Interested Article - Ливийцы

Ливи́йцы — народ в Ливии . Этнонимы: арабы Ливии , ливийцы, ливийские арабы.

Область расселения. Численность

Молодые ливийцы в Эль-Байде

Ливия имеет низкую плотность населения в пределах её большо́й территории, с популяционной плотностью приблизительно 2 человека на квадратный километр, в двух северных областях Триполитании и Киренаики менее чем один человек на квадратный километр . Перенаселены такие города, как Триполи , Бенгази , Мисурата , Себха , Зувара и Хомс . Число жителей там возрастает на 7 % ежегодно. Оазисы в пустыне также густо населены, потому что там имеется вода, плодородная земля и богатая растительность.

Ливийцы — арабский народ, основное население Ливии , общей численностью 4180 тыс. чел. . Другие страны расселения: Испания — 12 тыс., Германия — 8 тыс. чел. Ливия — таким образом одна из наименее плотных наций в мире. 90 % населения живут в менее чем 10 областях, главным образом по побережью. Больше чем половина населения является городской, сконцентрированной по большей степени, в двух наибольших городах, Триполи и Бенгази .

Происхождение

Ливийцы — смесь местных берберских народов и пришлых арабских племен (VII—XI вв.) Процессы этнической консолидации усилились в борьбе за независимость в XX веке, особенно после революции 1969 года.

Жители Ливии называют себя арабами, но большинство из них являются потомками неарабского населения, которое жило там задолго до арабского завоевания. Они приняли ислам в качестве своей религии, а арабский язык сделали своим родным языком .

Большое количество ливийцев называют хулугли (Khoulougli, Сыновья Солдат), это те ливийцы, которые произошли от браков оттоманских солдат с ливийскими женщинами. Они главным образом проживают в Мисрата (200 км к востоку от Триполи ), Тажоура (пригород Триполи ), и Эз-Завия (приблизительно 50 км к западу от Триполи ). В течение долгого времени они были освобождены от налога и имели право служить в армии. Теперь они слились с арабским населением , но их можно отличить внешне и по цвету кожи. Так же есть туареги ( берберское население ) и племенные группы тебу, сконцентрированные на юге, живущие кочевым или полукочевым образом жизни. Среди иностранных жителей, наибольшие группы — граждане других африканских наций, включая северных африканцев (прежде всего египтяне и тунисцы ), и африканцы района Сахары. Согласно ЦРУ Factbook, ливийские берберы и арабы составляют 97 % населения Ливии ; другие 3 % — греки , жители Мальты , итальянцы , египтяне , афганцы , турки , индусы , и Африканцы Района Сахары (Львова 1984: 50).

Берберы, бывшие раньше большинством, сейчас сократились до нескольких деревень в западной Триполитании. Большинство евреев ушло в Израиль, а итальянское сообщество уменьшилось до цифры в около 30 тыс. людей, проживающих в Триполитании .

История

Именем лаву , перешедшим в евр. Lehabim, древние египтяне со времени Нового царства стали называть одно из племен, живших на западе от них и впоследствии выступившее мало-помалу на первый план между родственными коленами: Техенну , Темеху, Каикаша, Шаитеп (?), Машаваша, Исавада, Ааса, Вакана. Последние четыре имени сопоставлены Бругшем с Максиями, Асбитами, Овсеями и Маками Геродота; первые два издревле употреблялись как общее имя западных народов.

Характеристические признаки: белый цвет кожи, татуировка , своеобразные цветные плащи и пояса, страусовое перо на голове и спускавшиеся на виски косы. По всей вероятности, это были предки туземного берберского населения Северной Африки . Евреи считали их хамитами, родственными египтянам. Последние вели с ними войны ещё во времена среднего царства, но особенно сделались они опасны Египту при XIX династии. При Меренпта , в 5 год его царствования, они произвели опустошительное нашествие на Египет под начальством царя Марануи, навербовав себе войско из появившихся одновременно с этим морских разбойников. Фараону удалось отразить их, равно как и Рамзесу III, при котором были новые нашествия под начальством царей Чаутмара и Капура. Длинные надписи храма Мединет-Абу прославляют победы египтян похвальными одами и изображениями триумфов с массой пленных. Во время слабой XX династии Л. удалось, однако, постепенно завоевать Египет мирным путём колонизации и наводнения египетских канцелярий и войска. Вследствие этого процесса, тождественного с совершившимся в IV—V в. в Римской империи, дельта покрылась сетью ливийских военных поселений и княжеств, из которых сначала развилась монархия Бубастидов и так называемая додекархия , а потом — династия Псаметихов. У классиков под именем Λύβιοι разумеются туземцы-берберы, в противоположность финикиянам и грекам. К ним причислялись и нумиды с маврами .

