Interested Article - Шариатская гвардия

Ислам
Столпы ислама
Столпы веры
История и представители
Основные течения
Богословие
Культура и общество
См. также
Портал Категория

Шариатская гвардия или шариатская полиция ( араб. مطوعين ‎ — мутавваъин букв. «добровольцы, волонтёры») — исламская религиозная полиция ( полиция нравов ), которая следит за соблюдением религиозных норм и общественной морали от имени национальных или региональных властей на основе толкования шариата, а также для исполнения решений шариатских судов вплоть до смертных приговоров . В ряде исламских стран шариатская полиция является составной частью МВД .

Существование шариатской полиции, как правило, оправдывается со ссылкой на доктрину хисба , которая основана на предписании Корана « », и ссылается на обязанность мусульман поощрять нравственную прямолинейность и вмешиваться, когда другой мусульманин действует неправильно. В досовременном исламе его правовая реализация была поручена государственному должностному лицу — мухтасибу , которому было поручено предотвращать мошенничества , нарушения общественного порядка и морали. Должность была восстановлена в Саудовской Аравии как комитет , которому помогают добровольческие силы, нацеленные на обеспечение соблюдения религиозных норм. Подобные учреждения позже появились в некоторых других странах. Полномочия и обязанности исламской религиозной полиции варьируется от страны к стране, причём, последняя обычно включает в себя соблюдение исламского кодекса ношения одежды ( дресс-кода ) и посещение молитв , а также предотвращение потребления алкоголя и публичных взаимодействий, которые считается нарушением исламских сексуальных норм.

Исламские религиозные полицейские организации противоречивы как на местном, так и на международном уровне. Хотя эти учреждения, как правило, пользуются поддержкой консервативной части общества, их деятельность часто не нравится другим слоям населения, особенно либералам , городским женщинам и молодёжи. Так, реформистски настроенный президент Ирана Хасан Рухани раскритиковал религиозную полицию Ирана, но он не контролирует её в соответствии с конституцией. В нигерийском штате Кано религиозная полиция конфликтовала с силами гражданской полиции. Некоторые случаи, когда религиозная полиция широко толковала свои полномочия, получили широкое общественное осуждение.

История

Классическая доктрина хисбы , связанная с предписанием Корана «приказывать одобряемое и удерживать от неодобряемого», относится к обязанности мусульман поощрять нравственную прямолинейность и вмешиваться, когда другой мусульманин действует неправильно. Исторически сложилось так, что его правовая реализация была поручена государственному должностному лицу — мухтасибу , которому было поручено предотвращать мошенничества, нарушения общественного порядка и морали. Со временем эта должность исчезла повсюду в мусульманском мире, включая Аравию, но была возрождена в первом саудовском государстве (1744–1818) и сохранилась во втором (1818–1891) из-за его важности в учении ваххабитов . При третьем саудовском государстве наиболее усердные последователи Ибн-Сауда были назначены мухтасибами, но их жестокость вызвала конфликт с местным населением и иностранными паломниками. В ответ в 1932 году в Эр-Рияде и Мекке были созданы комитеты добродетели. В 1976 году комитеты были объединены под руководством министерского чиновника, действующим под прямым королевским командованием. Объединённому комитету по поощрению добродетели и удержанию от порока помогали волонтёры, которые следят за соблюдением строгих правил хиджаба , ежедневных молитв и разделения по признаку пола в общественных местах. С ростом международного влияния ваххабизма концепция хисбы как индивидуального обязательства по соблюдению религиозных обрядов стала более распространённой. Это привело к появлению в разных странах мира активистов, которые пытались по собственной инициативе заставить собратьев-мусульман соблюдать исламские ритуалы, дресс-код и другие аспекты шариата, в результате чего произошли инциденты в , и ( Миннеаполис , Миннесота ; 2016—2017), вызвавшие негативную реакцию властей, местных жителей и части мусульманских лидеров.

В Иране хисба была закреплена в конституции после победы исламской революции 1979 года как «универсальная и взаимная обязанность», возложенная как на правительство, так и на народ. Её реализация осуществлялась официальными комитетами, а также силами добровольцев ( басидж ). . В нигерийском штате Кано действует ; в индонезийской провинции Ачех религиозная полиция Polisi Perda Syariah Islam ; в палестинском секторе Газа , в Афганистане (1992—2001) — , а также другие группы.

