Interested Article - Алебарда
- 2021-04-15
- 1
Алеба́рда ( нем. Hellebarde , фр. Hallebarde ) — древковое холодное оружие с комбинированным наконечником, состоящим из игольчатого (круглого или гранёного) копейного острия и клинка боевого топора с острым обухом .
Алебарда практически аналогична бердышу , и от него отличается тем, что трубка вверху заканчивалась копьём (у некоторых бердышей колющие удары выполнялись носком лопасти топора). Позднее, с развитием огнестрельного оружия алебарда становится церемониальным оружием.
История
Алебарда находилась на вооружении пехоты ряда вооружённых сил европейских государств с XIII по XVII век, получив наибольшее распространение в XV—XVI веках как эффективное оружие против хорошо защищённой кавалерии . В XIV—XV веках для этой цели использовался годендак (годенбак) .
В XV столетии победы швейцарцев над рыцарской конницей доказали ошибочность западноевропейского взгляда, что воинами могут быть только всадники . Постепенно обычай в Западной Европе считать пехоту презренным войском был забыт. Например у ландскнехтов тактическо-административной единицей был « значок », силой от 400 до 600 человек личного состава, нанятых одним капитаном , и он состоял из пикинёров , алебардистов и стрелков .
Позднее алебарда стала использоваться как парадно-церемониальное оружие , в таком качестве и по сей день состоит на вооружении Швейцарской гвардии Ватикана. В России в 1700—1811 годах алебарды, протазаны , эспонтоны неоднократно вводились в качестве строевого оружия офицеров и унтер-офицеров пехоты. Эта же практика, судя по сохранившимся изображениям, бытовала и в XVII веке. . В России алебарды составляли почётное вооружение дворцовой стражи и царских телохранителей . До 1856 года алебарда была оружием нижних чинов русской городской полиции .
«… Орудие это, на первый взгляд и особенно издали казавшееся страшным, а в действительности очень тяжёлое и неудобное для какого-либо употребления, стесняло, конечно, хожалых , не обладавших крепостью и выправкой средневековых ландскнехтов , и они часто пребывали без алебарды , оставив её или у своей будки или прислонив к забору .»
— Н. В. Давыдов , описывая Москву середины XIX века.
Близким подобием алебарды также является полэкс .
Устройство и принцип действия
Алебарда представляла собой сочетание копейного острия и клинка секиры с острым обухом на длинном (2 — 2,5 метра) древке общей массой 2,5 — 5,5 килограммов. Наконечник алебарды мог оснащаться крюком. Алебарды различались главным образом формой и размерами топора (широкое и узкое; полумесяцем и плоское; выпуклое и вогнутое; секира или чекан ) и количеством крюков. Существовали также алебарды без копейного острия. Классическим типом, сформировавшимся к XV веку, является алебарда с узким топориком различной формы, игольчатым остриём и треугольным, слегка искривлённым книзу обухом. Абордажные алебарды оснащались большим крюком и более длинным, около 3 метров, древком. Алебарды в основном использовались в качестве рубящего оружия, также ими стаскивали всадников с коней, стягивали корабли при абордаже, наносили рубяще-дробящие удары лезвием или обухом топора.
Руководства
Описание приёмов владения алебардой содержится, в частности, в турнирной книге императора Максимилиана I «Фрейдал» (1512—1515), а также в рукописном фехтовальном трактате чиновника и хрониста из Аугсбурга Пауля Гектора Майра (1542—1544 гг.), проиллюстрированном художником Йоргом Броем младшим.
Виды топора алебарды
- Выпуклое — стандартный вид алебарды, позаимствованный собственно от топора. Был характерен для раннего средневековья .
- Плоское — более совершенный вид алебарды, который перешёл на смену обычному, отличался более мощным ударом и лучшим пробиванием брони по сравнению с выпуклым топорищем. Был характерен для середины средневековья .
- Полумесяц — конечный вид алебарды, который перешёл на смену плоскому. Отличался ещё более мощным ударом и лучшим пробиванием брони по сравнению с плоским топорищем. Был характерен для позднего средневековья .
В живописи
В западноевропейском искусстве атрибутом апостолов Иуды Фаддея и Матфея является анахронистичная алебарда; также алебарда была атрибутом богини Минервы .
Изображения разнообразных алебард встречаются в произведениях западноевропейской живописи XVI—XVII веков, наиболее известным из которых является «Ночной дозор» Рембрандта (1642 год).
Галерея
-
Сдача Парижа в 1420 году. Миниатюра из «Вигилий на смерть короля Карла VII» (1483 г.)
-
Ландскнехт с алебардой. Илл. Бартоломеуса Фрейслебена из «Арсенальной книги» Максимилиана I (1502 г.)
-
Альбрехт Альтдорфер . «Пилат умывает руки перед народом» (1509 г.)
-
Содома . «Снятие с креста» (1510-1513 гг.)
-
Встреча войск Унтервальдена в Люцерне . Илл. из «Люцернской хроники» Диболда Шиллинга Младшего (1513 г.)
-
«Ландскнехт с алебардой». Гравюра Никласа Штёра (1530)
-
Двое лордов под охраной алебардщика. Акварель из «Всемирного театра старинной и современной моды»(1575 г.)
-
Воин «гот» с алебардой. Акварель из «Всемирного театра старинной и современной моды»(1575 г.)
-
Папский гвардеец с алебардой
-
Солдат с алебардой.
Голландия, середина XVII века -
Алебарды и другое оружие
Голландия, 1649 -
Городской ночной сторож несёт фонарь и алебарду. Иллюстрация к поэме Фридриха Шиллера «Песнь о колоколе» (1799 г.)
См. также
Примечания
- ↑ // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911—1915.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911—1915.
- -. — Санкт-Петербург: тип. 2 Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1830—1851. — 30. Т. 43, Ч.1: Книга штатов… : Отд-ние 1-е. — [1], 392, 316, 156 с.
- Холл, Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве = James Hall; introduction by Kenneth Clark . Dictionary of Subjects and Symbols in Art / Пер. с англ. и вступительная статья А. Майкапара . — М. : «Крон-пресс», 1996. — 656 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-323-01078-6 . С. 55
Литература
- // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911—1915.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Бехайм Вендален . Энциклопедия оружия / Пер. с нем. А. А. Девель и др. Под ред. А. Н. Кирпичникова . — СПб.: Оркестр, 1995. — 576 с.: ил. — ISBN 5-87685-029-X .
- Ефимов С. В., Рымша С. С. Оружие Западной Европы XV—XVII вв. — Том 1. Доспехи, клинковое оружие, оружие на древках. — СПб.: Атлант, 2009. — 400 с.: ил. — Серия «Оружейная академия». — ISBN 978-5-98655-022-0 .
- Окшотт Эварт . Оружие и воинские доспехи Европы. С древнейших времен до конца Средневековья. — М.: ЗАО « Центрполиграф », 2009. — 704 с.: ил. — ISBN 978-5-9524-4069-2 .
- Печейкин А. // Военно-исторический журнал. — 2018. — № 9.
Ссылки
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880—1882.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911—1915.
- // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . — М. : Советская энциклопедия , 1926—1947.
- 2021-04-15
- 1