Interested Article - Архангел

Собор архангела Михаила
(русская икона, XIX век)

Арха́нгел ( др.-греч. Ἀρχάγγελος от др.-греч. ἀρχι- — «главный» + др.-греч. ἄγγελος — «вестник, посланец, ангел») — в христианском вероучении одна из высших категорий (чинов) ангелов . В системе ангельской иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита это восьмой из девяти чинов ангельских. В канонических книгах Библии архангелом непосредственно назван только лишь Михаил ( Иуд. ), но, согласно традициям Церкви, архангелов восемь.

В Православной церкви встречается упоминание о восьми архангелах: Михаиле , Гаврииле , Рафаиле , Урииле , Салафииле , Иегудииле , Варахииле и Иеремииле . Известны также: Сихаил , Задкиил , Иофиил .

Празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается в Православной церкви 8 (21) ноября . Его установление связывают с решением Лаодикийского собора , бывшим за несколько лет до Первого Вселенского собора и осудившим как еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира .

Классификации

Согласно книге «О небесной иерархии» Дионисия Ареопагита (V — нач. VI вв), архангел — название второго чина в третьем, низшем лике ангельской иерархии (1-й чин — ангелы, 2-й — архангелы, 3-й — начала). Имена семи архангелов и их функции приведены в XX главе (абзаце) эфиопского апокрифа « книга Еноха » (II век до н. э.):

Имена и функции архангелов в книге Еноха
Имя архангела (святого ангела) Перевод Смирнова А.В.
с немецкого
Перевод с эфиопского Перевод Р. Лоуренса
с эфиопского
Михаил поставлен над лучшею частью людей, – над избранным народом поставлен над лучшей частью человечества и над хаосом председательствует над человеческой добродетелью, командует народами
Гавриил поставлен над змеями, и над раем, и над херувимами поставлен над раем, змеями и херувимами председательствует над змеями, над раем и над херувимами
Рафаил ангел духов людей поставлен над духами людей председательствует над духами людей
Уриил ангел грома и колебания поставлен над миром и над тартаром председательствует над шумом и ужасом
Рагуил карает мир и светила дает отмщение миру светил налагает наказание на мир и светила
Саракаел поставлен над душами сынов человеческих, склонивших духов ко греху поставлен над духами, которые грешат в духе председательствует над духами сынов человеческих, которые преступают закон
Ремиил Нет Бог поставил над теми, кто воскресает Нет

Вероятно, семь Архангелов «Книги Еноха» соответствуют семи Амеша Спента зороастрийского пантеона и семи планетным духам вавилонян. Согласно мистическим преданиям иудаизма, каждый архангел соединён с одной из планет. Семь Архангелов в качестве начальников над мириадами ангелов (небесного воинства) называются также в христианской традиции архистратигами .

Семь ангелов упоминается также в книге Товит : «Я — Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред Славу Святого» ( Товит. ). И в Апокалипсисе : «семь звезд суть Ангелы семи церквей» ( Откр. ).

Учение о соборе семи Архангелов с конкретными именами: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, — появляется в средневековье в XV веке , это описание сделал францисканский португальский монах Амадей Мендеш да Силва ( Амадей Португальский , †1482), имена он узнал из собственного откровения . В средние века появляется культ семи ангелов в Католической Церкви и строятся храмы в Риме , затем в Неаполе . До конца XVII века этого учения о соборе из 7 архангелов с конкретными именами в Православии, как в иконографии, так и в агиографии ( Великие Четьи-Минеи святителя Макария XVI века, Жития святых Тулупова середина XVII века) нет. Учение с именами из откровения Амадея Португальского внесено в жития святых Димитрия Ростовского под числом 26 марта в издании 1700 года . В самой Католической церкви учение о семи ангелах, с конкретными именами, было отвергнуто и возвратились к поклонению только трех ангелов: Михаила, Гавриила и Рафаила, только к тем именам, которые разрешил почитать Римский собор 745 года при папе Захарии . Только эти три имени есть в канонических книгах Библии. Римский собор 745 года определил: Nos autem, ut a vestro sancto apostolatu edocemur, et divina tradit auctoritas, et non plus quam trium angelorum nomina cognoscimus, id est Michael, Gabriel, Raphael: alioqui de mysterio sub obtentu angelorum demonum nomina introduxit. («Но мы, как нас учит святое апостольское служение и дает Божественная власть, не знаем более чем трех имен ангелов, то есть Михаил, Гавриил, Рафаил: иначе тайна бытия имен ангелов и демонов была бы открыта») .

Имя Варахиил встречается в апокрифе « Третья книга Еноха » (II век н. э.) в 14-й главе: «Баракиэл (Варахиил), который управляет молнией», а также в 17-й главе. Имя Иегудиил нет в Священном Предании Церкви, это имя известно из откровения Амадея Португальского.

