Interested Article - Устойчивая мода

Обработка хлопка, 1862 год. Фото из архива Библиотеки Конгресса .

Устойчивая мода ( англ. Sustainable fashion ) — явление, связанное с изменением принципа потребления . Оно предполагает «замедление темпов обращения стиля, переработку материалов, обращение к экологическому стандарту и этику потребления» . Устойчивая мода подразумевает нарушение базового принципа системы, связанного с последовательным стремлением к новизне . Устойчивая мода связана с ограничением потребления и попыткой установления ответственного использования природных ресурсов .

Концепция и проблема термина

Термин

В 1960-е годы одним из направлений исследований стало изучение окружающей среды и проблем, связанных с изменением климата . Важной публикацией в этой области стала книга Рэйчел Карсон « Безмолвная весна » , где рассматривалось вредное воздействие деятельности человека на природную систему.

Термин , связанный с представлением об устойчивом развитии , возник во второй половине 1980-х , когда проблемы стабильности и равновесия обсуждались Международной комиссией по Окружающей среде и развитию (WCED) — так называемой Комиссией Брундтланд . Основная идея устойчивого развития была основана на балансе ресурсов и экономическом росте , который не приводит к деградации окружающей среды . Доклад комиссии был опубликован в 1987 году под патронажем ООН и при поддержке Издательства Оксфордского университета . Он обозначил принципы устойчивого развития в социальной сфере, экономике и природопользовании .

В начале 1990-х проблемы, связанные с вопросами устойчивого развития, нашли свое отражение в публикациях о моде . Как правило, в этих публикациях освещалась работа компаний, деятельность которых могла обернуться экологическими проблемами . Публикации обращали внимание на ущерб , причиненный производством материальных благ .

В 1990-х — 2000-х годах важным критерием «устойчивости» стала этика потребления . Отчасти ее связывают с идеей заботы — философской концепцией, сформировавшейся в работах Мартина Хайдеггера , Эммануэля Левинаса и Жака Дерриды . В исследовательских проектах вопрос критических изменений и проблема общества потребления обсуждалась еще в 1970-е годы. Она была поднята в работах Жана Бодрийяра , Ги Дебора и Элвина Тоффлера .

Систематическое исследование Устойчивой моды связано с 2000 годами. Эти вопросы, в частности, рассматривались в работах Кейт Флетчер , Джанет Хиторн и Конни Уласевич . Их тексты , опубликованные около 2008 года, можно считать одним из ранних примеров использования термина «Устойчивая мода». В российской историографии проблема Устойчивой моды рассматривалась в работах российского искусствоведа и историка моды .

Выставочный стенд хлопкопрядильных заводов VVB. Лейпциг, Германия, 1950. Коллекция: Deutsche Fotothek .

Концепция

Устойчивая мода предполагает замедление темпов обращения стиля . Она связана с обращением к экологическому стандарту и подразумевает переработку материала и использование сырья , которые не наносят вред окружающей среде . Идея Устойчивой моды связана с принципом переработки . В системе Устойчивой моды это один из самых острых и дискуссионных вопросов .

Устойчивая мода поддерживает стремление к социальной устойчивости и стабильности, связанной с охраной окружающей среды . Идея Устойчивой моды противостоит избыточному потреблению , ставит своей целью стабильность в социальной сфере и видит своим ориентиром защиту окружающей среды, Иногда Устойчивую моду представляют как этическую систему , которая поддерживает идею ответственного потребления .

Общая характеристика

Устойчивая мода позиционируется как идеология , связанная экономической и социальной устойчивостью , а также ответственным природопользованием . Устойчивая мода, как в сфере производства, так и в области потребления, подразумевает стабильное состояние социальной сферы, финансовой системы и культурных институций .

Один из аспектов Устойчивой моды — этика потребления . Она связана с формированием этических стандартов использования ресурсов , с количеством и динамикой потребления . Устойчивая мода как этическая система предполагает социально ответственное отношение к производству и человеческим ресурсам , задействованных в системе производства .

Помимо изменения идеологии потребления и стремления к ответственному пользованию ресурсами , Устойчивая мода исходит из двух основных приоритетов: создание универсального костюма, которое обеспечило бы стабильное существование моды и создание альтернативной доктрины, связанной с пуританской , минималистической или рациональной модой .

