вернее, что все они являются ветвями одного дерева. В этом смысле она нападает на сравнительную мифологию , которая пытается показать, что религия, первоначально бывшая плодом невежества человека, исчезнет с ростом знаний, в то время как на самом деле религия происходит от божественного знания, то есть теософии. Принцип всеобщего братства покоится на „солидарности“ всего живого, всего, что есть, в одной жизни и в одном сознании. Солидарность проистекает из веры в имманентность Бога, единственности и внешнего проявления в многообразии сотворения. Все силы, являются внешними; нет сверхъестественного, кроме сверхчеловеческого и сверхчувственного, то есть большие возможности, чем те, которыми обычно обладает человек, которые, однако, могут быть развиты. Невежество, следовательно, порождает чудо. Таким образом есть личный Бог, и отсюда мадам Блаватская и миссис Безант говорят, что теософия более готова быть принята атеистами и агностиками . Отсюда и Колвилл мог учить, что дух или душа в человеке является единственной реальной и неотъемлемой частью его существа, а все остальное его иллюзии и преходяще. Солидарность, то есть согласная жизнь пронизывает все вещи, таким образом являясь основой морали. Отсюда ошибка одного есть ошибка всех, например вред причиненный одной части человеческого организма порождает боль, которая ощущается во всем теле. В то же время мы говорил, что Бог благ, а человек бессмертен „ имманентность Бога оправдывает религии“, то есть искать после Него, что все вещи стремятся к добру и на пользу человека, что человек должен осознавать и сотрудничать со сложившейся системой вещей».

Согласно (англ.) ( 1911 года издания) без различий расы, цвета кожи или вероисповедания .

Оценки теории

Концепция об эволюционном цикле рас является одной из спорных и противоречивых в наше время идей в творчестве Блаватской.
По мнению некоторых исследователей, Е. П. Блаватская называла расами не антропологические типы, а ступени развития, через которые проходят все человеческие души , эволюционируя посредством повторяющихся воплощений ( инкарнаций ). Эволюционная теория теософии предполагает развитие человечества до практически безграничного духовного раскрытия по примеру таких фигур как Будда , Христос , Моисей , Лао Цзы и других, которые являются идеалами человеческого устремления .

Некоторые исследователи указывают на наличие в работах Блаватской (в частности, в «Тайной доктрине») так называемых «расовых теорий» (о существовании высших и низших рас). Например, об этом пишут Я. Спейлвогел и Д. Редлс в работе «Расовая идеология Гитлера: содержание и оккультные корни» .
Некоторые авторы, например, Д. А. Херрик, полагают, что Блаватская считала, что эволюционные механизмы способствуют вымиранию низших и деградировавших рас и ведут к формированию единственной совершенной и однородной расы . В качестве примера, можно привести следующую цитату Е. П. Блаватской:

Человечество ясно делится на Богом-вдохновленных людей и на низшие существа. Разница в умственных способностях между арийскими и другими цивилизованными народами и такими дикарями, как например, островитяне Южного Моря, необъяснима никакими другими причинами. Никакое количество культуры, никакое число поколений, воспитанных среди цивилизации, не могло бы поднять такие человеческие образцы, как бушмены и веддха с Цейлона и некоторые племена Африки, на тот умственный уровень, на котором стоят арийцы, семиты и, так называемые, туранцы. «Священная Искра» отсутствует в них, и лишь они являются сейчас единственными низшими расами на этой Планете, и по счастью, — благодаря мудрому уравновесию Природы, которая постоянно работает в этом направлении — они быстро вымирают .

Blavatsky H. P. . Vol. 2. P. 421.

Или, например, отдельные расы людей Е. П. Блаватская называет «полуживотными» (или «полулюдьми»): например, некоторые аборигены Австралии и Тасмании .

