Дом, милый дом (фильм, 1973)
- 1 year ago
- 0
- 0
Фотографический музей «Дом Метенко́ва» — музей фотографии, расположенный в Екатеринбурге в доме фотолетописца Вениамина Леонтьевича Метенкова , является памятником истории регионального значения.
Дом расположен в Екатеринбурге на перекрёстке улиц Карла Либкнехта и Первомайской (улица Карла Либкнехта, д. 36) .
В 1825 году на городском плане Екатеринбурга возникает усадьба на территории дома № 36 Вознесенского проспекта. А к 1856 году, согласно городскому плану, священником Екатерининского собора Николаем Милорадовым был построен деревянный (полукаменный) одноэтажный дом на 7 окон по фасаду на Екатерининский собор, а также двор со службами и сад с газонами и цветником (уже не огород). В 1870-е годы владельцем дома был красноуфимский купеческий сын Николай Архипович Бархатов, в 1882 году расширивший дом вторым этажом .
В 1895 году дом купца Н. А. Бархатова выкупила Евдокия Васильевна Метенкова (Ожегова), только что вышедшая замуж за известного фотографа Вениамина Леонтьевича Метенкова . Купчая оформлена на неё, а деньги на дом дала старшая сестра, известная в городе акушерка Татьяна Васильевна Ожегова (?—1940). В 1896 году после ремонта на первом этаже был открыт «Склад фотографических принадлежностей Е. В. Метенковой ». В. Л. Метенкову нужен был дом с окнами на север (на улицу Клубную ), поэтому он и остановил свой выбор именно на этом угловом доме .
С разрешения Городской управы от 27 июня 1898 года за подписью городского архитектора А. Чиркова к дому была пристроена фотографическая мастерская с каменными брандмауэром, с каменными стенами первого этажа и деревянных служб на месте, а также в здание с литером «в» была пристроена вторая лестница. А сам пристрой по улице Клубная , дом 20 с застеклённым павильоном стал называться уже «Фотография В. Л. Метенкова » только с 1898 года, а с 1901 года и сам магазин стал именоваться «Склад фотографических принадлежностей В. Л. Метенкова ». С 1901 года же появилась на доме и общая вывеска «Метенков и К» .
В 1900-х годах в доме на первом этаже располагался магазин, склад, ход на лестницу в фотопавильон, на втором этаже была жилая часть: гостиная с выходом на балкон, спальня детская, ванна, туалет. Сам дом общей площадью 133 квадратных саженей отапливался печью «Унтермак» в железном кожухе, русской печью, облицованной изразцами, прямыми и угловыми голландками. Одна из угловых печей была в изразцах со скульптурной группой женщины в ниспадающей одежде, фигуры с лирой и с книгой. Терраса с лестницей шла во двор из вымощенного бутового камня площадью 83 квадратных саженей, тротуар был из лещадных плит, и сад площадью в 60 квадратных саженей .
В 1898 году был сооружён фотографический деревянный павильон в торце здания с витражным окном, обращённым к современной улице Первомайской. Оба уличных фасада первого каменного этажа имели идентичную отделку. Парадный вход в здание защищал кованый козырёк (восстановлен). Во двор вели деревянные ворота, за которым располагался небольшой сад с беседкой и ледником. От соседнего участка по современной улице Карла Либнехта усадьба отгорожена брандмауэр ом (его остатки сохранились).
В 1912 году фотосалон переписывается на Р. Зейферта. А в 1916 году, когда торговля фототоварами стала приносить больше прибыли, чем фотографии, павильон разобрали и на его месте соорудили дополнительные жилые комнаты и просмотровый зал. Окна первого этажа растесали, превратив в витрины, устроили металлические жалюзи (сохранились) над ними, из-за чего переделали весь штукатурный декор главного фасада, уничтожив руст и козырёк. Сооружены были и новые кованные ворота в модном тогда стиле модерн с каменными устоями и коваными створками с вензелем «Ф.М.» (Фотограф Метенков) (восстановлены).
При Метенкове дом был оборудован наисовременнейшими на то время удобствами: на втором этаже в угловом пристрое существовал тёплый ватерклозет и ванная комната, оборудованная баком для горячей воды.