Основные идеи

Устойчивая мода и проблема этики

Идея Устойчивой моды исходит из концепции морально обоснованного потребления. В данном случае Устойчивая мода, как полагают, обращается к двум категориям: идее достаточного и героике аскезы . В своем моральном регламенте Устойчивая мода опирается на идею пуританской этики. Моральное ограничение и простота формируют этическую основу Устойчивой моды .

Устойчивая мода использует два основных этических вектора: концепцию морально ответственного потребления (которая часто понимается как строгость, основанная на пуританских принципах ) и социальной ответственности перед людьми, участвующими в процессе производства одежды . Принцип Устойчивой моды декларирует как новый этический кодекс (более строгая одежда, продиктованная установленным регламентом или требованием морали ), так и принцип социальной ответственности, связанный с формированием справедливого процесса перераспределения, производства и потребления .

Устойчивая мода и идея подлинного

Идея Устойчивой моды связана со стремлением к природному , что в некоторых случаях понимается как обращение к подлинному. Устойчивая мода связывает истинное с приобщением к естественному — то есть с отстранением от цивилизации , которая в европейской культуре часто изображалась как порок . Идея Устойчивой моды связана с идеей освобождения от негативного влияния цивилизационных процессов . Эти идеи имеют глубокую традицию в европейской культуре и отчасти соотносятся с концепцией «естественного человека» Руссо .

Устойчивая мода и концепция альтернативной моды

Идея Устойчивой моды подразумевает создание идеологического противовеса существующей доктрине моды . Стремление моды к устойчивости связано с изменением социального вектора . Устойчивая мода связана с формированием новой идеологии, подчиненной принципу сопротивления .

Как любая альтернативная система в костюме , Устойчивая мода не является истреблением модного принципа как такового. Устойчивая мода, как альтернативная система, предполагает смену ориентира, но не преобразование механизма моды. В некоторых случаях, Устойчивую моду рассматривают как новую маркетинговую стратегию , а не последовательное установление новой системы.

Устойчивая мода: близкие концепции

Описательный каталог полезных прядильных растений мира. 1897. Фотограф — Чарльз Ричардс Додж, 1847—1918

Медленная мода

Устойчивая мода близка понятию «медленной моды» , но не идентична ему . Устойчивая мода предполагает не только замедление темпов потребления, но и изменение его направленности . Устойчивая мода — прежде всего идеологическая модель, связанная с потреблением, в то время как медленная мода предполагает, прежде всего изменение динамики потребления и восприятия . Медленную моду связывают с принципами неспешности и созерцания, в то время как Устойчивая мода связана с декларацией универсального стиля, стремлением к стабильности, охраной окружающей среды и формированием новых экономических моделей .

Экологическая мода

Понятие экологической моды имеет точки пересечения с идеей Устойчивой моды , но заметно отличается от него. Устойчивая мода не ограничивается идеей экологического стиля как символа охраны окружающей среды . Устойчивая мода использует элементы эко-моды, но обращена не только к формированию внешних атрибутов, но и к изменению стратегии потребления .

Устойчивая мода и охрана окружающей среды

Считается, что модная индустрия входит в число ведущих отраслей, негативно влияющих на состояние окружающей среды . Возможность последующей переработки и производство, где негативное воздействие на окружающую среду минимизировано, являются важными факторами в системе Устойчивой моды . Удешевление производства и возможность создания недорогой одежды привело к ее неограниченному и часто бесконтрольному потреблению, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды .

Сушка натуральных волокон, около 1920 года, Восточная Ява. Тропический музей , Амстердам

Загрязнение в результате химической обработки естественных волокон, производство и утилизация химических волокон и уничтожение больших объемов непроданной одежды наносят существенный вред окружающей среде . Полагают, что только 20 % одежды подвергается корректной переработке и принимает участие во вторичном цикле использования . Остальная одежда попадает на свалки и сжигается . Полагают, что около 25 % пестицидов , используемых в мире, применяется для выращивания хлопка . В системе природопользования это может привести к необратимым последствиям .

Также полагают, что микроволокна синтетических тканей способны загрязнять природные водоемы . Микроволокна слишком малы, чтобы оставаться в системах промышленной фильтрации . Во время стирки частицы микроволокон способны попадать в природные водоемы, загрязняя пищевую цепь . Существует предположение, что ограничение синтетических материалов может предотвратить попадание части вредных веществ в естественную среду .

Устойчивая мода и социальные условия

Одной из серьезных проблем остается вопрос условий труда . Основные проблемы представляют собой плохая организация производства, низкая заработная плата и профессиональные риски, связанные с изготовлением одежды .

