Interested Article - Химера из Ареццо
- 2020-02-22
- 1
« Химе́ра из Аре́ццо» ( итал. Chimera di Arezzo ) — бронзовая скульптура, один из самых знаменитых образцов скульптуры этрусков . Датируется V веком до н. э.
Высота «Химеры из Ареццо» — около 80 см. Около правой передней лапы есть надпись, которая обычно читается как TINSCVIL и считается посвящением Тину , этрусскому богу дня; таким образом, скульптура могла быть вотивным предметом .
В настоящее время скульптура выставляется в Археологическом музее Флоренции. В Ареццо неподалёку от места её находки установлена бронзовая копия.
История
«Химера» была найдена в Ареццо , основанном этрусками тосканском городе, в 1553 году . При рытье траншей у городских стен рабочие случайно обнаружили клад античных бронзовых предметов. Среди них была скульптура, которую поначалу приняли за льва , так как змеиного хвоста не хватало. Находки были отосланы во Флоренцию и поступили в коллекцию великого герцога Козимо I Медичи . Он выставил самую крупную скульптуру на всеобщее обозрение в Палаццо Веккьо , в то время как небольшие бронзовые предметы из клада хранились в покоях герцога в Палаццо Питти , где тот, по словам Бенвенуто Челлини , «находил великое удовольствие в том, что чистил их сам, используя орудия златокузнеца». Среди малых предметов клада был, по сообщению Вазари , и кусок хвоста, благодаря которому скульптуру признали изваянием химеры. В XVIII веке змееподобный хвост был восстановлен.
Характеристика
Статуя относится к среднему периоду этрусского искусства , периоду, когда этрусская скульптура испытывала влияние архаической ионийской скульптуры. Это сказывалось в тонкой проработке фактуры, игре со светом. Итальянский исследователь так описывает ситуацию: «…С VI в. до н. э. начинает ощущаться влияние архаической ионийской скульптуры. Вулке , единственному известному нам по имени этрусскому скульптору эпохи архаики, или его непосредственному окружению принадлежит большая статуя Аполлона из Вей , являвшаяся частью наружного украшения (из терракоты) храма. Исполнение фигуры свидетельствует об ионийских веяниях, оказавших воздействие на скульптора. Обширные ровные поверхности фигуры переходят в тонкие вибрирующие нервюры складок одежды, хорошо взаимодействующие со светом. Постановка фигуры основана на другом принципе — она словно устремлена в пространство, что приводит к более резким светотеневым контрастам. Точно так же в бронзовой „ Капитолийской волчице “ ионийское влияние очевидно в тончайшей проработке тела животного и в стилизованной передаче шерсти на шее, что позволяет добиться значительной градации в игре света и тени. Однако по-новому подмечено в натуре и передано в скульптуре напряжение мышц под кожей животного. Вскоре после этого (в V в. до н. э.) „Химера из Ареццо“, один из крупнейших шедевров древней бронзовой скульптуры, станет доказательством усилившегося ионийского влияния, переходящего в свою противоположность благодаря усилению лаконичности и экспрессивности. Выгнутая дугой спина, хвост-змея, напряжённый, как пружина, делают форму более замкнутой: твёрдая и блестящая материя становится живой сущностью образа. Выступающие вены, сухожилия, мышцы и даже завитки гривы служат не столько для передачи анатомического строения тела, сколько для создания впечатления жизненной энергии, исходящей из бронзовой фигуры».
См. также
Примечания
- Дж. К. Арган. История итальянского искусства. М., 2000. С. 57
- 2020-02-22
- 1