Interested Article - Ний (мифология)
- 2021-03-18
- 2
Ний (также Ный, Ныя или Ниа, польск. Nyja, Nija, Nya ) — предположительный славянский мужской хтонический бог [ источник не указан 784 дня ] независимо упоминавшийся как в трудах двух польских исследователей, историка Яна Длугоша (где отождествлён с Плутоном ) и языковеда Якуба Паршковица , так и в постановлениях польских синодов XIV-XV веков; в поэме Хераскова «Владимир Возрождённый» (1785) персонаж по имени Ний упоминается в числе языческих богов, пытающихся отвлечь князя Владимира от христианства .
В польских источниках
В книге «История Польши» Я. Длугоша (3-я четверть XV века) перечисляются несколько теофорных имён , сопровождаемых соответствиями из римской мифологии . В качестве одного из божеств (наряду с такими как Yesza — Юпитер , Lyada — Марс , Dzydzilelya — Венера , Dzewana — Диана , Marzyana — Церера ) выступает Nya , отождествляемое с Плутоном .
Плутона они именовали Ниа, считая его богом преисподней и хранителем и стражем душ, после того как те покидают тела. Они просили его вывести их после смерти в лучшие места преисподней и построили ему первое святилище в городе Гнезно , к которому стекались люди со всех мест .
По мнению авторов издания «Мифы народов мира», несмотря на большое количество неточностей и вымысла у Длугоша, здесь может быть отражена польская дохристианская действительность. В частности, с именем Ния этимологически перекликается русское слово « Навь » («загробная жизнь»), которое возвращает к образу Плутона как «повелителя загробного мира» в мифологии.
Соотнесение языческого божества по имени Ныя с Плутоном подтверждает польский автор XVI века Матей Стрыйковский в « Хронике польской, литовской, жмудской и всей Руси » (1582):
Бога ада Плутона, которого звали Ниа (Nia), почитали вечер[ним богом] и заранее просили у него после смерти лучшего места в пекле и дождей или усмирения непогоды .
В русской литературе
Отдельные строки посвящены языческому божеству Нию в эпической поэме Хераскова 1785 года под названием «Владимир Возрождённый»:
...Зрю огненного Ния:
В нем ада судию быть чаяла Россия,
Он пламенный держал в руках на грешных бич.
Имел он свой внутри земли престол
И окружен кипящим морем зол,
Ночных ужасных привидений насылатель.
Описывая во второй песне поэмы «Владимир Возрождённый» славянский языческий пантеон, Херасков включает в него следующих богов: Перун , Чернобог , Ний, Хорс , Семиргл , Купало , Знич, Услад, Лада , Полель, Посвист, Волос , Дажбо . Этот список значительно шире приведенного в « Повести временных лет », которая называет следующих языческих богов: Перун, Хорс, Дажбог, Стрибог , Семаргл, Мокошь . Волос, бог скота, упоминается в таком историческом источнике как текст договора с греками от 907 года.
Имена остальных добавленных богов — собственно Ния, а также Леля, Полеля, Погвизда (Похвиста) — Херасков мог найти в сочинениях средневековых польских писателей. Помимо Яна Длугоша эти имена в своих сочинениях упоминают и его последователи, такие как Меховский и Кромер .
М.В. Ломоносов в «Древней российской истории» также называет имена этих добавленных богов (за исключением Ния), приводя их античные аналоги.
Херасков вслед за Ломоносовым неоднократно проводит параллели между античным и древнерусским язычеством . Древнерусские капища он заменяет храмами, деревянные кумиры – каменными изваяниями, культовые обряды описывает по античному образцу.
Другие возможные отражения в литературе и фольклоре
Согласно предположению , на основе образа властителя преисподней Ния из польской мифологии, попавшего в украинский фольклор (либо смешавшегося с местными образами хтонических существ с огромными веками и ресницами), Гоголь мог изобрести имя Вий (через фонетическое смешение с украинскими словами укр. вія — ресница и укр. повіка — веко ).
См.также
Примечания
- . www.vostlit.info. Дата обращения: 17 марта 2019. Архивировано из 28 марта 2014 года.
- . www.vostlit.info. Дата обращения: 17 марта 2019. 24 февраля 2016 года.
- Ломоносов М. от 27 января 2012 на Wayback Machine
Литература
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянская мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия. — М., 1980. — Т. 2. — С.450-456.
- Jerzy Strzelczyk Mity, podania i wierzenia dawnych Słowian. — Poznań: Rebis, 2007. — ISBN 978-83-7301-973-7 .
- Молдавский Д. М. О фольклоризме Н. В. Гоголя. Предположение о имени "Вий"
- 2021-03-18
- 2