Положение усложняет нарушение трудовых прав в различных областях модной индустрии от создания и обработки текстиля до розничной торговли , дизайна и переработки отходов . Производство товаров в модной индустрии часто связано с нарушением трудовых прав . Стремление к снижению стоимости товара приводит к низкой заработной плате и ухудшению условий труда.

Точное количество работников , занятых в текстильной и обувной промышленности, в процессе производства ткани и модных товаров точно не известно . Полагают, что в различных циклах непосредственного производства одежды и обуви задействовано минимум 25 миллионов человек, большинство из которых — женщины . По приблизительным подсчетам около 300 миллионов человек занято в производстве хлопка . Большинство из них — люди с низкой заработной платой и тяжелыми условиями труда . Тот факт, что природные ресурсы рядом с фабриками подвержены загрязнению , приводит к значительному ослаблению качества жизни и представляет собой серьезную социальную проблему .

Устойчивая мода и условия индустрии

Страница из книги «Текстильное производство в Индии», 1866.

В основе спора об Устойчивой моде лежит понимание того, что дешевая одежда, произведенная в рамках массовой индустрии, является более доступной . Обращение к принципу Устойчивой моды, напротив, делает одежду недоступной для многих . Считается, что покупатели массового сегмента переняли привычки потребления , которые в середине XX века приписывались людям с высоким уровнем дохода. Массовые потребители не всегда покупают качественную одежду, а покупают слишком много и дешево .

Многие решения Устойчивой моды, например, такие, как возможность покупки высококачественных товаров, недоступны для людей с низким уровнем дохода . В некоторых случаях концепция Устойчивой моды рассматривается как средство давления и требования ответственного потребления от людей, которые не обладают для этого достаточными финансовыми возможностями .

Распределение прибыли также считается одной из проблем индустрии. Служащие, работающие в швейной промышленности , часто получают крайне низкую заработную плату . Сторонники Устойчивой моды исходят из предположения, что распространение концепции устойчивости сможет решить эту проблему .

Практика устойчивого потребления

Полагают, что в некоторых случаях негативное влияние модной индустрии на социальную систему и природную среду может быть уменьшено за счет развития практики устойчивого потребления . Оно подразумевает уменьшение объема и скорости потребления . Также речь идет о планируемом увеличении срока службы производимых вещей — в противовес идее планируемого устаревания , ставшей одной из центральных стратегий начиная с 1950-х годов .

Увеличение срока службы товаров является важным элементом идеи Устойчивой моды. Один из подходов связан с созданием эмоционально прочного (устойчивого) дизайна — то есть дизайна, не слишком подверженного радикальным колебаниям стиля. В этом смысле, Устойчивая мода подразумевает «создание универсальной одежды, которая подразумевала бы стабильное существование системы костюма» .

Устойчивая мода: основные материалы

Существует целый ряд факторов , который может быть учтен при определении материала как соответствующего принципам устойчивости . Среди них — процесс подготовки и условия выращивания волокон ; источник волокна; возобновляемость ; технологии, использованные при выращивании и производстве волокон; тип энергии, используемый при производстве ткани; условия труда людей, производящих одежду и ткани; углеродный след материала; процесс обновления и технология утилизации .

Устойчивая мода обозначает две основные проблемы, связанные с производством ткани: урон окружающей среде , связанный с использованием вредных химических веществ при производстве натуральных тканей и вред человеку и окружающей среде, связанный с производством, эксплуатацией и утилизацией синтетических тканей .

Для обеспечения равномерного давления на систему необходимо использование разных материалов. По данным за 2013 год 85 % всех используемых материалов составляли хлопок и полиэстер , эта пропорция продолжала увеличиваться .Многие волокна в готовой одежде смешиваются, чтобы получить желаемый эффект ткани. В некоторых случаях, это негативно сказывается на дальнейших возможностях переработки материала.

Образцы льна, 1930. Департамент сельского хозяйства. Служба сельскохозяйственных исследований. Коллекция: Национальное управление архивов и документации (США) .

Растительные волокна

Хлопок

Волокно растительного происхождения, является основным материалом, который используется в чистом виде или в смесях . Хлопок составляет около 50 % сырья, использованного для производства одежды в мире. Считается, что хлопок является одной из наиболее химически интенсивных культур. При выращивании хлопка используется около 25 % мировых инсектицидов . Статистически , переработка хлопка увеличивает нагрузку на окружающую среду.