Д. А. Херрик также полагает, что Блаватская поддерживала идею «духовного расизма», согласно которой некоторые расы духовно превосходят остальные . Так, семитскую расу (особенно арабов, но также и евреев), она называет духовно деградировавшей, хотя и достигшей совершенства в материальном аспекте
Существует также теория, согласно которой оккультные идеи Блаватской, особенно связанные с её учением о расах, легли в основу оформившихся в начале XX века оккультных учений германских авторов (в частности, ариософии Гвидо фон Листа и Ланца фон Либенфельса ), которые, в свою очередь, оказали влияние на формирование идеологии Третьего рейха . Соответствующие указания можно найти в работах многих авторов, занимавшихся исследованием нацистских оккультных учений .

Эта теория не подразумевает, что идеи Блаватской сами по себе были нацистскими или что они непосредственно определили мировоззрение Гитлера и его идеологов. Поддерживающие эту теорию авторы считают, что получившие широкое распространение в Германии начала XX века теософские идеи (в первую очередь о расах и мистике природы), были соединены в ариософских учениях с националистическими, нацистскими , расистскими и антисемитскими воззрениями немецких авторов, и именно этот сплав идей, а не сами по себе теософские теории, лёг в основу идеологии Гитлера .

Авторы, поддерживающие эту теорию, отмечают существенные различия во взглядах на расы между нацистскими идеями Гитлера и теософской концепцией Блаватской. В частности они пишут, что у Блаватской арийская раса не отождествляется с германскими народами; она также не выступала за использование силы и считала, что расовая эволюция — это естественный и неизбежный процесс, протекающий по духовным законам .

