Interested Article - Осман III

Осма́н III ( осман. عثمان ‎ — III. Osman ; 2 / 3 января 1699 , Эдирне 30 октября 1757 , Стамбул ) — двадцать пятый султан Османской империи , правивший в 1754—1757 годах.

Сын султана Мустафы II и Шехсувар Кадын-эфенди , Осман III сменил на троне своего старшего единокровного брата Махмуда I . Осман III вступил на престол в возрасте пятидесяти пяти лет, проведя до этого в статусе шехзаде более пятидесяти лет — дольше, чем кто-либо в истории Османской империи. Большую часть своей жизни Осман III провёл в кафесе , поэтому подробностей о его жизни до восшествия на престол в источниках крайне мало.

Осман III считался вспыльчивым, нервным и нерешительным человеком. В правление этого султана на посту великого визиря сменилось семь человек — мера эта, вероятно, была направлена на снижение авторитета этой должности, имевшего место во время правления предыдущего султана. Важным событием в этой сфере стало назначение Коджа Мехмеда Рагыпа-паши на должность великого визиря в 1756 году; Рагып-паша занимал пост в течение шести лет и стал одним из самых знаменитых великих визирей в османской истории.

Правление Османа III стало периодом мира, начавшегося ещё с заключения Белградского мира при Махмуде I; в военной сфере султана беспокоила лишь серия мятежей в приграничных провинциях страны, которые, впрочем, были легко подавлены. Двумя самыми значительными событиями трёхлетнего правления Османа III стали замерзание Золотого Рога и серия пожаров, уничтожившая 2/3 Стамбула. Султан ввёл ограничения на женскую одежду и строго соблюдал османские законы о роскоши, вызывая негодование у населения столицы.

Завершение строительства мечети Нуруосмание в 1756 году стало венцом правления Османа III. Кроме того, после пожара в Чибали султан провёл крупную строительную программу, в результате которой были возведены маяк Ахыркапы , фонтан при мечети Нуруосмание, кёшк Османа III во дворце Топкапы, а также другие многочисленные постройки, часть из которых сохранилась до наших дней.

Несмотря на наличие нескольких жён, Осман III так и не оставил потомства. Наследовал ему двоюродный брат Мустафа III .

Биография

Шехзаде

Султан Мустафа II , отец Османа

Осман появился на свет во дворце Эдирне в семье османского султана Мустафы II ; матерью его была одна из жён султана — Шехсувар-султан , сербского или русского происхождения. По общепринятой версии, Осман родился 2 января 1699 года , однако в « Исламской энциклопедии » указана другая дата — 3 января 1699 года . У Османа было больше 20 братьев и сестёр, однако о том, приходился ли кто-то из них полнородным будущему султану, данных нет . Первые годы Османа III, как и его старшего единокровного брата Махмуда I , прошли в Эдирне .

В 1703 году отец Османа в результате инцидента в Эдирне отрёкся от престола в пользу полнородного брата Ахмеда и был отправлен в кафес , где и скончался спустя несколько месяцев . Четырёхлетний Осман был разлучён с матерью, которая была выслана в Старый дворец, и также был переправлен в кафес . 17 апреля 1705 года состоялась тайная церемония обрезания шехзаде Османа и других наследников, а в декабре 1712 года Осман был среди шехзаде, сопровождавших дядю-султана в Эдирне ; он также часто принимал участие в поездках султана по городу и за его пределами .

С восшествием на престол 1 октября 1730 года единокровного брата Османа Махмуда I, произошедшего в результате восстания Патрона Халиля , сам шехзаде стал старшим мужчиной в династии и, согласно действовавшему в империи принципу наследования, следующим в очереди на трон .

О личной жизни будущего султана в период пребывания в статусе шехзаде , который продлился пятьдесят пять лет, информации практически нет , за исключением того, что он занимался изготовлением небольших подставок для письма с ящиками, называемых «пиштахта» и контактировал только с чёрными евнухами и парой служанок .

