Interested Article - Скарлатти, Алессандро
- 2020-03-27
- 1
Алессандро Скарлатти ( итал. Pietro Alessandro Gaspare Scarlatti , 2 мая 1660, Палермо — 22 октября 1725 , Неаполь ) — итальянский композитор эпохи барокко . Написал более 60 опер, считается основателем Неаполитанской оперной школы . Брат композитора Франческо Скарлатти ; отец композиторов Доменико Скарлатти и Пьетро Филиппо Скарлатти . Наставник Эмануила Асторга .
Биография
Алессандро Скарлатти родился на Сицилии , в Палермо . Считается, что он был учеником Джакомо Кариссими в Риме . Это является причиной предположений, что на его творчество повлияли композиторы северной Италии (в его ранних работах чувствуется влияние Алессандро Страделла и Джованни Легренци ). Постановка в Риме его оперы Gli Equivoci dell’amore ( 1679 ) даёт ему протекцию королевы Швеции, Кристины (проживающей в то время в Риме), и он становится её капельмейстером . В феврале 1684 г. он становится капельмейстером вице-короля Неаполя , с помощью своей сестры, оперной певицы, любовницы влиятельного неаполитанского аристократа. В Неаполе он сочиняет большое количество опер, замечательных своей живостью и экспрессивностью, а также музыку для торжественных случаев.
В 1702 году Скарлатти покидает Неаполь и не возвращается до смены испанского владычества австрийским. Вначале он жил во Флоренции , где находился под патронажем Козимо III Медичи . Для его придворного театра он пишет несколько опер. Так же он пишет оперы для кардинала Оттобони , который делает его своим капельмейстером , и обеспечивает ему схожую должность в церкви Санта Мария Маджоре в Риме в 1703 году .
После посещения Венеции и Урбино в 1707 году , снова принимается за работу в Неаполе в 1708, и остается там до 1717 года . В это время, кажется, что Неаполь немного устал от его музыки; в Риме её принимают лучше, и именно там, в театре Капраники (Teatro Capranica), он сочиняет свои лучшие оперы ( Telemaco , 1718 ; Marco Attilio Regolò , 1719 ; La Griselda , 1721 ), а также величественные образцы церковной музыки, включая мессы для хора с оркестром, написанные в честь святой Цецилии (Saint Cecilia) по заказу кардинала Аквавивы (Cardinal Acquaviva) в 1720 . Его последняя крупная работа осталась незавершённой. Это была серенада к свадьбе принца Стильяно в 1723 году . Алессандро Скарлатти умер 22 октября 1725 в Неаполе.
Музыка
Музыкальные формы Скарлатти являются важным звеном между манерой пения раннего итальянского барокко XVII века , с центром во Флоренции , Венеции и Риме , и классической школой XVIII века , самым ярким представителем которой был Моцарт . Ранние оперы Скарлатти ( «Невинная ошибка» 1679 ; «Честность в любви» 1680 , включающая знаменитую арию Già il sole dal Gange ; «Помпей» 1683 , содержащая хорошо известные арии O cessate di piagarmi и Toglietemi la vita ancor и другие, написанные до 1685 ) содержали старые модуляции речитатива , и изрядное количество аккуратно сконструированных форм в их маленьких очаровательных ариях, тщательно проработанным аккомпанементом к которым иногда звучал струнный квартет , иногда же клавесин соло. В 1686 году он окончательно утверждает форму «итальянской увертюры» (опера «От зла — добро» ) и отказывается от бассо остинато и двухчастной формы в двух куплетах в пользу трёхчастной формы или da capo формы построения мелодии. Его лучшие оперы этого периода: «Розаура» ( 1690 , отпечатаны в Gesellschaft für Musikforschung), и «Пирр и Деметрий» ( 1694 ), в которой появляются арии Rugiadose, odorose и Ben ti sta, traditor .
