Степан Лиходеев
- 1 year ago
- 0
- 0
Степа́н Богда́нович Лиходе́ев — второстепенный персонаж романа « Мастер и Маргарита » Михаила Булгакова . Степан Лиходеев является директором театра Варьете . Данный герой упоминается в романе редко, более детально автор знакомит нас с ним в главе седьмой « Нехорошая квартира ».
При создании персонажа Степана Лиходеева автор использовал контрастное сочетание реального и фантастического. Сам образ руководителя театра правился до самой смерти писателя: до 1929 года в черновиках романа персонаж был Гарасей Педулаевым, после Степаном Бомбеевым. В первой редакции романа персонажа перемещают не в Ялту, а во Владикавказ . В последней версии романа герой стал именоваться Степаном Богдановичем Лиходеевым и был изгнан в Ялту . Хочется заметить, что эта история перекликается с рассказом «Землетрясение» М. М. Зощенко , в котором персонаж Снопков пьяным заснул на улице накануне землетрясения в Крыму , а после пробуждения не мог понять, где находится, и выглядел комично и сумасшедше
С самого начала знакомства автор романа показывает нам Степана Лиходеева, как безответственного кутящего молодого человека, который просыпается в состоянии сильного похмелья, и не то что пойти на работу, он и с кровати встать не может.
"...Степа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытою черной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротником и галстуком, в кальсонах и в носках..."
Используя определённые детали в описании персонажа: фразеологизм «…сколько мог вытаращил…» , метафору «налитые кровью глаза» , сравнение с животным «покрытою чёрной щетиной физиономией» , автор низводит его из человеческого общества, демонстрирует «полное неприятие, отрицание автором образа Степы как представителя творческой русской интеллигенции советского периода».
Автор описывает персонажа, всё более усиливая ироничное отношение к нему, делая акцент на интимных частях мужского гардероба, «носки и кальсоны» , он показывает следом образ Воланда, одетого в чёрное и берет, опрятного и статного, что подсознательно вызывает у читателя отвращение к одному и любопытство к другому герою. Противопоставление этих героев также прослеживается и через детали: один отражается «в трюмо, привычном предмете человеческого обихода, а Воланд же предстает перед Степой и читателями, находясь рядом именно с зеркалом как символом виртуального мира, могущественного и загадочного». Также рядом с Воландом данный персонаж упоминается не иначе как Стёпа, «называя героя именно так — в контексте произведения стилистически сниженным, даже пренебрежительным вариантом имени, — М.Булгаков целенаправленно подчеркивает приниженность данного образа и одновременно выражает свою негативную оценку по отношению к нему».
Наказание Лиходеева аргументируют весьма весомо спутники Воланда. Из аргументов Коровьева:
"Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение...Начальству втирают очки!"
А кот ещё и добавляет, что Степан использует казенную машину в личных целях.
Коровьев подчёркивает некомпетентность и безответственность Лиходеева: «…ничего не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено».
Таким образом, М. А. Булгаков в образе Степана Лиходеева собрал образ «красного директора», то есть человека, которого партия назначала на руководящую должность, даже несмотря на то, что он ничего в данном деле не понимал.
Название | Страна | Год | Режиссёр | В роли Лиходеева | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Никогда не отвлекайтесь
на работе |
СССР | 1976 | Олег Табаков |
короткометражный
кинофельетон |
|
Мастер и Маргарита | СССР | 1977 | Юрий Любимов |
Юрий Смирнов
Феликс Антипов |
спектакль |
Мастер и Маргарита | Польша | 1988 | Мацей Войтышко | Ежи Боньчак | |
Мастер и Маргарита | Россия | 1994 | Юрий Кара | Сергей Никоненко | |
Мастер и Маргарита | Россия | 2005 | Владимир Бортко | Александр Панкратов-Чёрный | телесериал |
Мастер и Маргарита | Россия | 2024 | Михаил Локшин | Марат Башаров |