Interested Article - Тяван


- 2021-10-07
- 1

Тяван ( яп. 茶碗 , — чайница) — чашка- пиала для японской чайной церемонии . Чашки — важный элемент церемонии, в частности, после употребления чая принято осматривать чашку, а затем передавать её следующему гостю. Многие тяваны представляют собой произведения японского гончарного искусства , некоторые наделены статусом национального сокровища . Знаменитые чайные принадлежности (в том числе чайные чашки) имеют собственные имена и зачастую продолжают использоваться, даже если хранятся в музеях .
История и конструкция
Гончары с XVI столетия начали производить тяваны специально для чайной церемонии . Особенно популярны тяваны в стилях раку , , , , и орибэ .
От чашек требуется быть устойчивыми, но лёгкими, а также иметь гладкую внутреннюю поверхность. При этом в тяванах ценятся «несовершенства»: следы пальцев гончара, неровные рисунки на поверхности и так далее . Размер чашки должен позволять размещение веничка, ложечки и салфетки, но в то же время она должна удобно помещаться в ладонях. При созерцании чашки смотрящий оценивает гармоничность сочетания верхней кромки, корпуса и основания .
Роль в церемонии
Тяван занимает особое место в чайной церемонии, его, как и другую утварь, наделяют глубоким символизмом; отношение к чашке напоминает отношение к участнику чаепития: знаменитым чашкам дают имена .
Тяван хранится в специальном ларце, завёрнутый в специальный вид шёлка, а на стенах ларца записывается история чашки. Среди чашек существует иерархия, определяемая, среди прочего, особенностями их дизайна: строгостью стиля, связью с традициями конкретных гончарных мастерских, местом происхождения и так далее. Некоторые мастера отдают первое место корейским чашкам стиля идо ( яп. 井戸型 ) (означает «колодец», что должно отражать ощущение глубины при взгляде в чашку ), другие — чашкам раку, высоко также ценится керамика из Карацу . Чашка, стоящая выше других в иерархии, подаётся наиболее важному гостю, в особых случаях чашка после чаепития становится памятным объектом и более не используется по назначению .
После дегустации чая проходит осмотр тявана, начинающийся с поклона; чашку при этом передают от одного гостя к другому .


Примечания
- ↑ .
- ↑ .
- , с. 36.
Литература
- Чу Фэн Лей. С. 155—161 . — ISSN . // Вісник Харківської державної академії дизайну і мистецтв. — Мистецтвознавство. Архитектура, 2007. —
- Richard Louis Edmonds, et al. . — Издательство Оксфордского университета , 2008. — (Grove Art Online). (требуется подписка)
- Sen So-oku. // Tea – Seeking the Missing Link to Rikyu. — Shinchosha. — Tokyo, 2010. (англ.)

- 2021-10-07
- 1