Bt-хлопок

Чтобы сократить количество вредных химических веществ, были созданы генетически модифицированные растения хлопчатника, устойчивые к заражению вредителями . Такие хлопковые культуры не требуют применения инсектицидов . Тем не менее, полагают, что насекомые могут развить устойчивость к штамму Bt. Кроме того, производство bt-хлопка требует большего применения пестицидов , что увеличивает экономическое давление на фермерские хозяйства и негативно сказывается на состоянии окружающей среды .

Органический хлопок

Органический хлопок выращивается без использования генетически модифицированных культур. Органический хлопок должен соответствовать строгим стандартам , связанным с характеристиками качества и условиями производства. Производство органического хлопка растет: с 2007 года мировое производство хлопка увеличивается на 50 % в год .

Лен

Лен насчитывает более ста видов . Льняная пряжа состоит из прочных круглых волокон . Льняная пряжа подразделяется на пряжу из длинного и короткого волокна. Наиболее качественным считается длинноволокнистый лен. Он устойчив к износу и считается экологически чистым материалом.

Соя

Ткани получают из соевой шелухи, которая считается побочным продуктом производства сои. Соевые ткани могут быть смешанными или полностью изготовленными из соевых волокон. Соевые волокна разлагаются — полагают, что одежда из сои оказывает минимальное воздействие на окружающую среду .

Хлопковое покрывало с ручной росписью. Коромандельский берег , XVIII в. Музей Ост-Индской компании. Лорьян , Франция.

Бамбук

Бамбуковые ткани изготавливаются из бамбукового волокна . Производство тканей из бамбука связано с идеей устойчивости: бамбук не нуждается в пестицидах и специальных агрохимикатах. Бамбук устойчив к болезням и вредителям . Побеги бамбука быстро растут, что делает его хорошо воспроизводимой культурой.

Комбуча

Материал, производимый на основе целюлезного волокна и дрожжей . Родственной культурой является чайный гриб . После сбора и сушки полученный материал выглядит как кожа . Комбуча полностью разлагается и не требует дополнительной переработки. Производство этого материала требует лабораторных условий и его массовое тиражирование затруднительно.

Волокна животного происхождения

К волокнам животного происхождения относят такие материалы как шерсть , шелк , кашемир , альпака, викунья, мохер . Основные проблемы, связанные с производством волокон животного происхождения, — условия содержания животных и негативное воздействие на окружающую среду.

Химические волокна

Химические волокна — это текстильные волокна , получаемые из природных и синтетических полимеров . В концепции Устойчивой моды основную проблему составляет урон окружающей среде, связанный с производством химических волокон, а также возможное негативное воздействие на здоровье человека.

Критика устойчивой моды

Некоторые исследователи полагают, что представления об уроне, который наносит модная индустрия, сильно преувеличены и носят спекулятивный характер. Основным объектом критики остается тот факт, что Устойчивая мода сохраняет условия существующей системы . Она не нарушает действие механизма моды , а поддерживает его, предлагая новый ориентир, вписанный в старый маркетинговый механизм . Критики системы полагают, что устойчивая мода использует старый механизм, где объектом продажи и оборота становится идея устойчивости.