Султан

Портрет Османа III кисти Джона Янга из «Серии портретов императоров Турции», 1815

После смерти Махмуда I Осман III вступил на престол в возрасте пятидесяти пяти лет в пятницу 14 декабря 1754 года . Он стал султаном, который, будучи шехзаде, дольше всех в османской истории оставался в кафесе , и, соответственно, султаном, имевшим наибольший возраст при вступлении на престол . Новый султан хотел, чтобы его имя читалось с добавлением в проповедях слов sultânü’l-berreyn ve’l-bahreyn — «правитель морей и земель». На 6-й день после восшествия на престол Османа III, 19 декабря, его мать Шехсувар Кадын-эфенди была доставлена ​​во дворец Топкапы из Старого дворца, чтобы принять титул валиде-султан и возглавить гарем сына. На следующий день, 20 декабря, Осман III был опоясан мечом Османа I на могиле султана Эюпа во время соответствующей церемонии . 25 декабря 1754 года состоялась церемония Джюлюс , во время которой бывшим и действующим служащим дивана были розданы 2394 кошелька с золотом, собранных из средств казны. По окончании всех церемоний, необходимых при провозглашении султаном, были отправлены посланники в Польшу , Россию и Австрию , а также письма в другие страны, чтобы известить мир о восшествии на престол нового султана .

На втором году правления Османа III, 27 апреля 1756 года , скончалась его мать валиде Шехсувар-султан, которая, как считали современники, отличалась особым благочестием. Вслед за ней, 22 декабря 1756 года , от болезни в возрасте сорока двух лет умер наследник султана — старший из шехзаде Мехмед, сын покойного султана Ахмеда III. Согласно источникам, пышные похороны наследника, организованные и проходившие под контролем великого визиря Чорлулу Кёсе Бахир Мустафы-паши и шейх-уль-ислама , посетили пять тысяч человек. Тем не менее вскоре поползли слухи, что шехзаде Мехмед был отравлен Кёсе Мустафой, чтобы расчистить путь к трону следующему по старшинству шехзаде Мустафе , на дочери которого сам он был женат. Как пишет Фикрет Сарыджаоглу, автор статьи об Османе III в « Исламской энциклопедии », сам факт того, что Чорлулу занимал высочайший пост в государстве и был зятем династии, говорил скорее в пользу его невиновности, чем об обратном .

В целом в правление Османа III не происходило никаких важных политических событий: период мира, который начался с Белградского мира в 1739 году, продолжался; лишь серия мятежей в приграничных провинциях страны, которые, впрочем, были легко подавлены, указывала на общую слабость империи .

Внутренняя политика

Осман III предпринимал попытки побороть бандитизм в Анатолии и Румелии , для чего туда по его указу были направлены вооружённые отряды. Некоторые меры были предприняты против туркменских племён и Джиханбейли, против армян из-за беспорядков в Иране, а также против бандитов вокруг Эрзурума и Сиваса , был пойман и казнён печально известный Хаджи Мустафа-ага, выступавший против султана. Источники сообщали также, что султан с помощью решительных мер пытался ликвидировать бандитизм на маршруте паломничества и коррупцию в фондах ; нападения на пути в Мекку и Медину и безопасность паломников составили главную повестку дня особого консультативного совета .

Запреты, указы о которых были изданы для общественности во время правления предыдущих султанов, действовали и при Османе III, однако принимались и новые. Главным запретом во времена Османа считался запрет на переселение из Румелии и Анатолии в Стамбул. Тем, кто работал в Стамбуле, разрешали переселиться в столицу при условии, что семья не превышает одного или двух человек . Были приняты также запреты на женскую одежду и выход женщин в свет: молодые женщины не должны были ходить в «модной» ( тур. tavr-ı cedid ) одежде, ходить на базар без нужды, одеваться в яркую и открытую одежду и показываться на публике во время пятничных приветствий и поездок султана . Кроме того, Османом строго соблюдались законы о роскоши : серебряные аксессуары нельзя было использовать на лошадях никому, кроме визирей, а немусульмане должны были носить собственную одежду и не должны были ездить на лошадях и лодках, если нет на это специального разрешения. Улем Ваканювыс Хаким Мехмед-эфенди писал, что султан повесил нескольких немусульман, не соблюдавших эти запреты; он также сообщал, что людей наказывали за курение табака на базаре, хотя официального запрета на это выпущено не было. Кроме того, в источниках того времени указывается, что все эти запреты были не очень эффективными и их невозможно было соблюдать .

Изменения в госаппарате

Первоочередным государственным решением Османа III стал выбор должностных лиц, с которыми он будет работать. Изменения, которые он вносил через короткие промежутки времени в рядах высокопоставленных государственных деятелей, особенно в должность великого визиря , рассматривались как попытки уменьшить чрезвычайно весомую роль этого поста, имевшую место во время правления предыдущего султана .

