Interested Article - Орлова-Чесменская, Анна Алексеевна
- 2021-02-27
- 1
Графиня А́нна Алексе́евна Орло́ва-Чесме́нская ( 2 [13] мая 1785 , Москва — 5 [17] октября 1848 , Юрьев монастырь ) — камер-фрейлина , единственная дочь Алексея Орлова , сподвижника императрицы Екатерины II , и наследница его многомиллионного состояния. После смерти отца отказалась вступать в брак, начала испытывать тягу к духовной жизни, но не оставила императорский двор. Анна была духовной дочерью архимандрита Фотия (Спасского) , что породило ряд слухов об их взаимоотношениях. Полученное наследство Анна Орлова потратила на благотворительность и особо на новгородский Юрьев монастырь , которым управлял её духовный отец Фотий.
Биография
Ранние годы
Анна родилась в Москве 2 мая 1785 года. Крещена была 11 мая 1785 года в Храме Ризоположения на Донской при восприемстве дяди графа И. Г. Орлова и бабушки Анны Алексеевны Хитрово , в честь которой и получила своё имя. Через полтора года её мать, Евдокия Николаевна Орлова-Чесменская (в девичестве Лопухина; 1761—1786), скончалась при следующих родах. Рождённый ею сын Иван прожил всего два года . Анна осталась единственным законным ребёнком генерал-аншефа Алексея Орлова, бывшего уже в отставке и отошедшего от государственных дел. Он поселился в подмосковном пригороде Нескучное и сосредоточил всё своё внимание на воспитании и образовании дочери. Для неё был построен дворец с парком, где устраивались маскарады , фейерверки , спектакли. Для её обучения были приглашены образованные наставники. К семи годам Анна научилась говорить на французском, немецком, английском и итальянском языках и была пожалована во фрейлины к императорскому двору . В 1796 году отец привёз Анну в Петербург , где представил её императрице Екатерине. А. М. Грибовский писал :
Видел я когда он представил государыне в Зимним дворце дочь свою графиню Анну. Отец был в военном аншефском мундире с шитьём, а дочь в белом кисейном платье и бриллиантах. Государыня приласкала её рукой за подбородок, похвалила и в щёчку поцеловала. Когда они вышли, то государыня сказала бывшим тут: «эта девушка много доброго обещает».
Ты взорами орлица,
Достойная отца;
Душою голубица,
Достойная венца.
Приятности дивятся
Уму и красотам,
И в плясках все стремятся
Лишь по твоим следам.
Явишься ль в Петрополе, —
Победы поженёшь:
Как флот отец твой в море,
Так ты сердца пожжёшь.
После смерти Екатерины Алексей Орлов покинул Россию и уехал за границу, взяв с собой дочь . С воцарением императора Александра I граф с дочерью вернулись из Дрездена в Москву, где поселились в Нескучном дворце у Донского монастыря . Анна начала появляться при императорском дворе, где была принята с благосклонностью. Г. Р. Державин , увидев её на балу в 1801 году , посвятил ей стихи, в которых восхвалял ум и душевные качества шестнадцатилетней графини .
Анна сопровождала отца в его выездах на московских народных гуляньях, которые привлекали внимание народа. Так, о выезде на гулянье 1 мая 1805 года С. П. Жихарев писал:
На статном фаворитном коне показался граф Алексей Орлов в парадном мундире, обвешанном орденами. За ними, немного поодаль, на прекрасной серой лошади ехала его единственная, горячо любимая дочь Анна. Её сопровождали дамы, также верхом, А. А. Чесменский , А. В. и И. Р. Новосильцовы, князь Хилков , Д. М. Полторацкий и много других особ.
С 1803 года к Анне начали свататься самые титулованные женихи, включая таких видных вельмож, как князья Александр Куракин и Платон Зубов . В 1807 году Фёдор Ростопчин писал: « У Орлова полон дом претендентов на дочь; к прежним приехали два Голицына, сын князя Сергея Фёдоровича и славный князь Борис Вестрис » . Все женихи были отвергнуты Анной или «забракованы» её отцом. Известно лишь об одном претенденте, к которому молодая графиня, возможно, испытывала симпатию — это граф Николай Михайлович Каменский . По свидетельству графини А. Д. Блудовой , Анна до самой смерти вспоминала умершего в 1811 году Николая Каменского « со всею горячностью, со всем увлечением любви двадцатилетней девушки ».