Архангелы (средневековая гравюра )

Если верить исключительно словам Библии, то Михаил — архангел, Гавриил — ангел (согласно православной гимнографии — архангел), Рафаил — ангел. Согласно « Третьей книге Ездры », Уриил — является ангелом (не архангелом или херувимом или серафимом), а Иеремиил — архангелом.

В русской старообрядческой традиции, в праздник Небесных Сил Бесплотных (8/21 ноября) называются имена еще двух архангелов — Гефаил и Тахиил. Первый считается «возжигателем» любви к Богу, второй — помощником и защитителем от бед и напастей . Этих имён нет в Библии. Происхождение их установить трудно.

В каббале раскрывается соответствие иерархии ангелов, праотцов и сфирот :
Михаил Авраам — хесед, Гавриил Исаак — гвура, Рафаил Иаков — тиферет.

Архангелы

Михаил

«Архангел Михаил»
XIII век , Монастырь Святой Екатерины

Архангел Михаил ( др.-евр. מיכאל ‏‎, Михаэ́ль — «Кто как Бог»; греч. Αρχάγγελος Μιχαήλ ) — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых библейских персонажей.

Имя Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка Даниила :

  • « Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских » ( Дан. ).
  • « Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего » ( Дан. ).
  • А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила:

И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.

Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени:

«Михаил Архангел, побеждающий дьявола»,
Рафаэль , 1518 год

В книге «Руководство к написанию икон святых угодников» говорится о том, что святой Архангел Михаил « изображается попирающим (топчущим ногами) Люцифера и, как победитель, держащим в левой руке на груди зелёную финиковую ветвь, а в правой руке копье, на верху коего белая хоругвь, с изображением красного креста, в ознаменование победы Креста над диаволом » .

Он первый восстал против люцифера (сатаны), когда сей восстал против Вседержителя. Известно, чем закончилась эта война, низвержением денницы (сатаны) с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за церковь и чад её.

Посему для тех, кои украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям земным, всегдашнею войной против порока и нечестия, постоянным смирением и самоотвержением .

Празднование в православной церкви 21 ноября (8 ноября по старому стилю) и 19 сентября (6 сентября по старому стилю) в воспоминание чуда архангела Михаила в Хонех (Колоссах); в католической — 8 мая и 29 сентября .

Гавриил

Архангел Гавриил, новгородская икона XII века

Архангел Гавриил ( др.-евр. גבריאל ‏‎ — сила Божия) Упоминается в следующих библейских книгах: Дан. , и Лк. , .

В Библии называется ангелом, но в предании христианской церкви выступает как архангел — один из высших ангелов. В Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя , Деве Марии в Назарете — о рождении Иисуса Христа . Считается ангелом-хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа . По учению мусульман — от него пророк Мухаммед получил свои откровения. На иконах изображается со свечой и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести.

Память архангела Гавриила совершается в Православной церкви 26 марта и 13 июля (по юлианскому календарю ).

Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», « изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой каменное зерцало » . Это зерцало из зелёного ясписа (яшмы) с чёрными и белыми пятнами на нём, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества.

Рафаил

Архангел Рафаил, картина Мурильо
Святой Архангел Рафаил

Архангел Рафаил ( др.-евр. רפאל ‏‎, Рэфа́эль — «исцелил Господь»). Упоминается в книге Товита ( Тов. , ). Рафаил по-арамейски означает « Исцеление Божие » или « Врачевание Божие ». Согласно еврейскому мидрашу , Рафаил вылечил боль, которую испытывал Авраам после того, как сделал себе обрезание . В исламе архангел Рафаил — тот, кто возвестит Судный день .

В «Руководстве к написанию икон» сообщается, что: « архангел Рафаил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд ( алавастр ) с врачебными средствами (лекарством), а в правой стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран » .

Уриил

Архангел Уриил, Церковь Святого Иоанна, графство Уилтшир , Англия

Архангел Уриил ( др.-евр. אוּרִיאֵל ‏‎ — «свет Божий, или Бог свет есть»). Упоминается в Третьей книге Ездры ( 3Езд. , ).

Согласно преданию, архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По мнению православных богословов, Уриил, будучи сиянием огня божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невеж, а само имя архангела, соответствуя его особому служению, означает «Огонь Божий» или «Свет Божий» .

По иконописному канону Уриил « изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой огненный пламень » .

Иннокентий Херсонский в своём сочинении об архангелах пишет об Урииле следующее: « Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные » .

Селафиил

Архангел Селафиил

Архангел Селафиил ( Салафиил ; др.-евр. שאלתיאל ‏‎ — «молитва к Богу»). Упоминается в Третьей книге Ездры ( 3Езд. ).