Великие визири при Османе III
Дата Визирь
1754 Чорлулу Кёсе Бахир Мустафа-паша (1-й раз)
1755 Хекимоглу Али-паша
1755 Наили Абдулла-паша
1755
1755 Йирмисекиззаде Мехмед Саид-паша
1756 Чорлулу Кёсе Бахир Мустафа-паша (2-й раз)
1757 Коджа Мехмед Рагып-паша

На должность шейх-уль-ислама 12 января 1755 года был назначен , а новым великим визирем 15 февраля стал Хекимоглу Али-паша . Али-паша, взявший на себя обязанности великого визиря уже в третий раз, был снят с поста всего пятьдесят три дня спустя из-за пожара в , который длился двенадцать часов. Проведя в заключении в Девичьей башне всего один день, Хекимоглу избежал казни благодаря заступничеству валиде-султан и был сослан в Магусу . 18 мая 1755 года великим визирем был назначен Наили Абдулла-паша , а 8 июня был назначен новый шейх-уль-ислам — . пробыл в должности визиря всего шестьдесят три дня — с 24 августа по 25 октября 1755 года — и был казнён; на смену ему пришёл Йирмисекиззаде Мехмед Саид-паша , который пробыл в должности до 1 апреля 1756 года , когда печать великого визиря во второй раз была передана Чорлулу Кёсе Бахир Мустафе-паше, с визирата которого началось правление Османа III. Чорлулу также недолго пробыл на высочайшем посту государства и был заменён Коджа Мехмед Рагыпом-пашой . Рагып-паша был вызван из Алеппо 12 января 1757 года и 20 февраля получил печать; он стал последним великим визирем в правление Османа III и одним из самых знаменитых визирей в истории империи . Параллельно со сменой великих визирей в 1756 году шейх-уль-исламу Дамадзаде Фейзулле-эфенди было высказано недоверие султана, он был снят с поста и заменён , однако уже восемь месяцев спустя Дамадзаде вернулся на свою должность .

Шейх-уль-исламы при Османе III
Дата Шейх-уль-ислам
1755
1755
1755 (1-й раз)
1756
1757 Дамадзаде Фейзулла-эфенди (2-й раз)

Таким образом, за три года своего правления Осман III назначил шесть новых великих визирей, четырёх шейх-уль-исламов и одного капудана-пашу . В качестве причин увольнения великих визирей назывались обвинения в коррупции, лжи, пожарах и жалобы общественности. При этом инициатором этих назначений называли Эбу Куфа (Эбюльвукуф Ахмеда-агу), которого султан хорошо знал со времён жизни в кафесе; став султаном, Осман III перевёз Эбу Куфа из Египта и назначил его 4 сентября 1755 года на должность главы чёрных евнухов — важнейший пост в султанском гареме. Османский историк XVIII века Шемданизаде Фындыклылы Сулейман-эфенди объясняет часто вносимые изменения странным характером султана и тем фактом, что никто не мог действовать в соответствии с его настроением .

В правление Османа III также произошли изменения на постах правителей вассальных княжеств Молдавии и Валахии : в Молдавии последовательно сменили друг друга Матей Гика (1753—1756), Константин Раковицэ (1756—1757), который в 1753—1756 годах правил в Валахии и был заменён на Константина Маврокордата (1756—1758), и Скарлат Гика (1757—1758), старший брат Матея. В Крымском ханстве на смену Арслану Гераю был назначен Халим Герай . В Османском Алжире на место убитого во время мятежа в 1756 году Мухаммада IV Паши был назначен Баба Али II Паша .

Экономика и катаклизмы

Ситуация с профицитом бюджета , который сохранялся с начала века, не изменилась на протяжении всего правления султана Османа III. При этом сохранялась и доля расходов на капыкуллы (личную стражу султана), которая составляла 33 % .

