Interested Article - Церковь Казанской иконы Божией Матери (Устюжна)

Це́рковь Каза́нской ико́ны Бо́жией Ма́тери — православный храм в Устюжне , Вологодская область , видный образец строгановского барокко . Ансамбль церкви, состоящий из собственно храма с двумя приделами и шатровой колокольни , охраняется государством как памятник архитектуры и входит в список объектов культурного наследия федерального значения. Помимо архитектуры, церковь интересна росписями интерьеров, созданными ярославскими мастерами под руководством братьев Шустовых на стыке древнерусской живописной традиции и живописи барокко.

Церковь построена в 1694 году на средства Григория Строганова , который, по легенде, тяжело заболел, находясь в Устюжне, и выздоровел после молитвы явленной иконе Казанской Божией Матери . Первоначально храм имел один придел во имя Великомученицы Екатерины , не имел колокольни и интерьерных росписей, но в дальнейшем дополнялся: в 1750-х годах интерьеры храма были украшены фресками , в 1760-х рядом построили шатровую колокольню, аналогичную пристроенной к , а в 1850-х годах был построен придел во имя Антипы Пергамского . При советской власти храм закрывался лишь на шесть лет, после чего был возвращён верующим и действует по сей день.

История

Первая церковь «на всполье» упоминается в документах за 1547 год. Это был деревянный « клетцкий » храм Рождества Христова, построенный самими прихожанами. К XVII веку упоминания этого храма отсутствуют — вероятнее всего, он был разобран по ветхости и заменён часовней . В 1647 году произошло явление иконы Казанской Божией матери устюженскому юродивому Афанасию по прозвищу «Железный посох»; в честь этого события на средства горожанина Михаила Семёнова Олончанина был построен храм Явления иконы Казанской Богоматери, также деревянный. Просуществовал он недолго — в 1660 году в церковь ударила молния, возник пожар, и постройка сгорела дотла, но имущество, в том числе явленную икону, удалось спасти. В 1675 году митрополит новгородский Корнилий выдал благословенную грамоту на постройку двух кладбищенских церквей на том же месте: холодной во имя Преполовения Пятидесятницы с приделом во имя Казанской иконы Божией Матери, и тёплой во имя царевича Дмитрия . Обе церкви были деревянными и не имели прихода .

Согласно преданию, в конце царствования Алексея Михайловича , в возрасте примерно 20 лет, находясь в Устюжне, Григорий Строганов тяжело заболел, но излечился, обратившись с молитвой к явленной иконе Казанской Богоматери. После этого он дал обет возвести в честь иконы новый каменный храм . В 1694 году на средства Григория Строганова, который вёл дела в том числе в Устюженском уезде , была построена каменная церковь с приделом Великомученицы Екатерины с левой (северной) стороны . Старые же деревянные церкви были проданы Троицкому и Васильевскому приходам Устюжны и установлены на их территории вместо храмов, утраченных ещё в ходе польской интервенции . Вдобавок Строганов пожаловал причту церкви пахотные земли и покосы в окрестностях города .

С 1 ( 12 ) июля 1756 по 26 августа ( 6 сентября ) 1757 года коллективом 12 ярославских мастеров под руководством братьев Ивана и Афанасия Андреевых Шустовых на средства устюженского помещика Василия Фёдоровича Козлянинова в церкви проводилась роспись интерьеров, о чём в арке прохода в северный придел сохранилась надпись ; а в 1764—1767 годах под руководством мастера Петра Белавина при церкви построили шатровую колокольню, сходную по стилю с колокольней . К середине XIX века вокруг храма сформировалось , вокруг которого была выстроена ограда , а к церкви в 1850-е годы был пристроен правый (южный) придел во имя Священномученика Антипия в стиле, аналогичном стилю всего комплекса, но не имеющий интерьерных росписей. Вдобавок ранее открытое крыльцо западного фасада было перекрыто пристроенной папертью с кладовыми . При этом три существовавших оконных проёма были переделаны в сводчатые проходы путём демонтажа подоконных стенок и растёски проёмов до очертаний внутренних откосов . Демонтированные же в местах пристройки новых частей здания элементы белокаменного декора — перенесены на новые фасады . В 1899 году фрески в интерьерах храма были отреставрированы художниками В. П. Китаевым, А. И. Кобыличным и С. Ф. Чуприненко на средства городского головы Николая Ивановича Поздеева, занимавшего пост старосты церкви .

