Interested Article - Елизавета Бам

«Елизавета Бам» — пьеса Даниила Хармса , написанная в декабре 1927 года и исполненная в рамках поэтического вечера « Три левых часа » 24 января 1928 года.

История создания и подготовка к постановке

В октябре 1927 года директор Дома печати Николай Баскаков позвонил Хармсу и предложил ему и его друзьям выступать в здании возглавляемой им организации . Было решено организовать литературно-театральный вечер. Хармс отвечал за вторую часть вечера, театральную. В разработке первоначального плана пьесы участвовали обэриуты Бахтерев и Левин . Жанр пьесы определили как «кровавая драма», изначальное название — «Случай убийства», затем «Случай с убийством». 20 декабря Хармс приступил к написанию пьесы и через 3 дня (23 декабря) закончил. 24 декабря, во время заседания ОБЭРИУ , которое проходило в квартире, где жил Хармс, состоялось чтение пьесы . На роли были назначены, в основном, непрофессиональные актёры . Пьеса была распечатана в десяти экземплярах. 28 и 30 декабря, а также 2 января 1928 года происходила читка. С 4 по 11 января проходили репетиции, а с 13 по 23 января — «прогоны» .

Сюжет

К некой Елизавете Бам являются два человека (Пётр Николаевич и Иван Иванович) с целью арестовать её за убийство Петра Николаевича. Она отрицает все обвинения. Её отец убивает Петра Николаевича во время рыцарского поединка («Сражение двух богатырей»). Мать Елизаветы Бам сходит с ума и обвиняет её в убийстве своего сына. Пётр Николаевич и Иван Иванович арестовывают и уводят Елизавету Бам .

Персонажи

Елизавета Бам

В сюжете пьесы реализован принцип нестабильности персонажа. В начале Елизавета изображается взрослой женщиной. Затем она превращается в девочку; одновременно с этим оказывается, что у неё есть муж, возвращения которого она ждёт .

Имя заглавной героини связывают с именем русской художницы конца XIX — начала XX века Елизаветы Меркурьевны Бём . Также проводятся параллели между Елизаветой Бам (которую в пьесе называют по отчеству Таракановной ) и княжной Таракановой , которая называла себя Елизаветой .

Пётр Николаевич и Иван Иванович

Тема арестов — один из лейтмотивов в творчестве Хармса . Но в этом произведении представители «органов» Пётр Николаевич Крупернак (фамилия — вероятная аллюзия на Бориса Пастернака ) и Иван Иванович выглядят шутами .

Валерий Шубинский сравнивает Петра Николаевича с мёртвым женихом из баллады Готфрида Бюргера « Ленора » .

Таракан

Таракан неоднократно упоминался в творчестве ОБЭРИУ и стал своеобразной эмблемой группы . Тема таракана проходит насквозь через всю пьесу . Когда Елизавета Бам спрашивает, в чём её обвиняют, Пётр Николаевич отвечает, что когда он был ещё совсем молодым человеком, он жил в маленьком домике вместе с мышами и тараканами. Ночью к нему пришла Елизавета Бам и убила его . Позже оказывается, что таракан из домика на горе это палач с топором, который должен исполнить приговор . В отрицательной рецензии на вечер (см. ниже) ставшая впоследствии знаменитой цитата из пьесы «Покупая птицу, смотри, нет ли у неё зубов. Если есть зубы, то это не птица» была обыграна «…Если есть зубы, то это не птица. — А таракан, — добавил зритель» .

Исполнение

Пьеса была исполнена 24 января 1928 года в Доме печати, который располагался в Шуваловском дворце ( наб. р. Фонтанки , д. 21) в рамках поэтического вечера « Три левых часа » . Неизвестно, насколько поставленная пьеса соответствовала дошедшему до нас тексту .

По свидетельству участника ОБЭРИУ Игоря Бахтерева , во время представления за кулисы ворвался театральный критик Моисей Падво и потребовал прекратить спектакль под угрозой звонка в НКВД . Его не послушали, он действительно позвонил, но это ни к чему не привело .

Критика

25 января 1928 года в « Красной газете » вышла статья Лидии Лесной, посвящённая вечеру, в которой он был описан крайне негативно. В частности, пьеса была охарактеризована как откровенный до цинизма сумбур .

Литературоведы сравнивают «Елизавету Бам» с такими пьесами, как « Лысая певица » Эжена Ионеско и « В ожидании Годо » Сэмюэля Беккета , а также с романами Франца Кафки « Процесс » и Владимира Набокова « Приглашение на казнь » .

Анализ

Часто пьесу анализирую как сон некой женщины, необоснованно обвинённой в убийстве: всё действие оказывается немного искажённым, две тёмные личности - Пётр Николаевич и Иван Иванович - выступают одновременно и как обвинители, и как друзья семьи Бам. «Девочка старается отшутиться, убежать, отговориться, развеселить преследователей. Порой это удаётся... Преследователи принимают приглашение Елизаветы к игре. Обвиняемая-жертва и обвинители увлечённо играют в какое-то подобие испорченого телефона и кошек-мышек. Но забава забавой, а цель у преследователей не меняется. Пьеса заканчивается тем, что они уводят Бам »

В пьесе обнаруживается пример "кругового", циклического произведения : в начале голоса из-за двери предъявляют Елизавете обвинение в убийстве, которое она явно не совершала. В середине пьесы одного из обвинителей убивает её отец. Выясняется, что именно в его смерти обвиняют Елизавету вновь ломящиеся в её дверь голоса, и всё действие должно начаться заново.

Примечания

  1. , с. 189—190.
  2. , с. 97—98.
  3. , с. 208—209.
  4. , с. 100.
  5. , с. 203.
  6. , с. 219.
  7. , с. 118.
  8. , с. 45—48.
  9. , с. 115.
  10. , с. 206.
  11. , с. 396.
  12. , с. 122.
  13. , с. 460.
  14. , с. 116—117.
  15. , с. 117—118.
  16. , с. 121—122.
  17. , с. 116.
  18. , с. 202.
  19. , с. 204.
  20. , с. 217.
  21. , с. 126—127.
  22. , с. 358.
  23. , с. 27—28.

Литература

  • А.А. Александров . Чудодей. Личность и творчество Даниила Хармса / Даниил Хармс. Полёт в небеса. — М. : Советский писатель, 1991. — 560 с.
  • Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. — СПб. : Академический проект , 1995. — 471 с. — ISBN 5-7331-0050-8 .
  • Жаккар Ж.-Ф. Литература как таковая. От Набокова к Пушкину. Избранные работы о русской словесности. — М. : Новое литературное обозрение , 2011. — 408 с. — ISBN 978-5-86793-925-0 .
  • Кобринский А. А. Даниил Хармс. — М. : Молодая гвардия , 2009. — 508 с. — ( Жизнь замечательных людей ). — ISBN 978-5-235-03258-3 .
  • Шубинский В. И. . — М. : АСТ ( Corpus ), 2015. — 576 с. — ISBN 978-5-17-086203-0 .
Источник —

Same as Елизавета Бам