Шариатский суд

В отличие от норм европейского права, решения в шариатских судах принимает не коллегия присяжных, а лично кади (шариатский судья) в суде первой инстанции . Выступают в суде лично сами истец и ответчик , адвокат только готовит документы и консультирует на досудебной стадии.

В апелляционной инстанции решения выносят трое кади. Кассации в шариате нет. В судебной системе образуется Высший судебный совет (у суннитов) или Муджтахид судебной власти (Иран), которые назначают всех судей и являются надзорной инстанцией. Коллегии присяжных не образуются из-за того, что в доктрине исламского права кади обязан помочь сторонам в разрешении конфликта и он является факихом , то есть знатоком права.

В странах, которых исламское право сохраняет свои позиции, сформировались несколько моделей правовых систем, различающихся между собой характером и масштабом воздействия на них шариата. Для первой модели, например, в Саудовской Аравии характерна судебная система, полностью ориентированная на исламские принципы. В рамках второй модели, например, в Сирии , Ираке , Иордании , шариатские суды специализируются на разрешении споров по личному статусу мусульман на основе шариата. Третья модель, в таких странах, как Египет , Ливия , Кувейт , ОАЭ , не включает особые шариатские суды и в целом ориентируются на европейские, а не на шариатские традиции. В то же время, суды этих стран могут обращаться к отдельным принципам шариатского правосудия, например при разрешении споров по вопросам личного статуса между мусульманами, а иногда, в Ливии и ОАЭ, и при рассмотрении уголовных дел, допускающих возможность вынесения приговоров по шариату.

Предусмотренные шариатом наказания

Коран предусматривает публичность наказания (24:2) и обязательное наличие не менее четырёх свидетелей (24:4)

Шариатские гвардии по странам

Афганистан

Религиозный полицейский избивает женщину за то, что она публично сняла свой головной убор , Кабул , 2001 год (изображение получено Революционной ассоциацией женщин Афганистана )
Шариатская полиция талибов патрулирует улицу в Герате в июле 2001 года.

, созданное в 1992 году при режиме президента Раббани ( Исламское Государство Афганистан ), продолжило свою деятельность и во времена первого правления талибов ( Исламский Эмират Афганистан ). При талибах министерство было организовано по образцу аналогичной организации в Саудовской Аравии. После вторжения сил коалиции Министерство было вначале расформировано, а затем восстановлено в 2003 году председателем Верховного суда. В 2006 году было реорганизовано; президент Карзай представил законопроект о создании нового департамента «распространения добродетели и предотвращения порока» при .

Иран

Автомобиль Назидательного патруля , припаркованный перед парком «Меллат» Mellat Park в Тегеране

Назидательный патруль ( перс. گشت ارشاد / Gašt-e Eršād ) — основное подразделение исламской религиозной полиции правоохранительных сил Исламской Республики Иран . Создан в 2005 году, сменив ранее существовавшие учреждения аналогичного характера. Его миссия заключается в обеспечении в общественных местах исламского дресс-кода (см. статью Одежда в исламе ), особенно в отношении хиджаба. Кроме того, патруль также обеспечивает соблюдение исламских кодексов и норм поведения на публике, таких как предотвращение смешения мужчин и женщин без мужского опекуна ( махрам ) и предотвращение других типов поведения, которые не являются исламскими. Городские женщины, особенно из зажиточных кругов, считают это бедствием, пытаясь раздвинуть границы дресс-кода. Президент Хасан Рухани выразил несогласие с Назидательным патрулём, но он не подпадает под его конституционную юрисдикцию.

Малайзия

В Малайзии соблюдение религиозных норм обеспечивает . Департамент подчиняется и выполняет программы и проекты, утверждённые . Наказуемыми преступлениями являются кхалват , то есть нахождение в непосредственной близости от любой особы противоположного пола, за исключением родственников, и прелюбодеяние , которое может привести к тюремному заключению на срок до двух лет. По данным местных газет, малайзийская шариатская полиция задержала сотни пар. Другие преступления включают внебрачный секс , употребление алкоголя, несоблюдение поста во время Рамадана , непосещение мечети во время пятничной молитвы . Департамент также наказывает мусульман-геев. Малайзийская шариатская полиция часто обвиняется в превышении своего мандата, так как дублирование и неоднозначная юрисдикция светских и шариатских законов часто приводит к правовой путанице.

Нигерия

Основная статья:

Корпус «Аль-Хисба» нигерийского штата Кано является подразделением религиозной полиции, ответственным за соблюдение шариата . Он был создан правительством штата в 2003 году на базе ряда бывших местных и частных охранных подразделений. Корпус действует под юрисдикцией Совета Хисба, в состав которого входят правительственные чиновники, светские полицейские и религиозные лидеры, и в значительной степени децентрализован, местные подразделения корпуса контролируются комитетами, состоящими из местных чиновников и граждан. Корпус «Аль-Хисба» не имеет полномочий проводить аресты, и ему разрешается носить только нелетальное оружие для самообороны; подразумевается, что офицеры корпуса, выявив нарушения шариата, известят об этом полицию Нигерии . В обязанности Корпуса «Аль-Хисба» входит арбитражное разбирательство споров на добровольной основе, устное наказание нарушителей шариата и поддержание общественного порядка на религиозных праздниках. Сотрудники корпуса также обучены помогать при чрезвычайных ситуациях . У корпус были конфликты с полицией Нигерии, причём последняя часто отказывался сотрудничать с корпусом в обеспечении соблюдения шариата и неоднократно арестовывала членов «Аль-Хисбы» за нарушение права частной собственности .

Некоторые наблюдатели сравнивают деятельность «Аль-Хисбы» в Нигерии с группами боевиков, которые действуют в других частях страны, частично исходя из местных традиций и частично в ответ на неудачи полиции . Однако по состоянию на 2004 год «Хьюман Райтс Вотч» не было известно об убийствах, совершённых членами корпуса, в отличие от других групп боевиков, таких как « Парни Бакасси » на юго-востоке и на юго-западе страны, которые широко известны многочисленными внесудебными расправами и другими злоупотреблениями .

Ичкерия

Согласно данным некоторых российских СМИ, в сентябре 1996 года в самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ) был введён Уголовный кодекс , в основу которого легли нормы шариата, а в октябре исполняющий обязанности президента ЧРИ Зелимхан Яндарбиев создал Шариатскую гвардию ЧРИ для контроля за внедрением УК и исполнением вердиктов шариатских судов. Заявлялось, что шариатская гвардия имела официальный статус как орган исполнения наказаний при Министерстве шариатской безопасности ЧРИ, а её действия в ходе межвоенного кризиса в 1998 году привели к волнениям в Гудермесе , после чего президент Аслан Масхадов расформировал шариатскую гвардию . Возглавлял Шариатскую гвардию чеченский полевой командир Абдул-Малик Межидов (1961—?), бригадный генерал ВС ЧРИ .

Саудовская Аравия

См. также:

В Саудовской Аравии шариатская полиция подчинена Комитету по поощрению добродетели и удержанию от порока . Комитету поручено обеспечивать соблюдение консервативных исламских норм общественного поведения, определённых саудовскими властями. Он следит за соблюдением исламского дресс-кода, гендерной сегрегации в общественных местах и ​​обеспечивает закрытие магазинов во время молитвы. Комитет пользуется поддержкой среди консервативно настроенной части общества, в то время как либералы и часть молодёжи его не любят.

Общая численность шариатской полиции Саудовской Аравии около 3500 человек. Саудовская шариатская полиция имеет право собирать и расследовать жалобы, а также задерживать подозреваемых. Также шариатские полицейские патрулируют улицы и общественные места с целью соблюдение запрета на реализацию и употребление наркотиков, алкоголя и свинины, предотвращения проституции, хулиганства и краж. Они также тщательно следят за соблюдением приличий в одежде . В апреле 2016 года стало известно, что согласно новому закону шариатская гвардия лишена права задерживать подозреваемых, а должна лишь сообщать о них обычным полицейским. Фиксируются столкновения между элитной * и шариатской гвардией из-за действий последней.

В некоторых случаях религиозная полиция Саудовской Аравии подвергалась широкому осуждению в стране, в том числе, за случаи проникновения в частные дома по подозрению в незаконном поведении. Возможно, самый серьёзный и широко критикуемый инцидент произошёл в 2002 году, когда их обвинили в том, что в результате пожара в школе для девочек в Мекке 11 марта 2002 года погибло 15 учениц, которым полицейские не позволили покинуть горящее здание, поскольку они «не были должным образом одеты», и с ними не было опекуна. Пожарные, которые прибыли, чтобы помочь, были также мужчинами. Последовала широкая общественная критика, как на международном уровне, так и в Саудовской Аравии. Комитет также подвергался критике или высмеиванию за использование порки для наказания за определённые проступки, запрещение подарков на День Святого Валентина , арест католических священников за проведение мессы , и укомплектование штатом «экс-осуждёнными, чья единственная квалификация работы состояла в том, что они запомнили Коран, чтобы сократить свои сроки».

В рамках программы « Видение Саудовской Аравии 2030 » наследный принц Мухаммед ибн Салман реформировал религиозную полицию, а также расширил свободы для женщин: религиозная полиция может работать только в рабочее время, не может задерживать или производить аресты и может только представлять отчёты гражданским властям. Кроме того, Комитет больше не может ограничивать право женщин на вождение автомобилей, а также не может запрещать им посещать спортивные мероприятия.

Судан

В Судане шариатской полицией служит Полицейская общественная служба. Была создана в 1993 году президентом Омаром аль-Баширом под названием Полиция общественного порядка . Закон об общественном порядке был принят суданскими властями первоначально в штате Хартум в 1992 году, а затем применён ко всем штатам . Название было изменено в 2006 году.

Полицейская общественная служба отвечает за обеспечение соблюдения правил поведения в отношении некоторых видов личного поведения, в том числе непристойной одежды, употребления алкоголя, оскорбительных действий и обольщения . Наказание может включать порку и штраф. Суд по общественному порядку, который рассматривает такие дела, представляет собой параллельную судебную систему, которая выносит сводные решения .
В июне 2015 года 10 студенткам были предъявлены обвинения в ношении «непристойного платья» после выхода из церкви — на всех на них были рубашки с длинными рукавами и юбки или брюки . В декабре 2017 года 24 женщины были арестованы на закрытом собрании за ношение брюк, позже они были освобождены. .

Многие суданцы возмущены деятельностью религиозной полиции как репрессивной и произвольно навязчивой, хотя её поддерживают салафисты и другие религиозные консерваторы. Реформы, проведённые саудовскими правителями в 2016 году, затронули, в том числе, и религиозную полицию .

Другие страны

Исламские религиозные полицейские силы существуют и в других странах:

  • Вилаятул Хисба ( Wilayatul Hisbah ) — исламская религиозная полиция, ответственная за соблюдение законов шариата в провинции Ачех (Индонезия)
  • — группа в секторе Газа , ответственная за соблюдение шариата. Де-факто входит в состав полицейских сил правительства ХАМАС .
  • С 2015 года в сирийском Идлибе действовала религиозная полиция «Аль-Хисба», которой руководили повстанцы, связанные с Аль-Каидой .
  • В районах, находящихся под её контролем ИГИЛ , действовала религиозная полиция, широко известную как «Аль-Хисба».

См. также

Литература

  • Дусаев Р. Н. 1. Происхождение и функциональные различия основных правовых систем // . — Птз. : ПетрГУ , 1996. — 26 с. — ISBN 5-230-09056-1 .

