Interested Article - Коми (народ)

Зыряне и вотяки в традиционной одежде, 1862 год

Ко́ми ( коми-зыря́не , устаревшее название — зыря́не ; самоназвание — коми коми , коми-морт , коми-войтыр ) — финно-угорский народ в России, коренное население Республики Коми . Почти все коми в мире проживают в пределах России: 97,6 % коми-зырян и 96,9 % близкородственных коми-пермяков .

Основные этнографические группы: верхневычегодцы , вымичи , ижемцы , печорцы , прилузцы , сысольцы , удорцы .

Происхождение этнонимов

Существует несколько версий происхождения этнонима коми . Выделяют две наиболее правдоподобные:

  • от названия реки Кама , таким образом словосочетание коми-морт («мужчина из народа коми, человек из народа коми») дословно означает «живущий на реке Каме» ;
  • этноним сравнивают с венг. hím , манс. хум «мужчина, человек» .

Слово коми , присутствующее в этнонимах обоих коми-народов, является автонимом , тогда как пермяки и зыряне — это русские экзонимы . Оба экзонима попали в древнерусский язык из прибалтийско-финского (древневепсского) источника и означали пермоязычных жителей восточной по отношению к вепсам окраины:

  • зырь, зырянин syrjä «граница»
  • пермь, пермяк perä maa «задняя земля»

Название зыряне в форме сырьяне, серьяне впервые упоминается в житии св. Стефана Пермского (XV век), и в 1570-х годах экзоним «зырянин» окончательно закрепляется за современными коми-зырянами, вытесняя общее название «пермь» , которое впервые встречается во вступлении старейшего из известных списков летописи « Повесть временных лет » (начало XII века ) .

Расселение и численность

Карта расселения коми на территории России

Большинство представителей народа коми (202 300 чел. (2010 г.) , 256 500 (2002 г.) ) в России традиционно проживает в Республике Коми , где они составляют 23,7 % от всего населения (около 65,1 % (556 тыс.) — русские ). В сельской местности республики процент коми населения больше, чем в городах.

В целом по России проживало около 228 тыс. коми-зырян в 2010 году и 293 000 в 2002 году Коми-зыряне небольшими анклавами и смешанно проживают в Архангельской , Мурманской , Кировской , Омской и других областях РФ.

Носителей языка коми в России немного — родным язык коми назвали лишь 169 тыс. человек представителей этноса коми (2002 г.) .

На Украине , по данным переписи населения 2001 года, проживало 1545 коми-зырян, из которых в качестве родного язык коми указали 330 человек (немногим более 1/5 всех коми Украины), украинский — 127 чел. (свыше 8 %), остальные — в основном русский .

Расселение народов коми и коми-пермяков

Общая численность коми (коми-зырян вместе с родственными им коми-пермяками и коми-язьвинцами , которые преимущественно расселены в Пермском крае ) в мире достигает около 400 тыс. чел.

Доля коми по районам и городам России ( по переписи 2010 года )

Указаны муниципальные образования, где доля коми в численности населения превышает 5 %:

Доля коми по районам и городам России
муниципальный район, городской округ Субъект РФ % коми
МР Ижемский Республика Коми 88,5
МР Усть-Куломский Коми 75,8
МР Корткеросский Коми 66,5
МР Сысольский Коми 64,2
МР Прилузский Коми 54,8
МР Сыктывдинский Коми 45,7
МР Удорский Коми 43,8
МР Койгородский Коми 35,3
МР Усть-Вымский Коми 26,2
МР Троицко-Печорский Коми 25,6
ГО Сыктывкар Коми 25
Шурышкарский МР Ямало-Ненецкий АО 17,9
МР Княжпогостский Коми 16,5
ГО Усинск Коми 13,8
МР Печора
Коми 12,7
ГО Инта Коми 10,4
Заполярный МР Ненецкий 10,4
Ловозерский МР Мурманская 10,2
МР Вуктыл Коми 10
МР Сосногорск Коми 8,6
ГО Ухта Коми 7,4
ГО город Нарьян-Мар Ненецкий АО 7
Приуральский МР Ямало-Ненецкий АО 6,8
Березовский МР Ханты-Мансийский АО 5,2
МР Усть-Цилемский Коми 5
Флаг Республики Коми — основного региона проживания народа коми
Ареал расселения коми-зырян. По данным Всероссийской переписи 2010 года.

