Упуаут (бог)
- 1 year ago
- 0
- 0
Элагабал также Аелагабал, Гелиогабал — в западносемитской и римской мифологии бог солнца и плодородия.
В Римской империи в период правления императора Элагабала , бывшего жрецом этого бога, почитался как верховное божество римского пантеона. Хотя существовало множество вариантов имени, бог постоянно упоминался как Элагабал на римских монетах и надписях с 218 г. н. э., во время правления императора Элагабала .
Элагабал первоначально почитался в Эмесе в Сирии , где его жрецами были представители арабской династии Сампсикерамидов . Имя Элагабал является латинизированной формой арабского «Илах аль-Габаль» («إله الجبل»), эмесского проявления божества, что по-арабски означает «Бог Горы». Элагабал был религиозным «владыкой», или баалом , Эмесы . Божество успешно сохранило арабские черты, как в своих именах, так и в своих представлениях .
Во втором веке культ божества распространился в другие части Римской империи, где он стал почитаться как Элагабалос (Ἐλαγάβαλος Elagábalos) у греков и Элагабалус у римлян. Например, посвящение богу было найдено вплоть до Вурдена , на территории современных Нидерландов .
Культовый камень или байтил был привезен в Рим императором Марком Аврелием Антонином Августом , который до своего воцарения был наследственным первосвященником в Эмесе и в честь божества назывался Элагабалом . Сирийское божество было ассимилировано с римским богом солнца, известным как , а позднее Сол Инвиктус («Непобедимое солнце») .
На восточном склоне Палатинского холма был построен храм Элагабалий , в котором хранился священный камень храма Эмеса — черный конический метеорит :
Геродиан также рассказал, что император Элагабал заставлял сенаторов смотреть, как он танцует вокруг алтаря своего божества под звуки барабанов и кимвалов , а во время каждого летнего солнцестояния устраивал большой праздник, популярный среди населения благодаря раздаче еды , во время которого он помещал священный камень на колесницу, украшенную золотом и драгоценными камнями, которая шествовала по городу.
Описание Геродиана наводит на мысль, что культ Эмесены был вдохновлён вавилонским праздником Акиту .
Согласно Диону Кассию , император также пытался объединить римскую и сирийскую религии под главенством своего божества, которое он ставил даже выше Юпитера , и которому он назначил в жены либо Астарту , либо Минерву , либо Уранию , либо какое-то сочетание этих трёх богинь. Самые священные реликвии римской религии были перенесены из их соответствующих святилищ в Элагабалий. В храме были собраны самые священные для римлян предметы: Кибела , огонь Весты, анкил , анцилии (щиты Салиев ) и палладиум . Таким образом ни один другой бог не мог почитаться в отрыве от Элагабала. Он также заявил, что иудеи , самаритяне и христиане должны перенести свои обряды в его храм, чтобы он «мог включать в себя тайны всех форм поклонения» .
Согласно Геродиану, после убийства императора в 222 году его религиозные указы были отменены, и культ Элагабала вернулся в Эмесу .
Культ Сол Инвиктус при императоре Элагабале — одна из основных сюжетных линий романа « Непобедимое солнце » Виктора Пелевина .