Памятник Википедии
- 1 year ago
- 0
- 0
«Памятник Мировому страданию» — нереализованный проект памятника, выполненный в 1916 году скульптором Иваном Шадром .
30 марта 1916 года немецкая подводная лодка U-33 потопила в Чёрном море русско-французское госпитальное судно « Портюгаль », в результате чего погибло 115 человек . Мосгордума приняла решение возвести на Московском Братском кладбище памятник погибшим. Дума выделила 25000 рублей на строительство памятника и объявила всероссийский сбор пожертвований . Первое место в конкурсе монументов занял «Памятник Мировому страданию» скульптора И. Д. Шадра .
До начала Первой мировой войны скульптор Иван Шадр стажировался в Париже и в Риме . В тот период у него и зародилась идея подобного монумента. В 1916 году скульптор при материальной поддержке Максима Горького создал проект и модель памятника. Этот проект неоднократно демонстрировался на лекциях и показах Шадра. Однако для сооружения памятника не хватило средств .
После Октябрьской революции от идеи памятника Мировому страданию отказались не сразу. Критики переосмыслили концепцию монумента с учётом реалий нового времени: « как апофеоз человечества, шедшего через море ужасов и крови, эксплуатации и насилия, поднимая все новые восстания, к пирамиде равенства, братства и свободы... именно в таких монументальных памятниках, проникнутых таким духом, искусство коммунистического общества нашло бы своё истинное выражение » . Было предложение построить монумент в Москве в рамках Плана монументальной пропаганды , но и этот проект не был реализован.
Иван Шадр так описывал памятник :
Я представил себе человечество как единое существо, как личность. И я взял его в двух противоположностях: в смерти и в жизни, в страданиях и в радости… Этот памятник представляет громадный каменный двор, окружённый гигантскими плитами. Двор замыкается с одной стороны колоссальной пирамидой , знаменующей собой человеческую Голгофу с бесчисленными ступенями страданий. С другой, входной стороны — каменными Воротами Вечности. Ворота Вечности — высокая гранитная стена, испещрённая библейскими изречениями о вечности жизни. Над воротами надпись: «Пришельцы и странники мы на земле…». Их охраняют четыре колосса , олицетворяющие рождение, мужество, мудрость, вечность. В каменном массиве между гигантами узкий вход в сад, расположенный внутри памятника. По обе стороны двора — высокие стройные тополя. Окружённое тополями, мертвенно лежит в бассейне Озеро слёз.
В архитектуре памятника прослеживаются египетские мотивы . Автор обращается к дохристианской символике, но в то же время используются библейские тексты. Пирамиду скульптор уподобляет Голгофе и помещает на её стене изображение креста .