Interested Article - Капелла Медичи
- 2021-04-23
- 1
Капелла Медичи ( итал. Cappelle Medicee ) — мемориальная капелла , усыпальница рода Медичи при флорентийской церкви Сан-Лоренцо . Её скульптурное убранство входит в число наиболее грандиозных достижений искусства эпохи Высокого Возрождения в лице выдающегося художника, архитектора и скульптора Микеланджело Буонарроти .
История семейной усыпальницы
В 1429 году в сакристии (ризнице) Сан-Лоренцо, ныне известной как «Старая сакристия» (Sagrestia Vecchia) проводили торжественные похороны Джованни де Медичи , банкира и благотворителя города. В 1464 году скончался Козимо Медичи Старший , сын Джованни, первый единоличный правитель Флоренции. Он был похоронен в подземном склепе под центральным алтарем базилики Сан-Лоренцо. С тех пор церковь Сан-Лоренцо стала местом захоронения членов семьи Медичи: традиция, которая продолжалась, за некоторыми исключениями, до окончания власти этой выдающейся семьи .
В 1520 году Джулио Медичи (будущий папа римский Климент VII ) заказал Микеланджело строительство новой усыпальницы ( итал. Sagrestia Nuova ). Микеланджело прибыл во Флоренцию ещё в 1514 году , поскольку папа римский Лев Х Медичи повелел ему создать фасад церкви Сан-Лоренцо , семейного храма Медичи , который с XI века стоял без облицовки. Этот фасад должен был стать «зеркалом всей Италии» , воплощением лучших черт мастерства итальянских художников и свидетелем могущества рода Медичи. Но долгие месяцы раздумий, разные проектные решения, пребывание самого Микеланджело в мраморных карьерах Каррары оказались напрасными. На реализацию грандиозного фасада не хватило денег, а после смерти папы проект и вовсе был отложен. Чтобы не оттолкнуть от семьи амбициозного художника, кардинал Джулио Медичи поручил ему не доделывать фасад, а создать новую капеллу при той же церкви Сан-Лоренцо. Работы над ней начались в 1519 году , но не были закончены, поскольку Микеланджело покинул Флоренцию в 1534 году.
Работа над Капеллой Медичи растянулась на пятнадцать лет (1519—1535) и не принесла художнику удовлетворения, поскольку полностью реализовать замысел не удалось. Испортились и его отношения с семьей Медичи. В 1527 году республикански настроенные флорентийцы восстали и изгнали из города всех Медичи. Работа над капеллой прекратилась. Микеланджело стал на сторону жителей родного города, что значительно осложнило его отношения с папской курией.
В 1529 году Флоренцию осадили войска объединённых армий папы римского Климента VII (в миру — Джулио Медичи) и германского императора Карла V . Восставшие флорентийцы назначили Микеланджело руководителем возведения всех фортификационных сооружений. Город был взят в 1531 году , и власть Медичи во Флоренции была восстановлена. Микеланджело заставили продолжить работу в капелле.
Архитектура Новой сакристии
По проекту Микеланджело на восточной стороне трансепта, симметрично к расположенной с западной стороны Старой Сакристии, была пристроена Новая Сакристия ( итал. Sagrestia Nuova ). Она представляет собой небольшое прямоугольное в плане помещение 12 на 28 метров и связано с церковью узким коридором. Имеет окна в верхней части и перекрыто куполом на невысоком барабане. Заканчивая проект купола сакристии, Микеланджело в письме папе Клименту VII (ноябрь 1524 г.) сообщал об идее шара, венчающего небольшую лантерну ( фонарь ): «Я задумал сделать его гранёным, в отличие от других». Декларация, отражающая полную свободу творчества: главное сделать так, как ещё никто не делал .
Интерьер этого выдающегося памятника отражает поздний стиль великого мастера. Она обращает на себя внимание прежде всего необычным цветовым решением: светлые стены с известковой побелкой и выделение ордерных элементов матово-серым камнем « пьетра-серена » ( итал. pietra serena — светлый камень), разновидностью песчаника, любимым материалом архитекторов Тосканского Возрождения, всё это контрастирует с тёплым, тёмно-золотистым (телесным) цветом мрамора скульптур .
Композиция надгробных памятников к тому времени, когда к этой теме обратился Микеланджело, прошла длительную эволюцию: от античных мавзолеев и кенотафов к монументальным сооружениям эпохи эллинизма и к архитектурно-скульптурным табернаклям (обычно пристенным) в нефах и капеллах христианских церквей .
