Племена именьковской культуры занимали территорию от правого берега
Нижней Камы
до устья реки
Самары
, от среднего течения
Суры
до среднего течения реки
Белой
. Своё название культура получила по первому наиболее полно изученному городищу у села
Именьково
Лаишевского района Татарстана
. После прихода в Среднее Поволжье
булгар
, во второй половине VII века, памятники именьковцев исчезают. Высказывается предположение, что часть именьковцев растворилась в пришельцах, часть ушла на запад, войдя в состав
волынцевской культуры
.
Содержание
Преемственность
Ранний этап именьковской культуры был выделен
, который датировал его
III
/
IV
—
V веками
. Появление в Среднем Поволжье раннеименьковских памятников связано с переселением из неустановленных пока исходных регионов носителей «славяноидных» древностей
постзарубинецко
-
раннекиевского
круга, включавших в себя также элементы
пшеворской
и
черняховской
культур
. В результате миграций в Среднем Поволжье образуются по меньшей мере три синхронных группы древностей: раннеименьковская,
и
.
Памятники типа Сиделькино — Тимяшево
Памятники типа Сиделькино — Тимяшево, относящиеся к кругу памятников киевской культуры, в дальнейшем не сыграли существенной роли в формировании классической именьковской культуры. Наряду с пришлым постзарубинецким компонентом в формирующейся именьковской культуре прослеживаются также местные
постгородецкие
,
и
сарматские
элементы
.
Памятники типа городища Лбище
Вопреки мнению Д. А. Сташенкова, некоторые исследователи (Г. И. Матвеева,
) относят к раннему этапу именьковской культуры также немногочисленные памятники типа городища Лбище, датируемые
III
— началом
V веков
. В настоящее время известны лишь два
городища
этого типа, а также примыкающие к ним
селища
, расположенные в южной части Самарской Луки на высоких скалистых мысах коренного берега Волги. Для лбищенских древностей характерна традиция сооружения сложных
фортификаций
. Жилые постройки были наземными, срубными, с заглублёнными
очажными
котлованами.
Могильники
около поселений не найдены
.
Поздний этап
На время с конца
V
— начала
VI веков
и до первой половины — середины
VII века
приходится максимальное распространение именьковской культуры. Общее число памятников превышает 500, в их числе — около 100 городищ
. В материальной культуре именьковских памятников на этом этапе прослеживается такое количество инокультурных элементов, не связанных с западным кругом древностей, что сама она в значительной степени утрачивает свой «славяноидный» облик. Археологически зафиксировано влияние
культуры рязано-окских могильников
, а также
турбаслинской
,
кушнаренковской
,
караякуповской
и других культур
.
География
Большинство раннеименьковских памятников расположены на
Самарской Луке
, где они представлены только неукреплёнными поселениями.
Исследования последних лет показали, что ранний горизонт именьковских древностей фиксируется также на некоторых памятниках
Посурья
(
, селище
), где датируется временем не позднее конца
IV века
. Вероятно, в
V веке
уже существовали
и
городища в лесостепном Заволжье
.
Территориальные группы
К сегодняшнему дню, согласно разным исследователям, в ареал именьковской культуры включается как минимум шесть территориальных групп
:
Именьковские племена первыми в Среднем Поволжье перешли к
пашенному земледелию
с применением
плугов
с железными ральниками. На ряде поселений именьковской культуры найдены остатки зерна. Анализы этих находок показали, что изучаемое население высевало пшеницу,
рожь
,
просо
,
овёс
,
ячмень
,
горох
. Уборка урожая велась железными серпами, а также
косами
-горбушами. Зерно хранилось в ямах-кладовках. Для размола зерна использовались ручные жернова.
Для экономики раннеименьковского населения характерна большая роль
подсечного земледелия
. Использовались
серпы
небольших размеров,
жернова
. Железные
ральники
ещё не были известны. Животноводческие традиции основаны на разведении мелкого рогатого скота. Заметную роль в обеспечении белковой пищей играли продукты охоты и рыболовства
.
Скотоводство
Население памятников лбищенского типа занималось животноводством, основанном на разведении крупного рогатого скота при относительно меньшем значении лошадей. Земледельческие орудия представлены пока единственной находкой серпа. Охота не играла никакой роли в хозяйстве, так как в
остеологических
материалах с поселений практически отсутствуют кости диких животных. О занятии рыболовством свидетельствуют обнаруженные на городище
рыболовные крючки
.
Ремесло
При исследовании поселений именьковской культуры выявлены остатки жилищ,
сыродутных горнов
для получения железа, мастерских для плавки
меди
и
бронзы
, изготовления посуды.
