Православная иконография Иисуса Христа
- 1 year ago
- 0
- 0
Внешность и национальная принадлежность Иисуса Христа — вопрос, возникший фактически с начала существования раннего христианства , так как в Новом Завете отсутствует описание физической внешности Иисуса до его смерти.
Несмотря на отсутствие прямых библейских или исторических справок, начиная с II века вопрос о расовой принадлежности Иисуса остаётся всё ещё актуальным и подвергается дебатам . В Средние века ряд документов неизвестного или сомнительного происхождения давали подробное описание о происхождении Иисуса, однако сейчас они признаны мистификациями . Большинство людей имеют представление об Иисусе, исходя из церковных изображений, а именно белокожего красивого молодого мужчину, с тонким, высоким телосложением и длинными каштановыми волосами и короткой бородой, однако данный образ не основывается на серьёзных исследованиях и создан на основе недостоверных источников .
В XIX веке существовало популярное мнение, что Иисус был белым , параллельно существовала теория о его чёрном происхождении. Однако в основном подобные теории были субъективными, основанными на культурных стереотипах и социальных тенденциях, а не на научных и исторических исследованиях. В течение 2000 лет разными культурами было создано множество изображений Иисуса, чей облик зависел от культурных условий, политических обстоятельств и богословского контекста . В наше время не существует никакого общего научного соглашения об этнической принадлежности Иисуса, однако по наиболее популярной и признанной теории, Иисус был евреем .
В Новом Завете отсутствует какое-либо описание физической внешности Иисуса до его смерти .
В синоптических Евангелиях Иисус во время преображения описывается следующим образом: «его лик светится, как солнце», — однако другие описания в Евангелии отсутствуют .
В Откровении Иоанна Богослова облик Иисуса описывается так: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих» ( Откр. ), — однако описание соответствует вознесению Христа, то есть после его смерти, а не при жизни .
В Ветхом Завете новый Мессия (Христиане верят, что это Иисус ) в псалме 44:2-3 описывается как «прекраснее сынов человеческих», что также повлияло на формирование гипотезы о внешности Христа .
Когда самаритянка спросила Иисуса: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ( Ин. ), — Он не отрицал своей принадлежности к иудейской общине. Однако, в аналогичной ситуации, когда иудеи спросили Христа, не является ли он самарянином ( Ин. ), Он оставил упрек незамеченным ( Ин. ) .
Несмотря на отсутствие прямых библейских или исторических справок, начиная со второго века выдвигались различные теории о происхождении Иисуса. Например, Иустин Мученик предложил свою версию происхождения Христа, основываясь на Его родословии . Теория Иустина оставалась популярной и обсуждалась на протяжении веков . Римский антихристианский философ Цельс утверждал, что Иисус «был, как говорят, малый ростом, имел неприятный вид» .
Отцы Церкви Иероним Стридонский и Аврелий Августин указывали, что Иисус должен был иметь идеальное тело и прекрасное лицо. Августин утверждал, что Иисус был прекрасным, как дитя, прекрасным на земле и на небесах . Эту идею в XIII веке развил философ Фома Аквинский , в своей работе Сумма теологии утверждая, что Иисус был воплощением идеальной красоты и совершенства .
В средние века было создано множество источников-мистификаций, описывающих внешность Христа. В IX веке монах Епифаний описывал высокую ангельскую фигуру, которую в разные времена интерпретировали как Христа, однако учёные опровергают данное предположение .
Другие недостоверные источники включают в себя сведения из книги Арчко и письма Понтия Пилата Тиберию , где описывается облик Христа, основанный на представлениях в тот временной период . Также в XIV веке церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул , ссылаясь на неизвестные античные источники, описывал Иисуса как высокого красивого человека с волнистыми длинными волосами. Данный образ стал основой для многочисленных церковных изображений .
Исламские хадисы VIII—IX века описывают Иисуса как красного (красный цвет кожи может означать смуглый цвет с красноватым оттенком, а также может быть эвфемизмом, который обозначает светлокожих людей) , в другом Хадисе Иисус описывается с чёрно-коричневой кожей ( перс. آدَمُ ) .
