Interested Article - Птичья Агада

Фрагмент Агады, показывающий изготовление мацы . Мужские персонажи носят (англ.)

Птичья Агада — древняя ашкеназская иллюминированная рукопись Пасхальной Агады . Примечательная особенность — наличие у всех персонажей-евреев птичьих голов вместо человеческих. В настоящее время находится в Израильском музее на постоянной экспозиции .

Описание

Иллюминированный манускрипт был создан в Южной Германии около 1300 года . Софера , создавшего манускрипт, звали Менахем, что исследователи выяснили по графически выделенному сочетанию « מנחם » в слове « מֻנָּחִ י ם » ( Мунахим ) .

Сохранилось 47 страниц из 50. Начало и конец книги содержат миниатюры на весь разворот. 33 страницы содержат иллюстрации, показывающие традиции праздника Песах и сюжет Исхода . Каждая страница содержит 12 строчек текста на иврите . Для создания рукописи были использованы чёрные и коричневые чернила , темпера и пергамент .

Теории

Существуют различные теории относительно изображения евреев в качестве птиц и представления неевреев безликими.

Эксперты сошлись во мнении, что таким образом автор соблюдал вторую из десяти заповедей , «Да не будет у тебя других богов», трактуемую как строгий запрет на изготовление идолов, в который, в том числе, может входить и простое изображение людей . Со временем в иудаизме запрет на изображение людей стал более мягким, несмотря на то, что консенсуса по данному вопросу среди религиозных авторитетов нет . Однако создание скульптур неизменно находится под строжайшим запретом (любая скульптура считается « идолом »).

Также у некоторых персонажей можно заметить уши.

Фрагмент Агады, на котором отчётливо видно наличие ушей у персонажа

Рут Меллинкофф идентифицировала эти уши как свиные и на основании этого факта сделала вывод, что художник, иллюстрировавший Агаду, был христианином-антисемитом. (Текст переписал еврей, но иллюстрации доверили иноверцу.) Клюв символизирует « длинный нос », а изображение евреев как хищных птиц (животных некошерных и, следовательно, не почитаемых у евреев) подтверждает эту версию .

Марк Эпстейн, с другой стороны, придерживается противоположного мнения: уши указывают на то, что головы принадлежат не птицам, а грифонам , гибридам льва и орла. Это, по мнению Эпстейна, частый мотив в еврейской иконографии . Лев — символ колена Иуды , которое, в свою очередь, символизирует благодарность Богу. Орёл — символ Римской империи . Из этого следует, что евреи диаспоры осознавали себя и как евреи, и как граждане империи . Также лев, орёл и человек являются частью Меркавы .

Мейер Шапиро также придерживается позиции еврейского происхождения художника . Тот был обучен готическому стилю того времени и уверенно его использовал, но «не был впереди всех» современных ему художников; манускрипт, «в наше время такой выдающийся, в своё время был обыденным предметом искусства» . Кроме того, Шапиро считает, что художник изобразил именно головы орлов. Это подкрепляется пассажами из Ветхого Завета , где еврейский народ сравнивается с орлами, к примеру Исх. , имеющий прямое отношение к сюжету Исхода, и Втор. , .

Эпстейн аналогично ставит под сомнение то обстоятельство, что гипотеза Меллинкофф предполагает, будто заказчики-евреи одобрили антисемитские карикатуры в качестве иллюстраций к Агаде .

Кэрол Земель считает, что подобное изображение еврейского народа, празднующего исход из Египта, — это ироническая аллюзия на египетских идолов .

История владения

История «миграции» манускрипта, начиная со времён создания, доподлинно неизвестна . В XX веке рукопись была во владении семьи Джоанны Бенедикт. Агада была вручена в качестве свадебного подарка новому мужу Джоанны, немецкому юристу еврейского происхождения Людвигу Маруму . Марум хранил Агаду на своём рабочем месте. Вследствие ареста и последующей депортации Людвига нацистами в 1933 году манускрипт исчезает. В 1946 году книга, оказавшаяся во владении немецко-еврейского беженца Герберта Кана, продаётся национальному музею «Бецалель» (который позже станет Израильским музеем ) за 600 долларов .

Шимон Джесельсон, коллега Марума, который эмигрировал в Израиль после Второй мировой войны , прочитал о сделке между Каном и музеем и вспомнил про Агаду, которую наблюдал во владении Марума. Джесельсон написал дочери Марума о местонахождении семейной реликвии . В 1984 году Элизабет, жительница Нью-Йорка, прибыла в Израиль и увидела манускрипт собственными глазами. После этого она написала письмо музею, в котором заявила, что Кан «не имел права продавать» Агаду, принадлежащую её семье, но что она позволит музею размещать у себя манускрипт «во благо общественности» . Со слов её дочери, Элизабет не знала, что может вернуть Агаду назад, поэтому даже не пыталась .