Смерть отца и начало духовных поисков
24 декабря 1808 года [ источник не указан 633 дня ] после непродолжительной болезни скончался Алексей Орлов. По свидетельству Н. В. Елагина , написавшего первую подробную биографию Анны Орловой, она
не знавшая дотоле печали и горя, поражённая смертию родителя, лишилась чувств и оставалась четырнадцать часов без признаков жизни. Лишь только она надела чёрное платье, как в присутствии окружающих подошла к иконам и пав на колени, рыдая произнесла: « Господи! Ты взял мою мать, которой я не знала, теперь Тебе угодно взять моего отца, будь мне вместо матери и отца, руководствуй всеми поступками моей жизни » .
Руководство похоронами взял на себя родной дядя Анны Владимир Орлов , который предложил ей переехать к нему « под тем предлогом, что она слишком молода и неопытна, и было бы неприлично жить ей одной » . Анна отказалась, взяла к себе управляющим делами своего незаконнорождённого брата Александра Чесменского и дала отказ Николаю Каменскому вступить с ним в брак, хотя о нём уже планировалось доложить императору .
Устроив дела, Анна отправляется в паломничество — вначале в Киево-Печерскую лавру , а затем в Ростов , чтобы помолиться в Спасо-Яковлевском монастыре у мощей Димитрия Ростовского . В монастыре она знакомится с гробовым старцем Амфилохием . После бесед с ним Анна « возчувствовала охлаждение к мирскому счастию, суету светских развлечений » . Она стала его духовной дочерью, ежегодно на время Великого поста приезжала к нему в монастырь, говела, а затем праздновала Пасху . До самой смерти старца Амфилохия в 1824 году Анна была частой гостьей в Спасо-Яковлевском монастыре и вела со старцем обширную переписку. Все письма Амфилохия, адресованные ей, графиня велела переплести, украсить золотым обрезом и тиснением с надписью « Письмы отца моего духовнаго священно иеромонаха Амфилохия » (переписка старца Амфилохия и Анны Орловой хранится в рукописном отделе РГБ ).
Спасо-Яковлевский монастырь стал первой обителью, куда Анна начала направлять пожертвования, которые не прекратились со смертью её духовного отца . Всего в монастырь ею было пожертвовано около 300 000 рублей . На её средства возвели тёплый каменный храм святого Иакова Ростовского для проведения зимних богослужений, а над мощами святителя Иакова она устроила новую серебряную раку . В 1840-е годы она пожертвовала средства на поновление живописи храма Зачатия святой Анны и на изготовление для его престола серебряного оклада. Ею неоднократно делались также пожертвования в виде облачений , окладов для икон, богато украшенных богослужебных книг и т. п.
Графиня Анна Орлова-Чесменская стала одной из крупных благотворительниц для московского ополчения в Отечественной войне 1812 года . Ею было пожертвовано на формирование ополчения сто тысяч рублей билетами опекунского совета , обмундировано и вооружено 18 крестьян, которые были зачислены в 7-й пехотный полк народного ополчения, а также пожертвовано для нужд ополчения 4300 ружей, 4000 пик, 300 штыков, 500 тесаков, 4000 касок, 40 пудов свинцу, 20 пудов пороху и 160000 кремней .