Османская монета времён правления Османа III

Золотые монеты, отчеканенные в этот период, продолжали носить названия «исламбол» и «новое золото» ( тур. sikke-i cedid ) , образовавшееся от полного названия монеты «новое золото исламбол» ( тур. sikke-i cedîd-i zer-i İslâmbol ). История этих монет началась в 1696 году, когда из-за неспособности подавить денежный кризис и обесценивания золотых и других монет, отчеканенных в Стамбуле, были выпущены новые, отчеканенные из венецианского золота, которое пользовалось уважением и признанием среди населения. Вес такой монеты составлял 110 дирхамов . Край монеты был окантован цепью, ближе к краю монета была покрыта вязью, в блестящей сердцевине с одной стороны располагалась тугра султана, а с другой — надпись duribe fî İslâmbol . Своё название монета получила для отличия её от остального золота, отчеканенного в 1696 году, оценивавшегося в 3 куруша каждое .

Также особым султанским указом было продлено разрешение на работу типографии Ибрагима Мютеферрики в январе 1755 года .

В правление Османа III произошло лишь два небольших землетрясения и одна короткая эпидемия чумы , а самыми значительными событиями стали сильные холода и пожары . В январе 1755 года Золотой Рог покрылся таким крепким льдом, что залив можно было перейти пешком от пирса до пирсов и Хаскёя , Фенера и . Более разрушительными оказались четыре крупных пожара, уничтоживших большую часть города. Первый из них начался в субботу вечером 22 декабря 1754 года в / Султанхамам и длился восемнадцать часов, второй начался недалеко от гавани в пятницу вечером 12 июля 1755 года и продолжался пятнадцать часов. Последующие пожары в Ходжапаше и стали катастрофой для зданий, располагавшихся во внутренних городских стенах Стамбула. Пожар в Ходжапаше начался в пятницу вечером 29 сентября 1755 года и продолжался сорок часов до вечера понедельника. Были уничтожены квартал вокруг Ая-Софии , и ; выгорели несколько государственных учреждений, в том числе ; ворота дворца Согукчешме были впервые открыты для людей, которые могли укрыть здесь спасённое имущество. Известно, что во время пожара пострадали по меньшей мере 328 капыкулу, участвовавших в тушении пожара и позднее получивших в награду от султана лошадей. Последний пожар оказался самым крупным: он начался в понедельник вечером 6 июля 1756 года , продолжался два дня и две ночи , распространился от ворот Чибали до внутренней части городской стены и уничтожил 3851 здание . Два последних пожара превратили две трети Стамбула в руины, а восстановление города должно было обойтись казне в огромные суммы и стало главной обязанностью султана и великих визирей .

Внешняя политика

Аудиенция Шарля Гравье, графа де Верженн , у султана Османа III в Константинополе в 1755 году. , 1755

По сравнению с европейскими государствами, правление Османа III стало довольно спокойным периодом во внешней политике Османской империи. Король Пруссии Фридрих II пытался заключить договор о торговле и дружбе с Османской империей, отправив в Стамбул неофициальную делегацию. Прусскому посланнику , который тайно прибыл с королевскими письмами под вымышленным именем и встретился с через шведского посла, был дан ответ, что этот вопрос возможно будет обсудить в более подходящее время. Тем временем, из-за союза Франции , России и Австрии против Пруссии и Англии в Семилетней войне , начавшейся в 1756 году, договор с османами приобрёл гораздо большее значение для Пруссии, однако ещё один представитель, который прибыл в Стамбул, получил аналогичные ответы .

Во время Семилетней войны отчёты, представленные османскому правительству посольствами указанных стран в Стамбуле, содержали различные заверения, обещания, жалобы и разоблачения в отношении других стран, чтобы побудить Османскую империю встать на чью-то сторону. Однако османы предпочитали придерживаться позиции нейтралитета. Идея не отказываться от беспристрастности и осторожности получила дальнейшее развитие с приходом Рагыпа-паши на пост великого визиря. В письме от 24 октября 1756 года , представленном султану, сама война и попытки посольств очернить противника были оценены как «хорошие» шансы для этих государств сломить силы друг друга .

Единственным договором с иностранным государством в период правления Османа III стало соглашение о дружбе, мореплавании и торговле, подписанное между Османской империей и Датским королевством . После первого обращения датского короля Фредерика V к визирю 24 июля 1756 года вопрос оставался открытым, однако в ходе дальнейших переговоров договор был заключён 2 августа 1756 года .

Во время восшествия Османа III на престол австрийский посол по традиции поздравил нового султана и преподнёс ему подарок. В ответ Осман попросил, чтобы европейские посланники на приёмы во дворце надевали традиционный халат вместо мехов, однако в ответ он услышал, что положено надевать меха — это «древний закон» ( тур. kānûn-ı kadîm ) .