Где-то с 1697 года и далее ( «Падение децемвиров» ) его оперы, испытывающие, с одной стороны, влияние стиля Джованни Бонончини , с другой стороны, возможно, более значительное влияние вице-королевского двора, начинают звучать более традиционно, в достаточно общепринятом ритме, одновременно оркестровка достаточно грубовата и резка, но не без изящества («Эраклея», 1700), гобои и трубы используются часто, а скрипки играют в унисон . Оперы, сочинённые для Козимо III Медичи утеряны; они могли бы дать более полное представление о стиле Скарлатти. Его переписка с тосканским герцогом заставляет догадываться, что эти оперы были написаны с действительно ярким вдохновением.
Опера «Митридат Евпатор» , считающаяся шедевром Алессандро Скарлатти, написана в Венеции, в 1707 году . Она содержит музыку новаторского характера по сравнению с произведениями, которые Скарлатти ранее писал в Неаполе.
Поздние неаполитанские оперы ( «Непостоянная и тираническая любовь» , 1709 ; «Верная принцесса» , 1712 ; «Тигран» , 1715 ) скорее яркие и эффектные, чем глубоко эмоциональные; оркестровка значительно более интересная, чем в предыдущих произведениях, так как основной аккомпанемент голоса ведётся струнным квартетом, клавесин используется только для шумной инструментальной ритурнели . В опере «Феодора Августа» (1697) он первый использовал оркестровую ритурнель.
Его последние оперы, сочинённые в Риме, показывают сильное поэтическое чувство, широкую и величественную мелодию, глубокое понимание драматизма, особенно в речитативах с аккомпанементом, его собственным изобретением, которое он впервые использовал в 1686 году ( «Отомщённая Олимпия» ) и значительно более современный стиль оркестровки; впервые появившиеся горны вызвали ошеломляющий эффект.
Кроме опер , ораторий ( Agar et Ismaele esiliati , 1684 ; Sedecia , 1706 ; S. Filippo Neri , 1708 ; и другие, всего около 40) и серенад , написанных в том же стиле, что и оперы, Скарлатти сочиняет более пяти сотен камерных кантат для одного и двух голосов. Они являются наиболее интеллектуальными среди камерной музыки того периода, и вызывает большое огорчение тот факт, что они в основном находятся в манускриптах, ведь их изучение обязательно для тех, кто хотел бы иметь адекватное представление о становлении этого жанра.
Несколько сочинённых им месс (информация о том, что он сочинил более двух сотен месс, не вызывает доверия) и произведений церковной музыки относительно несущественны, кроме 50-минутной Мессы Святой Цецилии ( 1720 ), написанной по заказу кардинала Франческо Аквавивы , которая является одной из первых попыток сочинительского стиля, достигнувшего своих высот в великих мессах и « Магнификате » Иоганна Себастьяна Баха , а также в сочинениях Йозефа Гайдна и Людвига ван Бетховена . Музыковед Карл де Нис назвал Мессу Святой Цецилии «коронацией всей церковной музыки композитора» . Помимо данной мессы, в 1720 году Скарлатти сочинил вечерню , партитура которой была обнаружена совсем недавно ― она также предназначалась для исполнения в базилике Святой Цецилии .
Инструментальная музыка Скарлатти несколько архаична в сравнении с его оперными произведениями.
В честь Скарлатти назван на Меркурии .