Известный историк Колин Кидд в своей работе « The forging of races» (Ковка рас) описывает, что расовые теории о происхождении библейских персонажей обусловлены культурными стереотипами и тенденциями, но ни в коем случае не научными исследованиями . Существует множество теорий о расовой принадлежности Иисуса, начиная с нордической , заканчивая негритянской . Среди учёных по-прежнему нет общего согласия относительно происхождения Христа. Библеист утверждает, что Иисусу присуща некая универсальность, которая выходит за рамки национальности .
Среди учёных нет чёткого согласия в вопросе об этническом происхождении Иисуса, но, по наиболее популярной теории, он был евреем . Существует предположение, что Иисус был галилеянином , представителем этнической группы, образованной из нескольких народностей . По одной маргинальной версии он был ассирийцем .
В течение нескольких последних веков возникало множество теорий о происхождении Иисуса, не имеющих, как правило, отношения к признанной исторической точке зрения. Возникла так называемая закономерность, когда какое-либо национально-христианское движение могло придавать Иисусу черты своей культуры или даже причисляло к своему народу, как это было, например, с европейцами в XIX веке или африканцами и индейцами в XX веке. При этом биография Иисуса намеренно искажалась или даже дискредитировалась, чтобы оправдывать маргинальные теории .
В XIX веке была популярна теория об « арийском » происхождении Иисуса, а позже и отрицание его еврейского происхождения, в частности среди нацистских теологов . Мэдисон Грант утверждал, что Иисус принадлежал к « индоевропейской расе » . Стюарт Чемберлен выдвинул предположение об индо-ирано-германском происхождении Христа . Сторонники «арийского» происхождения также утверждали, что если Иисус по религии и был иудеем , то он всё равно не принадлежал к «еврейской расе» . Основным аргументом для их гипотезы выступал тот факт, что исторический регион Галилея якобы заселялся «арийскими» народами, однако это утверждение не нашло научной поддержки .
В XX веке свою популярность стала набирать противоположная теория, согласно которой Иисус был чёрным , однако не принадлежал к какой-либо определённой африканской народности, а также что первые евреи, Иаков и его дети, были первоначально чёрными . Идея о том, что Иса (Иисус), как и остальные пророки, был чёрным, является неотъемлемой частью идеологии негритянской религиозной секты Нация ислама .
Мартин Лютер Кинг был сторонником гипотезы о «Чёрном Христе» и ставил параллель между борьбой Христа против авторитетов того времени и борьбой афроамериканцев в южных частях Соединенных Штатов за свои права . Однажды он даже публично спросил у белых церковных лидеров, почему они не оказывают поддержку в борьбе за расовое равенство негров . Во многих случаях данная теория была политическим рычагом, чтобы отождествлять Иисуса с чёрными в борьбе против господства белых , хотя политический деятель Альберт Клидж высказывал утверждения об этническом чёрном происхождении Христа . Версия о чёрном Иисусе исторически существовала в Эфиопии , одной из первых христианских стран, однако не носила под собой политический или общественный характер, а являлась одной из особенностей эфиопской иконописи, хотя Иисуса и библейских персонажей могли изображать белыми или чёрными . Немногим позже популярность стала набирать идея о том, что Иисус был индейцем. На фоне национально-освободительных движений коренных народов Америки ряд индейских организаций в открытую продвигал идею индейского происхождения Иисуса, хотя и задолго до этого в посёлках с преимущественно индейским населением в церквях ставили иконы с изображениями Марии и Иисуса, обладающих индейскими чертами лица и одеждой .
Недавно возникла ещё одна, более нестандартная теория, а именно, что Иисус был китайцем . Главным поводом послужило то, что история и смерть Иисуса во многом схожа с историей китайского пророка , жившего за 500 лет до Христа. Это послужило поводом для некоторых историков предположить, что Ин Ли и Иисус были одним лицом . Среди радикальных корейских христиан (в Корее достаточно широко распространено христианство) существует также теория о корейском происхождении Иисуса и заговоре западного мира с целью украсть себе наследие Христа .