Примечания

  1. «В „Тайной доктрине“ изложены космогонические и антропогонические идеи: вечность и „периодичность“ бытия, иерархичность его „планов“, смена человеческих „рас“». — Митюгова Е. Л. Блаватская, Елена Петровна // Новая философская энциклопедия : в 4 т. 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010
  2. «All worlds pass through seven great periods of manifestations called Rounds… In each of these rounds, periods of incalculable duration, there are seven great root-races». Theosophy // The New International Encyclopedia , Vol. 19, p. 205, 1906)
  3. «In Blavatsky's scenario, every root race except the first suffered one or more cataclysms». // (англ.) (Ph.D.) Atlantis and the Cycles of Time, 2011.
  4. , p. 270.
  5. «Ледбитер использовал Хроники Акаши , чтобы „считывать“ историю Солнечной системы и Планеты, историю различных цивилизаций и религий, и прошлые жизни людей». Gregory John Tillett Charles Webster Leadbeater (1854—1934), a biographical study. Ph.D. Thesis. University of Sydney , Department of Religious Studies. Sydney, 1986. — от 30 ноября 2014 на Wayback Machine
  6. Радхакришнан писал: «Индийская психология знает цену сосредоточенности и считает её средством достижения истины. Она полагает, что не существует таких областей жизни или ума, которые нельзя было бы понять с помощью методического упражнения воли и познания. Тесная связь ума и тела является общепризнанной. Такие психические состояния, как телепатия или ясновидение, не считаются ни анормальными, ни сверхъестественными. Не являясь продуктами болезненного рассудка или божественного вдохновения, они представляют силы, которые человеческий ум может проявить при строго определённых условиях». // Радхакришнан С. Индийская философия, т. 1. М., 1956. / Гл. 1. — II. Основные черты индийской мысли.
  7. «В настоящее время существуют несомненные экспериментальные результаты, подтверждающие достоверность телепатии, ясновидения, предвидения и психокинеза». — Козлов В. В. , Майков В. В. Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I. М., 2007. — Стр. 270.
  8. «Like Scott-Elliot and Leadbeater before him, Steiner began by defending supersensible knowledge as supplement and corrective to the material sciences of the past». Godwin, Joscelyn Atlantis and the Cycles of Time, 2011 — p. 105.
  9. По мнению (англ.) , Штейнер раскритиковал книгу Синнетта, потому что считал, что информация для неё была получена от духа Джона Кинга, хорошо известного по спиритическим сеансам. (См. Godwin, Joscelyn Atlantis and the Cycles of Time, 2011 — p. 107)
  10. См. Космоконцепция розенкрейцеров#Эволюция человека .
  11. Тиллетт пишет, что карта была скопирована в оккультном музее махатм, см. Gregory John Tillett Charles Webster Leadbeater, a biographical study. Ph.D. Thesis. University of Sydney , Department of Religious Studies. Sydney, 1986. — P. 984
  12. А. Н. Сенкевич писал, что «от первого до четвёртого круга включительно человек деградирует, целенаправленно отдаваясь во власть материальному миру» и что «три первоначальные расы относились к протогуманоидам». Сенкевич А. Н. Елена Блаватская. Между светом и тьмой. — М., 2012. — Стр. 458.
  13. См. также Человек: откуда, как и куда#В Лемурии .
  14. Более подробно о завершающем цикле эволюции человечества см. в Письма махатм#О планетных цепях .
  15. , с. 235.
  16. «Земной манвантаре предшествовала лунная, которая произвела семь классов существ, от которых произошли существа земной манвантары». Яблоков И. Н. , ред. Основы религиоведения, 1994. — Стр. 234.
  17. , p. 221.
  18. , p. 222.
  19. , p. 223.
  20. О событиях, ожидающих цивилизацию Пятой коренной расы, см. в Письма махатм#О коренных расах человечества .
  21. , p. 224.
  22. (англ.) // New International Encyclopedia , 1905. — Vol. 19. — P. 205 .)
  23. John T. Driscoll // The Catholic Encyclopedia . — 1913. — Vol. 14. — P. 627
  24. / III. Universal Brotherhood and Theosophical Society) // (англ.) , 1911. — P. 409
  25. Emily B. Sellon, Renee Weber ( Ph.D .) Theosophy and The Theosophical Society // от 10 апреля 2012 на Wayback Machine . Edited by Antoine Faivre and Jacob Needleman. — (англ.) , NEW YORK, 1992. — P.324-325 ISBN 0-8245-1145-X ; ISBN 0-8245-1444-0 (pbk.)
  26. «…her racial doctrine clearly entailed belief in superior and inferior races…»: Spielvogel J., Redles D. от 19 декабря 2010 на Wayback Machine .
  27. Herrick J. A. от 4 июня 2020 на Wayback Machine InterVarsity Press, 2004. P. 217. ISBN 0-8308-3279-3 .
  28. Дата обращения: 8 февраля 2012. 3 декабря 2017 года.
  29. Blavatsky H. P. от 20 декабря 2008 на Wayback Machine . Vol. 2. P. 196.
  30. Herrick J. A. от 4 июня 2020 на Wayback Machine InterVarsity Press, 2004. P. 216. ISBN 0-8308-3279-3 .
  31. «There can be little doubt about the close relationship between List’s Ariosophy and Theosophy. Franz Hartmann, himself a prominent Theosophist, explained how List’s teachings, especially on racial doctrine bore remarkable resemblance to those of Blavatsky»; «According to Liebenfels, there was a close affinity between Theosophy and his brand of Ariosophy»: от 19 декабря 2010 на Wayback Machine ; «Indeed, both directly and indirectly, that fabulous creation of Madame Blavatsky — her Theosophical Society — can be found at the root of virtually all of the occult societies that gave rise to the Thule Gesellschaft and, eventually, to the Third Reich itself»: Levenda P. от 27 февраля 2017 на Wayback Machine . Continuum International Publishing Group, 2002. ISBN 0-8264-1409-5 . P. 362; Ariosophy was the «avenue through which Theosophy influenced Nazi ideology»: Goldstein, J. On Racism and Anti-Semitism in Occultism and Nazism // Livia Rothkirchen. Yad Vashem Studies XIII. Jerusalem, 1979, цит. по: DeGregori R. T. Origins of the Organic Agriculture Debate. Blackwell Publishing, 2004. ISBN 0-8138-0513-9 . P. 75.
  32. «If we regard these parallels between Blavatsky’s esoteric thought and Hitler’s racial ideology as significant, then we need to consider an additional question. What were the specific channels by which Theosophy reached or influenced Hitler? The occult revival in Germany and in Europe in general in the late nineteenth and early twentieth centuries led to a remarkable growth of Theosophic lodges as well as other occult groups. But in Germany Theosophical speculation, especially on race and nature mysticism, became combined with volkisch movements that were nationalistic and antisemitic. The resulting combination of occultism, volkisch nationalism, racism, and antisemitism became known in Germany as Ariosophy. It is possible that Ariosophy provides the link between Theosophy and Hitler’s racial ideology»: Spielvogel J., Redles D. от 19 декабря 2010 на Wayback Machine ; «The Ariosophists, initially active in Vienna before the First World War, combined German völkisch nationalism and racism with occult notions borrowed from the theosophy of Helena Peirovna Blavatsky, in order to prophesy and vindicate a coming era of German world rule»: Goodrick-Clarke N. от 27 февраля 2017 на Wayback Machine NYU Press , 1994. ISBN 0-8147-3060-4 . P. 2.
  33. «…It is important to observe that there are also some striking differences between Blavatsky’s doctrine and Hitler’s later racial ideas. Blavatsky herself did not identify the Aryan race with the Germanic peoples. And although her racial doctrine clearly entailed belief in superior and inferior races and hence could be easily misused, she placed no emphasis on the domination of one race over another. She certainly did not advocate the use of force since human racial evolution was an inevitable process that operated primarily on the basis of spiritual laws….»: Spielvogel J., Redles D. от 19 декабря 2010 на Wayback Machine .