Религия

Мечеть в Гадамесе

Преобладающим вероисповеданием у ливийцев является ислам . Придерживаются суннизма , но меньшинство придерживается ибадизма ( Хариджизм ), прежде всего в Джебель Нефуса и Заварах. Приблизительно 97 из 100 ливийцев — последователи ислама . Кроме подавляющего большинства мусульман суннизма , есть также очень маленькие христианские сообщества, составленные почти исключительно из иностранцев (Кобищанов 2003: 34). Есть маленькое англиканское сообщество, составленное главным образом из африканских рабочих — иммигрантов в Триполи ; это — часть египетской епархии. Также в Ливии насчитывается приблизительно 40 000 католиков , которым служат два епископа, один в Триполи (служащий итальянскому сообществу) и один в (служащий мальтийскому сообществу). Многие жители Киренаики считаются последователями дервишского братства сенуситов, религиозного движения, которое распространилось в Северной Африке в XVIII в. (Токарев 1976: 231).

Язык

Главный язык, на котором говорят ливийцы — арабский язык , который является также официальным языком. Ливийцы говорят на ливийском диалекте арабского языка, входящем в магрибскую группу диалектов. Арабский является официальным языком страны. На языке тамазик ( Берберские языки , которые не имеют официального статуса), говорят ливийские берберы . Кроме того, туареги говорят на тамахак , единственный известный северный язык тамашек . Некогда широко использовался итальянский язык , особенно среди образованной прослойки ливийского общества. В годы английской администрации (1943—1951 гг.) получил распространение английский язык , ставший особенно популярным с появлением в Ливии американских и английских нефтяных компаний. Сейчас, наряду с арабским языком, в крупнейших городах английский и итальянский также широко распространены .

Трансформация в условиях модернизации

Многим ливийцам нравится кочевой образ жизни. Это проявляется хотя бы в том, что богатые ливийцы-горожане в выходные стремятся в пустыню даже в очень жаркое время. На раскаленном песке возникают палаточные городки наподобие бедуинских стойбищ, рядом с парусиновыми стенками стоят теперь не верблюды, как раньше, а автомобили и электрогенераторы для переносных кондиционеров.

Демонстрационный эффект города влияет на кочевников, заставляя многих отказаться от привычного образа жизни и начать новый, городской. Но многие бедуины так и не смогли привыкнуть к благам городской цивилизации и вернулись в пустыню. Развитие промышленности в Ливии, оседание кочевников, рост числа сельскохозяйственных и городских рабочих, эмиграция разрушают традиционный образ жизни ливийцев . Сокращается неграмотность.

Миграция

Ливия имеет несколько иную историю миграционной политики. Благодаря разработке нефти и высокому ВВП на душу населения, она была целевой страной для трудовых мигрантов. Была некоторая ограниченная временная эмиграция [ когда? ] в Мальту и в Египет, состоящая в основном из предпринимателей и студентов (NDI, 2005:27), но с тех пор как Ливия убрала формальные ограничения на поездки, наблюдается увеличение поездок молодежи в Италию и Мальту. Тем не менее, ливийская диаспора очень мала. С другой стороны, число и доля иммигрантов в Ливии довольно высока: оценки варьируются от 1,1—1,4 миллионов (NDI, 2005) до 1,8 миллиона человек, из которых только 600 тысяч являются легальными работниками (EC, 2004:5). С общим объёмом зарегистрированного населением около 5,5 миллионов, это означает, что отношение иммигранта на население составляет порядка 25-30 %. Большинство временных работников традиционно приезжают из Египта, Туниса и Марокко, хотя более поздний безвизовый въезд для всей Африки привёл также к большому количеству африканцев с юга Сахары (NDI, 2005:29) .

Быт и традиции

Семейная жизнь важна для ливийских семей, большинство которых живут в квартирах и других независимых единицах размещения, с точными способами размещения в зависимости от их дохода и богатства .

Традиционный тип поселения

Хотя ливийские арабы традиционно вели кочевые образы жизни в палатках, теперь они обосновались в различных городах. Из-за этого, их старый уклад жизни постепенно меняется. Небольшое количество ливийцев все ещё живёт в пустыне, поскольку их семьи жили так в течение многих столетий .