Несмотря на появившуюся религиозность, Анна не оставила свет. В 1817 году она была пожалована в камер-фрейлины , император Александр I подарил ей портрет императрицы Елизаветы Алексеевны , а во время коронации Николая I графиня получила знаки ордена Святой Екатерины меньшего креста; в 1828 году Анна Орлова сопровождала императрицу Александру Фёдоровну в её путешествии по России и за границей . Императрица была весьма расположена к ней с самого своего приезда в Россию и называла её чуть ли не самой богатой из русских аристократок . Анна продолжает давать приёмы, которыми восхищается высшее общество:
|
Анна и архимандрит Фотий
В 1817 году Фотий принял постриг в Александро-Невской лавре , был рукоположен во иеромонаха и вскоре был назначен законоучителем во второй кадетский корпус . В духовные наставники Анне Фотия порекомендовал епископ Иннокентий (Смирнов) , который до возведения в архиереи был ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии . Анна оставила Москву и переехала в Санкт-Петербург , где два года пыталась сблизиться с Фотием, который чуждался её богатства и знатного происхождения . Фотий, выступавший против господствовавших в обществе мистических настроений , в 1820 году после произнесения обличительного слова в Казанском соборе был удалён из столицы и назначен настоятелем бедного и полуразрушенного Деревяницкого монастыря близ Новгорода . Анна Орлова пожертвовала на восстановление обители крупные средства: сразу после его перевода в Новгород она направила ему 3000 рублей, затем ещё 10 000 и два обоза — один со свечами, ладаном и вином, а второй с хлебом. Все пожертвования направлялись ею лично Фотию с указанием « на его нужды » . Используя своё положение, графиня хлопотала также о возвращении своего духовного отца в столицу. Под её влиянием митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) в январе 1822 года перевёл Фотия в и возвёл в сан архимандрита , а после Пасхи того же года вызвал его в Петербург и поместил в Александро-Невской лавре.
В Петербурге Фотий провёл меньше года. Он познакомился с обер-прокурором Синода князем А. Н. Голицыным , неоднократно встречался с ним в доме Анны Орловой, где « девице и князю предлагал слово и дело Божие по три, по шести и до девяти часов в день » . 5 июня Фотий был принят императором Александром и вскоре получил из кабинета Его Величества наперсный крест с драгоценными украшениями, а в августе того же года был назначен настоятелем новгородского первоклассного Юрьева монастыря . Представляя кандидатуру Фотия Синоду, митрополит Серафим указал, что он без какой-либо помощи казны в короткий срок восстановил два монастыря и есть надежда, что он сможет восстановить и древнюю новгородскую обитель . Оказывавшая ему все эти годы помощь графиня Анна последовала за ним в Новгород. Она купила в селе Витославлицы близ монастыря большой участок земли, построила усадьбу и постепенно переселилась в неё из Петербурга на постоянное жительство.
Благочестивая жена
Душою Богу предана,
А грешной плотию
Архимандриту Фотию.
На средства Анны Орловой Фотий восстановил Юрьев монастырь: украсил существующие храмы и построил новые, а когда в 1823 году пожар уничтожил тёплый Крестовоздвиженский собор , то Анна незамедлительно направила на его восстановление материалов на 40 000 рублей. Благотворительность Анны Орловой в пользу монастыря привлекла и других меценатов, и к 1831 году только Сохранная казна монастыря насчитывала более 300 000 рублей ассигнациями . В Юрьев монастырь в 1831 году Анна перевезла прах своего отца и его братьев и погребла под папертью Георгиевского собора . Отношения архимандрита и незамужней графини вызвали сплетни о том, что они состоят в любовной связи. А. С. Пушкин написал по этому поводу две едкие эпиграммы . Однако не все верили таким слухам, например, Долли Фикельмон , хозяйка петербургского салона и автор дневника о светской жизни 1830-х годов, писала: « О ней с уверенностью можно сказать, что она не только осталась девственной, но что и душа её девственна, как у младенца. <…> Хотя графиня Орлова уже далеко не молода, она обладает той вечной молодостью, что дарована только небесным душам » .
Исследователи отмечают, что Фотию было важнее владеть именно душой графини, он упорно « утверждал её в девическом, физическом и духовном девственном состоянии ». Сообщается, что когда Анна завела с Фотием разговор о возможном замужестве, то он подвёл её к иконе Иисуса Христа , повесил на неё кольцо с её руки и сказал: « Се — жених твой! »; после этого графиня дала обет безбрачия . Фотий, заставляя Анну Орлову вести практически монашескую жизнь, не допускал при этом, чтобы она приняла постриг , так как в этом случае всё её состояние отошло бы соответствующему женскому монастырю. Он также не давал ей полностью прекратить связи со столичным обществом, навязывая ей мысль, что она «предстательница» церкви в мире власть имущих. Этим, возможно, и объясняются противоречивые отзывы о ней в обществе: кто-то писал, что « одета она была хорошо, но почти по-старушечьи: тёмное бархатное платье с прекрасным кружевом, длинная нить жемчуга », а другие же видели в ней « блистательную светскую даму, которая нисколько не походила на московских богомолок » . Сама же Анна писала о Фотии следующее:
|
Предполагают, что Фотий, зная о роли Алексея Орлова в перевороте 1762 года , убийстве императора Петра III и деле княжны Таракановой , внушил Анне, что она должна всю жизнь отмаливать грехи своего отца . Этим, возможно, объясняется перенесение ею из подмосковной усадьбы «Остров» в Юрьев монастырь праха Алексея Орлова и его братьев.
