Золотая лихорадка (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Лихора́дка , лихоманка , трясавица — в славянской мифологии персонифицированная в образе женщины болезнь , вселяющаяся в человека и вызывающая то озноб , то жар .
Отличительная особенность лихорадки — множественность (7, 9, 12, 77 женщин, сестёр, мух, струй воздуха) и изменчивость образа . В заговорах лихорадки могли называться «Дщерьми Иродовыми » .
Слово «лихорадка» древнерусского происхождения. Образовано с помощью суффикса -ка от лихорадить — «желать зла», полученного от лихо — «зло» и радить — «желать» . В русском языке XI—XVII веков слово известно в значении «гнойный нарыв, короста», «озноб и жар» .
В названиях лихорадок отражены симптомы, причины болезни, время появления, цвет. Главные симптомы (озноб, жар) порождают названия со внутренней формой «горячая», «холодная»: рус. горячка, леде(не)я , ледиха (архангел.), студенка (казан.), укр. жарка, огневиця, зімова, зима, зимница , з.- сил. и кашубск. zima , польск. zimno, chlodn(ic)a ograszka, zimná, zimnica , серб. врућица , хорв. lednica , болг. огненица (один из основных признаков «горячка» отражён в лат. febris от и.-е. *dheuh «жечь», ср. польск. febra, frybra — из лат. febris ); «дрожь» (и ассоциативные названия): рус. дрожалка, дрожуха, знобуха, кумоха (ср. кумошить «терзать, мучить»), маяльница (ср. маяться ), трепалка, трясуха ; укр. трясця, корчій, знобія , белор. асинавая , рус. горькуша (признак болезни ассоциируется со свойством осины постоянно дрожать, как больной дрожит от лихорадки), трасачка, чухянка , серб. чамалица (от чам «тоска», лихорадка без сна), болг. треска, тресавица , макед. треска, трескавица . Эти же симптомы лихорадки выражаются глаголами: трясёт, треплет, колотит, трусит, лихорадит, распаляет, леденит, ломает, мучает . Ряд названий указывает на цвет: рус. желтыня, желтуха, зелена(я), синя , укр. желтія , чеш. žluta zimnice «жёлтая лихорадка». Персонификация состояний, вызываемых лихорадкой, отразилась в названиях: Тресея, Огнея, Ледея, Гнетея, Гинуша, Глухея, Ломея, Похнея, Желтея, Каркуша, Гледея .
Русские имена лихорадок по Афанасьеву :
Ты бы шторку опустила…
Дай-ка книгу… Не хочу…
Ты намедни говорила,
Лихорадка… я шучу…
— Что за шутки спозаранок!
Уж поверь моим словам:
Сёстры, девять лихоманок,
Часто ходят по ночам.
Вишь, нелёгкая их носит
Сонных в губы целовать!
Всякой болести напросит
И пойдёт тебя трепать.
— Верю, няня!.. Нет ли шубы?
Хоть всего не помню сна,
Целовала крепко в губы —
Лихорадка ли она?
Само число 12 и резко отрицательная семантика «сестёр-трясавиц» связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода . Девы-Иродиады в славянской мифологии — простоволосые женщины дьявольского обличия (крылья летучей мыши, различные уродства ). В некоторых заговорах их семь, десять, сорок, семьдесят семь.
Также в народных преданиях лихорадка может ходить и в одиночку. При этом из табуистических соображений её зовут ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тётка, гостьюшка, гостейка и др. Славянские заговоры зачастую предполагают изгнание лихорадки в леса, пустыни, болота, тартарары. В работе Афанасьева указывается наличие заговоров против лихорадки также у немцев , индусов , финнов .
Иногда среди лихорадок выделяют «старшую», якобы сидящую прикованную на железном стуле двенадцатью цепями. По поверью, если она порвёт цепи, то поражённый ею человек умрёт . В некоторых заговорах упоминается Жупела — мать и царица лихорадок .
Б. А. Рыбаков в книге «Язычество древней Руси» предполагает, что образ лихорадок произошёл в народном сознании из представления о русалках- берегинях . Разновидностью русалок лихорадки называются и в научно-популярной «Энциклопедии сверхъестественных существ» . Связь лихорадок с водоёмами прослеживает по русским заговорам .
В статье А. К. Байбурина со ссылкой на работу Д. К. Зеленина приводится традиционный «метод борьбы» с лихорадкой глотанием бумажки с определённой надписью . Д. К. Зеленин приводит также следующие способы лечения лихорадки:
По некоторым поверьям, 2 (15) января в Селиверстов день лихорадки выходили из своих подземелий, прячась от мороза. В этот день притолоки кропили наговорённой водой. Считалось, что лихорадки пугались также петушиного крика, лая собак и колокольного звона .
Образ лихорадки, в отличие от образа чумы, в славянской традиции слабо выражен и поэтому не отражён в быличках, обрядах и поверьях .
Считалось, что лихорадки — это: