Interested Article - Брачелли, Джованни Баттиста

Джованни Баттиста Брачелли , также Джованни Брацце по прозванию «Биджо» ( итал. Il Bigio — хмурый, пасмурный; итал. Giovanni Battista Bracelli, Braccelli, Brazzè ; 1584?, Генуя — 1650? , floruit 1616—1649 ) — итальянский художник- маньерист , рисовальщик, живописец и гравёр .

Биография

Родился во Флоренции . По одним данным был учеником живописца Якопо да Эмполи , по другим — Джулио Париджи . Однако проблемой остаётся его отождествление с двумя другими художниками с таким же именем: один — ученик и соавтор Эмполи (Джованни Пьетро ди Никколо де Брачелли, 1592 — ?), другой Джованни Баттиста Брачелли работал в Генуе , был учеником Джованни Баттиста Паджи , который в свою очередь являлся учеником Луки Камбьязо , и скончался в 1609 году в возрасте 25 лет .

Брачелли из Флоренции успешно работал в этом городе и в Ливорно между 1616 и 1635 годами. Как живописец он был среди молодых художников, создателей росписи плафона Каза-Буонарроти во Флоренции. Однако более известен в качестве рисовальщика и гравёра. С 1626 жил в Риме . Последняя работа датирована 1649 годом .

Творчество

Брачелли получил известность благодаря сборнику из пятидесяти сатирических гравюр под названием «Странности различных фигур» (Bizzarie di Varie Figure) ), который был издан в 1624 году в Ливорно и был посвящен дону Пьетро Медичи . На гравюрах изображены человеческие фигуры, составленные из различных предметов и геометрических форм: ящиков, досок, коробок, кухонных инструментов, пружин и веток. Геометризованные воображаемые существа поражают изобретательностью художника. Отчасти они напоминают современных «роботов». На этом основании некоторые исследователи с большим преувеличением считают Брачелли предшественником кубизма и сюрреализма . Более обоснованно сравнение Брачелли с другими необычными мастерами итальянского маньеризма , такими как Джузеппе Арчимбольдо и Лука Камбьязо . Однако нет никаких документов, свидетельствующих о том, что Брачелли был знаком с творчеством Арчимбольдо, представляющим собой «ироническое возвеличивание обжорства и гастрономического великолепия», в то время как в гравюрах Брачелли «угловатая сухость или предмет обихода заменяют человеческие формы, плоть и кости» .

Вместо этого Брачелли мог соприкоснуться с рисунками Луки Камбьязо, который проводил своеобразные исследования творческого метода Микеланджело , связанного с представлением фигуры человека внутри куба. Рисунки Камбьязо были хорошо известны, поскольку их воспроизводили в гравюрах и издавали в виде альбомов. Эстетика маньеризма связывала геометризацию форм с теориями красоты и гармонии. Другим вероятным источником вдохновения Брачелли являются костюмы и движения актёров Комедии дель Арте , в частности «маски» Арлекина и Капитана, которые также были известны в Тоскане того времени . Некоторые из гравюр Брачелли изображают человеческие эмоции, например, гравюры с танцующими или борющимися фигурами .

Не менее удивительной является другая работа Брачелли «Фигурный алфавит» (Alfabeto figurato), в таких рисунках буквы алфавита составлены из фигурок людей, или «Лесные фигуры», составленные из стилизованных листьев и плодов, или русалок со змеиными хвостами, цепляющихся за ветки деревьев. Похожий алфавит был награвирован другим художником-маньеристом Джузеппе Мителли .

В Кабинете рисунков и гравюр галереи Уффици во Флоренции хранятся одиночные листы гравюр Брачелли, датированных 1630 годом, с причудливыми персонажами, играющими на воображаемых и небывалых музыкальных инструментах: «Фигуры с музыкальными инструментами и зарослями» (Figure Con Instrumenti Musicali E Boscarecci). Они используют лезвия ножей вместо смычков; играют на «морской трубе», представленной в виде весла или странного инструмента в форме конуса. Брачелли также писал ведуты античного Рима . В других его живописных работах можно увидеть сходные с гравюрами элементы, такие как геометрическое построение некоторых деталей и стилизация складок одежды .

