Interested Article - МАССОЛИТ

МАССОЛИТ — вымышленное объединение литераторов, фигурирующее в романе Михаила Булгакова « Мастер и Маргарита ». По мнению исследователей, аббревиатура расшифровывается как «Мастерская (Мастера́) социалистической литературы» или «Массовая литература», или «Московская ассоциация литераторов» (из второго абзаца романа: "Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ"); в ней также отмечено ироничное уподобление существовавшей в 1920-х годах организации МАСТКОМДРАМ, что означало «Мастера коммунистической драмы» .

Слово «МАССОЛИТ» появилось на страницах «Мастера и Маргариты» не сразу: в первых вариантах романа автор использовал аббревиатуры Вседрупис (Всемирное дружество писателей), Всемиопис (Всемирное объединение писателей), Всеобпис, Опис и другие .

Страницы, посвящённые МАССОЛИТу и Дому Грибоедова, в котором размещалось это литературное объединение, являются, по словам литературоведа Бориса Соколова , пародией на Союз писателей и Дом Герцена, в стенах которого базировались РАПП и Московская ассоциация пролетарских писателей (МАССПРОПИС) .

Дом Герцена — Дом Грибоедова

«Дом Герцена»

Дом Герцена, описанный в романе как Дом Грибоедова, находился на Тверском бульваре , 25 . В 1920-х годах Булгаков посещал проходившие в его залах заседания и не раз участвовал в литературной полемике; именно там собирались многие писатели, ставшие впоследствии персонажами «Мастера и Маргариты». Так, на одном из подобных мероприятий Булгаков резко протестовал против попытки профессора Василия Львова-Рогачевского признать значимыми трёх молодых авторов, пишущих о пролетарской любви: их герои во время свиданий разговаривали о мировой революции и пели « Интернационал » :

Булгаков отказывался признавать эти вещи фактом русской литературы. <...> Одно из самых последних собраний в Доме Герцена было «булгаковским». Тон на этом собрании задал Булгаков.

О том, что будущее «пристанище МАССОЛИТа» имело в среде литераторов недобрую репутацию, упоминает и филолог Сергей Боровиков , цитирующий адресованные Дому Герцена строки: «И прав один рифмач упорный, что в трезвом будучи уме, / На стенах мужской уборной бодро вывел резюме:/ „Хрен цена вашему Дому Герцена“./ Обычно заборные надписи плоски, но с этой — согласен! В. Маяковский » .

Давая название месту обитания массолитовцев, Булгаков, с одной стороны, обыграл «гастрономическую фамилию» создателя « Горя от ума », с другой — недвусмысленно дал понять, что основные жизненные интересы представителей этого объединения связаны с кулинарией. Ресторан Дома Грибоедова стал отдельным романным образом, потому что литературные вопросы волновали его завсегдатаев далеко не в первую очередь; главным их стремлением было «получение максимума материальных благ» :

Эпизод, когда Коровьев и кот Бегемот не могут попасть в «Грибоедов» из-за отсутствия массолитовских удостоверений, не только является описанием существовавших в литературной среде нравов, но и пародийно воспроизводит фрагменты романа Анатоля Франса «На белом камне»: речь идёт о ситуации, при которой герой может пообедать лишь при наличии членского билета :

Дом Грибоедова с расположенным в нем МАССОЛИТом — злая сатира на это общество, где человека определяют писателем только по наличию у него клочка картона в дорогой коже с «золотой широкой каймой».

Персонажи и прототипы

К числу возможных прототипов главы МАССОЛИТа Берлиоза исследователи относят пролетарского поэта Демьяна Бедного и одного из основателей РАППа Леопольда Авербаха . За критиком Мстиславом Лавровичем «скрывается» драматург Всеволод Вишневский — «один из ревностных гонителей Булгакова» .

В образе члена МАССОЛИТа Латунского, устроившего травлю Мастеру , угадываются черты руководителя Главреперткома Осафа Литовского . История его взаимоотношений с Михаилом Афанасьевичем началась в 1926 году (когда Литовский опубликовал уничижительную статью о пьесе « Дни Турбиных »), продолжалась в течение жизни и завершилась после смерти писателя: в начале 1960-х критик написал «сомнительную в отношении достоверности» книгу «Глазами современников», в которой пытался объяснить, чем вызвано его «пристрастное отношение» к Булгакову .

В то же время, по словам литературоведа Владимира Лакшина , «на сомнительную честь» быть прототипом Латунского могли бы претендовать также критики Г. Е. Горбачёв , И. А. Дорошев , А. Р. Орлинский (введший в обиход термин «булгаковщина») и некоторые другие современники писателя .

Примечания

  1. Борис Соколов. . — М. : Локид, Миф, 2000. — 588 с. — ISBN 5-320-00385-4 . 20 сентября 2008 года.
  2. Евгений Яблоков. . — М. : Языки славянской культуры, 2001. — 424 с. — ISBN 5-7859-0186-2 .
  3. Г. Лесскис, К. Атарова. . — М. : Радуга, 2007. — 520 с. — ISBN 978-5-05-006405-9 .
  4. Соколов Б. В. . — М. : Эксмо, 2005. — ISBN 5-699-10759-2 .
  5. Борис Мягков. Булгаковская Москва. — М. : Московский рабочий. — С. 198. — 222 с. — ISBN 5-239-01439-6 .
  6. Э. Миндлин. Молодой Булгаков // Булгаков М. А. «Я хотел служить народу...». — М. : Педагогика, 1991. — С. 651—654. — ISBN 5-7155-0517-8 .
  7. Сергей Боровиков. // Волга. — 2012. — № 3—4 . 29 октября 2014 года.
  8. Маяковский В. В. Дом Герцена (только в полночном освещении) («Расклокотался в колокол Герцен...») // . — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1958. — Т. 9. — С. 183—186. 7 марта 2016 года.
  9. Борис Соколов. . — М. : Локид, Миф, 2000. — 588 с. — ISBN 5-320-00385-4 . 20 января 2013 года.
  10. В. Лакшин. Булгакиада // Булгаков М. А. «Я хотел служить народу...». — М. : Педагогика, 1991. — С. 692. — ISBN 5-7155-0517-8 .
  11. В. Лакшин. Булгакиада // Булгаков М. А. «Я хотел служить народу...». — М. : Педагогика, 1991. — С. 691. — ISBN 5-7155-0517-8 .
Источник —

Same as МАССОЛИТ