Сочинения
Список опер Скарлатти
Название | Жанр | Акты | Либретто | Дата премьеры | Место премьеры |
---|---|---|---|---|---|
( рус. «Недоразумения из-за сходства, или Невинная ошибка» ) |
Gli equivoci nel sembiante
драма | музыкальная3 акта | Контини, Доменико Филиппо | 1679 , февраль | Рим , частный театр Контини |
( рус. «Честность в любви» ) |
L’honestà negli amori
музыкальная драма | 3 акта | Контини, Доменико Филиппо | 1680 , 3 февраля | Рим, дворец королевы Кристины |
Tutto il mal non vien per nuocere
( рус. «Нет худа без добра» ) переписана как Dal male il bene , Неаполь, 1687 ( рус. «От зла — добро» ) |
комедия | музыкальная3 акта | Тотис, де | 1681 , январь | Рим, Театро Капраника |
( рус. «Помпей» ) |
Il Pompeo
музыкальная драма | 3 акта | Минато, Николо | 1683 , 25 января | Рим, Театро Колонна |
La guerriera costante (Верная воительница) | 3 акта | Орсини | 1683, март | Рим, дворец герцога Браччано | |
( рус. «Альдимир, или Услуга за услугу» ) |
L’Aldimiro, o vero Favor per favore
музыкальная драма | 3 акта | Тотис, де | 1683, 6 ноября | Неаполь , Королевский дворец |
( рус. «Психея, или настоящая любовь» ) |
La Psiche, o vero Amore innamorato
музыкальная драма | 3 акта | Тотис, де | 1683, 21 декабря | Неаполь , Королевский дворец |
Olimpia vendicata
( рус. «Отомщённая Олимпия» ) |
музыкальная драма | 3 акта | Аурели, Аурелио | 1685 , 23 декабря | Неаполь , Королевский дворец |
La Rosmene, o vero L’infedeltà fedele | мелодрама | 3 акта | Тотис, де | 1686 , февраль | Рим, Вилла Дориа-Памфили |
Clearco in Negroponte
( рус. «Клеарх в Негропонте » ) |
музыкальная драма | 3 акта | Арколео, Антонио | 1686, 21 декабря | Неаполь , Королевский дворец |
La santa Dinna | музыкальная комедия | 3 акта | Памфили, Бенедетто]] | 1687 , февраль | Рим, Вилла Дориа-Памфили |
( рус. «Флавий» ) |
Il Flavio
музыкальная драма | 3 акта | Норис, Маттео | 1688 ?, 14 ноября | Неаполь , Королевский дворец |
( рус. «Морская амазонка, или Альвильда» ) |
L’Amazzone corsara, o vero L’Alvilda
музыкальная драма | 3 акта | Корради, Джулио Чезаре | 1689 , 6 ноября | Неаполь , Королевский дворец |
( рус. «Статира» ) |
La Statira
музыкальная драма | 3 акта | Оттобони, Пьетро | 1690 , 5 января | Рим, Театро Тординона |
( рус. «Причуды любви, или Розаура» ) |
Gli equivoci in amore, o vero La Rosaura
мелодрама | 3 акта | Лучини, Джованни Баттиста | 1690, декабрь | Рим, Дворец канцелярии |
L’humanità nelle fiere, o vero Il Lucullo | музыкальная драма | 3 акта | — | 1691 , 25 февраля | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
( рус. «Феодора Августа» ) |
La Teodora augusta
музыкальная драма | 3 акта | Морселли, Адриано | 1692 , 6 ноября | Неаполь , Королевский дворец |
Gerone tiranno di Siracusa
( рус. «Герон, тиран Сиракуз» ) |
музыкальная драма | 3 акта | Аурели, Аурелио | 1692, 22 декабря | Неаполь , Королевский дворец |
Il nemico di se stesso | — | 1693 , 24 января | Рим, Театро Капраника | ||
L’amante doppio, o vero Il Ceccobimbi | мелодрама | 3 акта | — | 1693, апрель | Неаполь , Королевский дворец |
Pirro e Demetrio
( рус. «Пирр и Деметрий» ) |
музыкальная драма | 3 акта | Морселли, Адриано | 1694 , 28 января | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
Il Bassiano, o vero Il maggior impossibile | мелодрама | 3 акта | Норис, Маттео | 1694, март | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
La santa Genuinda, o vero L’innocenza difesa dall’inganno (Act 2) | религиозная музыкальная драма | 3 акта | 1694, декабрь | Рим, Вилла Дориа-Памфили | |