Необычное творчество Джованни Баттиста Брачелли было основательно забыто в XIX веке, но открыто заново благодаря статье, опубликованной в 1928 году во французском альманахе «Любитель эстампов» (L’Amateur d’estampes). В 1929 году о художнике написал Кеннет Кларк в журнале «Ежеквартальное издание коллекционера гравюр» (Print Collector’s Quarterly). Румынский поэт и эссеист Тристан Тцара , связанный с сюрреализмом и дадаизмом , в 1963 году опубликовал факсимиле сборника «Странности различных фигур» (Bizzarie di Varie Figure), взятого из коллекции Розенвальда, хранящейся в Библиотеке Конгресса США . Этот экземпляр является самым полным из всех существующих .

Страницы сборника «Странности различных фигур» (Bizzarie di Varie Figure). 1624. Коллекция Розенвальда

Офорты сборников «Фигуры с музыкальными инструментами и зарослями» и «Странности различных фигур»

Примечания

  1. (англ.) . data.bnf.fr. Дата обращения: 4 января 2017. 8 мая 2021 года.
  2. (англ.) . Британский музей . Дата обращения: 4 января 2017. 4 января 2017 года.
  3. Soprani, Raffaello. (итал.) / Carlo Giuseppe Ratti. — Stamperia Casamara in Genoa, dalle Cinque Lampadi, con licenza de Superiori; Digitized by Googlebooks from Oxford University copy on Feb 2, 2007, 1769. — С. 198—199.
  4. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  5. Negro Spina А. Bracelli, Giovanni Battista (fl 1616—1650). Grove Art Online. Oxford: Oxford University, 2003
  6. Enciclopedia on line от 14 сентября 2022 на Wayback Machine
  7. . Мировая цифровая библиотека . Дата обращения: 4 января 2017. 5 января 2017 года.
  8. Schulz H. Geometrie der Figur: Luca Cambiaso und die moderne Kunst. Osnabrück: Verlag des Museums- und Kunstvereins Osnabrück e.V., 2007
  9. Cambiaso, Bracelli, Rubino in fantasie pre e post cubiste di Antonello Bertieri от 16 октября 2021 на Wayback Machine
  10. Giovanni Battista Bracelli, Bizzarie di varie figure, Nordlingen, Uhl, 1981, SBN IT\ICCU\TO0\1119859. Faksimile-Neudruck der Ausgabe Florenz 1624 / mit einer Einfuhrung von Wolfgang Max Faust
  11. . Мировая цифровая библиотека . Дата обращения: 4 января 2017. 4 января 2017 года.
  12. от 3 апреля 2018 на Wayback Machine , curated by E. Frank Sanguinetti and Ursula M Brinkman, article by MG. Р. 122

Литература

  • Soprani, Raffaello (1769). Carlo Giuseppe Ratti, ed. Delle vite de' pittori, scultori, ed architetti genovesi; Tomo secundo scritto da Carlo Giuseppe Ratti. Stamperia Casamara in Genoa, dalle Cinque Lampadi, con licenza de Superiori; Digitized by Googlebooks from Oxford University copy on Feb 2, 2007. pp. pages 198—199.
  • Franca Falletti, Renato Meucci, La collezione granducale del Conservatorio Cherubini, Ministero per i beni e le attività culturali, Italy. Soprintendenza per i beni artistici e storici di Firenze, Pistoia e Prato, Giunti Editore, 2001
  • Francesco Pregliasco, Anna Mariani, Sue Welsh Reed, I capricci di un surrealista del Seicento: G.B. Bracelli, Libreria antiquaria Pregliasco (Turin, Italy) 2011
  • Ludger Schwarte, Jan Lazardzig, Spuren der Avantgarde: Theatrum anatomicum: Frühe Neuzeit und Moderne im Kulturvergleich, Walter de Gruyter, 2011
  • S.W.Reed in 'Italian Etchers of the Renaissance and Baroque', Boston 1989, cat.116-9

Ссылки

Источник —

Same as Брачелли, Джованни Баттиста