26 февраля 1838 года архимандрит Фотий после продолжительной болезни скончался на руках своей духовной дочери. Для его погребения графиня Анна устроила в подземной церкви Похвалы Богородицы , сделанной по подобию древних катакомб , усыпальницу (это нарушило монастырскую традицию, по которой настоятели Юрьевского монастыря погребались в склепе под Георгиевским собором). Рядом с мраморным саркофагом Фотия Анна приготовила гробницу и для себя. После смерти Фотия Анна практически не покидала своего имения возле Юрьевского монастыря и провела в нём последние годы жизни.
Анна и Вера Молчальница
Особую роль сыграла графиня Анна Орлова в истории Веры Молчальницы, которую легенды отождествляют с императрицей Елизаветой Алексеевной , женой Александра I , которая якобы после того как император, инсценировав свою смерть, стал сибирским старцем Фёдором Кузьмичом , последовала его примеру.
В 1841 года она нашла Веру в Коломовском доме умалишённых и предложила «молчальнице» поселиться в Сырковом монастыре . Сообщают, что сведения о Вере она получила из Петербурга . За давшей согласие Верой приехала игуменья монастыря и отвезла её в обитель. О переселении Веры в монастырь был издан указ Новгородской духовной консистории от 10 апреля 1841 года , в котором указано, что в монастырь Вера помещается на содержание за счёт графини Анны Орловой . Когда келейница Веры Молчальницы заболела и не смогла выполнять свои обязанности, графиня Анна назначила ей новую из своих дворовых . Эта монахиня Амфилохия (умерла в 1901 году) была глуха, и сторонники существования некой тайны, связанной с сырковской молчальницей, утверждают, что графиня, будучи посвящённой в неё, специально выбрала глухую прислужницу, чтобы та не могла услышать, если Вера в бреду или по забывчивости скажет что-то о себе .
Последние годы жизни и смерть
После смерти Фотия Анна последние 10 лет своей жизни провела в своём имении рядом с Юрьевым монастырём. В 1832 году она продала свой московский дворец « Майский » в Нескучном саду императору Николаю I за полтора миллиона . В 1845 году в казну был продан отцовский Хреновской конный завод , на котором была выведена знаменитая орловская порода лошадей .
В последние годы она особенно прилежно посещала богослужения: ежедневно была на всенощной , ранней литургии в церкви Похвалы Богородицы, где ежедневно совершали литию , а по субботам (исключая праздники) панихиду по её родителям и духовному отцу . Она также совершала паломничества в Киево-Печерскую лавру , где сблизилась с преподобными Парфением и Феофилом Киевскими. На лавру и другие киевские святыни Анна сделала ряд крупных пожертвований: для Успенского собора лавры ею был заказан новый бронзовый иконостас стоимостью в 1 000 000 рублей ассигнациями , который заменил прежний деревянный, а для мощей великомученицы Варвары в Михайловском монастыре ею была изготовлена серебряная рака и сень общим весом около 400 килограммов . Кроме этого, только в 1840-е годы на нужды Киево-Печерской лавры Анна выделила более 50 000 рублей серебром . Анна делала пожертвования и за границу. На её средства украсили патриаршьи церкви Константинополя , Александрии и Дамаска , пожертвования поступали в Иерусалим и Афонские монастыри. Её первый биограф Н. Елагин уподобляет Анну Орлову Мелании Римской и пишет, что она тяготилась своей известностью. Всего при жизни на различные храмы и монастыри Анна Орлова потратила около 25 000 000 рублей .
