Interested Article - Бурхан (скульптура)

Бронзовая скульптура йогина Миларепы (музей Равджи , Сайншанд )

Бурха́н монгольское слово, соответствующее санскритскому Будда ; у буддистов -монголов обозначает изображения многочисленных их божеств, изготовляемые из разнообразных материалов и различными способами: из золота и серебра, из бронзы и меди, из глины, дерева и камня. Металлические бурханы бывают литые и кованые; каменные бурханы либо вытёсываются из камня, или высекаются на камне. Распространены бурханы, нарисованные на коже, бумаге, а чаще всего на полотне.

Происхождение бурханов, как изображений божеств, буддисты относят к началу существования своей религии, и изготовление бурханов считают заповедью самого основателя буддизма, Шакьямуни , первое изображение которого, по сказанию буддистов, дано было им самим и было изготовлено при его собственной чудодейственной помощи .

С последовавшим за тем развитием учения о многочисленных перерождениях Будды, буддисты стали изображать и второстепенных будд и таким образом увеличили число своих священных изображений до того, что уже были не в состоянии дать каждому такому изображению отличительные признаки. Поэтому были вынуждены разделить всех 1000 будд, о которых будто бы предсказал сам Шакьямуни, на пять разрядов и стали изображать каждых двести будд одинаково.

По мере осложнения верований буддистов и с развитием буддийской космологии , у них появилось учение о множестве и разнообразии миров , населённых богами и полубогами, вследствие чего священные изображения буддистов значительно умножились. Буддисты-монголы всех своих бурханов подразделяют на бурханов-успокоителей (аморлингой) и бурханов свирепых ( докшит ).

Бурханы обычно помещаются в буддийских кумирнях , известных у сибирских буддистов под именем « дацан » (или «дасанг»), а в Средней Азии — под именем «сумэ». В кумирнях они размещаются параллельно северной стене и самые главные из них ставятся за особыми жертвенными столами, на отдельных подставках, а иногда на самых жертвенных столах. Лицом бурханы обращены на юг, то есть к дверям кумирни, и располагаются соответственно своей религиозной важности.

В Монголии и Калмыкии

Буддийская скульптура — один из важнейших видов изобразительного искусства дореволюционной Монголии ( Халхи ), активно возрождающийся с начала 1990-х годов.

В русской востоковедческой и искусствоведческой литературе часто встречается соответствующий термин « бурха́н », означающий скульптурное изображение будды , бодхисаттвы , дхармапалы , махасиддхи или другого значимого персонажа, почитаемого в монгольском буддизме .

Массовое изготовление бурханов в Монголии начинается в период династии Цин , то есть со второй половины XVIII века. Основными материалами для скульпторов служили дерево и бронза . Считается, что фундамент монгольской школы художественного литья бронзовых статуй заложил выдающийся буддийский учитель Дзанабадзар . Изделия покрывались золотом, иногда серебром. Бурханы устанавливались практически во всех местах буддийского культа, включая домашние алтари в кочевых юртах .

Развитие буддийской скульптуры у бурят и калмыков также берёт начало в XVIII столетии, и переживает расцвет в конце XIX — начале XX веков. В Калмыкии особой популярностью пользовались работы из дерева , в Бурятии одинаково ценились деревянные и металлические изделия. Центром бурятского художественного литья бурханов считалась Цолга ; художественной обработкой дерева славился Оронгой , где работал виртуозный скульптор .

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. В монгольском языке понятие « бурхан », — пришедшее из санскрита (बुद्ध, buddha ) через китайский и тюркские языки, — указывает, прежде всего, на самого персонажа буддийского или (реже) шаманского и тенгрианского пантеона .
  3. Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство XVII — начала XX века. — М.: Наука, 2005. С. 81—82.
  4. от 17 мая 2012 на Wayback Machine . от 17 мая 2012 на Wayback Machine (27.09.2006).

Литература по теме

  • Антипова Е. А. : автореф. дисс. … к. искусств. — Екатеринбург, 2010.
  • Цултэм Н.-О. Выдающийся монгольский скульптор Дзанабадзар. — Улан-Батор: Госиздательство, 1982.
  • Цултэм Н.-О. . — М.: Изобразительное искусство, 1984.
Источник —

Same as Бурхан (скульптура)