Именно в правление Османа III европейцам во главе с французским послом Шарлем де Верженном было разрешено проживать в Бююкдере .

Мавзолей Турхан-султан, где похоронен Осман III и другие султаны. Архив Бруклинского музея , 1903 год

Смерть

Достоверно причина смерти Османа III неизвестна. Фикрет Сарыджаоглу, автор статьи об Османе в «Исламской энциклопедии», пишет, что в последние месяцы жизни султана мучили боли в желудке, из-за которых он несколько раз пропускал пятничное приветствие. 28 октября 1757 года Осман не смог пойти даже в мечеть Ешилькиремитли, которую выбрали из-за её близости ко дворцу и наскоро подготовили к пятничной молитве . Султан умер через два дня — 30 октября 1757 года . Как отмечает Сарыджаоглу, в некоторых западных источниках говорилось, что Осман III умер после операции по удалению опухоли на бедре . Однако Энтони Олдерсон в своём труде «Структура Османской династии» указывает причиной смерти султана апоплексию .

Осман III желал быть похороненным в мечети Нуруосмание , строительство которой завершилось в его правление, однако после того, как ага янычар , и кетхюда засвидетельствовали смерть султана, и тело покойного было омыто, гроб, покрытый чёрным покрывалом, был помещён в мавзолей Турхан-султан в Новой мечети . Сделано это было по приказу нового султана — Мустафы III .

Благотворительность и строительство

Несмотря на столь недолгое правление, Осман III успел создать множество благотворительных организаций и основать связанные с ними фонды .

Мечеть Нуруосмание , строительство которой завершил Осман III

В 1748 или 1749 году, в правление Махмуда I , было начато строительство мечети и комплекса Нуруосмание , однако завершить строительство не удалось ввиду смерти султана. Осман III через великого визиря получил фетву от шейх-уль-ислама, чтобы завершить строительство мечети и других построек от своего имени. Строительство было завершено к концу 1755 года, а 5 декабря состоялась торжественная церемония открытия и банкет по этому случаю. В комплекс Нуруосмание, некоторое время называвшийся просто «Османие», вошли медресе с тремя мектебами , имарет , кютюпхане (библиотека), тюрбе , муваккит (комната муэдзина ), мешкхане (музыкальная комната), себиль , фонтан, гостиница и магазины. Фонд, который поддерживал работу комплекса, получил название «Вакф Османа III» и должен был перейти наследникам после смерти султана .

В 1755—1756 годах Осман III построил новый квартал, состоящий из домов и магазинов, на месте дворца и сада в Ускюдаре ; здесь же были выстроены большая и малая (месджид) мечети, получившие название «Ихсание» и сохранившиеся до наших дней. В в сентябре 1755 года была построена мечеть, от которой сохранился только минарет , получивший прозвище «минарет сгоревшего месджида» ( тур. Yanık Minare Mescidi ). На Пашалиманы был построен фонтан, который до наших дней не сохранился. 6 мая 1756 года под руководством каптан-ы дерьи Карабаглы Сулеймана-паши было начато строительство нового замка, мечети и хаммама в порту на острове Лесбос . 28 сентября 1756 года Осман III отдал приказ о строительстве маяка Ахыркапы после того, как купеческий корабль, направлявшийся в Египет, сел на мель ночью рядом с берегом Кумкапы из-за плохих погодных условий .

Однако чаще всего строительную деятельность Османа III связывают с дворцами. В покоях султана во дворце Топкапы напротив султанского хамама по приказу Османа было пристроено ещё одно помещение, использовавшееся как спальня. К югу от помещения гарема у крепостной стены был выстроен кёшк (павильон), получивший имя Османа III . Кроме того, по приказу Османа разобрали верх стены, окружавшей самшитовый двор, где располагался кафес; также в помещениях кафеса была открыта большая часть окон, а во дворе разбит сад, где были выстроены беседки, фонтаны и бассейн .

Личность

Фикрет Сарыджаоглу пишет, что современные историки сходятся во мнении, что Осман III ненавидел взяточничество и ложь, зачастую он действовал импульсивно и необдуманно, но затем жалел о принятых решениях; при этом султан старался быть бережливым, относиться справедливо и внимательно к заботам и нуждам людей . Йоханнес Хендрик Крамерс , на которого ссылается Кахраман Шакул, автор статьи об Османе III в «Энциклопедии Османской империи», писал, что султана считали вспыльчивым, нервным и нерешительным человеком . Вместе с тем невозможно отследить, как формировалась личность султана во время его пребывания в кафесе .