Благодаря наследству отца Анна Орлова была одной из крупных душевладелиц Российской империи . Она не была сторонницей крепостного права и старалась улучшить положение своих крестьян: «обратив часть из них в вольных хлебопашцев , она других перевела в Удельное ведомство , считая крестьянскую администрацию этого учреждения и весь строй управления удельными крестьянами наиболее гуманным» . Среди своих крестьян в Самарской губернии , где преобладали чуваши , бывшие язычниками , она начала проповедь православия и добилась обращения многих своих крепостных в христианство .
Анна Орлова скончалась 5 октября 1848 года в день тезоименитства своего отца Алексея Орлова. Не отмечают, что она была больна или ей нездоровилось . К восьми утра она приехала в монастырь, была на ранней литургии, которую совершал настоятель Юрьева монастыря Мануил, и причастилась на ней. После литургии на паперти Георгиевского собора совершили панихиду по её отцу, и Анна уехала в своё имение у монастыря собираться в Санкт-Петербург , куда она планировала уехать в этот день. В пятом часу пополудни Анна вновь приехала в монастырь, слушала панихиду по архимандриту Фотию у его гроба в церкви Похвалы Пресвятой Богородицы. После панихиды она простилась со всеми, прося благословение в дорогу, а затем спустилась в пещеру к гробу Фотия. Вернувшись в храм, она приложилась ко всем иконам и вновь удалилась в склеп . Затем Анна подошла к паперти Георгиевского собора, где был похоронен её отец, и направилась к своему духовнику за благословением. Оттуда она прошла в покои архимандрита Мануила, желая проститься с ним и уехать в столицу. На крыльце ей стало плохо, но она без посторонней помощи дошла до гостиной, приложилась к чтимой ею иконе Иверской Божией Матери и начала жаловаться на стеснение в груди и кашель. Через десять минут графиня скончалась. В последние минуты жизни архимандрит Мануил прочитал над ней её любимую молитву « Богородице Дево радуйся… », а ризничий читал отходную молитву . Смерть графини Анны Орловой наступила без четверти шесть часов дня .
В течение пяти дней после смерти Анны панихиды по ней у гроба служил епископ Леонид (Зарецкий) , викарий Новгородской епархии и архимандрит Мануил. Отпевание графини совершили 10 октября в Георгиевском соборе в присутствии её родственников, знатных персон, приехавших проститься ней из Москвы и Санкт-Петербурга, а также при большом стечении народа. Погребли Анну в заранее приготовленной ею гробнице в церкви Похвалы Пресвятой Богородицы рядом с гробом архимандрита Фотия.
Посмертная судьба
В вещах графини было найдено Евангелие в серебряном с позолотой окладе с дарственной надписью почитаемого ею киевского старца Парфения, сделанной в 1845 году , в которой он называет Анну « сестра во Христе ЕИНГА ». Эта надпись породила гипотезу, что Анна Орлова приняла тайный монашеский постриг с именем Агния (ЕИНГА — написанное в обратном порядке имя Агния в звательном падеже ) . Гипотезу, в частности, подтверждает монах Евводий (в прошлом — слуга А. А. Орловой-Чесменской), присутствовавший при погребении графини .
Через несколько десятилетий после смерти Анны Орловой в народе появился ряд домыслов, отражённых Николаем Лесковым в его очерке «Мелочи архиерейской жизни» ( 1879 год ):
|
В XX веке появилась другая легенда, связанная с графиней. В 1932 году захоронения архимандрита Фотия и Анны Орловой были вскрыты археологом Михаилом Каргером . При этом её останки якобы лежали в неестественном положении, одежда разорвана, будто умершая металась в гробу, будучи похороненной заживо или в состоянии летаргического сна . В качестве причины этого легенда называет отравленное вино, которое ей дали в день смерти с причастием .
На следующий день после вскрытия гробниц Анны и Фотия их прах был перенесен к новгородской церкви Благовещения в Аркажах . Точное место захоронения не известно. В 2001 году рядом с южной апсидой храма устроена символическая могила с крестом .