На западной Украине возникла теория об украинском происхождении Иисуса и других известных религиозных деятелей. Идеология де-факто повторяет арийскую теорию , популярную в германских государствах в XIX веке , в которых на фоне широких антисемитских настроений отрицалось еврейское происхождение Христа. В частности, сторонники украинского Иисуса утверждают, что он родился в Галилее , которая на деле является искажённым словом Галичина . Теория стала массово популяризироваться в 90-х годах после публикации эссе-романа беллетриста «Путь Ариев» . В то же время она подверглась жёсткой критике со стороны православной церкви . Позже теории публиковались в украинских газетах, в частности в газете Верховной Рады «Голос Украины», и учёным Валерием Бебиком . Американский публицист украинского происхождения Михаэль Дорфман предполагает, что теория зародилась в условиях оккупации Украины нацистской Германией и оказания помощи нацистскими войсками православным священникам . Редакция Корреспондент причисляет теорию к одной из самых ярких фальсификаций украинской истории .
Национально-христианские движения в других странах восточной Европы тоже склонны придавать Иисусу черты своей национальности и культуры; так, например, Игорь Куберский, журналист новостного портала Эхо Москвы , отметил, что в России на фоне роста национально-христианского сознания он всё чаще слышал от разных людей мнение, что Иисус является русским по материнской линии, так как имя его матери, Богородицы Марии , якобы является исконно русским именем . О похожей проблеме среди поляков высказывались журналисты из новостной газеты Выборча и Rzecz o prawie, отметив, что в условиях, когда современный польский национализм тесно связан с католичеством и верой в еврейский заговор, значительная часть населения продолжает верить в то, что Иисус был по национальности поляком . Польский скульптор Станислав Шукальский начиная с 1940 года посвятил большую часть своего времени изучению тайн доисторической истории человечества. Шукальский считал, что обнаружил польское происхождение различных древних мест, которые оформил в работу под названием «Проязык» ( англ. Protong , польск. Macimowa ), в которой утверждал о польском происхождении Иисуса .
Исследования, показываемые в документальном фильме от BBC 2001 года , предполагают, что Иисус, на основе того, что он был евреем или галилеянином, должен был иметь оливковый цвет кожи и чёрные глаза/волосы, но никак не мог быть светлокожим с каштановыми волосами, как это представлено в статуях и иконах . Некоторые американские консервативные СМИ обрушились с критикой на BBC, обвинив фильм в «пренебрежительности» к устоявшимся христианским канонам . Однако и в кругу учёных нет единого согласия о внешности Иисуса из-за отсутствия каких-либо первоисточников, описывающих его внешность, кроме согласия, что он был евреем, поэтому оценки его внешности субъективны и могут считаться лишь приближенными, но не достоверными . Позже научные каналы BBC , France 3 и Discovery Channel объединились для изучения вероятной внешности Христа, для чего были изучены черепа семитских народов, обитающих в I веке на территории той арены, где происходили события Нового завета . При помощи судебной антропологии было сконструировано лицо типичного семита, из которого стало ясно, что у Иисуса с высокой вероятностью было широкое лицо и крупный нос, при этом образ худощавого белого человека с длинными волосами и карими глазами крайне неправдоподобен и создан на основе европейских идеалов красоты первого тысячелетия .
Британский эксперт попытался воссоздать облик Христа, предварительно изучив строение черепов семитов из Галилеи эпохи жизни Христа и с помощью компьютеров воссоздав их внешний облик при жизни. Изучив также рисунки, созданные до написания Нового Завета , исследователи смогли определить, что глаза и волосы Иисуса были тёмными, а по еврейской традиции он носил бороду. Анализ толкования Библии показал, что волосы у Иисуса были не длинными, а короткими и курчавыми. Также в пользу данного факта говорит ещё один аргумент: растить волосы для мужчины той эпохи считалось бесчестием. Анализируя остатки скелетов, учёные установили, что средний семитский мужчина был ростом примерно 155 сантиметров и весил 50 килограммов. Но так как Иисус до 30 лет работал плотником, его тело должно было быть более мускулистым, а кожа загорелой. Помимо этого, он должен был выглядеть старше своих лет. Однако данную картину можно считать лишь «приближённой» .
В средние века стало появляться множество нерукотворных изображений Христа, при этом их образ соответствовал представлениям той или иной культуры/времени. Наиболее известными примерами являются Спас Нерукотворный и Плат Вероники , который изображал Страсти Христовы .
Многие святые мистики утверждали, что лично видели Иисуса в своих видениях. Примечательно, что такие случаи чаще всего происходили у католиков .