В повседневной жизни султан любил инкогнито выходить в город, где смотрел на тренировки метания копья, стрельбу из винтовки и лука. Историки утверждают, что он много раз использовал одежду улемов во время своих переодеваний и представлялся как Осман-ага из Эдирне , вероятно, потому, что это был город, в котором он родился и провёл первые годы своего детства; Осман общался с народом, наблюдал за работой эмиссаров, а также пробовал фрукты и другую пищу, которые приобретал в поездках. Он также любил, уже не скрываясь под чужой личиной, осматривать орудия, бывать на верфи для спуска на воду нового галеона и в , где отливались ядра для пушек. Кроме того, султан побывал на местах каждого из четырёх крупных пожаров. Осман часто навещал шейха Сайида Ахмеда Рауфи, который отшельником проживал в и принадлежал к религиозному ордену Халветие -Рамазание. В источниках сообщается, что Осман III любил свежие фрукты и кофе .

Турецкие историки Чагатай Улучай в своём труде «Жёны и дочери падишахов» и Недждет Сакаоглу в работе «Султанши этого имущества» отмечают, что султан, пришедший к власти в возрасте 55 лет и проведший в мрачных покоях кафеса полвека своей жизни, был слаб морально и физически . Улучай пишет, что Осман ненавидел музыку и женщин и приказал выкинуть все музыкальные инструменты, а также носил подбитую особыми накладками обувь, чтобы во время его пребывания в гареме женщины слышали его приближение и успевали скрыться с пути султана. Султан содержал своих женщин в строгости, запретив им покидать гарем и приказав носить простую одежду . Сакаоглу также сообщает о нелюбви султана к женщинам, музыкантам и гарему в целом, однако он отмечает, что на решения об изгнании музыкантов и запрете покидать гарем, вероятно, повлияла его неграмотная и чрезмерно религиозная мать Шехсувар. Кроме того, Сакаоглу называет одной из причин такой нелюбви к музыке и гарему тот факт, что султан в кафесе попросту устал сидеть со своими служанками с самого детства и до старости, слушая их музыку, разговоры, сказки и, возможно, даже насмешки. Также Сакаоглу пишет, что у Османа была незаживающая рана на бедре и, возможно, из-за этого он избегал наложниц . Однако, как пишет Сарыджаоглу, вопреки слухам и несмотря на то, что наложницы-музыканты действительно были изгнаны из гарема, султан любил музыку и наслаждался ею, когда покидал дворец; кроме того, Сарыджаоглу называет необоснованными и слухи о том, что султан носил подбитую особыми накладками обувь .

Семья

Чагатай Улучай называет двух наложниц Османа III: Зевки Кадын-эфенди и Ферхунде Эмине Кадын-эфенди . Зевки, носившая титул третьей жены ( кадын-эфенди ), в 1755 году приказала построить женский фонтан своего имени в Фындыклы . Ферхунде носила титул четвёртой жены и умерла в 1791 году или незадолго до этого . Больше никаких данных о них Улучай не приводит, однако он пишет, что, несмотря на то, то Осман III правил всего три года, у него было много наложниц, но известно о них крайне мало .

Энтони Олдерсон в своей работе «Структура Османской династии» также указывает двух наложниц Османа III, однако даёт им другие имена — Лейла (умерла в 1794 году ) и Зерки . Лейла после смерти Османа III вышла замуж за Хаджи Мехмед Эмин-бея (умер 16 июля 1785 года ), от которого родила сына Фейзуллу (умер 12 августа 1792 года ) . При этом, Улучай отмечает, что информацию о наложницах Османа III Олдерсон копирует из труда «Османская история Муфассалы» . Несмотря на наличие нескольких жён, Осман III потомства не оставил .

