Interested Article - Кайдан

Кайдан ( яп. 怪談 кайдан , «устный рассказ о сверхъестественном») — традиционный фольклорный жанр в Японии , призванный испугать слушателя; рассказ о встречах со сверхъестественным : привидениями , демонами , ведьмами и тому подобным; аналог европейских быличек и историй о привидениях . Сборники кайданов — кайдансю ( яп. 怪談集 ) — выделяются в отдельный литературный жанр. В Японии употребляется также название хёрай , horā ( яп. ホラー ) , представляющее собой транслитерацию записи катаканой англ. horror . По отношению к современной японской культуре термин «кайдан» употребляется крайне редко, чаще используется обозначение японские городские легенды ( яп. 都市伝説 ) .

Истоки жанра

Расцвет кайданов пришёлся на период Эдо , прежде всего на XVIII век . Данный род литературы берёт начало в древнеяпонском народном фольклоре , а также в средневековой морально-дидактической буддистской прозе сэцува , первый известный сборник которой « Нихон рёики » появился ещё в VIII веке, а наиболее известный — « Кондзяку-моногатари » — датируется 1120 годом.

Помимо народных сказок и буддистских притч, серьезное влияние на формирование жанра мог оказать известный в Японии рукописный сборник мистических рассказов в стиле сяошо китайского писателя второй половины XVII века Пу Сунлина « Ляо-чжай-чжи-и » («Описание чудесного из кабинета Ляо»), а также новеллы его японского современника Ихара Сайкаку . Наиболее известными предшественниками жанра считаются сборники рассказов в жанре ёмихон японского писателя второй половины XVIII века Уэды Акинари «Луна в тумане» (1776) и «Рассказы о весеннем дожде» (1809).

В это же время в Японии процветала салонная игра « Компания рассказчиков ста страшных историй » ( яп. 百物語怪談会 хяку моногатари кайданкай ) , в которой кайданы рассказывали по кругу, после каждой истории гася одну свечу из сотни освещающих комнату и по мере всё большего и большего затемнения комнаты переходя ко всё более страшным рассказам. На основе кайданов часто создавались пьесы национального театра кабуки , с появлением кинематографа фильмы ужасов .

Для классического кайдана характерны следующие отличительные черты:

  • Потусторонние силы и сверхъестественные существа (чаще всего — мстительные призраки ) действуют наравне с людьми и активно воздействуют на ход событий сюжета . За эту особенность кайдан часто определяют как «историю о призраках».
  • Концепция кармы и воздаяния , то, что европеец определил бы как фатализм в сюжете.
  • Месть как практически обязательный элемент действия.
  • Обычно небольшое количество ярких, характерных персонажей , активно проявляющих свои чувства.

Некоторые кайданы, например Ёцуя Кайдан , стали весьма популярными и широко известными, войдя в классический театра кабуки .

Европейских и американских читателей познакомил с литературой этого жанра проживший долгие годы в Японии американский писатель и журналист Лафкадио Херн , опубликовавший в 1904 году сборник «Кайдан: история и очерки об удивительных явлениях» ( англ. Kwaidan: Stories and Studies of Strange Things ), неполный русский перевод которого увидел свет в 1910 году.

Публикации

Кайдан в кино

Источник —

Same as Кайдан