Interested Article - Цехановский, Михаил Михайлович

Михаи́л Миха́йлович Цехано́вский ( 7 июня 1889 , Проскуров , Подольская губерния 22 июня 1965 , Москва ) — советский художник и режиссёр мультипликации. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964) .

Биография

Отец — действительный статский советник, сахарозаводчик и юрист Михаил Юрьевич Цехановский , в 1918 году эмигрировал в Германию, затем в Париж , где и умер. Мать, Зинаида Григорьевна, ушла из жизни в 1899 году, в возрасте 32 лет .

Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии ; во время учёбы там и начал рисовать. В 1908—1910 годах работал в Париже в частной скульптурной мастерской; в 1911—1914 годах был студентом юридического факультета Петербургского университета (не окончил) , затем обучался в Императорской Академии художеств (Санкт-Петербург), в 1918 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества . С 1918 по 1923 год в период службы в Красной армии занимался прикладной художественной и скульптурной работой, затем вернулся в Петроград , где продолжил заниматься примерно тем же, а кроме того, работал инструктором-художником Государственного художественно-промышленного техникума .

Книжная иллюстрация

С 1926 года Михаил Цехановский работал в издательстве « Радуга » и в детской редакции Ленгиза над иллюстрациями к детским и юношеским книгам, рядом с Владимиром Лебедевым . Цехановский, наряду с Соломоном Телингатером принял предложенный Элем Лисицким конструктивистский графический метод. Среди авторов иллюстрированных Цехановским книг — Илья Ионов («Топотун и книжка»), М. Ильин («Карманный товарищ», «Человек и стихия»), Самуил Маршак («Почта», «Приключения стола и стула», «Семь чудес»), Борис Житков («Ураган», «Телеграмма», «Рассказы о технике», «Про эту книгу») . Цехановский также печатал так называемые « кинокнижки » — «Мяч», «Бим-Бом», «Поезд», при перекидывании страниц которых создавалась короткая мультипликация, содержащая некоторые кинематографические приёмы .

Мультипликация

«Почта» (1929),
фрагмент немой версии фильма

С 1928 по 1936 и с 1938 по 1942 годы Михаил Цехановский был режиссёром-мультипликатором на Ленинградской кинофабрике « Совкино » (впоследствии — « Ленфильм ») . Первой киноработой Цехановского стал мультфильм « Почта » (1929), основанный на собственных иллюстрациях к книге С. Маршака, и развивающий конструктивистский метод, реализованный в книге . В 1929 году Цехановский вместе с Евгением Шолпо и Арсением Авраамовым стоял у истоков «рисованного звука» — синтезирования музыкальных произведений посредством графического изображения звуковых дорожек на киноплёнке .

В 1930 году вышла озвученная версия «Почты» (композитор Владимир Дешевов , конферанс Даниила Хармса ) , ставшая первым советским звуковым мультфильмом. «Почта» стала и первым советским мультфильмом, имевшим широкую аудиторию, первым советским мультфильмом, который широко демонстрировался за рубежом, а раскрашенная вручную версия стала первым советским цветным фильмом. Новыми были и неожиданные диагональные ракурсы и ритмическая, синхронизированная со звуком, организация рисунка . Экспериментальный звуковой фильм « Пасифик 231 » (1931 год, 10 минут) на музыку Артюра Онеггера использовал идею полной синхронности звука и изображения в изощрённой визуально-звуковой композиции, включающей монтаж съёмок действий дирижёра и оркестра, сопоставляемых с движениями составных частей паровоза .

Мультфильм « Сказка о попе и о работнике его Балде » по сказке А. С. Пушкина должен был стать первым полнометражным фильмом Цехановского и пятым фильмом, музыку к которому писал Дмитрий Шостакович . Работа над фильмом началась в 1933 году; Шостакович, успев написать часть партитуры, в ноябре 1934 года отмечал: «Масса острых, гиперболических положений, гротескных персонажей… Писать музыку легко и весело» . Но в 1936 году композитор был вынужден остановить работу из-за статьи « Сумбур вместо музыки », критикующей «формализм» в его сочинениях . Возникали и организационные проблемы на киностудии, а механически взаимосвязанные движения чёрно-белых персонажей в выступлениях критиков представлялись противоречащими «высокому стилю пушкинской сказки» . В конце концов почти полностью отснятая мультипликация была сдана в архив « Ленфильма », где погибла в 1941 году во время пожара, вызванного бомбардировкой осаждённого Ленинграда . Из полнометражного фильма сохранился лишь двухминутный (60 м плёнки) фрагмент «Базар» со стихами Александра Введенского и недописанная и разрозненная партитура Шостаковича, восстановленная и дописанная учеником композитора Вадимом Биберганом в 2005 году . Цехановский в своих дневниках называл судьбу картины «катастрофой» .

С 1942 года — режиссёр студии «Союзмультфильм» . Его мультфильмы неоднократно завоёвывали премии на международных фестивалях .

Цветная графическая фильма есть живопись во времени Михаил Цехановский [ источник не указан 747 дней ]

Семья

Первая жена — Антонина Виссарионовна Китаева.

Вторая жена (c 1926 года) — Вера Всеславовна Цехановская (Шенгелидзе) (1902—1977), работала ассистентом и сорежиссёром на картинах мужа .

Исследование творчества Цехановского

В 2013 году на XVII фестивале архивного кино «Белые Столбы» в Госфильмофонде состоялся показ экспериментального фильма М. Цехановского «Гопак» (1931) — одного из первых советских звуковых мультфильмов, который был обнаружен в чешском киноархиве Николаем Изволовым и Сергеем Каптеревым .