Этногенез и этническая история

Археологи и этнологи выделяют следующую цепь сменяющих друг друга базовых археологических культур, ведущих к культуре современных коми-зырян:

Впервые предки коми ( финно-пермская этнолингвистическая общность ) обнаруживаются исследователями во II тыс. до н. э. в районе впадения в Волгу Оки и Камы . Позднее происходит распространение предков древних пермян на север, в Прикамье .

В 1 тысячелетии до н. э. ( железный век ) на территорию современной Республики Коми проникают носители пермского праязыка. В IV—VIII веках н. э. на северо-востоке Европейской части России (территория современного расселения коми) складывается ванвиздинская культура. В середине 1 тысячелетия н. э. древнепермская этнолингвистическая общность в Среднем Прикамье разделилась на предков коми и удмуртов . Часть населения мигрировала в бассейн Вычегды , где смешалась с носителями ванвиздинской культуры. На Выми и нижней Вычегде , очевидно, главным элементом стали ванвиздинцы, а на Сысоле и верхней Вычегде преобладающим элементом стали переселенцы из Прикамья. В результате взаимодействия сложилась вымская культура (IX—XIV века), соотносимая с летописной Пермью Вычегодской .

В результате дальнейшего развития племён прото-коми сформировалась вымская культура (IX—XIV века), которая имела связи с родановской культурой . Прото-коми имели устойчивые торговые и культурные связи с прибалтийско-финским населением, волжскими булгарами , Древнерусским государством и степными ираноязычными племенами . В последний период существования вымской культуры на неё оказали значительное влияние именно южные соседи. В последнее время её существования происходит мощное воздействие древнерусской культуры восточных славян .

С усилением древнерусского влияния в XII веке Пермь подпадает под власть Новгородской республики . С XIII века начинается значительная славянская ( новгородская и северо-русская, то есть, суздальская , а затем ростовская ) колонизация Перми, которая имела культурные последствия. Об этом свидетельствует археология — именно в это время курганный способ захоронения постепенно заменяется христианским погребением, многобожие как господствующее до сих пор верование среди зырян соседствует с православием , а в быту зырян появляется немало новаций.

В начале XIV века на Вычегодскую землю распространилось влияние Москвы. Возможно, в конце XIV—XV веках епископ Пермский обладал правами сюзерена на территории Коми края .

В XV—XVI веках, под давлением славяно-русской колонизации Севера, этнический массив коми сдвинулся в восточном направлении. Коми население исчезло в низовьях Вашки , на Пинеге , нижней Вычегде, Виледи , Яренге , нижней Лузе . Зыряне стали первым финно-угорским народом, перешедшим под власть Москвы [ уточнить ] , причём это произошло таким образом, что Г. С. Лыткин задавался вопросом: « в недоумении тщетно предлагаешь себе вопрос: когда совершился переход зырянской страны из-под власти Великого Новгорода под власть Москвы » .

С этого времени вплоть до начала XX в. происходило непрерывное расширение этнической территории коми. В XVI—XVII вв. коми заселили верхнюю Вычегду, а в XVIII—XIX вв. — Печору и Ижму .

В процессе взаимодействия с окружающими этносами в состав коми вошли ассимилированные группы вепсов , русских , ненцев и манси . Это отразилось на антропологическом облике и отдельных компонентах культуры коми, привело к образованию в составе коми отдельных этнолокальных групп. В XVI—XVII вв. на территории коми известно несколько административных образований — волостей и земель: Удорская волость , Глотова слобода, Вымская земля, Сысольская земля, Ужгинская волость и ряд других. В XVII в. коми сосредоточивались в Сольвычегодском , Яренском и Пустозерском уездах. Выходцы из Коми края были в числе основателей и жителей большинства возникших в Сибири городов.

