Влияние ранних школ на поздние:
Раздел
Виная
школы
Дхармагуптака
используют школы Винаи:
Китайская
(в доктринальном плане опирается на учение Йогачары
. В XI в. Юаньчжао предпринял усилия к совмещению канонов Тяньтай и Люй и составил комментарий на труды Даосюаня для адептов Тяньтай
)
Кроме того, в китайском каноне содержатся уставы Винаи школ Сарвастивада, Муласарвастивада, Махищасака, Махасангхика
, Кашьяпия, Самматия
Другие влияния на поздние школы:
Китайско-корейско-японская школа
(англ.)
(
(
(кор.)
(
-чонъ,
Дзёдзицу
-сю) (сатьясиддхи/таттвасиддхи) считается ответвлением школ
Саутрантика
, Дхармагуптака или Бахушрутия (поглощена школами Саньлунь и Фасян).
Китайская школа [старая]
(кит.)
(
-цзун (абхидхарма) основывалась на толковании абхидхармических текстов школы
Сарвастивада
Китайско-корейско-японская
(кит.)
(
-цзун (кор. Куса-чонъ, яп.
Куся
-сю:) (коша) или новая питань-цзун (абхидхарма) считается ответвлением школы
Сарвастивада
/
Саутрантика
(является субтрадицией школы Фасян/Хоссо).
На китайский язык переведены также абхидхармические трактаты Дхармагуптаки
и Самматии
; в китайский канон вошли сутры Дхармагуптаки, Сарвастивады, Махасангхики и Кашьяпии
.
Все тибетские и монгольские монахи следуют винае Муласарвастивады
, известна была в Тибете и «Пратимокша-сутра» локоттарвадинов и экавьявахариков
. В тибетских монастырях изучается Абхидхарма-коша Васубандху, а в состав канона вошли сутры Муласарвастивады и в небольшом количестве — Тхеравады
.
Различные школы
Тхеравады
связаны с комментаторскими традициями на
палийский канон
или со специфической практикой. Возможна существенная разница в интерпретации правил
винайи
.
(яп.)
(
— японская школа, поглощена традицией Сото Догэна
Фо Гуан Шань
(синтез Чань, Цзинту, Чжэньянь. При ассоциации существует Фонд развития буддизма тхеравады, представлены различные школы тибетского буддизма)
(‘учение о созерцании’) — направление в китайском буддизме III—V в., делавшее акцент на практике сидячей медитации. Повлияло в дальнейшем на школы
Тяньтай
и
Чань
(‘учение о мудрости’) — направление в китайском буддизме III—VI в., делавшее акцент на изучении и толковании сутр Праджняпарамиты, оказало влияние на школу
Саньлунь
:
(кит.)
(
:
(本无宗)
本无异宗
即色宗
心无义
含识宗
幻化宗
缘会宗
(фр.)
(
— китайская школа
(англ.)
(
(«странный аромат с драгоценной горы») — синтез Махаяны и Тхеравады
Махаяна сохранила очень старую «доканоническую» традицию Буддизма, которая в значительной степени, но не полностью, была исключена из канона Тхеравады
.
Махаяна сохранила древние идеи от которых отказалась Тхеравада
, такие как доктрина Трех Тел Будды, идея сознания (Виджняна) как континуума, а также почитание буддийского пантеона
.
Элементы этого Доканонического Буддизма пережили канонизацию, последующую фильтрацию идей и возродились в Махаяне
.
Традиции Тхеравады и Махаяны «различные, но одинаково надежные записи Доканонического Буддизма, который теперь утерян навсегда»
.
[Фа]син-цзун («школа сущности дхарм») — обобщающее название школ Хуаянь, Саньлунь, Тяньтай, Чжэньянь (в противоположность [Фа]сян — школе «свойств дхарм»)
(англ.)
(
(zhwa dmar) — Ньингма, Кагью, Сакья (в противоположность желтошапочной (zhwa ser) Гэлуг и черношапочному (или белошапочному — zhwa dkar) Бон (иногда черношапочной (zhwa nag) называют Карма Кагью, Другпа Кагью и Дрикунг Кагью), синей Чань)
(кор.)
(
(цзин цзун) — восточноазиатские школы, основывающиеся непосредственно на сутрах, и не имевшие точного индийского аналога — Тяньтай (Фахуа), Хуаянь, Непань, Лэнце, Нитирэн (Хоккэ), Сутара.
(кор.)
(
(лунь цзун) — восточноазиатские школы, основывающиеся на шастрах — Саньлунь (Сылунь), Фасян/Вэйши, Шэлунь, Дилунь, Чэнши, Цзюйшэ, Питань.
Школы созерцания (чань цзун) — восточноазиатские школы, уделяющие основное внимание практике психотехники — Чань, Чжэньянь, Люй, Цзинту.
(вьетн.)
