Interested Article - Далай-лама XIII

Тхуптэ́н Гьяцо́ ( тиб. ཐུབ་བསྟན་རྒྱ་མཚོ་ , Вайли : thub bstan rgya mtsho ; 27 мая 1876 17 декабря 1933 ) — тринадцатый Далай-лама , духовный и светский глава Тибета в 1895 1933 годах . Во внутренней политике проявил себя как выдающийся реформатор, во внешней — как искусный дипломат , борец за независимость своей страны. В период его правления Тибет являлся суверенным государством.

Далай-лама XIII также известен как важнейшая фигура центральноазиатской части « Большой игры » — дипломатического и военного противостояния России , Британии и Цинской империи конца XIX — начала XX веков, в которой он долгое время поддерживал российскую сторону .

Ранние годы. Приход к власти

Тринадцатый Далай-лама родился в Дагпо Лангдуне в У-Цанге 27 мая 1876 года . Спустя несколько месяцев он был признан воплощением Далай-ламы XII Тринлэя Гьяцо и вскоре интронизован во дворце Потала в Лхасе .

Внешняя политика

Когда в 1904 году состоялось британское вторжение в Тибет , Далай-лама бежал в Ургу , столицу Монголии , где через русское консульство, Агвана Доржиева , известного путешественника Петра Кузьмича Козлова и приезжавших к нему учёных- востоковедов вступил в переговоры с царским правительством относительно возможности своего переселения в Россию . Этот план был отвергнут Россией в результате нежелания ухудшать отношения с империей Цин, сближения с Великобританией, поражения в Русско-японской войне и последующего отказа России от активного присутствия в регионе. Однако сам факт переговоров дал претендовавшим на Тибет Британии и империи Цин понять, что Тибет способен на независимые политические шаги.

Не найдя взаимопонимания с окружением теократического лидера Монголии (тибетца Богдо-гэгэна VIII ) и получая жёсткие требования вернуться в Лхасу, Далай-лама отправился в Китай, сначала в монастырский комплекс на горе Утайшань . В это время также обсуждался его визит в Японию (официально одобренный министром иностранных дел Комурой Дзютаро и экс-премьером Окумой Сигэнобу ), предложенный его японским спутником Тэрамото (приехавшим для этого в Утайшань с делегацией, включавшей крупнейшего буддийского лидера Японии, ). Однако к концу 1908 года этот план также был отложен. Японцы с 1904 года подписали мирный договор с Великобританией, и через них британские дипломаты получили доступ к Далай-ламе .

В мае 1908 года в Утайшане Далай-лама XIII встречался с Карлом Густавом Эмилем Маннергеймом , путешествующим по империи Цин, а за год до этого — с русским путешественником Петром Кузьмичом Козловым .

По требованию Пекина Далай-лама совершил визит к китайскому двору и несмотря на предшествующие заявления Пекина о «снятии его с должности» был отпущен в Тибет.

В дальнейшем он вынужден был бежать от цинских войск в Британскую Индию , а после Синьхайской революции в Китае в январе 1913 , по возвращении из Индии, провозгласил независимость Тибета . Документы из российских архивов содержат детальную аргументацию Далай-ламы XIII о том, что Тибет никогда не был под владычеством Китая .

При Тхуптэне Гьяцо получила новую жизнь традиционная концепция Большого Тибета, подразумевавшая духовную и политическую власть Далай-ламы над всеми территориями, населёнными этническими тибетцами .

Внутренняя политика

Тхуптен Гьяцо видел необходимость проведения в «Стране снегов» экономических, социальных и других реформ. После провозглашения независимости Тибета в 1912 году и образования де-факто независимого Тибетского государства он приступил к действиям: упорядочил и скорректировал тибетское законодательство, чтобы противостоять коррупции в административной среде; установил систему национального налогообложения; создал полицейские силы. Кроме того, буддийский первоиерарх содействовал укреплению дисциплины в тибетских монастырях и увеличил число светских чиновников, чтобы избежать сосредоточения излишней власти в руках монахов.

Далай-лама проявлял интерес к западной науке и технологиям. При нём в Лхасе появились электричество и телеграф , стали печататься деньги и марки. Предвидя военные столкновения Тибета с Китаем, опытный политик в течение своего правления неоднократно проводил реформы по модернизации тибетской армии, консультируясь с российскими, британскими и японскими специалистами военного дела. В 1916 году лхасское правительство направило несколько солдат и офицеров в Индию для обучения стрельбе из пушек и автоматического оружия.

Налог на уши и на нос были введены в 1920-х годах для обеспечения военных нужд. Позже в 1927 году Тхуптэн Гьяцо ввёл подушный налог, зависящий от размера носа, причём люди с длинными носами были обязаны платить в два-три раза больше, чем курносые.

Наследие

В конце своей жизни в 1933 году Далай-лама предсказывал наступление в Тибете тёмной эпохи:

«Очень скоро в этой стране (с гармоничным сочетанием религии и политики) случатся предательские действия, как снаружи, так и изнутри. В это время, если мы не отважимся защищать нашу территорию, наши духовные личности, включая Победоносных Отца и Сына ( Далай-лама и Панчен-лама ) могут быть уничтожены без следа, собственность и власть наших Лакангов (резиденций перевоплощённых лам) и монахи могут быть отобраны. Кроме того, наша политическая система, разработанная Тремя Великими Владыками Дхармы , исчезнет без остатка. Собственность всех людей, высоких и низких, будет отобрана, а людей заставят стать рабами. Все живые существа должны будут влачить бесконечные дни страданий и будут пронизаны страхом. Такое время грядёт».

Примечания

  1. Кычанов Е. И. , Мельниченко Б. Н. История Тибета с древнейших времён до наших дней. — М.: Вост. лит., 2005. С. 203. — ISBN 5-02-018365-2
  2. Шакабпа В. Д. Тибет: политическая история. — СПб.: Нартанг, 2003. С. 204. — ISBN 5-901941-10-1
  3. См.: Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. — СПб.: СПбГУ, Нартанг, 2006. — ISBN 5-288-03813-9 , ISBN 5-901941-16-0 ; Россия и Тибет: сб. рус. арх. док., 1900—1914. — М.: Вост. лит., 2005. — ISBN 5-02-018440-3
  4. Narangoa L., Cribb R. B. от 25 июня 2020 на Wayback Machine — Routledge, 2003. P. 74. — ISBN 0-7007-1482-0
  5. McKay A. The History of Tibet. — Routledge, 2003. P. 171. — ISBN 0-415-30844-5
  6. Дата обращения: 6 ноября 2019. 6 ноября 2019 года.
  7. Богословский В. А. Политика XIII Далай-ламы в Тибете. — М.: ИВ РАН, 2002. С. 6. — ISBN 5-89282-203-6

Литература

  • Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. — СПб.: СПбГУ; Нартанг, 2006. — 464 с. — ISBN 5-288-03813-9 , ISBN 5-901941-16-0
  • Богословский В. А. Политика XIII Далай-ламы в Тибете. — М.: ИВ РАН, 2002. — 141 с. — ISBN 5-89282-203-6
  • Козлов П. К. Тибет и Далай-Лама. — М.: Т-во науч. изданий КМК, 2004. — 137 с. — ISBN 5-87317-176-9
  • Ломакина И. И. Великий беглец. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001. — 288 с. — ISBN 5-287-00030-8

Ссылки

Источник —

Same as Далай-лама XIII