( рус. «Свадьба с врагом, или Аналинда» ) |
Le nozze con l’inimico, o vero L’Analinda
мелодрама | 3 акта | — | 1695 , январь | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
Nerone fatto Cesare
( рус. «Нерон-цезарь» ) |
мелодрама | 3 акта | Норис, Маттео | 1695 , 6 ноября | Неаполь , Королевский дворец |
Massimo Puppieno
( рус. «Максим Пуппиен» ) |
мелодрама | 3 акта | Аурели, Аурелио | 1695, 26 декабря | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
Penelope la casta
( рус. «Целомудренная Пенелопа» ) |
музыкальная драма | 3 акта | Норис, Маттео | 1696 ?, 23 февраля |
Неаполь, Театро Сан Бартоломео,
Палермо |
( рус. «Безумная Дидона» ) |
La Didone delirante
драматическая опера | 3 акта |
Палья,
позднее Франчески |
1696, 28 мая | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
Comodo Antonino
( рус. «Коммод Антонин» ) |
музыкальная драма | 3 акта |
Палья,
позднее Джакомо Франческо Буссани |
1696, 18 ноября | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
L’Emireno ovvero Il consiglio dell’ombra | драматическая опера | 3 акта | Палья | 1697 , 2 февраля | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
( рус. «Падение децимвиров» ) |
La caduta de' Decemviri
музыкальная драма | 3 акта | Стампилья, Сильвио | 1697, 15 декабря | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
( рус. «Счастливый узник» ) |
Il prigioniero fortunato
музыкальная драма | 3 акта | Палья | 1698 , 14 декабря | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
Anacreonte
( рус. «Анакреон» ) |
музыкальная драма | 3 акта | Буссани, Джакомо Франческо | 1698 | Вилла Медичеа ди Пратолино |
( рус. «Верная женщина» ) |
La donna ancora è fedele
музыкальная драма | 3 акта | Контини, Доменико Филиппо | 1698 | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
( рус. «Счастливый обман» ) |
Gl’inganni felici
музыкальная драма | 3 акта | Дзено, Апостоло | 1699 , 6 ноября | Неаполь , Королевский дворец |
( рус. «Эраклея» ) |
L’Eraclea
музыкальная драма | 3 акта | Стампилья, Сильвио | 1700 , 30 января | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
Odoardo
( рус. «Одоардо» ) |
музыкальная драма | 3 акта | Дзено, Апостоло | 1700, 5 мая | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
Dafni
( рус. «Дафна» ) |
музыкальная сказка | 3 акта | Палья | 1700, 5 августа | Неаполь, вилла вице-короля в Позиллипо |
Laodicea e Berenice
( рус. «Лаодикея и Береника» ) |
музыкальная драма | 3 акта | Норис, Маттео | 1701 , апрель | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
( рус. «Коринфский пастух» ) |
Il pastore di Corinto
пасторальная опера | 3 акта | Палья | 1701 , 5 августа | Неаполь, вилла вице-короля в Позиллипо |
Tito Sempronio Gracco
( рус. «Тит Семпроний Гракх» ) |
музыкальная драма | 3 акта | Стампилья, Сильвио | 1702 , февраль | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
Tiberio imperatore d’oriente
( рус. «Тиберий, император Востока» ) |
музыкальная драма | 3 акта | Паллавичино, Стефано Бенедетто | 1702 , 8 или 17 мая | Неаполь , Королевский дворец |
( рус. «Флавий Куниберт» ) |
Il Flavio Cuniberto
музыкальная драма | 3 акта | Норис, Маттео |
1702?,
сентябрь
(не первый спектакль?) |
Вилла Медичеа ди Пратолино |
Arminio
( рус. «Арминий» ) |
музыкальная драма | 3 акта | Сальви, Антонио | 1703 , сентябрь | Вилла Медичеа ди Пратолино |
Turno Aricino
|
музыкальная драма | 3 акта | Стампилья, Сильвио | 1704 , сентябрь | Вилла Медичеа ди Пратолино |