(
(у цзя, ци цзун) Чань — Гуйян, Фаянь, Юньмэнь, Цаодун, Линьцзи и два ответвления Линьцзи — Хуанлун и Янци.
Пять доктрин[альных школ] и девять гор (о-гё (джонъ), ку сан) эпохи Силла и ранней Корё — Кеюль (Намсан), Попсон (Чундо), Попсан (Чаын), Вон-юн (Хваом), Ёльбан и девять школ Сон
Пять доктринальных и девять медитационных [школ] (о-гё янъ-джŏнъ) корейского буддизма — Кеюль, Попсан, Чундо, Хваом, Сихын; Сон и Чхонтхэ; позже объединены в две школы — доктринальную и созерцательную (
)
(неопр.)
. Дата обращения: 16 апреля 2011.
17 апреля 2018 года.
Шохин, с. 143
Шохин. С. 154
Дзунба Кунчог Жигме Ванбо. С. 29
↑
Дзунба Кунчог Жигме Ванбо. С. 39; Klein. P. 108
↑
Шохин. С. 133
↑
Akira Hirakawa, Paul Groner. P. 116
Подразделяется на два направления: одно делает упор на внешнем соблюдении дисциплинарных правил, второе — на медитативной практике и постижении через неё «внутренних» предписаний, внешние правила при этом играют второстепенную роль.
от 17 апреля 2018 на
Wayback Machine
Игнатович А. Н.
Наньшань-цзун
//
.
14 декабря 2010 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 16 апреля 2011.
17 апреля 2018 года.
Торчинов Е. А.
Сыфэньлюй-цзун
//
.
23 декабря 2010 года.
Вэнь Цзиньюй. С. 138
Лысенко. С. 99
↑
Шохин, 140
Шохин. С. 126
Muller, Charles. Digital Dictionary of Buddhism,
(недоступная ссылка)
(неопр.)
. Дата обращения: 18 апреля 2011.
3 марта 2016 года.
Гой-лоцава. С. 43, 559
(неопр.)
. Дата обращения: 18 апреля 2011. Архивировано из
5 марта 2016 года.
Gutter. P. 10
(неопр.)
. Дата обращения: 16 апреля 2011.
6 апреля 2018 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 11 апреля 2011.
17 апреля 2018 года.
Орлов.
2.2.12. Читтаматра и жентонг
//
.
11 ноября 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 18 апреля 2011. Архивировано 11 ноября 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 16 апреля 2011.
3 сентября 2018 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 апреля 2011. Архивировано из
10 июня 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 апреля 2011.
8 августа 2014 года.
Гой-лоцава. С. 454
Гой-лоцава. С. 469
Гой-лоцава. С. 473
Гой-лоцава. С. 476
Гой-лоцава. С. 477
Гой-лоцава. С. 481
Гой-лоцава. С. 515
Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь. В.П. Андросов, РАН ИВ,
ISBN 978-5-91994-007-4
, 2011 г.
"БОН — 1) автохтонная религия тибетцев, родственная шаманизму Центральной и Северной Азии; 2) одна из школ тибетского буддизма, действующая доныне... Ныне монастыри Бона продолжают действовать в Тибете, особенно в Кхаме и Амдо, а также в Китае, справедливо считаясь пятой основной школой тибетского буддизма."
Бон и тибетский буддизм. Д-р Александр Берзин. Публикация ресурса Study Buddhism.
"Когда Его Святейшество Далай-лама говорит о тибетских традициях, он часто упоминает о пяти традициях Тибета: ньингма, кагью, сакья, гелуг и боне. С точки зрения Его Святейшества, бон стоит в одном ряду с направлениями тибетского буддизма.".
Д-р Александр Берзин. Берлин, 2000 г. Публикация сайта петербуржского Дацана Гунзэчойнэй.
"Обычно говорят, что в Тибете присутствуют четыре духовные традиции: ньингма, кагью, сакья и гелуг, причем гелуг является наследницей более ранней традиции кадам, появившись в результате ее реформирования последней. Однако когда в декабре 1988 года Его Святейшество Далай-лама созвал в индийском городе Сарнатхе конференцию тулку (лам-перерожденцев) разных традиций, он подчеркнул, что важно включать в число тибетских традиций и добуддийскую традицию бон, говоря, таким образом, о пяти тибетских традициях."
Игнатович А. Н.
Сингон-сю
//
.
23 декабря 2010 года.
↑
(неопр.)
Дата обращения: 16 апреля 2011.
17 апреля 2018 года.
от 24 апреля 2012 на
Wayback Machine
; Пучков, с. 189; Цыбиков, сс. 89, 105,
Е. Д. Огнева.
Кармапа
//
.
14 декабря 2010 года.
↑
(недоступная ссылка)
Литература
Анашина М. В.
(рус.)
// Третьи Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение : Материалы научной конференции. 17-19 февраля 2005 г.. —
СПб.
: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. —
ISBN 5-288-04087-7
.
