ОСВАГ
- 1 year ago
- 0
- 0
Харьковское отделение ОСВАГ — одно из крупнейших и наиболее влиятельных региональных отделений ОСВАГа — пропагандистского органа Вооружённых Сил Юга России . Отделение открыто в июне 1919 года , центр в городе Харькове . Расформировано в связи с потерей ВСЮР контроля над территорией Харьковской военной области в декабре 1919 года.
Харьковское отделение ОСВАГ не имело собственных печатных органов, но активно использовало официальные печатные органы белой администрации Харьковской военной области, которыми были газеты « Новая Россия » (редактор В. Даватц ), «Южный край» , .
Как пишет историк культуры А. Еремеева, харьковские периодические издания в 1919 году сообщали о постановке кинопьесы «Дадим мы миру мир навеки» ( сценарист и режиссёр Д. Флорэн, главная роль — А. Н. Соколовский). Съёмки фильма производились в прифронтовой полосе и на фронте. По замыслу автора, фильм должен был показать «личную драму на фоне борьбы Добровольческой армии с большевиками». Циклы фильма назывались « Большевики » и «Добровольцы», это говорит о том, что пропагандистское воздействие достигалось противопоставлением двух идеологий . По мнению исследователя, вероятнее всего фильм так и не вышел на передвижные экраны. В целом фильмов агитационного характера о злободневных событиях удалось снять немного. Один из них — постоянно рекламируемый в прессе Юга России и обнаруженный после окончания Гражданской войны во Французской синематеке — «Жизнь — родине, честь — никому» (другой вариант названия — «Жизнь Родине или никому»). Фильм был снят М. Г. Хажаевым в Ялте и Ростове-на-Дону по заказу фирмы Трофимова и под покровительством Комитета скорой помощи Добровольческой армии им. М. Алексеева с участием артистов Южаковой, Спонс, Стрижевского. Главная идея фильма — «большевики — немецкие ставленники». В начале фильма показана деятельность германских шпионов до революции, выражавшаяся во взрывах на заводах , пропаганде среди рабочих, субсидиях на ведение большевистской агитации. Далее дана картина отпора большевизму в лице Добровольческой армии, завершающаяся сценой взятия Москвы белогвардейцами. Очевидно, что такие фильмы использовались Харьковским отделением ОСВАГ, имевшим для подобных целей киноустановки, установленные на агитационных поездах.
По взятии Добровольческой армией Харькова в июне 1919 года белым командованием выяснилось, что на Украине ходят почти исключительно «пятаковские» кредитные билеты и просто взять и запретить их хождение невозможно. Поэтому было принято решение обменивать «пятаковские» кредитные билеты на донские , по курсу рубль за рубль, но не более 500 рублей в одни руки. Выкупленные таким образом «пятаковские» кредитные билеты гасились пробивкой, и тут же передавались в харьковское отделение ОСВАГа, где на них наносились антисоветские надпечатки, и деньги затем сбрасывались с аэропланов . Тексты были в основном ругательные. Например, «Деньги для дураков », «Долой Советскую власть и её фальшивые деньги», «Деньги у большевиков , как и всё остальное - обман» и т. п. В июле-августе 1919 г. надпечатанные советские кредитные билеты использовались в качестве средства пропаганды: сбрасывались с аэропланов на многие города перед вступлением белых войск, например, на Полтаву . Также сброс осуществлялся во время осады Киева , что способствовало резкому падению доверия к советским кредитным билетам в осаждённом Киеве.
Историк О. Будницкий в интервью «Эхо Москвы» так описал деятельность ОСВАГа:
… ОСВАГ выпускал листовки, плакаты, фильмы, спонсировал театральные постановки, было лектороское бюро, множество разнообразных изданий от, как я уже сказал, листовок самых примитивных, до единственного выходившего на территории Добровольческой армии литературно-художественного журнала «Орфей», который редактировал Соколов-Кречетов. И в чём эта пропагандистская деятельность заключалась? В производстве, собственно, продукции, которая должна была вдохновить людей на борьбу с большевиками и привлечь, к собственно говоря, идеалам и целям белого движения. Главная проблема была в том, что цели белого движения не были чётко сформулированы. Идея непредрешенчества, то есть «прогоним большевиков, а потом разберёмся», она не могла объединить и повести за собой массы. Белые, что принципиально их отличало от… их пропаганду от пропаганды красных — то, что белые не вели классовой пропаганды, они подчёркивали единство. И на их плакатах, вот, интеллигент, предприниматель — буржуй, да, по-другому там, собственно, не называли, у белых, конечно, как-то пытались по-другому, но тем не менее: буржуазия — рабочие, крестьяне, они, значит, все вместе и борются за идеалы свободы, права, справедливости, веры, родины и т. д. Но что такое право? Например, для крестьянина?