«И вот Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, чтобы они чистым дыханием уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил» .

В «Руководстве к писанию икон» о нём говорится: « Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся » .

Иегудиил

Архангел Иегудиил

Архангел Иегудиил (хвала Божия). Это имя известно из «откровения» Амадея Португальского , в канонических текстах его имя не упоминается.

Имя архангела Иегудиила в переводе на русский язык означает « Славитель Божий » или « Хвала Божия ». Руководствуясь этими переводами подобные эпитеты иконописцы помещали на его изображения. Так, в надписи на фреске Благовещенского собора говорится: « имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние ».

Как поясняется в «Руководстве к писанию икон», Иегудиил « изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные и благочестивые труды святым людям, а в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам » .

Иннокентий Херсонский пишет о нём: « Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и трудится для славы Божией. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не просто венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во славу Божию » .

Варахиил

Архангел Варахиил

Архангел Варахиил (благословение Божие) — в Библии не упоминается, известен из апокрифической Третьей книги Еноха (3 Енох 14; 17) .

В книге « Руководство к писанию икон » о нём сообщается: « Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном » . Белые розы выступают символом благословения Божьего.

Поелику благословения Божии различны, то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие .

Иеремиил

Архангел Иеремиил (высота Божия). Упоминается в Третьей книге Ездры ( 3Езд. ).

Библейская энциклопедия архимандрита Никифора сообщает о нём следующее:

В 3-й книге Ездры (4:36) упоминается ещё Архангел Иеремиил (высота Божия). Он присутствовал при первой беседе Архангела Уриила со священником Ездрой и отвечал последнему на вопрос о знамениях, предшествующих концу грешного мира, и о начале вечного царства праведников .

Исходя из значения имени (Иеремиил — «Высота Божия») богословы считают, что он посылается от Бога к человеку, чтобы содействовать возвышению и возвращению человека к Богу. Изображается он, держащим в правой руке весы.

См. также

Примечания

  1. Архангелы — статья из Большой советской энциклопедии .
  2. . Предназначен для келейного чтения. Не утвержден для общецерковного использования . Акафистник . Дата обращения: 25 апреля 2019. Архивировано из 26 августа 2016 года.
  3. . Официальный сайт Храма Христа Спасителя . Дата обращения: 25 апреля 2019. Архивировано из 19 сентября 2012 года.
  4. Смирнов А.В. . от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  5. . Дата обращения: 25 октября 2017. 28 октября 2017 года.
  6. (нем.) . Mattsies.info . Дата обращения: 2 февраля 2013. 18 февраля 2013 года.
  7. . Дата обращения: 9 января 2013. 1 августа 2013 года.
  8. . Дата обращения: 12 июня 2013. 2 мая 2013 года.
  9. . от 13 июля 2020 на Wayback Machine . Всемирный союз староверов
  10. . Дата обращения: 2 июня 2022. 13 июля 2020 года.
  11. . Дата обращения: 25 ноября 2019. 13 июля 2020 года.
  12. . Портал-Credo.Ru . Дата обращения: 24 марта 2008. 13 января 2013 года.
  13. Академик В. Д. Фартусов. Руководство к написанию икон святых угодников. — Москва, Синод. Тип., 1910. — С. 226.
  14. Архиепископ Херсонский Иннокентий. Седмь Архангелов Божиих, М., 1996. — С. 5—6.
  15. Фартусов В. Д. Указ. соч. — С. 226.
  16. . Дата обращения: 5 января 2024. 5 января 2024 года.
  17. Иннокентий Херсонский. Указ. соч. — С. 10.
  18. Иннокентий Херсонский. Указ. соч. — С. 11—12.
  19. Фартусов В. Д. Указ. соч. — С. 226—227.
  20. Фартусов В. Д. Указ. соч. — С. 227.
  21. Иннокентий Херсонский. Указ. соч. — С. 12.
  22. // Православная энциклопедия . — М. , 2003. — Т. VI : « Бондаренко ». — С. 555. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  23. Иннокентий Херсонский. Седмь Архангелов Божиих, М., 1996. — С. 14.
  24. Никифор, архим. Библейская энциклопедия. М., 1891. — С. 63.

Литература

  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. III: Ноябрь, День 8. — С. 146.

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме
  • Епископ Александр (Милеант). . « Православие и мир » (20 сентября 2006). Дата обращения: 25 апреля 2019. 11 сентября 2012 года.
  • Толдот Йешурун. . Toldot.com (7 ноября 2007). Дата обращения: 25 апреля 2019. 24 августа 2018 года.
  • Толдот Йешурун. . Toldot.com (7 ноября 2007). Дата обращения: 25 апреля 2019. 25 апреля 2019 года.
Источник —

Same as Архангел