Болтач Ю. В.
(рус.)
// Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство: Третьи Доржиевские чтения : Сб. докладов. —
СПб.
: Нестор-История, 2009. —
С. 92-96
.
/ Л. Абаева, В. Андросов, Э. Бакаева. —
М.
: Республика, 1992. — 288 с. — (От А до Я). —
50 000 экз.
—
ISBN 5-250-01657-X
.
Буддизм в Японии / Т. П. Григорьева. —
М.
: Наука; Восточная литература, 1993. — 704 с.
Бурлуцкая Е. В.
К вопросу о нетрадиционности буддизма линии Карма Кагью в России
(рус.)
// Буддизм Ваджраяны в России: история и современность : Сб. докл. междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 20-21 окт. 2008 г. / Дронова, Вера Матвеевна. —
СПб.
: Unlimited Space, 2009. —
С. 77-82
. —
ISBN 978-5-9430-3029-1
.
Гой-лоцава Шоннупэл.
Синяя летопись. История буддизма в Тибете, VI-XV в = Deb-ther sNgon-po / Монтлевич В. М.. —
СПб.
: Евразия, 2001. — 768 с. —
2000 экз.
—
ISBN 5-8071-0092-1
.
Дзунба Кунчог Жигме Ванбо.
Драгоценное ожерелье учений философских школ = Phyi nang gi grub mtha’i rnam bzhag mdor bsdus rin po che’i ‘phreng ba zhes bya bzhugs so / О. В. Доржигушаева. — Улан-Удэ: Буддийский институт Дашичойнхорлин, 1998. — 160 с. —
2000 экз.
—
ISBN 5-7411-0784-2
.
Китайская философия. Энциклопедический словарь / М. Л. Титаренко. —
М.
: Мысль, 1994. — 573 с. —
10 000 экз.
—
ISBN 5-244-00757-2
.
Ленков П. Д.
Философия сознания в Китае. Буддийская школа фасян (вэйши) / Т. Н. Пескова. —
СПб.
: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. — 257 с. —
ISBN 5-288-03869-4
.
Лысенко В. Г.
Ранняя буддийская философия.
//
. —
М.
: Восточная литература, 1994. — С.
-310. — 383 с. —
4000 экз.
—
ISBN 5-02-017770-9
.
Маслов А. А.
Тайные коды боевых искусств Японии. —
М.
: Феникс, 2006. — 400 с.
Накорчевский А. А.
Японский буддизм / Н. Сологуб. —
СПб.
: Азбука-классика, Петербургское востоковедение, 2004. — 384 с. — (Мир Востока). —
5000 экз.
—
ISBN 5-85803-251-6
, 5-352-00728-6.
С. Ф. Анисимов, Н. А. Аширов, М. С. Беленький и др.
/ С. Д. Сказкин. — 9-е изд. —
М.
: Политиздат, 1987.
Нидал, Оле.
Буддизм на Западе
(рус.)
// Буддизм Ваджраяны в России: история и современность : Сб. докл. междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 20-21 окт. 2008 г. / Дронова, Вера Матвеевна. —
СПб.
: Unlimited Space, 2009. —
ISBN 978-5-9430-3029-1
.
Орлов А.
Читтаматра. Миф и реальность. — Шечен, 2005. — 594 с. —
ISBN 5-93980-013-0
.
Перекатиева Н. В.
(рус.)
// Слова и отзвуки : Приложение к альманаху «Вече». —
СПб.
, 1999. —
Вып. 8
. —
С. 55-61
.
Пучков П. И., Казьмина О. Е.
Религии современного мира. —
М.
, 1997. — 286 с. —
ISBN 5-93597-019-8
.
Солонин К. Ю.
(рус.)
// Седьмая буддологическая конференция : Тезисы. —
СПб.
, 2000. —
С. 52-58
.
Торчинов Е. А.
. —
СПб.
: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. —
ISBN 5-93597-019-8
.
Цыбиков Г. Ц.
Буддист-паломник у святынь Тибета
//
. — Новосибирск: Наука, 1991. — Т. 1. —
26 500 экз.
—
ISBN 5-02-029626-0
.
Шохин В. К.
Школы индийской философии. Период формирования IV в. до н.э. — II в. н.э / М. Т. Степанянц. —
М.
: Восточная литература, 2004. — 415 с. — (История восточной философии). —
ISBN 5-02-018390-3
.
Heinrich Dumoulin.
/ James W. Heisig, Paul F. Knitter. — World Wisdom, Inc, 2005. — 509 p. —
ISBN 0941532909
, 9780941532907.
Peter Gutter.
// Legal Issues on Burma Journal. — April 2001. —
№ 8
. — P. 1-17.
14 марта 2012 года.
Akira Hirakawa, Paul Groner.
/ Paul Groner. — Motilal Banarsidass Publ., 1993. — 402 p. —
ISBN 8120809556
, 9788120809550.