Литература

на русском языке
  • Козлов В. В. , Майков В. В. Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции. Том I / Рецензенты: В. В. Новиков, К. А. Абульханова-Славская, В. А. Мазилов. — 3-е изд., испр. и доп. — М. , 2007. — 350 с. — 3000 экз. ISBN 5-17-024616-1 .
  • Митюгова Е. Л. // Новая философская энциклопедия : в 4-х томах / Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
  • Радхакришнан С. = Indian Philosophy / Под ред. О. К. Аржановой, А. Г. Бельского и др. — М. : Издательство иностранной литературы , 1956. — Т. I. от 3 июня 2016 на Wayback Machine
  • Сенкевич А. Н. . . — М. : Алгоритм, 2012. — С. 455—462. — 480 с. — (Носители тайных знаний). — 3000 экз. ISBN 978-5-4438-0237-4 .
  • . Глава XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия // Основы религиоведения. Учебник / Под ред. И. Н. Яблокова . — М. : Высшая школа , 1994. — С. 233—245. — 368 с. — ISBN 5-06-002849-6 .
на других языках
  • Fussel J. H. , Poutz M. // The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge / Под ред. S. Jackson. — New York: Funk and Wagnalls, 1911. — Vol. 11. — P. 407—410.
  • Godwin J. . — Rochester, Vt: Inner Traditions, 2011. — 436 p. — ISBN 978-1-59477-857-5 .
  • Kuhn A. B. . — Whitefish, MT: Kessinger Publishing, 1992. — P. 193—230. — 381 p. — (American religion series: Studies in religion and culture). — ISBN 978-1-56459-175-3 .
  • Percival H. W. Theosophy // / Под ред. D. C. Gilman, H. T. Peck, F. M. Colby. — New York: Dodd, Mead, 1905. — Vol. 19. — P. 204—206.
  • Sellon E. B. , Weber R. Theosophy and The Theosophical Society // / Под ред. A. Faivre , J. Needleman. — New York: Crossroad, 1992. — P. 311—329. — 448 p. — (World spirituality). — ISBN 0-8245-1145-X .
  • Tillett G. J. . — Sydney: University of Sydney, 1986. — 1169 p.
  • Webb J. The Occult Underground. — Переиздание. — LaSalle, Ill.: Open Court, 1974. — 387 p. — ISBN 0812690737 .

Теософская литература

Источник —

Same as Коренная раса