Interested Article - Завадский, Юрий Александрович

Ю́рий Алекса́ндрович Зава́дский ( 30 июня ( 12 июля ) 1894 , Москва 5 апреля 1977 года , там же) — советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Главный режиссёр Театра-студии Юрия Завадского (1924—1936), Центрального театра Красной Армии (1932—1935), Ростовского театра драмы имени М. Горького (1936—1940) и Театра имени Моссовета (1940—1977). Герой Социалистического Труда ( 1973 ) , народный артист СССР ( 1948 ), лауреат двух Сталинских премий ( 1946 , 1951 ) и Ленинской премии ( 1965 ). Кавалер четырёх орденов Ленина ( 1945 , 1949 , 1971 , 1973 ).

Биография

Юрий Завадский родился 30 июня (12 июля) 1894 года в Москве в дворянской семье чиновника Александра Францевича и несостоявшейся актрисы Евгении Иосифовны (в девичестве Михайловой) . Многие члены семьи были связаны с искусством. Деда по отцовской линии — художника-живописца, наполовину поляка — сослали в Сибирь за участие в польском восстании 1863 года ; дядя был пианистом и композитором, а самого отца благодаря выдающемуся голосу звали в солисты Большого театра , но он отказался . Дед по матери был крестьянином, специалистом по кружевам, переехавшим в Москву и женившимся на балерине . Обе тёти профессионально занимались музыкой; позднее мать вместе с сестрой Анной организовала популярный в среде интеллигенции любительский драмкружок, в котором, среди прочих, играл молодой Евгений Вахтангов .

В 1913 году по окончании Медведниковской гимназии Юрий поступил на юридический факультет Московского университета , который оставил в 1917 году не доучившись. Одновременно брал уроки в школе рисования и живописи Станислава Жуковского , а затем — в школе Петра Келина .

В 1915 году многолетний друг Завадского Павел Антокольский позвал его в студию Евгения Вахтангова (с 1920 года известную как 3-я студия МХАТ ) , где он работал до 1919 года : вначале художником, затем — актёром и режиссёром. В 1918 году Антокольский познакомил его с Мариной Цветаевой , безответно влюбившейся в него; к нему был обращён её цикл стихов «Комедьянт» и пьесы «Каменный ангел» и «Фортуна» .

В 1920—1924 годах Завадский был актёром и режиссёром 3-й студии МХАТ, где сыграл Антония в спектакле « Чудо святого Антония » (1921) по пьесе Мориса Метерлинка , в котором выступил и как сценограф , и Калафа в « Принцессе Турандот » Карло Гоцци (1922) . Как режиссёр дебютировал в 1924 году спектаклем « Женитьба » . С 1922 года был членом художественного совета, избранного актёрами после смерти Вахтангова.

В 1924— 1931 годах был актёром МХАТа (по словам Виталия Вульфа , числился актёром до 1936 года ), где, в частности, сыграл Чацкого в « Горе от ума » и графа Альмавиву в « Безумном дне, или Женитьбе Фигаро ».

В том же 1924 году создал собственную театральную студию , актёрами которой были его ученики Вера Марецкая , Ростислав Плятт , Николай Мордвинов , Павел Массальский и другие, руководил ею до 1936 года . Театр не имел здания и давал эксперимертальные представления в подвальных помещениях московских зданий .

По свидетельству ряда коллег, в 1920-е годы (по словам сына — в 1930 году) Завадский занимался в кружке антропософов , за что был арестован и месяц провёл в одиночке (по словам Виталия Вульфа — всего два дня ); освободился только благодаря заступничеству Константина Станиславского .

В 1932 1935 годах возглавлял Центральный театр Красной Армии .

Памятная доска в Ростове-на-Дону

В 1936 году в ходе кампании по упразднению «чересчур ярких, неортодоксальных театров» и «переброске» их в другие города Завадский и его труппа были направлены в Ростов-на-Дону , где режиссёр возглавил Академический театр драмы имени М. Горького , который размещался в новом здании, построенном годом ранее .

В 1940 году вернулся в Москву и был назначен главным режиссёром Театра имени Моссовета и занимал этот пост до конца жизни . Среди наиболее значительных постановок — «Нашествие» Леонида Леонова (1943), «Петербургские сновидения» по роману Достоевского « Преступление и наказание » (1969), « Маскарад » Лермонтова (1-я редакция — в 1952 году, 2-я — в 1964) .

Был известен своим новаторством: например, перед спектаклем « Виндзорские насмешницы » (1957) людей на входе встречали трубачи, а во время сцены ярмарки по зрительному залу расхаживали цыганки и фокусники. Организовывал спектакли-концерты, посвящённые выдающимся людям, в которых участвовала вся театральная труппа .

С 1940 года преподавал в ГИТИС , в 1947 году получил звание профессора. Член ВКП(б) с 1944 года .

Завадский не шёл на конфликт с актёрами и коллегами; напротив, он нередко использовал всё своё влияние для помощи тем, кто находился в опале. Единственной, с кем у него были натянутые отношения, являлась Фаина Раневская ; в определённый момент она нахамила Завадскому и покинула театр. Но когда в 1963 году Раневская осталась без работы, Завадский сразу же позвал её обратно. Известен афоризм Раневской, посвящённый режиссёру: «Он родился не в рубашке, а в шубе» .

Андрей Тарковский в 1972 году говорил, что: «При всех актёрских неровностях всё-таки лучшее, что я видел в театре за последнее время, — это „Петербургские сновидения“ у Завадского. Это эмоциональный спектакль, а мы забыли, что такое настоящее эмоциональное воздействие в искусстве» .