Завещание Анны Орловой
Наследник | Сумма ( рублей серебром ) |
---|---|
Юрьев монастырь | 300 000 |
Почаевская лавра | 30 000 |
Соловецкий монастырь | 10 000 |
340 различных монастырей | 1 700 000 (по 5000 в каждый) |
48 кафедральных соборов | 144 000 (по 3000 в каждый) |
Епархиальные попечительские ведомства | 294 000 |
ИТОГО | 2 478 000 |
Согласно завещанию, капитал должен быть размещён в кредитных учреждениях и оставаться неприкосновенным. Монастырям и храмам разрешалось использовать только начисляемые на него проценты. Имение графини под Юрьевым монастырём, включая всю домашнюю утварь и личные вещи (за исключением драгоценностей ), переходило в собственность монастыря. Драгоценности графини также были направлены на благотворительные цели .
Родственники Анны Орловой получили по её завещанию только степные земли в Воронежской губернии .
Через год после смерти Анны Орловой церковный историк А. Н. Муравьёв писал, что в благодарность за сделанные в завещании пожертвования в пользу храмов и монастырей графиня удостоилась поминовения, которое не оказывали духовному или мирскому лицу с давних пор:
Святители собирали в кафедральные свои соборы ближайших настоятелей для общей панихиды ; в Лаврах и больших монастырях, после соборного поминовения, учреждалась трапеза для нищих; все малыя обители не перестают также поминать свою благотворительницу на ежедневной литургии .
Образ в литературе
- Державин Г. Р. Стихотворение « » (1801 год);
- Пушкин А. С. Эпиграммы « Благочестивая жена… » (см. текст выше) и « Внимай, что я тебе вещаю: // — Я телом евнух, муж душой, // — Но что-ж ты делаешь со мной? // — Я тело в душу превращаю » (диалог графини Анны Орловой и архимандрита Фотия). По мнению Бориса Башилова , эти эпиграммы необоснованно приписываются Пушкину и отсутствуют в пушкинских оригиналах .
- Карнович Е. П. «Фотий Спасский» (1875 год) и «Замечательные и загадочные личности XVIII и XIX столетий. Архимандрит Фотий» (1884 год). Обстоятельная характеристика Анны Алексеевны Орловой, цитируются письма Фотия к Орловой и многие другие документы со ссылкой на журнал «Русская Старина».
- Лесков Н. С. «Захудалый род» (1874 год). А. А. Орлова послужила прототипом персонажа лесковского романа — графини Антониды Петровны Хотетовой : «Хотетова, набожность которой развилась под влиянием одного тяжелого семейного воспоминания… ездила по монастырям, на которые и тратила своё почти, можно сказать, несметное богатство. Ею было восстановлено множество обедневших обителей; много мощей её средствами были переложены из скромных деревянных гробниц в дорогие серебряные раки, и в этом, кажется, и заключалась вся её христианская добродетель» .
- Мережковский Д. С. Роман «Александр I» (1911—1913), часть трилогии «Царство Зверя». Анна Орлова показана лишь в одном эпизоде и представлена полностью находящейся в духовной зависимости от архимандрита Фотия:
|
Примечания
- ГБУ ЦГА Москвы. Ф. 2121. — Оп. 1. — Д. 1160. — С. 50. Метрические книги Храма Ризоположения на Донской.
- Елагин Н. В. Жизнь графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. — СПб. , 1853. — С. 13.
- У Алексея Орлова был незаконнорождённый сын Александр , родившийся в 1763 году.
- ↑ Елагин Н. В. Жизнь графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. — СПб. , 1853.
- Записки об императрице Екатерине Великой полковника, состоявшего при её особе статс-секретарем Адриана Моисеевича Грибовского. — М., 1864. — С. 49-50.
- ↑ // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- В настоящее время здание Президиума РАН .
- В примечании к стихотворению Державин написал — « Сочинено в Москве 1801. Дочери г. Алексея Григорьевича Орлова, по случаю её приятной пляски (французского танца) в сентябре » ( Державин Г. Р. Анакреонтические песни. — М., 1986. — С. 438)
- ↑ Чулков Н. . Дата обращения: 16 января 2010. 14 августа 2011 года.
- ↑ Иванов О. . Дата обращения: 16 января 2010.
- ↑ Виденеева А. Е. . Дата обращения: 17 января 2010. Архивировано из 17 апреля 2013 года.
