Белелюбский, Николай Аполлонович
- 1 year ago
- 0
- 0
Аркадий Аполлонович Семплеяров (фамилия от фр . слова simple — простой, заурядный, глупый ) — второстепенный персонаж романа « Мастер и Маргарита » Михаила Булгакова . Председатель акустической комиссии московских театров на Чистых прудах .
Интеллигентный, образованный и культурный человек, пожилой женатый мужчина, обладал баритоном . Во время сеанса чёрной магии в театре Варьете он сидит в отдельной ложе со своей женой и дальней родственницей, начинающей и подающей надежды актрисой приехавшей из Саратова , проживающей на квартире Аркадия Аполлоновича и его супруги. После фокусов, показанных на сцене приближёнными Воланда , он требует их немедленного разоблачения перед зрителями, особенно фокуса с денежными купюрами, но вместо этого Коровьев разоблачает тайны самого Аркадия Аполлоновича, в частности его любовные связи с молодыми актрисами. Весь зрительский зал узнаёт, что вчера вместо заседания акустической комиссии, которое и назначено-то не было, Аркадий Аполлонович отправился на Елоховскую улицу в гости к артистке разъездного районного театра Милице Андреевне Покобатько , и провёл у неё около четырёх часов, а также про любовные связи с его племянницей, начинающей и подающей надежды актрисой приехавшей из Саратова. После разоблачения Аркадия Аполлоновича, племянница ударила его зонтиком по голове, в последствии она была изгнана из его с супругой квартиры. В двадцать седьмой главе романа «Конец квартиры № 50», Семплеярова, в числе прочих, вызвали для допроса по делу о появлении неуловимой «банды» в Москве , где он подтвердил следователю, что как интеллигентный и культурный человек, был будучи свидетелем безобразного сеанса в театре Варьете, описал таинственного мага в маске, а именно Воланда, и двух его негодяев помощников, которых прекрасно запомнил. В эпилоге романа говорится, что Семплеярова отправили заведовать грибнозаготовочным пунктом в Брянске , поскольку «не клеились» у Аркадия Аполлоновича дела с акустикой, и сколько ни старался он улучшить её, она какая была, такая и осталась.
Одним из наиболее вероятных прототипов этого образа некоторые булгаковеды считают Авеля Сафроновича Енукидзе , секретаря Президиума ЦИК СССР и председателя Правительственной комиссии по руководству Большими и Художественными театрами, а также члена коллегии Наркомпроса РСФСР и Государственной комиссии по просвещению. Два последних учреждения находились на Чистых прудах , как и акустическая комиссия Семплеярова. Енукидзе, как и Семплеяров был неравнодушен к прекрасному полу, особенно к актрисам подведомственных театров, что и послужило одним из внешних поводов «за политическое и бытовое разложение» для его увольнения и ареста, завершившегося расстрелом в 1937 году. В качестве прототипа этого образа называли хорошего знакомого Булгакова, композитора и дирижёра Александра Афанасьевича Спендиарова . Ещё одним прототипом этого неприятного персонажа считается глава Наркомпроса РСФСР А.В.Луначарский , выступивший с резкой критикой « Дней Турбиных » и удостоился включения в составленный писателем «список врагов М.Булгакова по Турбиным», наряду с М.Кольцовым , В.Киршоном , А.Фадеевым , Ф.Раскольниковым и др.
Название | Страна | Год | Режиссёр | В роли Семплеярова | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
Мастер и Маргарита | Польша | 1988 | Мацей Войтышко | ||
Мастер и Маргарита | Россия | 2005 | Владимир Бортко | Валентин Смирнитский | телесериал |