Традиционное жилище

Традиционное жилище ливийцев представляет собой низкие глинобитные (или построенные из сырцового кирпича или камня) дома с внутренними двориками, стены которого поддерживаются деревянными столбами. Жилище одно- или двухкамерное, иногда имеет обращённую во внутренний двор террасу. Иногда помещение подразделяется на мужскую и женскую половины. Крыша — плоская, пол земляной. В крыше или стенах имеются дымоходы в виде отверстий. Эти дома до сих пор встречаются в старых частях городов. Так же широкое распространение получили предназначенные для людей и скота грунтовые жилища (сводчатое помещение на глубине до 10 м, в которое ведёт шахта, реже — несколько таких помещений на разной глубине, соединённых лестницей) . Подобные землянки распространены у оседлых феллахов в окрестностях Гарьяна (Триполитания). Кочевники живут в шатрах-хайма из чёрной шерстяной ткани на деревянном каркасе. В жаркую погоду боковые стенки шатра могут быть подняты, в холодное — плотно закрыты и укреплены специальными булавками. У шейхов кочевников шатёр больше, чем у рядовых членов, ткань шатра соткана из чистой шерсти.

Традиционные хозяйственные занятия

Большинство населения заняты в сфере промышленности , услуг и маленький процент ливийцев занимается земледелием на побережье (цитрусовые, оливки, финиковая пальма, пшеница, ячмень). На юге и в центре страны люди занимаются скотоводством (овцы, козы, верблюды , в меньшей степени — лошади). Часть занята на нефтепромыслах . Развито изготовление ковров и вышитых кожаных изделий, плетение из пальмовых листьев и изготовление медных чеканных сосудов .

Традиционная одежда

Традиционная мужская одежда ливийцев не отличается от характерного для всех областей Северной Африки бедуинского костюма. Мужской костюм, незначительно различающийся в зависимости от региона, в целом единообразен. Он состоит из длинной белой рубахи- галабеи (желлябия) , таких же длинных и белых шаровар и безрукавки. Будничная безрукавка-садрия застёгивается спереди на ряд пуговиц и зачастую украшается вышивкой чёрными шнурами. Праздничная безрукавка, фармла, украшается в передней части декоративными нитями. Традиционно и нити/шнуры для вышивки и основная поверхность фармлы — одного цвета, но современные экземпляры также. Помимо галабеи, фармла носится с укороченной рубахой и курткой-забуном . Также фармла распространена и в Тунисе . Верхней мужской одеждой служат плащи-абаи, надеваемые в холодную погоду. Головными уборами мужчин служат куфии и шашии (ед. число — шашия) — ермолки чёрного или красного цвета. Для Триполитании характерны чёрные шашии, в то время как в Киренаике распространены как и красные, так и чёрные шашии. Также они распространены в Тунисе, где носят название «шешия». Обувью служат кожаные сандалии, туфли- бабуши , и сапоги . В своё время традиционный ливийский мужской костюм облюбовал Муаммар Каддафи .

Традиционная женская одежда состоит из длинного платья, украшенного вышивкой, поверх которого на манер сари надевается рдэ — кусок ткани . Поверх, выходя на улицу женщины надевают фаррашию — длинную белую чадру , которой закрывают и тело, и лицо . По праздникам женщины также носят фермлу, женская фермла похожа на мужскую, но в отличие от неё, преимущественно тёмной, женская вышивается золотыми и серебряными ниятми и украшена золотыми пуговицами . Женская одежда обильно украшается вышивкой, разнообразны женские украшения — серьги, браслеты, перстни, ожерелья и т.д.

Современная одежда ливийцев представляет собой сочетание арабских и европейских элементов, в городах носят преимущественно западную одежду, особенно молодёжь. Многие ливийцы надевают народный костюм по праздникам . В отличие от соседних стран, например, Туниса, женский исламский дресс-код соблюдается более рьяно ввиду большой привязанности ливийцев к своим традициям. Ещё в середине XX века женщины с неприкрытым лицом на ливийских улицах были редкостью . Но несмотря на большую приверженность традициям, в наше время традиционный женский костюм, с рдэ и фаррашией носят преимущественно старухи. Более молодые женщины носят хиджабы , никабы и паранджи общеарабского образца. В крупных городах, вроде столицы, Триполи, и Бенгази, есть женщины, и вовсе не носящие платков, но это скорее исключение, чем правило . Однако в сельской местности женщины (как и бедуинки, так и крестьянки-феллахини) не скрывают лиц.

Традиционная пища

Основу ливийской кухни составляют пшеничные или ячменные лепешки, овощи , финики , цитрусовые , молоко , овечий сыр, топленое масло, свежая или сушеная рыба . Во времена Каддафи изготовления и продажа алкоголя в соответствии с нормами ислама были категорически запрещены. В наше время сухой закон отменён.

Традиционная духовная культура

Существует народный театр теней, эпос, распространены устные рассказы (сундук ад’дунья — «Кладезь новостей») .