- Антонова А. Обходной марш-маневр // Видновские вести. — 2012. — № 50 . — С. 15 .
- Горновский И. А. Сто лет назад. Добровольные пожертвования. — 1904.
- . Из альбомов императрицы Александры Федоровны . Дата обращения: 18 января 2010. 24 июня 2020 года.
- Бал у камер-фрейлины графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской // Отечественные записки. — 1824. — № 55 . — С. 355—358 .
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- При этом в ряде случаев действия Фотия представляли собой вандализм ; например, им была полностью уничтожена фресковая живопись XII века в Георгиевском соборе, остатки которой были обнаружены под полом собора в 2014 г.
- . Дата обращения: 18 января 2010. 1 февраля 2014 года.
- ↑ Анисимов Е. В. // Дело . — 2006. 14 августа 2007 года.
- ↑ Серафим (Роуз) . // Русский паломник . — 2003. — № 27 . 2 января 2011 года.
- ↑ Синдаловский Н. А. // Нева. — 2009. — № 6 . 3 ноября 2012 года.
- Грузинский Н. Вера Молчальница. — СПб. , 1911. — С. 5.
- ↑ Грузинский Н. Вера Молчальница. — СПб. , 1911. — С. 6.
- Иванов О. // Московский журнал. — 2007. — № 6 . 20 июля 2014 года.
- . Дата обращения: 19 января 2010. 14 августа 2011 года.
- Сементовский Н. М. Киев. — 1864. — С. 61.
- Евгений (Болховитинов) . Описание Киево-Печерской лавры. — Киев, 1847. — С. 100.
- Слезскинский А. // Русская старина. — 1899. — Т. 100 . — С. 324 . 13 января 2021 года.
- Лесков Н. С. . — Собрание сочинений в двенадцати томах. — М. : Правда, 1989. — Т. 6. — С. 314. — 606 с. 17 июля 2009 года. . Дата обращения: 19 января 2010. Архивировано 17 июля 2009 года.
- . «Новгород», № 14 (978) (9 апреля 2009). Дата обращения: 13 мая 2011. 24 июня 2014 года.
- Муравьёв А. Н. Воспоминание о графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской // Прибавления к Творениям св. Отцов. — 1849. — Т. 8 кн. 2 . — С. 316—317 .
- Борис Башилов . . Дата обращения: 17 января 2010. 30 января 2012 года.
- . rvb.ru. — «Под этим именем [Хотетовой] Лесков выводит известную гр. А. А. Орлову-Чесменскую (1785—1848)… Н. С. Лесков 23 марта 1875 года с возмущением писал И. С. Аксакову. «…уничтожать памфлет Рогожина против Хотетовой (А. А. Орловой) не было нужды…»» Дата обращения: 12 сентября 2015. 25 ноября 2015 года.
- Мережковский Д. С. . Дата обращения: 17 января 2010. 4 октября 2011 года.
Литература
- Анисимов Е. В. // Дело . — 2006.
-
Елагин Н. В.
Жизнь графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. —
СПб.
: тип. Мор. Кадет. корпуса, 1853. — IV, 153 с.
- Жизнь графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской и её духовные искания. — 2-е изд. — М.: Либроком, 2012. — 392 с. — ISBN 978-5-397-02312-2
- Муравьёв А. Н. Воспоминание о графине Анне Алексеевне Орловой-Чесменской // Прибавления к Творениям св. Отцов. — 1849. — Т. 8 кн. 2 . — С. 316—327 .
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1902. — Т. 12: Обезьянинов — Очкин. — С. 312—313.
- Серафим (Роуз) . // Русский паломник . — 2003. — № 27 .
- Улыбин В. В. Архимандрит Фотий (Спасский) и графиня А. А. Орлова-Чесменская. — СПб. , 2001. — 141 с.
- Прот. Александр Берташ. // Православная энциклопедия . — М. , 2019. — Т. LIII : « Онуфрий — Павел ». — С. 280-284. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-8957-2060-8 .
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- Виденеева А. Е. . Дата обращения: 17 января 2010. Архивировано из 17 апреля 2013 года.
- Иванов О. . Дата обращения: 17 января 2010.
- 2021-02-27
- 1