Lucio Manlio l’imperioso | музыкальная драма | 3 акта | Стампилья, Сильвио | 1706 , сентябрь | Вилла Медичеа ди Пратолино |
( рус. «Великий Тамерлан» ) |
Il gran Tamerlano
музыкальная драма | 3 акта |
Сальви, Антонио,
позднее Жак Прадон |
1706, сентябрь | Вилла Медичеа ди Пратолино |
( рус. «Митридат Евпатор» ) |
Il Mitridate Eupatore
музыкальная трагедия | 5 актов | Фриджимелика, Джироламо Роберти | 1707 , 5 января | Венеция , Театро Сан-Джованни Кризостомо |
( рус. «Торжество свободы» ) |
Il trionfo della libertà
музыкальная трагедия | 5 актов | Фриджимелика, Джироламо Роберти | 1707 , 11 февраля | Венеция , Театро Сан-Джованни Кризостомо |
( рус. «Феодосий» ) |
Il Teodosio
музыкальная драма | 3 акта | Гримани, Винченцо? | 1709 , 27 января | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
( рус. «Непостоянная и тираническая любовь» ) |
L’amor volubile e tiranno
музыкальная драма | 3 акта |
Пиоли, Джованни Доменико
и Джузеппе Папис |
1709 , 25 мая | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
( рус. «Верная принцесса» ) |
La principessa fedele
музыкальная драма | 3 акта | Пьовене, Агостино | 1710 , 8 февраля | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
( рус. «Вознагражденная верность» ) |
La fede riconosciuta
пасторальная драма | 3 акта | Марчелло, Бенедетто? | 1710 , 14 октября | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
Giunio Bruto, o vero La caduta dei Tarquini
(Act 3)
( рус. «Юний Брут, или падение Тарквиниев» ) |
музыкальная драма | 3 акта | Синибальди? | 1711 | Вена, премьеру отменили |
( рус. «Кир» ) |
Il Ciro
музыкальная драма | 3 акта | Оттобони, Пьетро | 1712 , февраль | Рим, Дворец Канцелярии |
Scipione nelle Spagne
( рус. «Сципион в Испании» ) |
музыкальная драма | 3 acts | Дзено, Апостоло | 1714 , 21 января | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
( рус. «Великодушная любовь» ) |
L’amor generoso
музыкальная драма | 3 акта |
Папис, Джузеппе
Стампилья, Сильвио |
1714 , 1 октября | Неаполь , Королевский дворец |
Il Tigrane ovvero L’egual impegno d’amore e di fede
( рус. «Тигран, или любовь и верность» ) |
музыкальная драма | 3 акта | Лалли, Доменико | 1715 , 16 февраля | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
Carlo re d’Allemagna
( рус. «Карл, король Германии» ) |
музыкальная драма | 3 акта | Сильвани, Франческо | 1716 ?, 26 января | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
( рус. «Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью» ) |
La virtù trionfante dell’odio e dell’amore
музыкальная драма | 3 акта | Сильвани, Франческо | 1716 , 3 мая | Неаполь , Королевский дворец |
Telemaco
( рус. «Телемак» ) |
музыкальная драма | 3 акта | Карло Сиджизмондо Капече | 1718 , февраль | Рим, Театро Капраника |
( рус. «Торжество чести» ) |
Il trionfo dell’onore
комедия | 3 акта | Тулио, Франческо Антонио | 1718 , 26 ноября | Неаполь, Театро дей Фиорентини |
( рус. «Камбиз» ) |
Il Cambise
музыкальная драма | 3 акта | Лалли, Доменико | 1719 , 4 февраля | Неаполь, Театро Сан Бартоломео |
Marco Attilio Regolo
( рус. «Марк Аттилий Регул» ) |
музыкальная драма | 3 акта | Норис, Маттео | 1719 , март | Рим, Театро Капраника |
Griselda
( рус. «Гризельда» ) |
музыкальная драма | 3 акта | Дзено, Апостоло , переписана Русполи | 1721 , январь | Рим, Театро Капраника |
Инструментальная музыка
клавишные
- Токката для клавесина
- Токката d-moll
- 10 партитур с сопрано и басом облигато ( 1716 )