Судебное разбирательство о владении Агадой

Людвиг Марум

В 2016 внуки Марума во главе с 75-летним Эли Барлизай начали требовать компенсацию в суде США в Манхэттене, заявляя, что Агада была продана без разрешения семьи . Барзилай участвовал в юридической кампании Рэндола Шенберга по возвращению украденных нацистами произведений искусства . Семья требует 10 миллионов долларов компенсации (похожая средневековая Агада была продана за 8,3 миллионов в 2021 году) .

Представитель Израильского музея отвергает претензии, настаивая на том, что Элизабет Марум сама написала письмо, в котором разрешает хранить Агаду в музее как экспонат . Также музей потребовал предоставить документальные данные о том, каким образом Агада оказалась у Кана, чтобы обвинения о незаконном приобретении реликвии музеем имели вес.

Семейство обнаружило только косвенные доказательства; в 2016 было получено более 1000 документов от немецких историков из Карлсруэ , свидетельствующих о том, что Кан был учителем с плохим заработком и не мог приобрести Агаду .

Переиздания

В 1965 и 1967 вышли два тома факсимильного издания Агады, осуществлённого в Израиле под редактурой М. Шпитцера. После этого артефакт привлёк внимание по всему миру .

В 1997 году Koren Publishers совместно с Израильским музеем издали The Haggada of Passover: With Pop-Up Spreads . Продукт представляет собой (англ.) . Текст оригинала сопровождён переводом на английский Книжка была переиздана в 2008 и 2012 годах .

Иллюстрации Агады

Примечания

  1. (англ.) . imj.org.li . Дата обращения: 23 июля 2022. 29 октября 2022 года.
  2. , p. 350.
  3. .
  4. . toldot.com . Дата обращения: 23 июля 2022. 23 июля 2022 года.
  5. Ури Суперфин. . lechaim.ru . Дата обращения: 23 июля 2022.
  6. Epstein Marc Michael. (англ.) . jewishideas.org . Дата обращения: 23 июля 2022. 18 августа 2022 года.
  7. , p. 101.
  8. , p. 57.
  9. , p. 382.
  10. , p. 385.
  11. , p. 384.
  12. , pp. 49–50.
  13. , p. 92.
  14. .
  15. .
  16. . detaly.co.il (17 апреля 2022). Дата обращения: 24 июля 2022. 23 июля 2022 года.
  17. . lechaim.ru . Дата обращения: 22 июля 2022. 25 июля 2022 года.
  18. .
  19. , p. 290.
  20. (англ.) . judaicawebstore.com (21 февраля 2012). Дата обращения: 14 сентября 2017. 24 июля 2022 года.
  21. (англ.) (30 марта 2012). Дата обращения: 14 сентября 2017. 10 марта 2021 года.

Литература

  • Bluemel, Nancy Larson. / Nancy Larson Bluemel, Rhonda Harris Taylor. — ABC-CLIO, 2012. — ISBN 978-1610691543 .
  • D'Arcy, David (англ.) . The Art Newspaper (6 апреля 2016). Дата обращения: 3 августа 2017. Архивировано из 24 августа 2017 года.
  • Epstein, Marc Michael. . — Yale University Press, 2011. — ISBN 978-0300156669 .
  • Epstein, Marc Michael. . — Princeton University Press, 2015. — ISBN 978-0691165240 .
  • Estrin, Daniel (англ.) . Associated Press (21 апреля 2016). Дата обращения: 3 августа 2017.
  • . — OUP USA, 2012. — Vol. 1. — ISBN 978-0195395365 .
  • Rapp, David (англ.) . Haaretz (27 апреля 2005). Дата обращения: 27 июля 2017.
  • Roth, Cecil (англ.) . Commentary (1 июня 1969). Дата обращения: 12 сентября 2017.
  • Schapiro, Meyer (1980), "The Bird's Head Haggada, An Illustrated Hebrew Manuscript of ca. 1300 [ reprinted Introduction to the text volume of the 1967 facsimile edition ]", Late Antique, Early Christian and Medieval Art: Selected Papers , vol. 3, London: Chatto & Windus, ISBN 0701125144
  • Zemel, Carol (2016), , in Lederhendler, Eli; Finder, Gabriel N. (eds.), A Club of Their Own: Jewish Humorists and the Contemporary World , Oxford University Press, ISBN 978-0190646127
Источник —

Same as Птичья Агада