Завершение формирования народности коми-зырян относится к XVII—XVIII векам . В XVIII—XIX веках коми проживали в Усть-Сысольском и Яренском уездах Вологодской губернии . В первой половине XVIII—XIX веках коми активно переселялись в соседний Мезенский уезд Архангельской губернии . В XIX веке значительное число коми-зырян и коми-пермяков осело на Алтае. В начале 1870-х коми основали несколько поселений на территории современной Омской области . В середине, второй половине XIX века большие группы коми-ижемцев поселились в Зауралье. В середине 1880-х гг. группа коми-ижемских оленеводов из-за нехватки пастбищ перебралась на Кольский полуостров . С XVIII века большую роль у коми начинают играть отхожие промыслы. У коми-пермяков был развит отход на плотницкие работы в другие регионы, в частности в Зауралье. Коми-зыряне в поисках заработка уходили в Сибирь или уезды Русского Севера , занимались валянием валенок , кузнечным делом и др .

Численность коми в России по ревизиям XVIII века :

Год (ревизия) Тыс. чел.
1719 (1-я ревизия) 41,6
1745 (2-я ревизия) 43,7
1763 (3-я ревизия) 44,0
1782 (4-я ревизия) 47,2
1795 (5-я ревизия) 52,4

По сведениям 1865 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской империи », коми-зыряне общей численностью в 120 000 человек проживали на территории Мезенского уезда Архангельской губернии , Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской губернии , а также разбросанно среди сельского населения Сольвычегодского уезда .

По результатам Всероссийской переписи 1897 года коми (родной язык — зырянский ), проживали в следующих губерниях :

Губерния Мужчин Женщин Всего
Вологодская 52762 62204 114966
Архангельская 11058 12201 23259
Тобольская 3609 3474 7083
Пермская 3290 1184 4474
Другие губернии 2316 1520 3836
Всего в империи 73035 80583 153618

Из них в городах проживало более 4 % от численности всего народа (6340 человек) .

22 августа 1921 года в составе РСФСР была образована автономная область Коми (Зырян) с центром в Усть-Сысольске , положив тем самым начало коми государственности . В неё вошла большая часть Печорского уезда Архангельской губернии , весь Усть-Сысольский и большая часть Яренского уезда Северо-Двинской губернии. В момент создания площадь автономии составила свыше 400 тыс. км². и в ней проживало 1 787 тыс. человек. По переписи 1926 года, коми составляли 92,2 % населения области . Всего в СССР, по переписи 1926 года , проживало 226 383 коми-зырян .

В 1929 году АО коми-зырян вошла в состав Северного края , а в ноябре 1936 года автономная область была преобразована в Коми АССР в рамках РСФСР. По переписи 1959 года , численность коми-зырян в СССР составляла 287 027 человек .

23 ноября 1990 года Коми АССР была преобразована в Коми Советскую Социалистическую Республику (Коми ССР) , а с 1992 года — Республика Коми .

Этнографические группы

Выделяются следующие этнографические группы : верхневычегодцы , нижневычегодцы , вишерцы, вымичи , ижемцы , печорцы , прилузцы , сысольцы , удорцы . Локальные этнографические группы коми сохранялись до начала XX века . Наибольшее своеобразие в культуре имели удорцы — население верховьев Вашки и Мезени , ижемцы — низовьев Печоры , прилузцы — верховьев Лузы и Летки .

Антропология и генетика

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , издававшийся в конце XIX — начале XX веков, даёт следующее описание коми-зырян:

Зыряне роста среднего, кроме удорцев, отличающихся высоким ростом; телосложения крепкого и правильного; следы финского типа на лицах едва заметны; цвет волос большей частью чёрный, при серых и тёмно-карих глазах; реже встречаются русые волосы и голубые глаза.