Ссылки

Примечания

  1. Sultan, Sohaib. (англ.) . — Hoboken, NJ : John Wiley & Sons, 2004. — P. 238—240. — ISBN 978-0-764-55581-7 .
  2. Cordesman, Anthony H. . — Westport, CO : Praeger Publishers, 2003. — Vol. 1. — P. 294–96, 298. — ISBN 978-0275980917 .
  3. . Перевод смыслов Крачковского . Фаляк.Ру . — « 106. (110). Вы были лучшей из общин, которая выведена пред людьми: вы приказывали одобряемое и удерживали от неодобряемого и веровали в Аллаха. ». Дата обращения: 15 февраля 2020. 16 февраля 2020 года.
  4. Thielmann, Jörn (2017). "Ḥisba (modern times)". In Kate Fleet; Gudrun Krämer; Denis Matringe; John Nawas; Everett Rowson (eds.). Encyclopaedia of Islam (3rd ed.). Brill. doi : . {{ cite encyclopedia }} : Недопустимый |ref=harv ( справка )
  5. Mack, Gregory (2018). "Ḥisbah". In Jonathan Brown (ed.). The Oxford Encyclopedia of Islam and Law . Oxford University Press. {{ cite encyclopedia }} : Недопустимый |ref=harv ( справка )
  6. Mahamud, Faiza. (англ.) . Star Tribune (13 апреля 2017). Дата обращения: 18 февраля 2020. 26 июля 2020 года.
  7. Hossein Aryan. (англ.) . RFE/RL (7 декабря 2008). Дата обращения: 16 февраля 2020. 23 сентября 2016 года.
  8. (англ.) . Human Rights Watch . Дата обращения: 27 июня 2015. 24 сентября 2015 года.
  9. Olaniyi, Rasheed Oyewole. Hisbah and Sharia Law Enforcement in Metropolitan Kano (англ.) // (англ.) : journal. — 2011. — Vol. 57 , no. 4 . — P. 71—96 . — doi : .
  10. Uddin, Asma. (англ.) // University of St. Thomas Law Journal : journal. — 2010. — Vol. 7 , no. 3 . — P. 603—648 . 27 сентября 2022 года.
  11. Леонид Сюкияйнен. // « Отечественные записки » : общественно-политический журнал. — М. : ВШЭ , Фонд «Отечественные записки», 2003. — Февраль ( № 2 (11) ). — ISSN . 18 февраля 2020 года.
  12. Esfandiari, Golnaz. (англ.) . RFE/RL (18 июля 2006). Дата обращения: 18 февраля 2020. 28 октября 2008 года.
  13. Rashid, Ahmed. (англ.) . — 2st. — Yale University Press, 2001. — 274 p. — (Yale Nota Bene). — ISBN 978-0-3000-8902-8 .
  14. Franco, Claudio. (англ.) . Eurasianet.org (7 декабря 2004). Дата обращения: 18 февраля 2020. Архивировано из 4 августа 2008 года.
  15. BBC Monitoring. (англ.) . BBC News (22 апреля 2016). Дата обращения: 16 февраля 2020. 13 апреля 2019 года.
  16. Erdbrink, Thomas. (англ.) . The New York Times (7 мая 2014). Дата обращения: 12 августа 2016. 29 июня 2019 года.
  17. Sharafedin, Bozorgmehr. (англ.) . Reuters (20 апреля 2016). Дата обращения: 12 августа 2016. 8 декабря 2018 года.
  18. (англ.) . JAWI.gov.my . Дата обращения: 18 февраля 2020. 13 февраля 2020 года.
  19. (англ.) . Malay Mail (28 сентября 2017). Дата обращения: 18 февраля 2020. 19 апреля 2018 года.
  20. (англ.) . The Independent News (Singapore) (18 февраля 2017). Дата обращения: 18 февраля 2020. 18 февраля 2020 года.
  21. Salvá, Ana. . As hardline Islam rises, lawmakers in Malaysia will debate a controversial bill to increase sharia punishments (англ.) . The Diplomat (22 февраля 2017). Дата обращения: 18 февраля 2020. 18 февраля 2020 года.
  22. (англ.) . HRW (сентябрь 2004). Дата обращения: 18 февраля 2020. 24 сентября 2015 года.
  23. Olaniyi, Rasheed. Hisbah and Sharia Law Enforcement in Metropolitan Kano (англ.) // (англ.) : journal. — 2011. — Vol. 57 , no. 4 .
  24. (англ.) . The Economist (11 июня 2010). Дата обращения: 18 февраля 2020. 13 ноября 2017 года. (требуется подписка)