Казанская церковь на открытке магазина Грейвер начала XX века
Табличка на здании церкви о постановке на государственную охрану

После 1917 года храм продолжал действовать , закрыли его только в 1937 году. После этого 6 лет в церкви находился склад, но уже в 1943 году службы в храме возобновили, и больше он не закрывался . В 1960 году комплекс церкви был признан памятником архитектуры республиканского значения и поставлен под государственную охрану . В 1970-х годах Казанская церковь прошла капитальный ремонт, а колокольня была выпрямлена; работы были организованы приходом под руководством протоиерея В. Ф. Рассказовского. К 1990-м же годам состояние церкви вновь стало вызывать опасения: на 1993 год из-за ошибок в устройстве отмостки кирпичная кладка отсырела и просолилась, местами до сводов, что привело к отслаиванию левкаса с фресками, также вопросы вызывала окраска Антипьевского придела масляной краской . Колокольня снова начала заваливаться, а площадку звона регулярно заливало .

Указом президента России от 20 февраля 1995 года ансамбль церкви был признан объектом культурного наследия федерального значения . Тогда же, в середине 1990-х годов, под руководством Сергея Павловича Белова интерьерные росписи церкви были снова отреставрированы .

Описание

Храм Казанской иконы Божией Матери расположен в Устюжне по адресу улица Гагарина, дом 7 . Он стоит на высоком берегу реки Мологи , на восточном конце бывшей Большой Московской улицы (ныне улица Карла Маркса), на оси этой улицы, аналогично Рождество-Богородицкому собору, вместе с которым они закрывают обе перспективы улицы . Храмовый комплекс окружён Казанским кладбищем и состоит из собственно храма и колокольни .

На 2022 год храм действует как православный , в нём имеется три престола : помимо основного, Казанской иконы Божией Матери, в приделах располагаются престолы Антипы Пергамского и Екатерины Александрийской. Приход церкви относится к Череповецкой епархии Московского патриархата . В церкви хранятся мощи преподобного Евфросина Синеозерского .

Церковь

Казанская церковь по стилю резко отличается от других храмов Устюжны и относится специалистами к так называемому строгановскому барокко — стилю, ссылающемуся в оформлении фасадов к традициям итальянской барочной архитектуры , но сохраняющему основные элементы русского церковного зодчества. Церковь венчает традиционное пятиглавие ; гранёные луковичные купола окрашены в голубой цвет и покоятся на восмигранных двухъярусных барабанах , при этом световым является только центральный барабан. Все барабаны обработаны массивными прямоугольными филёнками и окаймлены карнизами сложного профиля. На верхушках куполов установлены «процветшие» кресты . Основной объём храма представляет собой квадратный в плане бесстолпный четверик , сложенный из кирпича и опоясанный по периметру карнизом с крупными зубцами и филёнками. Все четыре фасада завершены разорванным лучковым фронтоном , имеющим в центре киот , накрытый щипцом . В киоте западного фронтона размещена резная, увенчанная пальметтой белокаменная рама с фреской, изображающей Казанскую икону Божией Матери . К северному и южному фасадам четверика пристроены невысокие одноэтажные приделы, связанные по восточному и западному фасадам трапезной и кладовой и в целом образующие подобие стилобата . Оба придела увенчаны схожими по виду луковичными главками, стоящими на восьмигранных барабанах, причём глава северного придела выполнена из крупного кирпича, в то время как более поздняя глава южного представляет деревянный каркас, связанный со стропилами и обшитый кровельным железом .

Стены церкви снаружи окрашены тёмной красно-коричневой краской «под кирпич», что ярко выделяет белокаменные элементы архитектурного оформления . Фасады четверика украшены полуколоннами , завершёнными резными капителями , завершающие же фасады фронтоны украшены витыми колоннами , карнизами сложного профиля и резными волютами . Окна оформлены составными наличниками , также белокаменными, состоящими из полуколонн и сложного сандрика . Полуколонны некоторых наличников выполнены по образцу коринфского ордера , некоторые же — резные наборные, оформленные на мотив виноградной лозы . Сандрики выполнены в виде прерванного фронтона, аналогичного завершающим фасады, причём эти выполненные на западный манер фронтоны завершены миниатюрными луковичными главками . Аналогичными оконным резными колоннами, стилизованными под виноградную лозу, декорирован западный вход .