После революции , в 1919 году Дом Метенкова был изъят под нужды военкомата РККА 137 Головного Эвакуационного пункта. 14 мая 1920 года уже официально Постановлением Екатеринбургского уездно-городского исполкома был конфискован как дом стоимостью более 10 000 рублей и передан в собственность Горкомхоза. Здесь поселился агитационно-плакатный отдел и фотолаборатория Уральского отделения российского телеграфного агентства (Урал РосТА). После перевода Урал РосТА в Пермь в 1922 году, 6 марта 1923 года Постановлением Окрисполкома в доме был размещён 1-й Показательный туберкулёзный диспансер, здесь в 1923—1924 годах квартировался главврач профессор Карнаухов и ведущие специалисты с семьями. Затем они были расселены, а на их места въехала медицинская амбулатория, большой виварий с подопытными мышами, морскими свинками, кроликами, собаками. Во дворе была конюшня с одной лошадью. Здесь синтезировали лечебные препараты против туберкулёза под руководством профессора И. Я. Постовского .
В 1929 году на первом этаже была даже музейная комната с заспиртованными в банках поражёнными болезнями человеческими органами. На втором этаже располагался местком артистов театра Музкомедии. В 1930-е годы во дворе над ледниковой ямой была построена беседка с шатровой крышей для обеденного перерыва. Затем летняя терраса переделывается в коридор и комнаты. В 1982 году тубдиспансер переехал, и сюда въехало строительное управление издательства « Уральский рабочий ». При стройке издательства восточная часть усадьбы была снесена. С 1989 года здесь располагалась академическая служба материально-технического снабжения .
Решением Свердловского облисполкома № 75 18 февраля 1991 года дом № 36 по улице Карла Либкнехта был взят под охрану государства как памятник истории. В 1996 году в здании начал работать «Фотографический магазин Метенкова», но уже с новыми владельцами.
Двухэтажный, Г-образным в плане, дом с главным западным фасадом с нечётным числом окон и с центральным балконом второго этажа с ажурной металлической оградой. Дом с нарушенной симметрией фасада за счёт смещения главного входа в право, центральный вход выполнен в форме портала с массивными пилястрами дверью. Каменные стены и углы первого этажа дома рустованы лопатками, а деревянные стены второго этажа дома обшиты тёсом , поверх которого пропущен пояс меандра . Окна первого этажа декорированы штукатурными наличниками, а второго — деревянными наличниками с сандриками . Северный фасад выполнен аналогично. Внутри дома имеется деревянная лестница, расположенная в южной части .
Начало единственному на Урале фотографическому музею было положено в 1993 году, когда администрация города, прислушавшись к мнению краеведов и историков, отказалась от намерений снести старинный деревянный особняк. Решение о музее было принято 22 ноября 1993 года. 11 декабря 1993 года состоялось открытие первой фотоэкспозиции «Приёмная фотоателье». 10 августа 1998 года фотографический музей, являющийся филиалом Музея истории Екатеринбурга , официально открыл двери для посетителей . Основу его фонда в самом начале составила обширная частная коллекция Евгения Михайловича Бирюкова. Уральский краевед и фотограф безвозмездно передал новому музею около 10 000 объектов — технику, снимки, афиши, сувениры, книги, журналы, открытки и многое другое. Собрания «Дома Метенкова» отражают полтора века развития фотоискусства в Екатеринбурге.
Располагаясь в центре города и занимая второй этаж здания, музей за годы своего существования постепенно превратился в многофункциональное арт-пространство, где организуются не только выставки, но и также лекции, мастер-классы, круглые столы, портфолио-ревю, творческие встречи, видеопоказы, концерты, перформансы и другие культурные события. При этом исторические экспозиции в «Доме Метенкова» сочетаются с проектами ныне работающих с фотографией авторов (как российских, так и зарубежных), демонстрирующих современный взгляд на визуальное искусство и поиск новых методов репрезентации изображения. Классические экспозиционные решения соседствуют с мультимедийными экспериментами, дающими представление о стремительно меняющейся современной фотографической среде .
На своей площадке «Дом Метенкова» осуществляет международные проекты в сфере фотографии, сотрудничая с культурными институциями Германии, Польши, Чехии, Франции, Великобритании, Швейцарии и их представительствами в России.
С 2016 года при музее действует арт-резиденция «Новые истории Екатеринбурга» для фотографов и художников, работающих с изображением.