- Первая и вторая токкаты (соль мажор, ля минор, соль мажор, ля минор, соль мажор, ре минор, ре минор, ля минор, соль мажор, фа мажор)
- 2 симфонии для клавесина ( 16 июня 1699 )
- Этюд-токката для клавесина
- Токката, табулатура для клавесина или органа
- Токката e-moll
- 3 токкаты, каждая следует от фуги к менуэту ( 1716 )
- Вариации на тему «La follia» ( 1715 )
другие инструменты
-
12 симфоний для
concerto grosso
(
1715
):
- фа мажор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, 2 флейт и бассо континуо
- ре мажор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, 2 флейт, тромбона и бассо континуо
- ре минор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
- ми минор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты, гобоя/скрипки и бассо континуо
- ре минор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
- ля минор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
- соль минор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
- соль мажор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
- соль минор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
- ля минор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
- до мажор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
- до минор, для 2 скрипок, виолы, виолончели, флейты и бассо континуо
- 6 для клавишных и оркестра (до мажор, ля мажор, ми минор, до минор, соль мажор, ми мажор)
- 4 сонаты для квартета, 2 скрипки, виола и виолончель (фа минор, до минор, соль минор, ре минор)
- 7 сонат для флейты, 2х скрипок, виолончели и бассо континуо (ре мажор, ля минор, до минор, ля минор, ля мажор, до мажор, соль минор; 1725 )
- Соната фа мажор для флейты, 2х скрипок и бассо континуо
- Соната ре мажор для флейты, 2х скрипок и бассо континуо
- Соната ля мажор для 2х флейт, 2х скрипок и бассо континуо
- соната фа мажор для 3х флейт и бассо континуо
- 3 сонаты для виолончели и бассо континуо (ре минор, до минор, до мажор)
- Сюита фа мажор для флейты и бассо континуо ( 16 июня 1699 )
- Сюита соль мажор для флейты и бассо континуо (июнь 1699 )
Теоретические работы
- Regole per principianti ( 1715 ca.)
- Discorso sopra un caso particolare di arte (aprile 1717 )
- Canoni: Tenta la fuga ma la tenta invano; Voi sola; Commincio solo; 2 canoni a 2
- 15 fuge a 2
- Studio a quattro sulla nota fermia
- Varie partite obligate al basso
- Toccate per cembalo
- Varie introduttioni per sonare e mettersi in tono delle compositioni ( 1715 ca.)
Записи
- Ensemble Europa Galante. (2004). Oratorio per la Santissima Trinità . Virgin Classics: 5 45666 2
- Academia Bizantina. (2004). Il Giardino di Rose . Decca Records : 470 650-2 DSA.
- Seattle Baroque. (2001). Agar et Ismaele Esiliati . Centaur: CRC 2664
- I Musici. (1991). Concerto Grosso . Philips Classics Productions: 434 160-2
Примечания
- ↑ (фр.) — 1993.
- ↑ Pietro Alessandro Gaspare Scarlatti // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
- A Dictionary of Music and Musicians (англ.) — OUP , 1878.
- ↑ — 1808.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- de Nys, Carl; Honegger, Marc (1992). "Messe et Vêpres pour la fête de sainte-Cécile, d'Alessandro Scarlatti". Dictionnaire des œuvres de la musique vocale (in French). Vol. II (G-O). Paris: Éditions Bordas. pp. 1291–1292. ISBN 2040153950 . OCLC 25239400.
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Бесплатная библиотека классической музыки на Classical Connect.
Bнешние ссылки
- 2020-03-27
- 1