Кузнечное производство раннеименьковского этапа отличалось примитивностью. Применялись металлургические
горны
, не имеющие аналогий в последующих именьковских древностях и близкие к горнам, исследованным на территории
зарубинецкой культуры
.
Именьковская культура оказала значительное прогрессивное воздействие на соседние
финно-угорские народы
в плане распространения технологий земледелия, скотоводства и ремесла.
Ранний керамический комплекс именьковской культуры в сравнении с поздним характеризуется более частым присутствием
лощёных
сосудов (от 1 до 5 % от общего количества), высоким (до 5 %) процентом мисок, наличием горшков с выраженным ребром, преобладанием среди дисков-сковород экземпляров без бортиков
.
Керамический комплекс лбищенских памятников отличается от раннеименьковского значительно более высоким процентом мискообразных форм и сосудов, покрытых лощением. Несмотря на некоторые различия в морфологии посуды, Н. П. Салугина считает, что технологии изготовления обоих керамических комплексов убедительно доказывают значительную близость населения, оставившего указанные памятники
.
В VII веке в область именьковской культуры приходят
булгары
. По версии В. В. Седова, в результате этих событий масса именьковцев покидает свои поселения и переселяется на юго-запад, где вносит основной вклад в создание и развитие
волынцевской археологической культуры
, которую соотносят с летописными
северянами
.
С. Г. Кляшторный
, на основе информации из арабских источников, считал, что славяне, представленные потомками именьковцев, продолжали жить в Среднем Поволжье в VIII веке, и даже позднее — по крайней мере, вплоть до X века. Эту точку зрения с ним разделяла
Г. И. Матвеева
, ссылаясь на то, что археологических следов именьковской культуры VIII—X веков не обнаружено просто из-за недостаточной археологической исследованности именьковской культуры.
тоже считал данную культуру славянской и был убежден, что её история не обрывается на VII веке
.
В. В. Напольских
на основании ряда заимствований в
волжско-финских
и
пермских языках
видит в именьковцах носителей какого-то изолированного макробалтского (
балтославянского
) диалекта, названного им «именьковским языком», который был специфически близок, но не идентичен
праславянскому
. Время заимствования датировано им, самое позднее, серединой первого тысячелетия нашей эры — эпохой, предшествующей распаду
.
считает, что заимствования, которые Напольских называет следами балто-славянского «именьковского языка», могут иметь иные этимологии, а также сетует на то, что не было проведено исследование местных топонимов и гидронимов — основного показателя присутствия любого древнего языка в какой-либо области
.
Славянская гипотеза
По мнению многих исследователей, носители именьковской культуры имели славянскую этническую принадлежность
.
А. П. Смирновым
была высказана точка зрения, согласно которой именьковская культура сформировалась при участии славян, переселившихся из лесостепного левобережья Днепра, что (по мнению
Г. И. Матвеевой
) хотя и не получило хронологического подтверждения, но стало первым указанием на связь именьковской культуры с кругом
культур полей погребений
рубежа н. э. В целом же ею констатируется, что анализ погребального обряда, керамического и вещевого комплекса именьковской культуры указывает на сохранение в ней черт
зарубинецкой культуры
, особенно её
полесского
варианта в случае особенностей погребального обряда, а также на полное совпадение кузнечного инвентаря, земледельческих и деревообрабатывающих орудий именьковской и
пшеворской
культур
. По мнению Г. И. Матвеевой, свидетельством принадлежности и родства носителей именьковской культуры славянам являются особенности погребального обряда и некоторые черты керамики
.
С. Г. Кляшторный и М. И. Жих связывают с именьковцами народ
сакалиба
, который, по их мнению, локализуется арабской письменной традицией на Средней Волге
.
М. И. Жих считает важным показателем славянства тех заимствований, что были выявлены Напольских, слово *ruʒeg «рожь» — специфичной славянской сельскохозяйственной культуры, распространявшейся по Восточной и Центральной Европе вместе со славянами
.
Р. Ш. Насибуллин
доказывает принадлежность носителей именьковской культуры к праславянским племенам на основании заимствований в удмуртском языке, связанных с сельским хозяйством и рыболовством
.
По мнению археолога
, отождествление именьковцев и ранних славян, предложенное в работах Седова и Кляшторного, представляется сомнительным, а монография М. И. Жиха характеризуется им в качестве фантастической
.