Турецкий историк Недждет Сакаоглу в своей книге «Султанши этого имущества» указывает четырёх наложниц Османа III: Зевки Кадын-эфенди , Лейла Башкадын-эфенди (умерла в 1794), Ферхунде Эмине (умерла в августе 1791) и неизвестная по имени кадын-эфенди . Согласно Сакаоглу, Зевки, также в источниках упоминаемая как «Зерки», носила титул третьей жены Османа III; о её личности, дате рождения и происхождении данных нет. Известно, что во время недолгого правления своего мужа она участвовала в строительных работах в Стамбуле, построив оригинальный образец начальной школы и фонтана в стиле османского барокко , который был популярен в XVIII веке. Школа находится во дворе старого дворца Фындыклы . Фонтан Зевки Кадын в стиле барокко находится на стене улицы напротив школы; надпись на фонтане указывает датой постройки 1755 год и подтверждает статус третьей жены Зевки. Зевки умерла в Стамбуле, однако неизвестны ни дата смерти, ни место её погребения . О Лейле Кадын-эфенди Сакаоглу пишет, ссылаясь на труд османского историка Мехмеда Сюреи-бея «Реестр Османов», что она была главной женой Османа; на момент смерти Османа III Лейла была достаточно молода и бездетна и смогла снова выйти замуж — её избранником стал Хаджи Мехмед Эмин-бей, от которого Лейла родила сына Фейзуллу. Она умерла в Стамбуле в 1794 году и была похоронена в Кадыкёе на кладбище близ , которое является продолжением . Сведения о Ферхунде Эмине отсутствуют и в «Реестре Османов» Сюреи, и в «Структуре Османской династии» Олдерсона, однако имеются в архивах дворца-музея Топкапы : в документе за сентябрь 1791 года упоминается «Ферхунде Эмине, четвёртая жена покойного Османа III». О жене Османа III, неизвестной по имени, никаких данных нет, кроме того, что она была второй женой султана . Сакаоглу отмечает, что вполне возможно Осман III, как и его бездетный предшественник, мог быть физически не способен разделить постель с женщиной ввиду того, что большую часть своей жизни вёл малоподвижный образ жизни .

Фикрет Сарыджаоглу в статье об Османе III в « Исламской энциклопедии » сообщает, что со дня джюлюса у султана было четыре жены — главная жена Лейла Башкадын-эфенди , третья жена Зевки Кадын-эфенди , четвёртая жена Ферхунде Эмине Кадын-эфенди и вторая жена, имя которой неизвестно. В то время как некоторые из наложниц-музыкантов, число которых увеличилось во время правления Махмуда I , были изгнаны из дворца, новые наложницы, такие как Махбуб Ходжа и Хафизе Ходжа, были отправлены в гарем. Поскольку у Османа III не было детей, празднования по поводу рождения султанш и шехзаде не проводились ни во дворце, ни за его пределами около тридцати лет. Однако 10 сентября 1756 года в саду Караагач состоялась церемония обрезания Султанзаде Мехмеда, сына мирахура, что, вероятно, должно было компенсировать отсутствие других празднований .

Комментарии

  1. Эдирнский инцидент или Инцидент в Эдирне — восстание янычар, начавшееся в Стамбуле и завершившееся в Эдирне. Восстание стало результатом заключения Карловицкого мира , возвышения бывшего наставника Мустафы II шейх-уль-ислама Фейзуллы-эфенди и системы откупа , практиковавшейся в Османской империи .
  2. Начиная с XVII века, после того, как перестал применяться закон Фатиха , в Османской империи действовал сеньорат — принцип наследования, при котором султаном становился старший мужчина в семье. В 1876 году была принята Конституция Османской империи, которая закрепила де-юре существующий уже столетия де-факто сеньорат ( тур. ekberiyyet ) : «Статья 3. Османская верховная власть, сосредоточивающая в лице государя великого халифа, принадлежит старшему принцу династии Османа, сообразно правилам, установленным ab antiquo » .
  3. Визират Чорлулу Кёсе Бахир Мустафы-паши начался ещё в правление предыдущего султана 1 июля 1752 года .
  4. Вступление в должность Сейида Муртазы-эфенди произошло ещё в правление предыдущего султана 3 июня 1750 .
  5. Карабаглы Сулейман-паша был заменён на Кель Ахмедпашазаде Али-пашу в 1757 году .
  6. По другим данным, пожар в Чибали, один из крупнейших в истории Стамбула, произошёл 4—5 июля 1756 года .
  7. Реис-уль кюттаб — первоначально глава писарей, затем глава канцелярии , носившего помимо прочего роль министерства иностранных дел .
  8. Двойной дворец, построенный на месте старого дворца Фындыклы в XIX веке, сегодня занимает Университет изящных искусств имени Мимара Синана .