В XX веке появлялись сообщения о чудесных образах Иисуса, которые вызывали общественный резонанс, например, фотография Секонда Пиа, сделанная на туринской плащанице , которая чётко изображает силуэт Иисуса. По данным на май 2010 года , чтобы увидеть «лик Христа», прибыло более 2 млн человек .
Большой популярностью пользуется образ Христа согласно видению святой Фаустины Ковальской , который она описала в своём дневнике и сделала набросок. Данный образ Христа сейчас популярен среди католиков и имеет более 100 миллионов последователей по всему миру .
Несмотря на отсутствие каких-либо библейских ссылок или записей, в течение двух тысячелетий появлялись самые разные изображения Иисуса Христа, которые зависели от культурных условий, политических обстоятельств и богословского контекста той или иной страны . Самые ранние изображения Христа были созданы в Риме. Как правило, изображался молодой человек без бороды, с длинными вьющимися волосами, в окружении апостолов или римлян . Однако параллельно появлялись и греческие изображения Иисуса с бородой, что соответствовало стереотипу образа странствующего философа . Некоторые ранние изображения Христа присутствуют в синагоге Дура-Европос , однако по причине того, что иудаизм запрещает изображения Христа, их влияние на реальный образ Иисуса остается неизвестным . Христианские изображения в искусстве III и IV веков иллюстрировали в основном Новый Завет , а после принятия реформ Константина Великого в IV веке , когда христианское искусство вошло в эпоху расцвета , Иисус стал изображаться как более зрелый человек с бородой .
Изображения Страстей Христовых в V веке отразили изменения в богословском центре ранней Церкви . В VI веке по Евангелию Рабулы были созданы несколько картин с распятием Христа и воскрешением . В VI веке изображение Иисуса с бородой стало стандартом в западных и восточных регионах Рима . В течение нескольких столетий Иисус изображался с каштановыми волосами на прямой пробор и с миндалевидными глазами . Именно в этот период появились Спас Нерукотворный и плат Вероники .
К VIII веку среди христиан Рима и Константинополя начались разногласия: в то время как каждый начинающий монах в Риме был обязан нарисовать икону преображения Господня , в Константинополе иконоборцы стали отвергать иконы, отрицая их мистические и литургические аспекты, а также было распространено мнение, что иконы являются суеверием и идолопоклонничеством . Эти разногласия вылились в Византийское иконоборство , значительно ограничившее создание и распространение икон, однако к середине IX века (843 г.) оно было отменено .
XIII век стал поворотным временем для эволюции «христианских изображений», когда на Западе стали создавать множество картин « чудес Христовых ». Францисканцы подчёркивали смирение Христа, начиная с рождения до смерти и распятия . При этом они передавали целый спектр эмоций, начиная от радости в честь рождества и заканчивая мучениями и агониями во время распятия . Эти темы оказали большое культурное влияние на христианское искусство в последующие столетия .
В эпоху Ренессанса ряд художественных мастеров, таких как Джотто ди Бондоне , Фра Беато Анджелико и другие, создавали изображения Иисуса. В их картинах наблюдалась чёткая лаконичность, а Иисус изображался идеалом человеческой красоты . Наиболее известным произведением того периода стала картина Леонардо да Винчи « Тайная вечеря », на которой изображён Иисус в окружении апостолов . В картине показан широкий спектр эмоций .
Некоторые люди выступали против изображений Иисуса теми или иными художниками. Например, в 1850 году на Джона Эверетта Милле было совершено нападение из-за картины « Христос в родительском доме ». Злоумышленники мотивировали это тем, что им «болезненно» видеть молодого спасителя рыжим еврейским мальчиком .
Первое появление Иисуса в кинематографе произошло в 1887 году в пятиминутном фильме , выпущенном в Париже . В поздних фильмах Иисус изображался с бородой и типичной внешностью, заданной в картинах эпохи Ренессанса .
В высокобюджетном фильме «Страсти Христовы» Джеймсу Кэвизелу — актёру, игравшему роль Иисуса Христа — приделали протез на нос, сделав его более «еврейским», и с помощью компьютерной графики изменили светлый цвет его глаз на карий. По словам дизайнера Мили Тевеса, он хотел подчеркнуть ближневосточную, семитскую национальность Иисуса .