Одним из излюбленных народных инструментов является волынка зукра ( араб. زكرة ‎), также известная и в некоторых других странах Магриба. Мех зукры изготавливается из кожи молодой козы, за звукоизвлечение отвечают две одинаковые трубочки из тростника и раструбом из рогов, вставленные в небольшой деревянный диск, крепящийся в отверстии, сформированном при сшивании меха в области шеи животного; язычок располагается в верхней части трубок. Поскольку длина трубок почти одинакова, а игровые отверстия также находятся на одном уровне, то при звучат они в унисон. В свою очередь, трубка для нагнетания воздуха, из дерева или тростника не имеет обратного клапана, поэтому во время игры исполнителю необходимо постоянно дуть в неё. Для этого используется особая и довольно сложная техника кругового дыхания, во время которого одновременно вдыхают воздух носом и выдыхают ртом, дабы обеспечить необходимый перепад давления .

Традиционная социальная и политическая организация

Около одной трети ливийцев — кочевники и полукочевники, у которых сохраняются остатки родо-племенного строя. Старо-арабские традиции очень сильны в семейном быту. Минимальный брачный возраст для мужчин — 15 лет, для женщин — 12 лет. Встречается многоженство . Сохранились обменные браки и брачный выкуп. В семьях обычно много детей. Уважение к женщине в семье растет, если она рожает как можно больше детей (особенно сыновей) .

Система родства — бифуркативно-коллатеральная (различаются родственники по линии матери и отца; коллатеральные и прямые родственники). Основа родо-племенной организации — семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии . Основой родо-племенной организации является семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии и связанная обычаями взаимопомощи , кровной мести и эндогамии (предпочитается патрилатеральный ортокузенный брак) . Несколько групп составляют подразделение племени или само племя во главе с вождём. Ливийцы соблюдают бедуинский кодекс чести, который предусматривает родственную солидарность, стойкость, мужество и гостеприимство. Социальные отношения традиционно выражаются как декларируемые кровнородственные .

Примечания

  1. . Дата обращения: 7 января 2008. 29 ноября 2014 года.
  2. от 29 ноября 2014 на Wayback Machine , от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
  3. Kirkbride A. Libya — Which Way Facing? // African Affairs, Vol. 56, No. 222 (Jan., 1957), pp. 49-55.
  4. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  5. , с. 256.
  6. . Дата обращения: 9 января 2008. Архивировано из 23 ноября 2014 года.
  7. Baldwin-Edwards M. ‘Between a Rock & a Hard Place’: North Africa as a Region of Emigration, Immigration & Transit Migration // Review of African Political Economy, Vol. 33, No. 108, North Africa: Power, Politics & Promise (Jun., 2006), pp. 311—324.
  8. , с. 255.
  9. , с. 201.
  10. . Дата обращения: 9 декабря 2022. 9 декабря 2022 года.
  11. . Дата обращения: 9 декабря 2022. 9 декабря 2022 года.
  12. Чистов А. А. По Тунису и Ливии . — М. : « Наука », 1966.
  13. . Дата обращения: 8 апреля 2023. 11 января 2020 года.
  14. . Дата обращения: 8 января 2008. Архивировано из 11 января 2008 года.

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)

Литература

  • Айхенвальд А. Ю. Ливийцы // Народы и религии мира: Энциклопедия / гл. ред. В. А. Тишков . — М. : Большая рос. энцикл. , 1998. — С. 255. — 928 с. — 100 000 экз. ISBN 5-85270-155-6 .
  • Родионов М. А. Арабы // Народы и религии мира: Энциклопедия / гл. ред. В. А. Тишков . — М. : Большая рос. энцикл. , 1998. — С. 201. — 928 с. — 100 000 экз. ISBN 5-85270-155-6 .
  • Токарев С. А. Религия в истории народов мира/ М ИПЛ, Библиотека атеистической литературы, М.-1976. С. 230—245
  • Львова Э. С. // Этнография Африки. М., 1984. с. 45-67.
  • Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVII — первая треть XIX в.). М. : 2003 °C. 34.
  • Страны Африки: Факты, события, цифры. М. 1999. С. 58.
  • Baldwin-Edwards M. ‘Between a Rock & a Hard Place’: North Africa as a Region of Emigration, Immigration & Transit Migration // Review of African Political Economy, Vol. 33, No. 108, North Africa: Power, Politics & Promise (Jun., 2006), pp. 311—324. (англ.)
  • Kirkbride A. Libya — Which Way Facing? // African Affairs, Vol. 56, No. 222 (Jan., 1957), pp. 49-55. (англ.)
  • Аршаруни Н.А., Горнунг М.Б. Ливия // Страны и народы. Африка. Общий обзор. Северная Африка / отв. ред. М.Б. Горнунг и Г.Б. Старушенко. — М. : Мысль, 1982. — С. 205-230. — (Страны и народы).
Источник —

Same as Ливийцы