Interested Article - Кинокефалы

Икона Св. Христофора

Кинокефалы, киноцефалы ( греч. κῠνοκέφᾰλοι ), псоглавцы , песьи главы, песьеглавцы, песиголовцы зооморфные персонажи из культуры разных народов, имеющие человеческое тело и голову собаки , волка , шакала или гиены .

Свидетельства

Рассказы о народе псоглавцев встречаются у античных писателей: Гесиода , Геродота , Ктесия , Мегасфена , Плиния Старшего и др. Согласно им, кинокефалы жили в Индии , Ливии , Эфиопии , Скифии — на границах тогдашней ойкумены . Аристотель в Истории животных упоминает кинокефалов в ряду обезьян, что исследователи трактуют как описание павианов (ср. Бабуин : Papio cynocephalus ) .

Гесиод упоминает «песиголовцев надменных» в числе потомства Геи -Земли, в одном ряду с массагетами и пигмеями .

И увидел я знаменитое племя людей-полупсов, у коих поверх крепких плеч выросла пёсья голова с наисильнейшими челюстями; у них, как и у псов, лай, и вовсе не знают они славную именем речь других смертных. ( Симмий , «Аполлон» )

Войска Александра Македонского борются с псоглавцами. Индийская миниатюра

Согласно свидетельствам, хотя голова у них была собачья, всё остальное тело было целиком человекоподобно. Они пользовались инструментами и оружием, а также носили одежду — что дало возможность средневековым теологам утверждать, что душа у них есть, ведь стыд — это результат дарованной Господом души.

Встречаются упоминания о них у индийских, персидских, египетских, и даже китайских и зулусских [ источник не указан 2338 дней ] авторов. Из византийских источников псоглавцы перешли в древнерусские сказания. В средневековье о них писали Блаженный Августин , Плано Карпини , Порденоне и Марко Поло . Области, отмеченные как «населённые псоглавцами» , присутствовали на средневековых картах.

С расширением границ мира в эпоху Великих географических открытий кинокефалы «перекочевали» на Молуккские острова, в Индонезию и в Америку — Христофору Колумбу , в частности, рассказывали о племени каннибалов с пёсьими головами (ими оказались караибы ). Последние свидетельства очевидцев относятся к XVIII в.

«Кинокефалов, или песьеглавцев первоначально помещали в Африке , позднее на картах XII—XIII вв. они перемещаются на север Азии . На Севере кинокефалы впервые появляются в контексте эсхатологических пророчеств . Они составляют одно из подразделений апокалиптического войска Гога и Магога (т. н. яфетические солдаты). На карте читаем легенду : „Рифейские горы — граница Азии и Европы ; река Танаис . Здесь живут мерзкие люди Грифа, кинокефалы“ . На Эбсторфской карте мира песьеглавец вооружён луком и стрелой, рядом значится легенда: „Кинокефалы зовутся так, потому что у них пёсьи головы и личина; одеждой им служат звериные шкуры, а голос их — собачий лай“. На карте мира 1550 г. просвещённого французского картографа (Дьепская картографическая школа) на северо-востоке „Московии“ в области „Colmogora“ помещена миниатюра русского охотника-промысловика (или эсхатологического бойца Гога и Магога ), одетого в шкуры, вместо лука и стрел в руках у него уже ружьё, но вместо лица по-прежнему пёсья морда. В англо-нормандской картографической традиции песьеглавцы перемещаются с северо-востока в Индию и в Африку» .

На « Херефордской карте мира » (ок. 1300) псоглавцы поселены в Скандинавии
Псоглавцы Никобарских островов. Itinerarium Одорико Порденоне.

Существует письменное свидетельство архидьякона Павла Алеппского , который, находясь в Москве во второй половине XVII века , участвовал в обряде « чина омовения мощей ». Перечисляя различные реликвии Благовещенского собора , он описал лобызаемую пёсью голову святого Христофора :

Вот названия мощей тех святых, которые мы могли удержать в памяти: <…> глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень — наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!

Известные собакоголовые персонажи

  • Анубис — древнеегипетский зооморфный бог
  • Святой Христофор — христианский святой, согласно одной из версий жития, принадлежал к подобному собакоголовому племени, жившему на границах империи. Согласно другой — собачья голова была дарована ему Богом в ответ на молитвы, чтобы противостоять искушениям. (Подробнее см. статью ).
  • Полкан — русский богатырь , представленный в былинах как кентавр , иногда изображённый и с пёсьей головой .
  • Аралезы армянские боги-псоглавцы, которые могли лизанием ран павших в бою возвращать их к жизни .
святые Ахракас и Аугани (икона XVIII века)

См. также

Литература

  • Рыбаков В. В. Хроника Адама Бременского и первые христианские миссионеры в Скандинавии. М.: , 2008. С. 225—242. ISBN 978-5-9551-0242-9 .
  • David Gordon White, «Myths of the Dog-Man».

Примечания

  1. Аристотель . История животных , кн. II. Гл. VIII
  2. Гесиод. Фрагменты / Фрагмент 150 — Оксиринхские папирусы, 1358, фр.2, кол.1 Гренфел-Хант // . — Москва: «Лабиринт», 2001 г.. — С. . — 256 с. — (Античное наследие). — ISBN 5-87604-087-8 .
  3. . Дата обращения: 18 сентября 2007. 14 декабря 2007 года.
  4. от 14 августа 2017 на Wayback Machine Глава XV. Москва. — Чин омовения мощей в Великую пятницу. Чин плащаницы в Великую субботу.
  5. Желтов М. С. — от 5 августа 2017 на Wayback Machine «Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники», ред. А. М. Лидов. М.: « Прогресс-Традиция », 2006. 440 с. ISBN 5-89826-275-X
  6. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  7. Гоян Г. И. от 20 февраля 2020 на Wayback Machine ; ч. 2: Мифология языческой Армении и предыстория армянского театра — С. 320: „Аралез был «божеством с человеческим туловищем и собачьей головой»“ // издательство «Искусство» , М.: 1952
  8. Толмачева Е. Г. Копты: Египет без фараонов — ISBN 5-89321-100-6
  9. Зверев А. С. // Православная энциклопедия . — М. , 2013. — Т. XXXIII : « Киево-Печерская лавра — Кипрская икона Божией Матери». — С. 568—570. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-037-0 .
  10. Касперавичюс М. М. от 11 октября 2021 на Wayback Machine (Рис. 2 — С. 208) / Погребальная культура Боспорского царства // Институт истории материальной культуры РАН , СПб.: 2014. — ISBN 978-5-4469-0432-7 .
  11. . Дата обращения: 11 ноября 2016. Архивировано из 9 ноября 2016 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Кинокефалы