Масштабное соматологическое обследование коми населения было выполнено Н. Н. Чебоксаровым в конце первой половины XX века. Обследование выявило преобладание сублапоноидного вятско-камского антропологического типа как у коми-зырян, так и коми-пермяков, что сближало их с удмуртами и некоторыми другими группами финно-волжских народов . У зырян, однако, были также зафиксированы беломорский и восточно-балтийский тип, особенно у северных и западных этнографических групп, а также уральский тип у северо-восточных групп, что закономерно объясняется контактами с ненцами , хантами и манси . Краниологические исследования В. И. Хартановича 1980-х годов показали, что для коми-зырян всё-таки более характерен особый европеоидный краниологический тип, более близкий к краниотипу карел , а не коми-пермяков . В отличие от коми-пермяков и удмуртов, краниологический тип коми-зырян является восточнобалтийским , сходным с карелами, ижорой и среднечепецкими удмуртами. Крайне близким к коми-зырянам является антропологический комплекс населения родановской культуры , что связывается с исторически зафиксированной крестьянской колонизацией Верхней Камы с Вычегды в середине II тысячелетия нашей эры .

ДНК

Было произведено 5 исследований Y-ДНК (передающейся по прямой мужской линии) коми-зырян Республики Коми, одно из которых занималось исключительно гаплогруппой I . Таким образом, полноценных исследований было 2.

  • Komi Tambets 2004

Total 94 — I — 5,3 %, N1b-P43 — 12,8 %, N1c-Tat — 22,3 %, R1a — 33 %, R1b — 16 %, другие — 10,6 %.

  • Komi Rootsi 2004

Total 110 — I1a — 3,6 %, I1b — 0,9 %, остальные гаплогруппы — 95,5 %.

  • Komi Izhemski KOI Mirabal 2009-03, Malyarchuk 2009 , Mirabal 2009-07 , Hakkinen 2009

Total 54 — N1b -P43(xP63) 17 % (большинство гаплотипов выглядят как L1419 ), N1c1 — 52 %, R1a1 — 30 %, другие — 2 %.

  • Komi Priluzski KOP Mirabal 2009-03, Malyarchuk 2009, Mirabal 2009-07, Hakkinen 2009

Total 49 — N1b-P43(xP63) 14 % (большинство гаплотипов выглядят как N1b-A, то есть НЕ являются L1419), N1c1 — 50 %, R1a1 — 33 %, другие — 6 %.

  • Komi Syktyk distr. Ilumae 2016 , Post 2019

Total 17 — N1b-L1419 24 %, N1b-B528 12 %, N1c1-B211 18 %, N1c1-VL29 12 %, N1c1-B535 6 %, другие 29 %.

  • Komi Izhemsky distr. Ilumae 2016 , Post 2019

Total 30 — N1b-L1419 17 %, N1c1-B211 43 %, N1c1-B535 7 %, N1c1-Z1936(xB535,xB539) 3 %, другие 30 %.

  • Komi YNAO Karafet 2002 Rootsi 2007

Total 28 — N1b-P43 — 35,7 %, N1c — 50 %, другие — 14,3 %.

Результаты различаются не сильно, особенно учитывая то, что различия наблюдаются, как выясняется, между коми-зырянами разных территорий.

У коми выявили митохондриальные гаплогруппы V (0,6 %), U5b1b1 (1,8 %), H1 (2,1 %), D5 (1,8 %), Z (1,8 %).

Язык

Коми-зыряне говорят на коми-зырянском языке , относящемся к пермской ветви финно-угорской группы уральской семьи языков . Наиболее близки ему коми-пермяцкий и коми-язьвинский языки, а также удмуртский язык .

Имеет присыктывкарский, нижневычегодский, верхневычегодский, среднесысольский, верхнесысольский, вымский, лузско-летский, ижемский, печорский и удорский диалекты. Одним из основных критериев разграничения коми диалектов является употребление звука Л в закрытом слоге, в связи с чем они подразделяются на три типа: эловые (Сысола и верхняя Печора), вэ-эловые (Вычегда) и нуль-эловые диалекты (Ижма, средняя и нижняя Печора, Уса) .