На протяжении почти пятидесяти лет ведущей актрисой театров, возглавляемых им, оставалась его вторая жена Вера Петровна Марецкая , которую он не позволял критиковать и к мнению которой всячески прислушивался, за что её прозвали «хозяйка Театра имени Моссовета » .

Был автором ряда статей и книг. О Завадском сняты телевизионные фильмы «Дома у Ю. А. Завадского», «Юрий Завадский — любимый и любящий». В 1971 году был снят документальный фильм «Юрий Завадский» (режиссёр Марина Голдовская ).

Юрий Александрович Завадский скончался 5 апреля 1977 года в Москве на 83-м году жизни. Его предсмертным желанием было, чтобы никто не видел его мёртвым, поэтому в театре стояла урна с его прахом .

Могила на Ваганьковском кладбище. Скульптор памятника . 1984 г.

Похоронен 8 апреля 1977 года на Ваганьковском кладбище рядом с матерью (15 участок) .

Личная жизнь

Первая жена — Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф (1907—1972), актриса, заслуженный деятель искусств РСФСР (1956).

В 1924 году женился на актрисе Вере Петровне Марецкой (1906—1978), народной артистке СССР ( 1949 ). От брака с ней родился сын (1926—2006), режиссёр.

В июле 1941 года женился на балерине Галине Сергеевне Улановой (1909—1998), народной артистке СССР ( 1951 ). Эвакуацию в Казахстане во время Великой Отечественной войны они провели вместе. Брак их фактически распался в конце 1940-х годов, хотя официально развод не был оформлен.

Творчество

Анна Орочко Адельма и Юрий Завадский — Калаф , « Принцесса Турандот » (3-я Студия МХТ, 1922 )

Роли в театре

3-я студия МХАТ
МХАТ

Режиссёрские работы

Студии Е. Вахтангова
3-я студия МХАТ
Театр-студия Юрия Завадского
Центральный театр Красной Армии
Ростовский академический театр драмы имени М. Горького
Театр имени Моссовета

Фильмография

Роли

Режиссёр

  • 1971 — Любимые страницы (фильм-спектакль) (совм. с И. А. Данкман и А. А. Шориным)
  • 1972 — Шторм (фильм-спектакль)
  • 1978 — День приезда — день отъезда (фильм-спектакль) (совм. с П. О. Хомским )

Участие в фильмах

  • 1972 — Что вы знаете о Марецкой? (документальный)
  • 1972 — Шторм (фильм-спектакль) — вступительное слово

Архивные кадры

  • 1971 — Юрий Завадский (документальный)

Награды и звания

Адреса в Москве

1930-е

1940—1977

Память

Мемориальные доски

  • Ростов-на-Дону; установлена на стене дома, где жил в 1936—1940 годах;
  • Москва; в 1980 году установлена на стене дома 15 на Тверской улице , где жил с 1940 по 1977 год. Авторы скульптор М. Романовская и архитектор И. Студеникин .

Киновоплощения

Библиография

  • Завадский Ю. А. от 26 декабря 2014 на Wayback Machine . — М.: Искусство, 1975. — 335 с.
  • Завадский Ю. А. от 4 марта 2016 на Wayback Machine / Предисл. П. А. Маркова. — М.: ВТО, 1965. — 347 с.

Примечания

  1. Yury Alexandrovich Zavadsky // (англ.)
  2. Завадский Юрий Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. Завадский Юрий Александрович / Рудницкий К. Л. // Евклид — Ибсен. — М. : Советская энциклопедия, 1972. — ( Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 9).
  4. Завадский Ю. А. . — М. : ВТО, 1965. — С. 10. — 347 с. 4 марта 2016 года.
  5. Инна Соловьёва. . Московский Художественный театр . Дата обращения: 16 апреля 2019. 26 марта 2019 года.
  6. . Культура (2004). Дата обращения: 16 апреля 2019. 9 апреля 2019 года.
  7. Виталий Вульф . Серебряный шар . 1-й канал Останкино (1994)
  8. М. Цветаева от 18 марта 2009 на Wayback Machine
  9. . Дата обращения: 4 мая 2012. 31 июля 2012 года.
  10. Леонид Филатов . Чтобы помнили . Вера Марецкая. РЕН ТВ (2003)
  11. Ягункова Л. Д. Вера Марецкая. — М. : Эксмо, 2006. — С. 166. — 512 с. — ISBN 5-699-17113-4 .
  12. tarkovskiy.su. Дата обращения: 15 октября 2018. 6 октября 2018 года.
  13. . Могилы знаменитостей . Дата обращения: 16 апреля 2019. 5 апреля 2019 года.
  14. Завадский Юрий Александрович // Московская энциклопедия. / Гл. ред. С. О. Шмидт . — М. , 2007—2014. — Т. I. Лица Москвы : [в 6 кн.].
  15. . www.kinometro.ru . Дата обращения: 24 июня 2021. 24 июня 2021 года.

Литература

Ссылки

  • — Ростовский Академический театр драмы имени М.Горького.
  • — Юрий Завадский.
  • (недоступная ссылка) — Российский Речной Пассажирский Флот.
  • Юрий Шерлинг : «…Я должен, обязан сказать, что никогда ни один человек не принимал в моей творческой судьбе столько участия, сколько Юрий Александрович Завадский».
Источник —

Same as Завадский, Юрий Александрович