Сальера
- 1 year ago
- 0
- 0
«Сальера» , или «Солонка Франциска I» ( итал. La Saliera di Francesco I ) — шедевр ювелирного искусства периода маньеризма , созданный флорентийским золотых дел мастером Бенвенуто Челлини для французского короля Франциска I в 1540—1543 годах из золота , эмали и чёрного дерева . Хранится в Кунсткамере Музея истории искусств в Вене . Высота изделия — 26,3 см, ширина овального основания из чёрного дерева — 33,5 см.
Ещё до отъезда во Францию художник выполнил в Риме скульптурную модель солонки (непременная деталь парадных обеденных сервизов) из воска с двумя фигурами — аллегорией союза земли: Цереры и морей: Нептуна ), благодаря которому и рождается соль . Челлини получил такой заказ ранее от кардинала Ипполито д’Эсте , который попросил скульптора «сделать модель солонки; но что он хотел бы отступить от обычая тех, кто делал солонки» . Чтобы направить художника, кардинал якобы посоветовался с двумя эрудированными литераторами: Луиджи Аламанни и Габриэле Чезано, чтобы они могли посоветовать наиболее подходящую иконографию .
Челлини взял модель с собой во Францию, поскольку король Франциск, видев её раньше в мастерской мастера, пообещал, что если Челлини приедет во Францию, то сможет отлить своё прекрасное произведение из чистого золота . Шедевр получил название «Солонка Франциска I» ( итал. La Saliera di Francesco I ). Король Франциск был щедрым и культурным меценатом , всегда готовым предоставить золото и серебро для удовлетворения творческих потребностей выдающегося мастера. Свой шедевр Челлини удалось закончить к 1543 году.
Произведение выполнено из золота, частично покрытого цветной эмалью, с подставкой из чёрного дерева , оно получило ещё одно громкое название, может быть не совсем удачное, но свидетельствующее о высокой оценке произведения: «Джоконда скульптуры» (( итал. Gioconda delle sculture ). Композиция этого произведения отражает одну из характерных черт и тенденций в искусстве периода маньеризма : слияние утилитарной и декоративной функций изделий из драгоценных материалов, а также соединение профессии скульптора, работы «златокузнеца» ( итал. battere metalli ), ювелира и эмальера . Солонка — единственное произведение мастера из драгоценных материалов, счастливо сохранившееся до нашего времени. Все его ювелирные произведения той эпохи (за исключением нескольких медалей) не сохранились — они были позднее переплавлены. Такова участь многих произведений искусства из драгоценных материалов.
Нептун с трезубцем в руке изображён несомым морскими конями — гиппокампами , рядом с его фигурой помещён кораблик, или ладья, которая и является собственно солонкой. Церера восседает на слоне , рядом с её фигурой помещена триумфальная арка , наподобие маленького храма с откидывающейся крышкой, предназначенная для перца (в то время дорогим экзотическим продуктом). У ног Цереры изображена саламандра , которая является геральдическим животным Франциска I и представляет собой аллюзию на заказчика солонки. Пьедестал солонки, выполненный из эбенового дерева, украшают четыре путти , символизирующие ветра и стороны света . В волнах синей эмалью по золоту резвятся дельфины. Дорогое изделие помещено на четыре шарика из слоновой кости, свободно встроенных в чёрное дерево, на которых солонку можно не поднимая перемещать по столу.
Столь редкостное изделие создано в полном согласии с эстетикой необычайного и причудливого, свойственной той эпохе, в частности пониманию термина «decorum» как «уместности, приличия украшений», но также «фантастичного и чудесного». Это был век создания кунсткамер при королевских и герцогских дворах, в которых и хранились различные причудливые вещи. Сам Челлини в «Трактатах о ювелирном деле» (Trattati sopra l’Oreficeria) дал такое толкование: «Я сделал две фигуры, сидящие, скрестив ноги друг против друга, одна прямая, другая согнутая; это положение должно означать горы и долины земли… Соль рождается в результате встречи суши и моря» . Более пространно и красочно автор описал замысел в своём «Жизнеописании»:
«Поверх этой подставки, подобно тому, как бывает, что море обнимается с землей, я сделал две фигуры размером изрядно больше пяди, каковые сидели, заходя ногами одна в другую, как мы видим иные длинные морские заливы, которые заходят в землю; и в руку мужчине-морю я дал корабль, богатейшей работы; в этом корабле удобно и хорошо умещалось много соли; под ним я приспособил этих четырёх морских коней; в правой руке сказанного моря я поместил ему трезубец. Землю я сделал женщиной, настолько прекрасного вида, насколько я мог и умел, красивой и изящной; под руку ей я поместил храм, богатый и разукрашенный, поставленный наземь, и она на него опиралась сказанной рукой; его я сделал, чтобы держать перец. В другую руку поместил рог изобилия, украшенный всеми красотами, какие я только знал на свете. Под этой богиней, и в той части, которая являла быть землей, я приспособил всех тех красивейших зверей, каких производит земля. Под частью моря я изобразил весь прекраснейший подбор рыб и раковин, какой могло вместить это малое пространство»
В скульптурных деталях этого произведения чувствуется влияние великого Микеланджело , которого Челлини почитал и одновременно стремился превзойти. Четыре фигуры в основании солонки повторяют микеланджеловские аллегорические скульптуры « Ночь », « День », « Утро » и « Вечер » — олицетворения времени и быстротечности жизни — из Капеллы Медичи во Флоренции.
«Солонка Франциска I» бесценна уже потому, что это единственная ювелирная работа Челлини, атрибуция которой не вызывает никаких сомнений. Король Карл IX преподнёс её Фердинанду Тирольскому , который в 1570 году представлял короля на его помолвке с эрцгерцогиней Елизаветой . После этого до XIX века «Сальера» оставалась жемчужиной инсбрукского замка Амбрасс (Тироль). Затем, вместе с другими произведениями фамильной Сокровищницы Габсбургов, в 1661 году золотую Солонку перевезли в Вену. С учреждением венского Музея истории искусств в 1891 году шедевр Челлини был помещён в Кунсткамеру музея.
11 мая 2003 года «Солонка Франциска I» была похищена из музея, который в то время находился на ремонте. Хотя стоимость скульптуры оценивалась не менее чем в 50 млн евро , австрийское правительство предложило за возврат солонки сравнительно скромную награду в 70 000 евро . Объяснялось это тем, что сбыть произведение такого уровня попросту невозможно. При этом застрахована Сальера была только на половину рыночной стоимости, так как возможность похищения такого шедевра просто не рассматривалась всерьёз .
Расчёт администрации музея оправдался: 21 января 2006 года полиция обнаружила Солонку закопанной в свинцовой коробке в лесу у города Цветль .
Кража шедевра Челлини из венского музея в 2003 году способом срабатывания ложной тревоги (сработала сигнализация, но сотрудники службы безопасности предположили, что это ложная тревога, поэтому кража была обнаружена уборщиками только на следующее утро) ассоциируется с замыслом сценария американского фильма 1966 года « Как украсть миллион », где участвует вымышленное произведение Челлини: статуэтка Венеры. Не исключена и «художественная подсказка», как это не раз бывало в истории (преступник, укравший солонку, был владельцем компании по производству систем сигнализации) .