В 1918 году за основу литературного языка был принят присыктывкарский диалект, являющийся переходным диалектом между нижневычегодским, верхневычегодским и сысольским диалектами .

В рамках проводимой в автономной области с середины 1920-х годов политики «зырянизации» («комизации») к 1927 году на коми-язык были переведены все коми школы I ступени (таковых на конец 1924/25 учебного года было 217 из 230 школ). Во второй половине 1930-х в основном был завершён перевод школ повышенного типа на родной язык обучения. Сложилась развитая система подготовки педагогических кадров . Закон СССР об образовании 1958 года предоставлял родителям детей нерусской национальности право выбора языка обучения для своих детей, что сократило долю школ, преподающих на коми-языке. Кроме того, началось сокращение преподавания на национальном языке как на родном — к 1972 году обучение проводилось только первые три класса начальной школы. В начале 1980-х коми язык служил в качестве языка обучения примерно в 30 школах. В 1970—1980-е годы число детей, изучающих коми язык как отдельный предмет, сократилось с 25 тыс. до 15 тыс. человек .

Признание языка коми в качестве одного из государственных языков Республики Коми вызвало подъём в его изучении. С 1990 по 1999 год количество учащихся общеобразовательных школ республики, изучающих коми-язык, увеличилось на 13 %. В 1999/2000 учебном году коми язык как родной изучало более 16 тысяч учеников в 161 школе .

Культура

Коми литература как письменное художественное творчество на коми языке возникла в первой половине XIX века. Основоположником коми литературы стал поэт Иван Куратов . Широкое развитие литература коми получила только после Октябрьской революции .

В 1961 году Коми республиканский музыкальный театр осуществил постановку первого национального балета коми « Яг-Морт » .