См. также

Примечания

  1. Farley J.; Colleen H. Sustainable fashion: past, present, and future. New York: Bloomsbury Academic, 2015.
  2. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 19-35.
  3. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 20
  4. Гройс Б. О Новом // Утопия и обмен. М.: Издательство «Знак»,1993. С. 113—244.
  5. Васильева Е. Система традиционного и принцип моды // Теория моды: одежда, тело, культура. 2017. № 43. С. 11—28.
  6. . Дата обращения: 17 февраля 2020. 18 ноября 2016 года.
  7. Монин А. С., Шишков Ю. А. История климата. Л., Гидрометеоиздат, 1979.
  8. Кривенко В. Г. Концепция внутривековой и многовековой изменчивости климата как предпосылка прогноза // Климаты прошлого и климатический прогноз. М., 1992. С. 39-40.
  9. Burroughs W. J. Climate Change: A multidisciplinary approach. Cambridge: Cambridge university press, 2007.
  10. Cronin T. Paleoclimates: understanding climate change past and present. New York: Columbia University Press, 2010
  11. Carson R. Silent Spring. Boston: Houghton Mifflin Company, 1962.
  12. Яблоков А. Охрана живой природы: проблемы и перспективы. Москва: Лесная промышленность, 1983.
  13. Перелет Р. А. Выявление показателей устойчивого развития // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов. ВИНИТИ,1995, № 6
  14. Iris B. Defining Sustainable Development: the World Commission on Environment and Development (Brundtland Commission). Milton Park: Routledge, 2014
  15. Не просто стиль // Коммерсантъ Стиль от 19.07.2019, 19:21
  16. World Commission on Environment and Development. Our Common Future. Oxford: Oxford University Press, 1987.
  17. Fletcher K. Sustainable fashion and textiles: design journeys. London; Washington, DC: Earthscan, 2008.
  18. Black S. The sustainable fashion handbook, New York: Thames & Hudson, 2013.
  19. Fletcher K.; Grose L. Fashion & sustainability: design for change. London: Laurence King Publishing, 2012.
  20. Хайдеггер, М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997; СПб.: Наука, 2002; М.: Академический проект, 2010.
  21. Левинас Э. Путь к Другому. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007.
  22. Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000.
  23. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. (1970) М.: Культурная революция, Республика, 2006.
  24. Дебор Г. Общество спектакля. (1967) М.: Логос, 1999.
  25. Тоффлер, Э. Шок будущего. (1970) М.: АСТ, 2008.
  26. Fletcher K. Sustainable fashion and textiles: design journeys. London; Washington, DC: Earthscan, 2008
  27. Fletcher K.; Grose L. Fashion & sustainability: design for change. London: Laurence King Publishing, 2012
  28. Hethorn J.; Ulasewicz C. Sustainable Fashion: Why Now?. London: Fairchild Books — Bloomsbury Publishing, 2008.
  29. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 19-35
  30. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 20
  31. Black S. Eco-chic : the fashion paradox, London: Black Dog, 2008.
  32. Rissanen T.; McQuillan H. Zero Waste Fashion Design. London: Bloomsbury, 2018.
  33. Woodcraft S. Design for Social Sustainability: A framework for creating thriving new communities. London: Social Life/Young Foundation, 2012.
  34. Atkinson G.; Dietz S. Neumayer, E. Handbook of Sustainable Development. Cheltenham: Edward Elgar, 2007.
  35. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 28-30.
  36. Young C.; Hwang K.; McDonald S.; Oates C. Sustainable consumption: green consumer behaviour when purchasing products. Sustainable Development. 2010, № 18 (1). p. 18 — 31.
  37. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 22.
  38. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 28-30.</
  39. Fischer J. Social responsibility and ethics: clarifying the concepts // Journal of Business ethics, 2004, № 52, p. 381—390.
  40. May S.; Cheney G.; Roper J. The Debate over Corporate Social Responsibility. Oxford; New York: Oxford University Press, 2007.
  41. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика, 2006.
  42. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 28-30.
  43. Ribiero A. Dress and Morality. London: B.T. Batsford. 1986.
  44. Minney S. Slow Fashion; Aesthetics Meets Ethics. Oxford: New Internationalist, 2016.
  45. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 22
  46. Гройс Б. О Новом // Утопия и обмен. М.: Издательство «Знак»,1993. С. 113—244.
  47. LaFreniere G. Rousseau and the European Roots of Environmentalism. // Environmental History Review 1990 № 14 (4), p. 41-72
  48. Cooper L. Rousseau, Nature and the Problem of the Good Life. Pennsylvania: Pennsylvania State University Press, 1999.
  49. Ellingson T. The Myth of the Noble Savage. Berkeley: University of California Press, 2001.
  50. Rousseau J-J. Discours sur l’origine et les fondements de l’inégalité parmi les hommes. Amsterdam: Marc-Michel Rey, 1755.
  51. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 30.
  52. Gill A. Deconstruction Fashion: The Making of Unfinished, Decomposing and Re-Assembled Clothes // Fashion Theory, 1998, Volume 2, Issue 1. pp. 25-49
  53. Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 58-79.
  54. Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 58-79
  55. Christensen C. The innovator’s dilemma: when new technologies cause great firms to fail. Boston, Massachusetts: Harvard Business School Press, 1997
  56. Fletcher K. Slow fashion // The Ecologist. 2007, № 37 (5): 60 — 67
  57. Кларк Х. Медленная мода: оксюморон или перспектива будущего? // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 38-54.
  58. Флетчер К. Медленная мода: изменить систему // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 9-17
  59. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 28-30
  60. Rissanen T.; McQuillan H. Zero Waste Fashion Design. London: Bloomsbury, 2018
  61. Флетчер К. Долговечность, мода, устойчивое развитие: процесс и практики применения // Теория моды: тело, одежда, культура. № 53, 2019, с. 8-27
  62. Реальная цена моды (2015) — The True Cost (2015). Документальный фильм.
  63. Cline E. Overdressed: The Shockingly High Cost of Cheap Fashion. Penguin Group. New York, 2012
  64. Реальная цена моды (2015) — The True Cost (2015). Документальный фильм
  65. O’Connor M. Patagonia’s New Study Finds Fleece Jackets Are a Serious Pollutant // Outside Online (2016-06-20).
  66. Parker L. Fashion brands and worker’s rights // Fletcher K. & Tham M. Routledge Handbook of Sustainability and Fashion, London: Routledge, 2015
  67. Lawrence F. How big brands including Sports Direct unwittingly used slave labour // The Guardian.2017-08-08.
  68. Working Hours in the Textiles, Clothing, Leather and Footwear Industries. Geneva: International Labour Office, 2014.
  69. Lawrence F. How big brands including Sports Direct unwittingly used slave labour // The Guardian.2017-08-08
  70. O’Flaherty M. The rise and rise of the designer resale market // Financial Times, 25.07.2019
  71. Реальная цена моды (2015) — The True Cost (2015).
  72. Planned obsolescence // The Economist, 25.07. 2009
  73. Maycroft N. Consumption, planned obsolescence and waste. University of Lincoln, 2009.
  74. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 21.
  75. Rissanen T.; McQuillan H. Zero Waste Fashion Design. London: Bloomsbury, 2018.
  76. Мальцева Е. П. Материаловедение швейного производства. М., Легкая и пищевая промышленность, 1983.
  77. Cotton and the environment // Organic Trade Association. 16.04.2015.
  78. Cotton and the environment // Organic Trade Association. 16.04.2015
  79. BT-Cotton. Explanation // University of Montana. The Maureen & Mike Mansfield Center Ethics and Public Affairs Program.
  80. Grose L. Sustainable Cotton Production // Sustainable Textiles: Life Cycle and Environmental Impact. CRC Press, 2009. С. 43.
  81. Muravenko, O. (2010). Karyogenomics of species of the genus Linum L. // Russian Journal of Genetics. 2010, № 46(10), 1182—1185.
  82. Обмен передовым опытом. Лен-пенька-джут. М.:Легкая индустрия", 1937.
  83. Soy Clothing: The Latest In Eco-Friendly Style // Natural Living for Women. 2010.
  84. Kozlowski R. Handbook of natural fibers. Cambridge: Woodhead Publishing, 2012.
  85. Kozlowski R. Handbook of natural fibers. Cambridge: Woodhead Publishing, 2012
  86. Clothing made from tea byproduct could improve health of fashion industry // Iowa State University. April 2016.
  87. Wicker A. Fashion has a misinformation problem. That’s bad for the environment // Vox — Understand the News
  88. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 19-20.