В свою очередь, М. И. Жих указывает на незнание или искажение его оппонентом работ различных исследователей, в частности Г. И. Матвеевой, которая, как выходит из её собственного признания, опубликованного в её монографии 2004 года «Среднее Поволжье в IV—VII вв.», отстаивала славянскую принадлежность именьковской культуры уже в работе 1988 года
. Также, ссылаясь на известного американского специалиста в
тюркологических
и
центральноазиатских
исследованиях —
Питера Голдена
, чья точка зрения поддерживает его наблюдения, М. И. Жих заключает, что Н. А. Лифанов не знает средневековых источников
.
Сотрудник Института восточных рукописей РАН С. Г. Кляшторный и кандидат исторических наук И. А. Гагин в своих рецензиях положительно оценили монографию М. И. Жиха
.
↑
Кляшторный С. Г.
, Старостин П. Н.
Праславянские племена в Поволжье // История татар с древнейших времён. Народы степной Евразии в древности. — Казань, 2002. —
Т. 1
.
Приходько В. В.
// Симбирский научный вестник. — 2011. —
№ 2
. —
С. 42—47
.
Зиньковская И. В.
// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «История. Международные отношения». — 2011. —
Т. 11
,
вып. 2, ч. 1
. —
С. 62
. —
ISSN
.
2 октября 2017 года.
↑
Казаков Е. П.
Этнокультурная ситуация в IV—VII вв. н. э. в Среднем Поволжье // Finno-Ugrica. — 2011. —
№
. —
С. 18—19
.
↑
Халиков А. Х.
Истоки формирования тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья
// Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья / Отв. ред.
А. Х. Халиков
. — Казань: [б. и.], 1971. — С. 20. — (Археология и этнография Татарии. Вып. 1).
Степанов П. Д.
Памятники угорско-мадьярских (венгерских) племен в Среднем Поволжье
// Археология и этнография Башкирии. Т. II = Башҡортостан археологияһы һәм этнографияһы. II т. / Под ред.
Р. Г. Кузеева
и
К. В. Сальникова
. — Уфа: Башкирское книжное издательство, 1964. — С. 144.
Смирнов А. П.
,
Трубникова Н. В.
Городецкая культура. —
М.
: Наука, 1965. — С. 27—28. — (Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Д1-14).
↑
А. М. Обломский.
Памятники киевской культуры в лесостепной зоне России (III — начало V в. н. э.). — М.: ИА РАН, 2007. — P. 6. — (Раннеславянский мир. Археология славян и их соседей. Вып. 10). —
ISBN 978-5-94375-062-5
.
— «В Среднем Поволжье, по мнению многих исследователей, славянскую этническую принадлежность имеет именьковская культура эпохи раннего средневековья…»
Максим Жих
.
// Страны и народы Востока / Институт восточных рукописей РАН; Восточная комиссия РГО. — М.: Восточная литература. Вып. XXXIV: Центральная Азия и Дальний Восток / под ред. И. Ф. Поповой, Т. Д Скрынниковой. — 2013. С. 165—186.
Матвеева Г. И.
О происхождении именьковской культуры // Древние и средневековые культуры Поволжья. Куйбышев, 1981. С. 58.
Седов В. В.
Очерки по археологии славян.
М.
, 1994. С. 59-63.
Сташенков Д. А.
// 40 лет Средневолжской археологической экспедиции. Краеведческие записки. Вып. XV / Отв. ред.
Л. В. Кузнецова
. — Самара: Офорт, 2010. — С. 111. —
ISBN 978-5-473-00651-3
.
Сташенков Д. А.
// Поволжская археология. — 2016. —
№ 3 (17)
. —
С. 241
. —
ISSN
.
27 августа 2017 года.
↑
Седов В. В. К этногенезу волжских болгар //Российская археология. — 2001. — №. 2. — С. 5-15.
Матвеева Г. И. О происхождении именьковской культуры // Древние и средневековые культуры Поволжья. Куйбышев, 1981. С. 52-73
Матвеева Г. И. Этнокультурные процессы в Среднем Поволжье в I тысячелетии н. э. // Культуры Восточной Европы I тысячелетия. Куйбышев, 1986. С. 158—171
Жих М. И. Ранние славяне в Среднем Поволжье: по материалам письменных источников. — 2011. С.14-15
Пачкова С. П. Зарубинецкая культура и латенизированные культуры Европы //Киев: Институт археологии НАН Украины. — 2006.
Сташенков Д. А.
// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2010. —
Т. 12
,
№ 6
. —
С. 274
. —
ISSN
.
23 декабря 2018 года.
Сташенков Д. А.