Композиции скульптур
Согласно заданию капелла должна была включать четыре надгробия: Лоренцо Медичи Великолепного , его брата Джулиано Медичи , убитого в 1478 году во время заговора Пацци , Лоренцо, герцога Урбинского (внука Лоренцо Великолепного) и Джулиано, герцога Немурского (третьего сына Лоренцо Великолепного). В 1524 году к этим надгробиям предполагалось добавить ещё два: папы Льва Х, скончавшегося в 1521 году, и кардинала Джулиано Медичи (незаконного сына Джулиано Медичи Старшего), ставшего папой Климентом VII в 1523 году. В результате поиска многих вариантов, включавших проекты двойных гробниц, установленных посередине капеллы, Микеланджело пришёл к традиционной схеме боковых, пристенных монументов, украсив надгробия скульптурами, а люнеты над ними — фресками. Капелла должна была превратиться в триумфальный зал, который бы вмещал прах всех главных представителей могущественной семьи. Но и в этом традиционном варианте гениальный художник «создал неоднозначную композицию, до сих пор приводящую в недоумение исследователей и знатоков» .
«Для Микеланджело, — писал М. Дворжак , — ситуация никогда не выглядела столь просто… Как ни странно, но Микеланджело воздвиг лишь гробницы самых незначительных представителей династии — герцога Немурского и герцога Урбинского. Можно было бы предположить, что его, скорее, привлекла бы мысль о создании памятников Лоренцо Великолепному и Льву X, бывшим самыми большими его покровителями и к тому же людьми выдающимися… но им овладела определённая идея». Когда оба надгробия были готовы, «повторялась старая история: выполнение остальных постоянно откладывалось до тех пор, пока от них не отказались вовсе» .
Необычность композиции, созданной Микеланджело, заключается, прежде всего в том, что архитектура оказалась не главной, она выполняет функцию обрамления скульптур. Двери, ведущие в капеллу, находятся в углах помещения, поэтому в нём для входящего отсутствует главное направление. В капелле, как положено, имеется алтарная ниша, но она осталась пустой, а алтарный образ — статуя Мадонны с Младенцем — перенесён на противоположную сторону.
Статуи герцогов помещены в ниши, расположенные на противоположных стенах. Художник не стал делать портреты. Он создал образы герцогов Лоренцо и Джулиано в качестве воплощения обобщённых идей, популярных аллегорий в искусстве эпохи Возрождения — характеров действенного и созерцательного. К тому же фигура Джулиано (с жезлом полководца) по настроению более соответствует характеру герцога Лоренцо, и наоборот: в образе Лоренцо заметны черты Джулиано. Причём усопшие, вопреки традиции, показаны живыми, сидящими в задумчивых позах. Имена статуй были перепутаны в 1553 году, и это осталось незамеченным, поскольку не имеет существенного значения. Надписи отсутствуют. Сам Микеланджело называл обе фигуры просто «полководцами» (capitani) .
Справа от входа расположена гробница под условным названием «Джулиано Медичи» с аллегорическими фигурами « Ночь » и « День » на саркофагах; слева — «Лоренцо Медичи» с аллегорическими фигурами « Утро » и « Вечер ». Скульптуры надгробий — олицетворения времени и быстротечности жизни — буквально скользят в неудобных позах на пологих крышках саркофагов (cassoni), как бы символизируя неустойчивость и иллюзорность бытия. Главный персонаж восседает над ними, но не господствует, как принято в подобных монументах, поскольку его фигура заглублена в нишу стены. Целостность фронтального плана композиции (все фигуры строго вписаны в треугольник) сочетается с пространственной пластикой фигур. Тщательно продуманный диссонанс создаёт ощущения тревоги, неясности и напряжения. Внизу у подножия саркофагов, предполагалось поместить по две аллегорические полулежащие фигуры, олицетворяющие «потоки времени» (fiumi), их часто неверно называют «реками» .
Образы аллегорических фигур также даны Микеланджело в инверсии: «Ночь» пробуждается из забытья, «День» в него погружается, у «Вечера» заметна смертельная усталость, а «Утро» сковано тяжестью. Фигуры герцогов даны в контрапостах (пересекающихся направлениях движений), головы аллегорических статуй пересекают карнизы, а фигуры всем своим видом диссонируют с архитектоническими обрамлениями. Предполагается, что фигуры «Утра» и «Вечера» символизируют сроки человеческой жизни, а «Ночи» и «Дня» — текучесть времени, независимую от воли человека. Существует также предположение, что Микеланджело специально поменял характеры изображённых им герцогов, чтобы смягчая контраст выполненных в разное время фигур, достичь единства настроения . Позднее в капелле были похоронены Лоренцо Великолепный и его брат Джулиано. На саркофаге Джулиано расположены скульптуры: Мадонна с Младенцем и покровители семьи Медичи — Святые Косма и Дамиан . Фигуры Космы и Дамиана сделали скульпторы-помощники: Монторсоли и Раффаэлло да Монтелупо . Над надгробием Джулиано путти в проекте держали большие раковины, а в люнете планировалась фреска «Воскресение Христа».