Библиография

Автор иллюстраций
  • Ильин М. . Карманный товарищ. — М. Л. : Гиз, 1927
  • Ильин М. Человек и стихия. — Л. : Гидрометеоиздат, 1947
  • Ионов И. Топотун и книжка. — Л. : Гиз, 1926
  • Житков Б. Ураган. — М. Л. : Гиз, 1926
  • Житков Б. Телеграмма. М. Л. : Гиз, 1927. — 30 с.
  • Житков Б. Рассказы о технике. — М. Л. : Детгиз, 1947
  • Маршак С. Почта / Работа на камнях В. Цехановской и П. Соколова. — Л. М. : Радуга, 1927. — 10 с.
  • Маршак С. Семь чудес / Работа на камнях П. Соколова. — Л. М. : Радуга, 1927. — 8 с.
  • Маршак С. Приключения стола и стула / Работа на камнях В. Цехановской. — Л. М. : Радуга, 1928. — 10 с.
  • Маршак С. Почта. — М. : Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937. — 21 с.
  • Полонская Е. Про пчёл и про Мишку-медведя. — Л. М. : Гиз, 1927. — 10 с.
  • Савельев Л. Пионерский устав. — Л. : Гиз, 1926. — 12 с.
Автор статей
  • Кино и живопись // Пролетарское кино : журнал. — 1931. — № 4 .
  • Специфика тонфильма // Пролетарское кино : журнал. — 1931. — № 12 .
  • Цвет в кино // Искусство кино : журнал. — 1940. — № 7—8 .

Фильмография

«Сказка о глупом мышонке» (1940)
по книге С. Маршака, музыка Д. Шостаковича
Режиссёр
« Телефон » (1944) по стихотворной сказке Корнея Чуковского
Автор сценария
  • 1931 — Пасифик 231
  • 1940 — Сказка о глупом мышонке
  • 1941 — Киноконцерт 1941 года
  • 1964 — Почта (совместно с С. Маршаком , В. Цехановской)
Художник-постановщик
  • 1929 — Почта
  • 1944 — Телефон (совместно с И. Ивановым-Вано , В. Цехановской)
  • 1964 — Почта (совместно с Б. Корнеевым)
Художник
  • 1966 —

Фильмы о Михаиле Цехановском
  • Михаил Цехановский. Драматическая графика. (1995, 56 минут), режиссёр: Сергей Серёгин ;
  • В поисках утраченной «Почты» (2014), режиссёр: Дмитрий Золотов, сценарий: Сергей Каптерев, Николай Изволов .

Награды

Примечания

  1. (англ.) Taylor & Francis , 2016. — P. 81. — ISBN 978-1-138-85452-9
  2. . — Союз работников кинематографии СССР, 1964-01-01. — 582 с.
  3. // Киноведческие записки : журнал. — 2001. — № 54 . — С. 172, 208—211 . — ISSN . 10 ноября 2018 года.
  4. Гайлан Э. // Киноведческие записки : журнал. — 2005. — № 73 . — ISSN . 10 ноября 2012 года.
  5. Штейнер Е. . Аниматор.ру . Дата обращения: 4 января 2011. 19 октября 2010 года.
  6. , с. 42—45.
  7. , с. 699.
  8. . Недописанная страница. Дата обращения: 4 января 2011. 30 января 2012 года.
  9. Steiner Evgeny . (англ.) . — illustrated. — University of Washington Press, 1999. — P. 214. — ISBN 0-295-97791-4 .
  10. Смирнов, А. . Термен-центр. Дата обращения: 23 апреля 2011. Архивировано из 29 апреля 2012 года.
  11. Изволов Н. // Советская власть и медиа. — СПб. , 2005. — С. 365—377 . 29 ноября 2010 года.
  12. Бруни Вероника. . Культпросвет (18 января 2015). Дата обращения: 7 апреля 2016. 5 марта 2016 года.
  13. , с. 16.
  14. Изволов Н. Михаил Цехановский // / Арсений Мещеряков, Ирина Остаркова. — Интеррос , 2006. — ISBN 5-91105-007-2 . 28 августа 2007 года.
  15. Riley John. The Tale of the Priest and His Worker Balda // (англ.) . — illustrated. — I.B.Tauris, 2005. — Vol. 3. — P. 24. — 150 p. — (Filmmakers' Companion Series). — ISBN 1850437092 .
  16. Медведев Александр. . Пермский академический театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского. Дата обращения: 4 января 2011. 1 декабря 2007 года.
  17. Шостакович Дмитрий . Сказка о попе и работнике его Балде. Музыка к мультипликационному фильму. Соч. 36. Сказка о глупом мышонке. Музыка к мультипликационному фильму. Соч 56. // Новое собрание сочинений. — Партитура. — М. : DSCH, 2005. — Т. 126. — 390 с. — (Серия XIV: Киномузыка). — ISBN 9781001539720 .
  18. Бородин Георгий. // Киноведческие записки : журнал. — 2005. — № 73 . — ISSN . 3 октября 2017 года.
  19. . Аниматор.ру . Дата обращения: 15 декабря 2019. 23 августа 2017 года.
  20. Аркус Любовь . . Энциклопедия отечественного кино. Дата обращения: 4 января 2011. 9 июля 2012 года.
  21. . Аниматор.ру. Дата обращения: 4 января 2011. 19 октября 2010 года.
  22. Логотип YouTube
  23. Логотип YouTube
  24. . Дата обращения: 27 марта 2022. 18 ноября 2021 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Цехановский, Михаил Михайлович