// Славяноведение. — 2006. —
№ 2
. —
С. 26—27
. —
ISSN
.
Матвеева Г. И.
Памятники начала эпохи великого переселения народов (II — IV века н. э.)
// История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. Ранний железный век и средневековье / Редкол.:
Кабытов П. С.
(гл. ред.) и др. —
М.
: Наука, 2000. — С. 100—102. —
ISBN 5-02-008718-1
.
Вязов Л. А.
,
Семыкин Ю. А.
Городище и селище Новая Беденьга: эпоха Великого переселения народов в Ульяновском Предволжье. — С. 83.
Сташенков Д. А.
Об этнокультурных связях населения именьковской культуры // Славяноведение. 2006. № 2. — С. 28—29.
Вязов Л. А.
,
Семыкин Ю. А.
. — Ульяновск: НИИ истории и культуры им.
Н. М. Карамзина
, 2016. — С. 82—83. — (Археология Симбирского-Ульяновского Поволжья. Вып. 1). —
ISBN 978-5-9631-0534-4
.
7 февраля 2017 года.
Матвеева Г. И.
,
Никитина А. В.
Особенности памятников романовского типа эпохи Великого переселения народов на примере материалов исследования селища Романовка-II 1989 года // Вояджер: мир и человек: теоретический и научно-методический журнал. — Самара: Самарский государственный технический университет, 2015. —
№
. —
С. 53
. —
ISSN
.
Вязов Л. А.
О хозяйственно-культурных традициях населения Среднего Поволжья во второй—третьей четверти I тысячелетия н. э.
// Археология восточноевропейской лесостепи. Вып. 3: Материалы III Международной научной конференции, посвящённой 110-летию со дня рождения А. Е. Алиховой (7—8 декабря 2012 года) / Отв. ред.
Г. Н. Белорыбкин
,
В. В. Ставицкий
. — Пенза: ПИРО, 2015. — С. 285.
Сташенков Д. А.
. — Казань, 2007. — С. 16—17.
Сташенков Д. А.
О ранней дате именьковской культуры. — С. 112.
Там же
. — С. 115.
Салугина Н. П.
Особенности культурного состава населения Среднего Поволжья в первой половине I тыс. н. э. по данным технологического анализа керамики
//
/ Отв. ред.
А. М. Обломский
. —
М.
: ИА РАН, 2014. — С. 245—246. — (Раннеславянский мир. Археология славян и их соседей. Вып. 12). —
ISBN 978-5-94375-160-8
.
27 августа 2017 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 27 августа 2017. Архивировано 27 августа 2017 года.
Сташенков Д. А.
О ранней дате именьковской культуры. — С. 112—113.
Седов В. В. Очерки по археологии славян. М., 1994. С. 49-66
Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. С. 186—195
Средневековье. Великое переселение народов (по материалам археологических памятников Самарской области) / Отв. ред. А. В. Богачев. Самара С. 69-70, 2013
↑
Исхаков Д. М. Татары: популярная этнография. Казань: Тат. кн. изд-во, 2005. С. 19.
Матвеева Г. И.
// Славяне и их соседи. Место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. Эпоха феодализма. : Сборник тезисов / Литаврин Г. Г.. — 1988. —
С. 11—13
.
(недоступная ссылка)
Васильев, Валерий Л. «Проблематика изучения гидронимии балтийского происхождения на территории России.» Linguistica 55.1 (2015): 173. С. 179
Матвеева Г. И.
Некоторые итоги изучения именьковской культуры // Труды VI МКСА. Т. 3. Этногенез и этнокультурные контакты славян. С. 212—215.
Матвеева Г. И.
Некоторые итоги изучения именьковской культуры // Труды VI МКСА. Т. 3. Этногенез и этнокультурные контакты славян. С. 216.
↑
Кляшторный С. Г. Праславяне в Поволжье // Взаимодействие народов Евразии в эпоху Великого переселения народов. Материалы международного научного симпозиума и международной научно-практической конференции. Ижевск, 2006
↑
М. И. Жих
Ранние славяне в Среднем Поволжье (по материалам письменных источников). СПб.; Казань, 2011
Яжджевский К. О значении возделывания ржи в культурах раннего железного века в бассейнах Одры и Вислы // Древности славян и Руси. М. 1988.
Жих М. И. Ранние славяне в Среднем Поволжье: по материалам письменных источников. — 2011. С.21-22
Жих М. И. Ранние славяне в Среднем Поволжье: по материалам письменных источников. — 2011.