Литература

  • // Теория моды: тело, одежда, культура. № 52, 2019, с. 28-30.
  • Флетчер К. Долговечность, мода, устойчивое развитие: процесс и практики применения // Теория моды: тело, одежда, культура. № 53, 2019, с. 8-27.
  • Black S. The sustainable fashion handbook, New York: Thames & Hudson, 2013.
  • Cline E. Overdressed: The Shockingly High Cost of Cheap Fashion. Penguin Group. New York, 2012.
  • Farley J.; Colleen H. Sustainable fashion: past, present, and future. New York: Bloomsbury Academic, 2015.
  • Fletcher K. Sustainable fashion and textiles: design journeys. London; Washington, DC: Earthscan, 2008.
  • Fletcher K.; Grose L. Fashion & sustainability: design for change. London: Laurence King Publishing, 2012.
  • Fletcher K.; Tham M. Routledge handbook of sustainability and fashion. London; New York: Routledge international handbooks, 2015.
  • Gardetti M.; Torres Ana. Sustainability in fashion and textiles: values, design, production and consumption. Sheffield, UK: Greenleaf Publishing, 2013.
  • Gwilt A.; Rissanen T. Shaping sustainable fashion: changing the way we make and use clothes. London; Washington, DC: Earthscan, 2010.

Ссылки

Источник —

Same as Устойчивая мода