Над надгробием Лоренцо планировали разместить гирлянды, доспехи и четыре декоративные фигурки « скорчившихся мальчиков » (похожая фигурка видна на подготовительном рисунке из собрания Британского музея). Осуществлена, но не закончена, была одна фигурка. Позднее она будет продана в Англию. Из собрания Лайд Брауна в 1785 году её приобретёт для собственной коллекции российская императрица Екатерина II . Ныне она экспонируется в петербургском Эрмитаже . Однако принадлежность этого произведения к проекту Капеллы Медичи оспаривается многими специалистами, скорее всего фигурка была создана скульптором независимо от проекта во Флоренции .
Многое оказалось неосуществлённым. Однако, несмотря на все изменения, основной замысел остался неизменным: зеркальность скульптурных композиций. «Микеланджело превратил гробницы с одиночными саркофагами в двойные… Каждая из гробниц увенчана собирательным образом, в одном из них слились оба Джулиано, в другом — оба Лоренцо Медичи» . Микеланджело, не закончив даже основные скульптуры, в 1534 году навсегда покинул Флоренцию, перебрался в Рим, где работал до конца жизни. Капеллу завершали помощники и установили на соответствующие места недоработанные скульптуры.
-
Навершие купола Новой сакристии
-
Интерьер капеллы
-
Скульптуры Капеллы Медичи
-
Надгробие Джулиано Медичи, герцога Немурского
-
«Утро» (Аврора). Надгробие Лоренцо Медичи
-
«Вечер». Надгробие Лоренцо Медичи
-
«День». Надгробие Джулиано Медичи
-
«Ночь». Надгробие Джулиано Медичи
-
Мадонна Медичи со святыми Космой и Дамианом
-
Мадонна Медичи
-
Скульптура «Скорчившийся мальчик». Эрмитаж, Санкт-Петербург
Примечания
- — 2017.
- Museo delle Cappelle Medicee — Firenze от 17 ноября 2021 на Wayback Machine
- Micheletti E. The Medici of Florence. — Firenze: Editrice Giusti di S.Becocci, 1998. — Pp. 3—5, 94—95
- Ротенберг Е. И. Микеланджело Буонарроти. — М.: Изобразительное искусство, 1977. — С. 14
- Мастера искусства об искусстве: В 7 т. — М.: Искусство, 1965—1970. — Т. 2. — С. 184
- Власов В. Г. Пьетра серена // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 907
- Власов В. Г. Надгробия // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 18—32
- Власов В. Г. Надгробия // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 27
- Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. — М.: Искусство, 1978. — Т. 2. — С. 38
- ↑ Власов В. Г. Надгробия // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 29
- Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций. — М.: Искусство, 1978. — Т. 2. — С. 39—44
- Wilson Сh. Н. Life and Works of Michelangelo Buonarroti, 1881. — Р. 263
- Балдини У. Микеланджело-скульптор. Полное собрание скульптур. — М.: Планета, 1979. — С. 94
- Баранов А. Н. К вопросу о программе скульптурного ансамбля Капеллы Медичи // Микеланджело и его время. — М.: Искусство, 1978. — С. 58
См. также
Литература
- Edith Balas. Michelangelo’s Medici Chapel: a new Interpretation , Philadelphia, 1995. (англ.)
- James Beck, Antonio Paolucci, Bruno Santi. Michelangelo. The Medici Chapel , London, New York, 2000. (англ.)
Источники
- Umberto Baldini, Michelangelo scultore , Rizzoli, Milano 1973 .
- Marta Alvarez Gonzáles, Michelangelo , Mondadori Arte, Milano 2007 . ISBN 978-88-370-6434-1
- Дажинa В. Д., «Микеланджело. Рисунок в его творчестве» — М.: «Искусство», 1987 . — 215 с.
- «Микеланджело. Жизнь. Творчество» / Сост. В. Н. Гращенков; вступительная статья В. Н. Лазарева — М.: «Искусство», 1964 .
- Ротенберг Е. И. «Микеланджело» — М.: «Искусство», 1964 . — 180 с.
- 2021-04-23
- 1