Харьковское отделение ОСВАГ содействовало работе Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков , которую возглавлял Г. А. Мейнгардт, в пределах Харьковской области , где исследовались прежде всего итоги деятельности Харьковской ЧК . Материалы, полученные комиссией обнародовались органами, подотчётными ОСВАГу.
ОСВАГ, имея сеть осведомителей, сотрудничал с военными спецслужбами, которые были созданы на основе бывшего белогвардейского подполья и различных агентов, действовавших ещё при советской власти. В подполье до прихода белых в город существовал Харьковский центр, возглавляемый полковником А. М. Двигубским и лейтенантом Черноморского флота П. С. Колтыпиным-Любским. После занятия города белыми Двигубский принял должность начальника Харьковского разведывательного отделения Штаба ВСЮР . Историк Ю. Рябуха пишет, что, несмотря на недостатки организации, многие операции контрразведки проводились весьма успешно и особо выделяет четырёхкратный разгром всех советских подпольных комитетов в Харькове в августе-октябре 1919 года (сейчас именем одного из таких ликвидированных ведомством Двигубского — , названа в Харькове улица недалеко от метро «Дворец Спорта» ) .
Отделение пропаганды постоянно устраивало в пределах Харьковской военной области Дни Добровольческой армии, основной задачей которых был сбор средств на нужды армии . Устраивались семинары, лекции о политическом положении и концерты , на которых выступали многие известные артисты того времени, в том числе певица Надежда Плевицкая . ОСВАГ занимался выпуском плакатов и листовок . При участии Харьковского ОСВАГа были отпечатаны и распространены известные листовки «Поученіе воину- корниловцу передъ боемъ» и «Наказъ корниловцамъ», выпущенные в конце августа 1919 года перед отправкой на фронт сформированного в Харькове 3-го Корниловского ударного полка . Известный актёр тех лет В. Блюменталь-Тамарин , встретивший в Харькове освобождение города белыми, став сотрудником Харьковского ОСВАГа, разъезжал по городу на цирковом коне с огромным трёхцветным флагом и собирал в огромную кружку средства на белое дело. Позднее, правда, он был уволен из ОСВАГа.
Собирание и распространение информации на Юге России было одной из основных задач областных и местных учреждений отдела пропаганды . Харьковская агитационно-информационная сеть отдела пропаганды, как и другие подобные, состояла из отделений, пунктов, подпунктов, ячеек особого назначения, лекторов , добровольных осведомителей, гласных и негласных агентов . В отделения сведения с мест поступали из пунктов, которые возглавляли осведомительно-пропагандистскую работу на местах. В зависимости от величины района, курируемого пунктом, он делился на ещё более мелкие участки, где информационной работой занимались подпункты.
В Харьковском отделении ОСВАГ одних только распространителей агитационной литературы, развозивших её по губерниям, насчитывалось 100 человек. Кроме того, в его составе было три специальных агитационных поезда, которые имели киноустановки, библиотеки и пр. Харьковское отделение насчитывало 28 пунктов и подпунктов с 437 сотрудниками, и было вторым по количеству участков после Донского отделения, и первым среди отделений ВСЮР по численности сотрудников.
В секретной сводке Харьковского Освага начальник разведпункта Штаба Главнокомандующего Вооружёнными Силами на Юге России 28 октября 1919 года, подробно разбирая сложное положение в пропаганде, делал вывод:
Результаты всего этого получаются поистине ужасные. «Осваг» с каждым днём всё больше и больше отходит от населения, наша пропаганда виснет в воздухе. Наш Отдел пропаганды, копируя в постановке дела пропаганды большевиков, не перенял у них самого главного и самого важного: большевики своей пропагандой сумели подойти к населению вплотную. Значение этого обстоятельства — невероятно большое: только благодаря ему большевики теперь сводят наши стратегические усилия насмарку.