Interested Article - Песнь о вещем Олеге
- 2021-02-19
- 1
« Песнь о вещем Олеге » — историческая баллада (стихотворение, стихотворная повесть), написанная Александром Пушкиным в 1822 году. Впервые опубликована в альманахе « » . Песнь является одним из самых известных русских стихотворений .
Сюжет основан на переложении летописной истории, изложенной Н. Карамзиным . К. А. Немировской обнаружен наиболее вероятный первоисточник истории с князем Олегом — «Летописец Руской от пришествия Рурика до кончины царя Іоанна Васильевича» .
История
У Н. Карамзина в его « Истории государства Российского » волхвы предсказали князю Олегу гибель от коня, в то время как в летописном тексте волхвы наделили князя злой долей. Отказавшись от христианства, Олег решил перехитрить волхвов и избежать проклятия, но это не спасло его от гибели .
Сюжет
Старый волхв предсказывает Вещему Олегу, что он « примет смерть от коня своего ». Олег пытается избежать этого, удалив от себя коня, но пророчество всё равно сбывается, хотя и не так, как ожидалось: Когда, годы спустя, князь Олег подошёл к скелету своего уже умершего коня, лежащему на холме, из черепа коня выползла и укусила князя, что тоже можно считать поступлением смерти от коня.
Иллюстрации
Произведение неоднократно иллюстрировалось известными художниками. К 200-летию создания произведения в Детской библиотеке истории Петербурга была открыта выставка .
Культурное и прочее влияние поэмы
- Советский автор-исполнитель (поэт и певец) Владимир Высоцкий написал и спел песню-вольное переложение поэмы. В песне В. Высоцкого князю Олегу приписывается казнь волхвов за их предсказание, чего нет в исходной поэме.
- Российский писатель Александр Бушков в одной главе своей книги « » анализирует, что гадюке не по зубам прокусить кожаный сапог. При этом А. Бушков не учитывает строку поэмы, что змея, перед тем как укусить, « Как чёрная лента вкруг ног обвилась », так что змея могла спирально забраться-заползти по ноге наверх и укусить ногу князя выше голенища сапога.
Примечания
- от 21 апреля 2021 на Wayback Machine // Благой Д. Д., Бонди С. М., Зенгер Т. Г., Измайлов Н. В., Медведева И. Н., Цявловский М. А. Примечания // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. Т. 2, кн. 2. Стихотворения, 1817—1825 — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949 — С. 1113
- Немзер А. от 13 ноября 2019 на Wayback Machine // Acta Slavica Estonica IV. — Тарту, 2013
- ↑ Будько И., Гаранин С. // «Наука и инновации», 2015
- Кузьменкова Е. В. от 18 ноября 2017 на Wayback Machine // Филологические этюды. Выпуск 13, часть 1. — Саратов: Наука, 2010.
- Дата обращения: 20 февраля 2022. 20 февраля 2022 года.
Литература
- Андрианова З. А. (недоступная ссылка) // Ученые записки. Филология, Том 2 — 2003
- Бурыкин А. А. Змея в черепе княжеского коня: некоторые фольклорные параллели к летописному преданию о Вещем Олеге и «Песне о Вещем Олеге» А. С. Пушкина // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. — № 3, 2015 — С. 231—243
- Москвичева Г. В. Сюжетные мотивы и композиционные особенности баллады А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге» и К. Ф. Рылеева «Олег Вещий» в связи с художественным методом // Вопросы сюжета и композиции в русской литературе: межвузовский сб. / отв. ред.: Г. В. Москвичева. — Горький: Горьковский гос. ун-т, 1988. — С. 35-47.
- Янович Г. В. Славянские мотивы в «Песне о Вещем Олеге» А. С. Пушкина // Зауральский научный вестник. — № 2 (4), 2013. — С. 95-100.
Ссылки
- Бегичева О. В. от 22 декабря 2019 на Wayback Machine
- Плотников-Щекин В. от 8 сентября 2018 на Wayback Machine
- 2021-02-19
- 1