Примечания

  1. , s. 456.
  2. , s. 457.
  3. , s. 355.
  4. , s. 118.
  5. , table XL.
  6. , s. 453.
  7. , p. 183.
  8. , s. 348.
  9. , s. 458.
  10. , p. 66.
  11. Ekinci Ekrem Bugra. The history of fratricide in the Ottoman Empire — Part 2 // Daily Sabah. — 2015. — 8 августа.
  12. (англ.) . wikisource.org . Дата обращения: 6 апреля 2022. 6 апреля 2022 года.
  13. , p. 447.
  14. , s. 453—454.
  15. , s. 345.
  16. , s. 456—457.
  17. , s. 525.
  18. , s. 72.
  19. , s. 92.
  20. , s. 211.
  21. , p. 219.
  22. , p. 169.
  23. , s. 457—458.
  24. , s. 459.
  25. , p. 110.
  26. , s. 458—459.
  27. , s. 147 (note 1).
  28. , s. 454.
  29. .
  30. , p. 173.
  31. , p. 173 (note 7).
  32. , s. 454—455.
  33. , s. 455.

Литература

  • Alderson Anthony Dolphin. . — Oxf. : Clarendon Press , 1956. — 173 p.
  • Adlığ Davut. (тур.) . — An. : Efe Akademi Yayınları, 2022. — 183 p. — ISBN 9786258065015 . — ISBN 6258065015 .
  • Artuk Ibrahim. (тур.) // TDV İslâm Ansiklopedisi . — İs. : Türkiye Diyanet Vakfı, 1993. — C. 7 . — S. 211 .
  • Imber Colin. . — Bagistoke: Palgrave , 2002. — 405 с. — ISBN 0333613864 . — ISBN 9780333613863 .
  • Ilgürel Mücteba. (тур.) // TDV İslâm Ansiklopedisi. — İs. : Türkiye Diyanet Vakfı, 2020. — C. 31 . — S. 345—346 .
  • İpşirli Mehmet. (тур.) // TDV İslâm Ansiklopedisi. — İs. : Türkiye Diyanet Vakfı, 1995. — C. 12 . — S. 525—526 .
  • Kramers J. H. // Encyclopaedia of Islam (англ.) / edited by P. Lecomte, E. J. van Donzel , Wolfhart Heinrichs , C. E. Bosworth . — 2nd. — Leiden: E.J. Brill , 1960. — Vol. 8. — P. 182—183.
  • Meram, Ali Kemal. (тур.) . — An. : Öz Yayınları, 1977. — 432 S.
  • Özcan Abdülkadir. (тур.) // TDV İslâm Ansiklopedisi. — İs. : Türkiye Diyanet Vakfı, 2003. — C. 27 . — S. 348—352 . 6 декабря 2021 года.
  • Özcan Abdülkadir. (тур.) // TDV İslâm Ansiklopedisi. — İs. : Türkiye Diyanet Vakfı, 2009. — C. 27 . — S. 72—73 .
  • Sakaoğlu Necdet. Bu mülkün kadın sultanları (тур.) . — İs. : Oğlak Yayıncılık, 2015. — S. 453—455. — ISBN 978-9-753-29623-6 .
  • Sarıcaoğlu, Fikret. (тур.) // TDV İslâm Ansiklopedisi . — İs. : Türkiye Diyanet Vakfı, 2007. — C. 33 . — S. 456—459 . 19 ноября 2021 года.
  • Şakul Kahraman. Osman III // (англ.) / Gábor Ágoston, Bruce Masters. — N. Y. : , 2009. — P. 447. — 689 p. — ISBN 978-0-8160-6259-1 . — ISBN 0-8160-6259-5 .
  • Somel Selcuk Aksin. (англ.) . — Scarecrow Press , 2010. — 399 p. — ISBN 9780810875791 . — ISBN 0810875799 .
  • Süreyya Mehmet Bey. (тур.) . — An. : Küğ Yayını, 1969. — Т. 1.
  • Uluçay, M. Çağatay. Padişahların Kadınları ve Kızları (тур.) . — İs. : Ötüken, 2011. — S. 147—148. — 312 S. — ISBN 9754378401 . — ISBN 9789754378405 .
Источник —

Same as Осман III