Munkácsi В. A magyar-sláv etnikai erintkezés kezdetei // Ethnographia. Budapest, 1897. Т. 8. P. 1—30
Рот A. M. Венгерсковосточнославянские языковые контакты. Будапешт, 1973
Хелимский Е. А.
Изучение ранних славяновенгерских языковых отношений (Материалы и интерпретация. Вопрос о этноязыковых контактах венгров с восточными славянами) // Славяноведение и балканистика в странах зарубежной Европы и США. M., 1989. С. 184—198.
Насибуллин Р. Ш.
К проблеме этнической принадлежности носителей именьковской археологической культуры // Вестник Удмуртского университета. — 1992. — № 6. — С. 76-79
Седов В. В.
// Российская археология. — 1994. —
№ 3
. —
С. 236—238
.
(недоступная ссылка)
Седов В. В.
// Вестник российской академии наук. — 2003. —
Т. 73
,
№ 7
. —
С. 594—605
.
26 июля 2011 года.
Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г.
Степные империи древней Евразии. —
СПб.
: Филологический факультет СПбГУ, 2005. — Т. 1. — С. 68—72. — 346 с. —
ISBN 5-8465-0246-6
.
Баран В. Д.
Венеди, склавіни, та анти у світлi археологічих джерел // Проблемы славянской археологии. Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. Т. I. М., 1997. С. 154
Матвеева Г. И.
Среднее Поволжье в IV-VII вв.: Именьковская культура. Учебное пособие. — Самара: Самарский университет, 2004. — С. 74—76.
Лифанов Н. А.
от 8 октября 2018 на
Wayback Machine
// Российский археологический ежегодник. 2012. № 2.
Матвеева Г. И.
Среднее Поволжье в IV-VII вв.: Именьковская культура. Учебное пособие. — Самара: Самарский университет, 2004. — С. 74.
↑
Жих М. И. «Именьковская проблема»: продолжение дискуссии (ответ Н. А. Лифанову) // Конфликтогенный потенциал национальных историй (сборник научных статей): Материалы Международного научно-методологического семинара, г. Казань, 26 марта 2015 г. / Отв. ред. и сост. А. В. Овчинников / ЧОУ ВПО «Институт социальных и гуманитарных знаний» / Казань: Изд-во «Юниверсум», 2015.
Кляшторный С. Г. Рец. на: Жих М. И. Ранние славяне в Среднем Поволжье (по материалам письменных источников). СПб.; Казань, 2011 // Вестник Удмуртского государственного университета. Серия 5: История и филология. 2013. Вып. 3. С. 121—122.
Гагин И. А. Рецензия на Кн.: Жих М. И. Ранние славяне в Среднем Поволжье (по материалам письменных источников). СПб.; Казань, 2011 // Вестник Липецкого государственного педагогического университета. Серия гуманитарные науки. 2012. Выпуск 2 (7). С. 117—120
Казаков Е. П.
Коминтерновский II могильник в системе древностей эпохи тюркских каганатов // Культуры евразийских степей второй половины I тысячелетия н. э. Самара, 1998.
Пришлые болгары и местные племена Волго-Камья // Генинг В. Ф., Халиков А. Х. Ранние болгары на Волге (Больше-Тарханский могильник). М., 1964.
Литература
Вязов Л. А.
,
Семыкин Ю. А.
. — Ульяновск: НИИ истории и культуры им.
Н. М. Карамзина
, 2016. — 227 с. — (Археология Симбирского-Ульяновского Поволжья. Вып. 1). —
300 экз.
—
ISBN 978-5-9631-0534-4
.
Матвеева Г. А.
. — 2-е изд., доп. — Самара: Самарский университет, 2004. — 165 с. —
300 экз.
—
ISBN 5-86465-152-4
.
Овчинников А. В.
Древняя и средневековая история Волго-Уралья в трудах советских учёных: А. П. Смирнов. Казань, 2009. С. 110—115.
Расторопов А. В.
Вопросы этнокультурной истории населения именьковской культуры // Древняя и средневековая археология Волго-Камья. Сборник статей к 70-летию П. Н. Старостина. Казань, 2009.
Старостин П. Н.
/ Отв. ред.
А. Х. Халиков
. —
М.
: Наука, 1967. — 97 с. — (Археология СССР. Свод археологических источников. Вып. Д1-32). —
1600 экз.
Сташенков Д. А.
/ Отв. ред.
А. М. Обломский
. —
М.
: ИА РАН, 2005. — 149 с. — (Раннеславянский мир. Археология славян и их соседей. Вып. 7). —
300 экз.
—
ISBN 5-94375-029-0
.