Интерьерные росписи храма и паперти имеют явные связи с ярославской иконописной школой первой четверти XVIII века, но при этом имеют заметное количество нововведений. В цветовой гамме преобладают коричневый, синий и тёмно-зелёный цвета. Роспись выполнялась по сырой штукатурке , но, в силу большого количества деталей, мастера завершали работу уже по высохшей штукатурке, используя клеевые краски. В куполе барабана храма по традиции изображён Христос Вседержитель . На стенках двусветного фонаря размещены круглые клейма с ликами праотцов , пророков и херувимов . Сомкнутый свод расписан сюжетами праздников : « Рождество Пресвятой Богородицы », « Введение во храм Пресвятой Богородицы », « Сретение Господне », « Богоявление », « Преображение Господне », « Сошествие Святого Духа » и « Распятие » .

Настенные росписи четверика разделены на пять ярусов. Верхние три яруса расписаны фресками на христологические темы. Самый верхний, расположенный в основании свода, посвящён Страстям Христовым : от « Моления о чаше » на западной стене до « Уверения Фомы » на юго-восточной. Второй и третий ярусы посвящены земной жизни Христа и его деятельности в качестве учителя, причём рассказ ведётся преимущественно посредством притч, таких как « Искушение Христа » (с которой на южной стене начинается цикл), « Притча о талантах », « Притча о виноградарях », « Притча о брачном пире », « Притча о рабе немилостивом », « Притча о богаче и Лазаре », « Притча о блудном сыне »; завершается это сюжетом « Явление Христа Луке и Клеопе в пути ». Эти два яруса перемежаются окнами, в перемычках которых написаны изображения Саваофа , Христа-Эммануила и различные версии образов Богоматери. Четвёртый сверху ярус посвящён деяниям апостолов , причём композиции перемежаются более крупными вставками на общехристианские темы: « Спас Нерукотворный », « Богоматерь с младенцем » и « Предста Царица ». Нижний ярус росписей представляет житие Великомученицы Екатерины от крещения и до казни. Своды северной стены украшены списками явленных икон Божией Матери, а над западным порталом написана Ветхозаветная Троица .

С двух сторон от входа, в портале, написаны два изображения Георгия Строганова: на северном откосе портала он представлен юношей, склонившимся в молитве, на южном же — богатым старцем, смотрящим на престол храма; одной рукой он указывает на юношу, а другая простёрта в просящем жесте, что традиционно для ктиторского изображения. Обе фигуры не имеют нимба ; их изображение отсылает к легенде о строительстве Строгановым храма по юношескому обету. В росписи паперти правая сторона — от входного портала до входа в Антипьевский придел — расписана сценами Страшного суда , противоположная — сценами Дней творения . Восточная пара пилонов украшена фресками « Покров », « Изгнание из рая » и сценами истории о Каине и Авеле . На южном пилоне изображён ангел со свитком, записывающий имена входящих, а напротив него, на северном пилоне, — «Ангел Карающий», с мечом в руке .

Свод алтаря расписан на тему песнопения « Сущую Богородицу тя величаем », под сводом в центре написана «Богоматерь на престоле» с предстоящими святыми Василием и Дарией , по именам заказчиков росписи — супругов Козляниновых. Фрески в жертвеннике и диаконнике сильно повреждены и сохранились только частично: в жертвеннике осталась фреска с жертвенным агнцем в дискосе и изображение Василия Великого, а в диаконнике — « Тайная вечеря » и изображение Николая Чудотворца .

Центр местного главного иконостаса занимает явленная икона Казанской Божией Матери клеймами. Несмотря на оригинальность, икона подверглась многочисленным и грубым поновлениям, поэтому исторической и художественной ценности не представляет .

Колокольня

Колокольня в январе 2022 года

В 23 метрах к юго-западу от юго-западного угла церкви расположена отдельно стоящая шатровая колокольня. Несмотря на свою стилистическую похожесть , она отличается от церкви малым разнообразием элементов декоративного оформления, которые многократно повторены в разных формах. Например, имеется несколько видов окон, присутствующих как в большом размере, так и в более мелком на другом ярусе . Аналогично ныне утраченной колокольне Рождество-Богородицкого собора колокольня Казанской церкви увенчана шатром с тремя ярусами слухов .

Оценки и влияние

Церковь признана ценным памятником архитектуры и находится под государственной охраной с 1960 года , статус подтверждён указом президента России в 1995 году . Это один из пяти существующих памятников архитектуры в стиле строгановского барокко , наиболее близкий по виду к Смоленской церкви в Гордеевке, причём многие архитектурные элементы последней выполнены с бо́льшим мастерством, чем в Казанской церкви . При этом имя архитектора, создавшего проект храма неизвестно, предположительно им был крепостной Степан Дементьевич Нарыков, долгое время обучавшийся художествам за границей . Многие характерные черты этой и других строгановских построек были развиты в русской архитектуре XVIII века; например, в работах Андрея Квасова и Бартоломео Растрелли присутствует развитие идеи трёхчастных разорванных фронтонов, украшающих Казанский храм; также общей является пластическая декорация фасадов на основе ордера с выступающими рельефными колоннами и раскрепованным антаблементом .

