Interested Article - Кутья
- 2021-04-04
- 2
Кутья́ ( укр. кутя́ , белор. куцця́, куця́ , болг. кутя́ , церк.-слав. кутьѩ, куциѩ, коуциѩ ) , также коливо, , сочиво — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя, реже — пшена или риса с добавлением мёда ( сыты ) или сахара , иногда — с сухофруктами ( изюмом ), орехами, маком .
Является славянским блюдом, которое готовят на похороны , поминки и родительские субботы . Южные славяне также готовят кутью на День святой Варвары и день покровителя рода (болг. — светец, серб. — слава ). Восточные и западные славяне готовят это блюдо в Рождественский сочельник , канун Нового года и Крещенский вечер .
Этимология
«Кутья» — общеславянское слово, заимствованное из греческого: ср. - греч. κουκκί(ον) , мн. ср. - греч. κουκκιά «бобы», которое является производным от ср. - греч. κόκκος «зерно» . Название «коливо» связано с античным обычаем поминальных подношений из зерна и фруктов kolibo , дословно переводится с греческого как «варёная пшеница» .
Традиции
Обычай подношений из крупы и фруктов на похоронах зафиксирован ещё в Древней Греции , хотя предполагается, что он является ещё более древним. Во времена Византии он назывался Κόλλυβα . Исследователи греческой традиции возводят коливо к панспермии (буквально — «всезерние») .
У восточных славян и поляков кутью обязательно готовят в кануны Рождества и Крещения , так что в Полесье сами праздники-кануны называются Кутья , или Бедная кутья (перед Рождеством), Богатая кутья , Голодная (Водяная) кутья (перед Крещением ). Четвёртый вид — чёрную кутью готовят на поминках и разводят с коливом .
У русских кутейником называют Рождественский сочельник .
У восточных славян на похоронах и поминках принято подавать кутью (коливо, канун), затем — блины , кисель с мёдом , яичницу и кашу. Белорусы в ночь после Дмитриевских дедов вывешивали из окна полотенце, и на окно для покойников ставили кутью и блины .
Известны гадания с рождественской кутьёй.
Традиция готовить кутью, вероятно, имеет корни ещё с языческих времен , когда такое блюдо было жертвенным, «пищей умерших предков» , поэтому является проявлением остатков культа предков.
Этнограф Дмитрий Зеленин писал, что по верованиям восточных славян , «покойник имеет все те же потребности, что и живой человек, особенно — потребность в пище» .
Существует также обычай в пятницу первой седмицы Великого поста приносить кутью (коливо) в церковь, что служит напоминанием о чуде мученика Феодора Тирона . В этот день «после заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется кутья», сам же день памяти великомученика празднуется в первую субботу Великого поста .
Примечания
- // Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Том 1 А—К — СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1893 — Стб. 1382.
- ↑ // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986. — Т. II : Е — Муж. — С. 435.
- Никольский К. Т. .
- ↑ .
- ↑ , с. 69.
- София Фарах. . lady.ТСН.ua (5 января 2014). 9 января 2013 года.
- . Открытая православная энциклопедия «Древо». 27 сентября 2012 года.
- . Азбука Христианства. 22 января 2015 года.
- , с. 92.
- , с. 119.
- Скуратівський В. Русалії. — Київ: Довіра, 1996. — С. 532—533. ISBN 966-507-028-2
- , с. 71.
- , с. 70.
- , с. 356.
- . от 27 февраля 2015 на Wayback Machine // «Азбука веры», православный интернет-портал.
- . от 22 октября 2012 на Wayback Machine // Православие.Ru .
Литература
- Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. — М. : Наука, 1991.
- // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- Кутья / Валенцова М. М. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 69–71. — ISBN 5-7133-1207-0 .
- Передольская А. А. Об отражении обряда «всезерния» в терракотах V в. до н. э., найденных в Северном Причерноморье // Материалы по археологии Северного Причерноморья в античную эпоху. — М. : Издательство АН СССР, 1954. — Т. 2. — С. 115—122. — 216 с. — (Материалы и исследования по археологии СССР. № 33).
- Петровский А.В . // Православная богословская энциклопедия . Приложение к духовному журналу "Странник". — Петроград: Тип. А.П. Лопухина, 1911. — Т. 12. — Стб. 284. — 497 с.
- Похлёбкин В. В. Кутья // Кулинарный словарь. — М. : Издательство «Э», 2015. — С. 176. — 456 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-75127-3 .
- Страхов А. Б. . — Мюнхен, 1991.
- Кутья // Культура питания. Энциклопедический справочник / Под ред. И. А. Чаховского. — 3-е издание. — Мн. : « Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки », 1993. — С. 146. — 540 с. — ISBN 5-85700-122-6 .
- 2021-04-04
- 2