Interested Article - Явление архангела Михаила Иисусу Навину

Явление архангела Михаила Иисусу Навину (миниатюра Минология Василия II , X век)

Явление архангела Михаила Иисусу Навину ветхозаветный сюжет явления полководцу Иисусу Навину ангела с обнажённым мечом перед взятием города Иерихон . В православной традиции ангел, явившийся Иисусу Навину, отождествляется с архангелом Михаилом .

Явление Иисусу Навину, наряду с чудом в Хонех и собором архангелов , является наиболее популярной сценой в циклах изображений архангела Михаила .

Ветхозаветное описание

Согласно книге Иисуса Навина , находясь возле Иерихона, Иисус взглянул:

и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнажённый меч. Иисус подошёл к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.

Данный библейский текст, согласно (вариант Студийского устава , 1131 год), является паремией празднику Собора Архистратига Михаила (8 ноября) .

Затем явившийся «вождь воинства Господня» сообщает Иисусу Навину от имени Бога, как захватить Иерихон: «пойдите вокруг города… и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом ; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог… весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания» ( Нав. ).

Толкования

Явление Архангела Михаила Иисусу Навину (икона последней четверти XVIII в.)

По мнению Оригена Иисусу Навину явился именно Бог: « ибо кто иной вождь воинства сил Господних, если не наш Господь Иисус Христос ? » . Такого же мнения придерживается Евсевий Кесарийский — « это не кто иной, как Тот, Кто вещал Моисею » .

Феодорит Кирский пишет, что хотя некоторые считают, что Иисусу Навину явился Бог-Слово , но он думает, что это был именно архангел Михаил, поскольку: « Ибо, когда прегрешили Евреи, Бог всяческих изрек Моисею : Сам не пойду с тобою, яко людие жестоковыйнии суть, но послю Ангела Моего пред лицам твоим впредь тебя ( Исх. ). Сей-то Ангел, как думаю, явился теперь Иисусу, чтобы ободрить его и предвозвестить ему Божию помощь » .

Епископ Виссарион (Нечаев) указывает на мнение блаженного Феодорита о том, что названием «вождь воинства Господня» обозначается Господь в образе Архистратига Михаила, являющийся Ангелом хранителем Еврейского народа ( Дан. , ) . Так же он отмечает, что « называя Архистратига Господом, по-Еврейски адони, — господин мой, государь мой » Иисус Навин признаёт его « только высшею тварию высшим слугою Господа, а не Господом Богом, ибо иначе сказал бы ему Адонаи , — имя Божие, — а не адони » .

Иоанн Дамаскин считает, что Иисус Навин увидел « не природу ангела, но образ (ибо природа ангела не созерцается телесными очами) » .

Требование снять обувь с указанием на святость места должно было напомнить Иисусу Навину о Богоявлении Моисею при Хориве , а обнажённый меч и то, что явившийся назвал себя вождём воинства Господня, должны были указать ему на готовность небесных сил помогать в предстоящей борьбе с ханаанскими народами .

Изобразительное искусство

Композиция «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» входит, как правило, в цикл иллюстраций деяний архангела Михаила — в монументальной живописи, иконописи и миниатюре .

К ранним изображениям данного сюжета относится мозаика со сценой явления архангела Михаила Иисусу Навину, входящая в мозаичный цикл второй четверти V века в римской базилике Санта-Мария-Маджоре .

Сцена явления ангела Иисусу Навину известна по ранним иллюминированным рукописям :

  • в Минологии Василия II (979—989 гг.) представлено две сцены — Иисус Навин, не узнав ангела, обнажил меч и Иисус Навин падает ниц перед ангелом;
  • в Ватиканском свитке книги Иисуса Навина (955—975 гг.) у изображения архангела Михаила рядом с нимбом есть надпись с его именем, а Иисус Навин изображён стоящим и павшим ниц перед Михаилом, стоящим в воинском облачении, с расправленными крыльями и обнажившим свой поднятый меч.

В русском искусстве сюжет «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» известен с домонгольского периода . Он представлен как отдельными изображениями ( икона «Явление архангела Михаила Ииусу Навину» конца XII века из Успенского собора Московского Кремля , икона конца XVI века из собрания Третьяковской галереи ), так и в составе деяний архангела Михаила ( клеймо иконы «Архангел Михаил с деяниями», ок. 1400 года из Архангельского собора Московского Кремля , клеймо иконы «Собор архангела Михаила с бытием», кон. XVI — нач. XVII в., из Третьяковской галереи, роспись северного крыльца Благовещенского собора Московского Кремля , середина XVI века). Также это сюжет помещали на воинских знамёнах (знамя великого князя Василия III , знамя Ермака , знамя Дмитрия Пожарского ). В русских произведениях Иисус Навин изображался в византийской традиции — простёртым ниц, без шлема, в княжеских одеждах, а на знамёнах, возможно под западным влиянием, коленопреклонённым .

В « Ерминии » Дионисия Фурноаграфиота явление архангела Михаила Иисусу Навину выделено как отдельный сюжет и даётся следующее указание по изображению данного ветхозаветного эпизода: « Чиноначальник Михаил в военных доспехах держит в руке обнажённый меч. Пред, ним преклонил колено Иисус Навин, начинающий седеть, и, смотря на него, развязывает ремни обуви своей » .

Примечания

  1. // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XXI : « Иверская икона Божией матери Икиматарий ». — С. 713—731. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-038-7 .
  2. Бенчев И. Иконы ангелов. Образы небесных посланников. — М. : Интербук-бизнес, 2005. — С. 88.
  3. . Дата обращения: 8 июня 2018. 12 июня 2018 года.
  4. . Дата обращения: 8 июня 2018. 12 июня 2018 года.
  5. Феодорит Кирский. от 12 июня 2018 на Wayback Machine 1855. С.236
  6. епископ Виссарион (Нечаев). // Толкование на паремии из книги Иисуса Навина. — С. 10-15.
  7. Виссарион (Нечаев) . (недоступная ссылка)
  8. . Дата обращения: 8 июня 2018. 12 июня 2018 года.
  9. . Дата обращения: 1 апреля 2018. 1 апреля 2018 года.
  10. Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея. — М.: Северный паломник, 2005. С. 113
  11. Дионисий Фурноаграфиот . // . — Киев: Киевская духовная академия , 1868. — № 2 . — С. 269—315 . 19 апреля 2012 года.

Литература

  • Бенчев И. Явление Ангела Господня Иисусу Навину // Иконы ангелов. Образы небесных посланников. — М. : Интербук-бизнес, 2005. — С. 68.
Источник —

Same as Явление архангела Михаила Иисусу Навину