Музыкальные инструменты

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  2. . Дата обращения: 11 августа 2014. 7 января 2019 года.
  3. . Дата обращения: 24 декабря 2009. 21 августа 2011 года.
  4. от 8 февраля 2012 на Wayback Machine : (недоступная ссылка)
  5. . Государственный комитет статистики Украины. Дата обращения: 14 декабря 2011. 26 ноября 2019 года.
  6. от 7 апреля 2022 на Wayback Machine (латыш.)
  7. . Дата обращения: 18 июня 2022. 19 июня 2022 года.
  8. Широбоков И. Г. Материалы к антропологии пермских народов XVII-XIX вв. (краниологические данные) // Ежегодник финно-угорских исследований. Вып. 3. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2014. С. 80-98.
  9. . Дата обращения: 1 июля 2020. 1 июля 2020 года.
  10. / И. Л. Жеребцов, Н. Д. Конаков, В. Э. Шарапов; Н. И. Жуланова (устное творчество) // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2004.
  11. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. III. — ISBN 9965-9746-4-0 . (CC BY-SA 3.0)
  12. // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . 29 ноября 2014 года. . Дата обращения: 22 ноября 2014. Архивировано 29 ноября 2014 года.
  13. . Дата обращения: 8 января 2009. Архивировано из 26 декабря 2005 года.
  14. . Дата обращения: 5 октября 2022. 5 октября 2022 года.
  15. . Дата обращения: 8 января 2009. 5 февраля 2009 года.
  16. . Дата обращения: 8 января 2009. 5 февраля 2009 года.
  17. . Дата обращения: 8 января 2009. 5 февраля 2009 года.
  18. . Дата обращения: 8 января 2009. 5 февраля 2009 года.
  19. Финно-угорские народы России: генезис и развитие (Учебное пособие). — Саранск: НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2011. — С. 156. — 220 с.
  20. Ульянов Н. И. Очерки истории народа коми-зырян. — М. Л. : Партийное издательство, 1932. — С. 59.
  21. История Коми с древнейших времён до современности. — ООО «Анбур», 2011. — Т. 1. — С. 54. — ISBN 978-5-91669-053-8 .
  22. Финно-угорские народы: генезис и развитие (Учебное пособие). — Саранск: НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2011. — С. 175—176. — 220 с.
  23. Финно-угорские народы: генезис и развитие. — Саранск, 2011. — С. 173—174. — 220 с.
  24. . « Демоскоп ». Дата обращения: 8 сентября 2011. 21 февраля 2020 года.
  25. www.demoscope.ru . Дата обращения: 17 июня 2022. 31 июля 2019 года.
  26. // Историческая информатика. — 2017-04. — Т. 4 , вып. 4 . — С. 1–10 . — ISSN . — doi : .
  27. История Коми с древнейших времён до конца XX века. — Коми книжное издательство, 2004. — Т. 2. — С. 289—290. — ISBN 5-7555-0802-X .
  28. Финно-угорские народы: генезис и развитие (Учебное пособие). — Саранск, 2011. — С. 186. — 220 с.
  29. . « Демоскоп ». Дата обращения: 5 сентября 2011. 6 марта 2013 года.
  30. . « Демоскоп ». Дата обращения: 5 сентября 2011. 16 марта 2010 года.
  31. История Коми с древнейших времён до современности. — ООО «Анбур», 2011. — Т. 1. — С. 524. — ISBN 978-5-91669-053-8 .
  32. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  33. Чебоксаров Н. Н. Этногенез коми по данным антропологии // Советская этнография, №2. — 1946.
  34. Хартанович В. И. Новые материалы к краниологии коми-зырян // Новые коллекции и исследования по антропологии и археологии. — Наука, 1991.
  35. . Дата обращения: 8 мая 2009. Архивировано из 20 июля 2011 года.
  36. Ракин А. Коми язык // Республика Коми: Энциклопедия. — Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1966. — Т. I. — С. 173.
  37. Лыткин В. И. Коми-зырянский язык // Языки народов СССР. Т. 3: Финно-угорские и самодийские языки. — М. : Наука , 1966. — С. 282.
  38. Финно-угорские народы: диалектика жизненных ценностей. Учебное пособие / Под ред. П.Н. Тултаева. — Саранск: НИИ Гуманитарных наук при Правительстве республики Мордовия, 2013. — С. 124. — 195 с.
  39. Финно-угорские народы России: диалектика жизненных ценностей / Под ред. П.Н. Тултаева. — Саранск: НИИ Гуманитарных Наук при Правительстве Республики Мордовия, 2013. — С. 131—133. — 195 с.
  40. Финно-угорские народы России: диалектика жизненных ценностей. Учебное пособие / Под ред. П.Н. Тултаева. — Саранск: НИИ Гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2013. — С. 134. — 195 с.
  41. . Литературная энциклопедия. Дата обращения: 5 сентября 2011. 15 февраля 2012 года.
  42. . БСЭ. Дата обращения: 5 сентября 2011. 18 ноября 2011 года.
  43. Коми АССР // . — М. : МузГИз, 1963. — С. 58—59. 5 октября 2021 года.

Литература

  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Попов К. Зыряне и зырянский край. М., 1874.
  • Лыткин Г. С. Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык. СПб., 1889.
  • Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми. Л., 1928.
  • Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми (зырян и пермяков) // Труды Института этнографии. Новая серия. Том 45. М., 1958.
  • Лашук Л. П. Очерк этнической истории Печорского края. Сыктывкар, 1958.
  • Лыткин В. И., Гуляев Е. С. Краткий этимологический словарь коми языка. М., 1970. (2-е изд.: Сыктывкар, 1999.)
  • Лашук Л. П. Формирование народности коми. М., 1972.
  • Жеребцов Л. Н. Расселение коми в XV—XIX вв. Сыктывкар, 1972.
  • Жеребцов Л. Н. Формирование этнической территории коми (зырян). Сыктывкар, 1977.
  • Конаков Н. Д. Коми охотники и рыболовы во второй половине XIX — начале XX века. М., 1983.
  • Мифология коми. М., 1999.
  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 153
  • Коми // Народы России: Атлас культур и религий. — М. : Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .

Ссылки

Источник —

Same as Коми (народ)