  25. Olaniyi, Rasheed. (англ.) . — IFRA-Nigeria, 2005. — 86 p. — ISBN 978-9-7880-2512-2 . — doi : . 18 января 2020 года.
  26. (англ.) . BBC News (19 января 2009). Дата обращения: 18 февраля 2020. 18 февраля 2020 года.
  27. Илья Максаков. . « Независимая газета » (29 февраля 2000). Дата обращения: 18 февраля 2020. 5 августа 2020 года.
  28. Зайналбек Сусуев. 4.2 1997–1999 годы // . — М. : Litres , 2018. — ISBN 978-5-0410-5686-5 .
  29. (англ.) . BBC News (4 ноября 2002). Дата обращения: 16 февраля 2020. 22 февраля 2009 года.
  30. . « Лента.ру » (13 апреля 2016). Дата обращения: 16 февраля 2020. 14 апреля 2016 года.
  31. . « Лента.ру » (17 апреля 2013). Дата обращения: 16 февраля 2020. 22 апреля 2021 года.
  32. (англ.) . BBC News (15 марта 2002). Дата обращения: 16 февраля 2020. 22 июля 2017 года.
  33. (англ.) . Amnesty International (27 сентября 2000). Дата обращения: 2 июля 2018. 29 апреля 2020 года.
  34. Feldner, Yotam. (англ.) . (8 января 2004). Дата обращения: 13 ноября 2014. 21 мая 2017 года.
  35. Schwartz, Stephen; al-Alawir, Irfan. (англ.) // (англ.) : magazine. — 2007. — 5 March ( vol. 012 , no. 24 ). 2 июля 2018 года.
  36. Mahmoud Ahmad. (англ.) . (18 февраля 2004). Дата обращения: 16 февраля 2020. 19 июля 2021 года.
  37. (англ.) . (10 апреля 2006). Дата обращения: 13 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
  38. Wright, Lawrence. (англ.) . — NY : Knopf, 2006. — ISBN 978-0375414862 .
  39. Chan, Sewell. (англ.) . The New York Times (15 апреля 2016). Дата обращения: 18 апреля 2018. 19 апреля 2018 года.
  40. Hubbard, Ben. (англ.) . The New York Times (26 сентября 2017). Дата обращения: 18 апреля 2018. 15 сентября 2019 года.
  41. (англ.) . BBC News (10 февраля 2018). Дата обращения: 18 апреля 2018. 6 мая 2018 года.
  42. (англ.) . Radio Dabanga (7 января 2018). Дата обращения: 18 апреля 2018. 19 апреля 2018 года.
  43. Köndgen, Olaf. . — Brill, 2017. — 492 p. — (Studies in Islamic Law and Society). — ISBN 978-9-0043-5708-2 .
  44. Eltahawy, Mona. (англ.) . The New York Times (19 августа 2015). Дата обращения: 18 апреля 2018. 19 апреля 2018 года.
  45. (англ.) . (11 декабря 2017). Дата обращения: 18 апреля 2018. 19 апреля 2018 года.
  46. Angus McDowall. (англ.) . Reuters (26 апреля 2016). Дата обращения: 15 февраля 2020. 16 февраля 2020 года.
  47. Hotli Simanjuntak. (англ.) . The Jakarta Post (8 февраля 2010). Дата обращения: 2 апреля 2013. 2 июля 2018 года.
  48. (англ.) . Al-Arabiya (8 октября 2007). Дата обращения: 18 февраля 2020. 1 августа 2017 года.
  49. Khaled Abu Toameh. (англ.) . The Jerusalem Post (4 августа 2009). Дата обращения: 18 февраля 2020. Архивировано из 16 июня 2011 года.
  50. Spyer, Jonathan. (англ.) . The Jerusalem Post (29 сентября 2009). Архивировано из 16 июня 2011 года.
  51. McKernan, Bethan. (англ.) . The Independent (16 февраля 2017). Дата обращения: 18 февраля 2020. 18 февраля 2020 года.
  52. Samuel, Charles. (англ.) . Independent Journal Review (12 августа 2014). Дата обращения: 18 февраля 2020. 18 февраля 2020 года.
  53. Александр Артемьев, Полина Химшиашвили. . РБК (7 октября 2015). — « За «распространением добродетели и предотвращением порока» призвана следить специальная религиозная полиция «Аль-Хисба», осуществляющая регулярное патрулирование крупнейших городских центров. ». Дата обращения: 18 февраля 2020. 18 февраля 2020 года.
Источник —

Same as Шариатская гвардия