Отдельно искусствоведы отмечают ценность фресок Казанской церкви. Выполненные в середине XVIII века, они оказались на стыке ярославской иконописной традиции, от которой мастера взяли заметную часть сюжетов, и более поздних стилей русской живописи. Видно влияние и гравюр Библии Пискатора как иконографического источника. В то же время встречаются в росписи храма и новые сюжеты, разработанные, по-видимому, самими братьями Шустовыми в процессе работы: например, цикл жития Святой Екатерины не имеет более ранних аналогов в ярославской иконографии. Заметным отличием является и то, что в то время как более ранние фрески концентрируются на «божественном», для чего в том числе выбиралось сочетание светлой охры с голубцом , фрески Казанского храма более «земные». Выросла по сравнению с предшественниками и занимательность росписи; живопись приобрела многоплановость и ортогональность , с проработкой мелких деталей на разных планах уже клеевыми красками после того как штукатурка высохла. При этом часто в качестве образца для деталей картин используются образы, известные в народном быту. Всё это приближает фрески к барочной живописи .

Казанская церковь является последней, где фрески выполнены в традиционной для ярославской школы технике: по влажной штукатурке водяными красками с последующей проработкой мелких деталей темперой по-сухому. Всё это в целом делает интерьерные росписи едва ли не более ценными, чем внешнее убранство Казанского храма . В силу этого, а также плохого состояния здания, с 2020 года Санкт-Петербургской Академией художеств проводится ежегодная студенческая практика по копированию интерьерных росписей собора, где, помимо знакомства с традиционным стилем древнерусской росписи, студенты помогают сохранять ценные росписи для будущих поколений. Академия художеств планирует в течение нескольких лет завершить снятие копий со всех фресок церкви .

Примечания

  1. , Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери.
  2. .
  3. , с. 42—43.
  4. , с. 43.
  5. , Церковь Преполовения Пятидесятницы на Преполовенском кладбище.
  6. . Святые иконописцы (5 мая 2018). Дата обращения: 27 октября 2022. 27 октября 2022 года.
  7. , Внутри, с. 18.
  8. , с. 46.
  9. , с. 45.
  10. . Свод Петровских памятников России и Европы. Дата обращения: 13 октября 2022. 13 октября 2022 года.
  11. , с. 225—226.
  12. , с. 226—227.
  13. / Совет Министров РСФСР . — 1960. — 30 августа.
  14. Указ президента Российской Федерации от 20 декабря 1995 года № 176
  15. на сайте «Храмы России».
  16. . Sobory.ru. Дата обращения: 24 сентября 2022. 24 сентября 2022 года.
  17. , Снаружи, с. 14.
  18. , с. 42.
  19. , Обзорная площадка, с. 15.
  20. , с. 44.
  21. , с. 223.
  22. , с. 49.
  23. . Яндекс.Карты . Дата обращения: 18 октября 2022. 18 апреля 2023 года.
  24. , Собор Рождества Пресвятой Богородицы.
  25. , с. 229.
  26. , с. 45—46.
  27. , с. 229—231.
  28. Стариков Е. (2022-07-22). . Vologdaregion.ru . Дата обращения: 22 октября 2022 .

Литература

  • Исследование одного малоизвестного „строгановского“ сооружения // Архитектурное наследство : сборник статей. — М. : Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре , 1952. — № 2 . — С. 221—231 .
  • Рыбаков А. А. Устюжна // Устюжна. Череповец. Вытегра. — Л. : Искусство , 1981. — 213 с. — (Архитектурно-художественные памятники городов СССР). — 50 000 экз.
  • Рыбаков А. А. // Устюжна : историко-литературный альманах / гл. ред. и сост. М. А. Безнин. — Вологда, 1993. — Вып. 2 .
  • Хрусталёв М. Ю. // Устюжна : историко-литературный альманах / гл. ред. и сост. М. А. Безнин. — Вологда, 1993. — Вып. 2 .
  • Облик: Строгановское барокко // Православные храмы. Путешествия по святым местам. — М. : DeAgostini , 2018. — № 295: Храм Казанской иконы Божией Матери, Устюжна (Вологодская обл.) . — С. 14—19 . — ISSN .

Ссылки

  • . Моё наследие. Дата обращения: 26 октября 2022.
Источник —

Same as Церковь Казанской иконы Божией Матери (Устюжна)