Interested Article - Пименов, Юрий Иванович

Ю́рий (Георгий) Ива́нович Пи́менов ( 13 [26] ноября 1903 , Москва 6 сентября 1977 , Москва) — советский, российский художник - живописец , график , сценограф , плакатист , педагог . Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1954). Народный художник СССР (1970). Лауреат Ленинской премии (1967) и двух Сталинских премий второй степени (1947, 1950).

Биография

Родился 13 ( 26 ) ноября 1903 года в Москве в семье помощника присяжного поверенного Ивана Васильевича Пименова и Клавдии Михайловны Пименовой, происходившей из московского купеческого рода Бабаниных .

С 7 лет учился в 10-й Московской гимназии . В 1915 году по рекомендации гимназического учителя рисования Алфёрова его устроили в Замоскворецкую школу рисования и живописи; по свидетельству самого Пименова: «Учась в гимназии, я с двенадцати лет начал ходить в воскресную школу рисования и живописи. <…> Художником решил стать обязательно <…> Дома я рисовал пейзажи и срисовывал с открыток Серова , Сомова ».

В 1920—1925 годах учился во ВХУТЕМАСе на живописном и полиграфическом факультетах у В. А. Фаворского и С. В. Малютина : «Я учился у Малютина, Шемякина, Фалилеева и очень благодарен им. Но большее вхутемасовское время я проучился у Фаворского и — может быть, без права — хочу считать себя его учеником…» С 1923 года работал в журналах: делал иллюстрации для журналов « Красная нива », « Прожектор »; затем — « », « 30 дней », « Советский экран » и других. Однако на первом месте в это время для него была станковая живопись ; по окончании учёбы в 1925 году он стал одним из учредителей Общества станковистов (ОСТ) . С январе 1931 года часть ОСТа образовала общество художников «Изобригада», в которую членом-учредителем и Пименов. Он был также членом АХРС . В 1928 году он посетил Италию и Германию.

В ранний период испытал большое влияние немецкого экспрессионизма, что во многом объясняет надрывно-драматическую остроту лучших его картин этих лет: «Инвалиды войны» (1926, Государственный Русский музей ), «Даёшь тяжёлую индустрию!» (1927); «Солдаты переходят на сторону революции» (1932; обе — в Третьяковской галерее ).

В 1931 году женился на Наталье Константиновне Бернадской.

В 1932 году вышло «Постановление о перестройке литературно-художественных организаций», которое сразу прекратило деятельность всех объединений, в том числе и «Изобригады»; для Пименова наступили тяжёлые времена, о которых он вспоминал: «…Это было мое трудное время. У меня расползлись нервы, я совсем не мог работать. К тому же меня постигли и профессиональные беды: одну книжку, которую я иллюстрировал, за рисунки признали формалистической, и я оказался без денег и без работы, так как после этой книжки работы в журналах мне не давали, и мы существовали на те деньги, которые стенографией зарабатывала моя жена». Результатом стала переоценка Пименовым своего творчества. В 1930-е годы главной темой его творчества стал город; в 1937 году он создал одно из самых известных своих произведений — картину «Новая Москва» (Третьяковская галерея), в которой в полной мере раскрылась обновленная, более светлая, свободная манера живописи художника. Он перешёл к обновлённому импрессионизму, исповедуя творческий принцип «прекрасного мгновения», лёгкого и артистичного образа-впечатления. Работал в театрально-декорационном искусстве, занимался иллюстрацией книг, монументально-декоративными работами ( панно ). За панно «Стахановское движение» для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже получил золотую медаль. Стал мастером рекламного киноплаката, в котором использовал элементы станкового искусства.

В 1936—1937 годах преподавал в московском Институте повышения квалификации художников-живописцев.

Оформил спектакли — «Мастер из Кламси» Д. Б. Кабалевского ( Малый оперный театр , Ленинград, 1938), « Сирано де Бержерак » Э. Ростана ( Театр им. Ленинского комсомола , Москва, 1943), «Копилка» Э. Лабиша и А. Делакруа ( Центральный театр Красной Армии , Москва, 1945), «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва ( Малый театр , Москва, 1946), «Степь широка» Н. Г. Винникова (1949), «Под чужим небом» Б. Р. Изакова (1951), «Сергей Лазо» Е. М. Бондаревой (1952), «Весенний поток» Ю. П. Чепурина (1953) — все Центральный театр Советской Армии, Москва, балет «Снегурочка» П. И. Чайковского («Фестиваль-балет», Лондон , 1960-61), «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (Центральный театр Советской Армии, 1965) и другие .

В 1941—1945 годах он работал в Окнах ТАСС . В 1943 году был командирован на Северо-Западный фронт, в район Старой Руссы и в Ленинград; создал серию произведений на военную тематику. Другой главной темой в его в это время стало изображение героев тыла. В 1949 году как художник он работал на съёмках фильма « Кубанские казаки ».

В 1945—1972 годах преподавал на художественном факультете во ВГИКе , профессор с 1947 года. В 1954 году избран членом-корреспондентом, в 1962 — действительным членом Академии художеств СССР . Член Союза художников СССР .

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И. Сталина .

Умер 6 сентября 1977 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (уч. № 7).

Выставки

Известные работы

  • Инвалиды Войны (1926)
  • Ху­дож­ни­ки в мас­тер­ской. А. Д. Гон­ча­ров и Ю. И. Пи­ме­нов (тушь, гу­ашь, 1928; ГТГ)
  • З. Райх в ро­ли Мар­га­ри­ты Го­тье (ак­ва­рель, гу­ашь, 1934; ГТГ)
  • Новая Москва (картина) (1937)
  • Фронтовая дорога (картина) (1944)
  • Свадьба на завтрашней улице (1960)
  • Т. Са­мой­ло­ва в ро­ли Ан­ны Ка­ре­ни­ной (1966)

На открытые аукционные торги было выставлено более 100 его работ. Рекордная цена за работу Ю. И. Пименова — 1 538 500 долларов — была заплачена а крупноформатный (примерно 2,5 х 1 метр) холст 1950 года «Праздник Первомая» на нью-йоркских торгах Sotheby’s 4 ноября 2010 года. За его работу «Похищение Европы» на Sotheby’s (Лондон) 7 июня 2010 года было заплачено 433 250 фунтов (626 869 долларов).

Музеи

По данным Государственного музейного Каталога России на начало 2024 года 309 произведений художника хранится в фондах музеев России .

Награды и звания

Библиография

С середины 1950-х годов он много путешествовал, увлёкся литературной работой, опубликовал ряд очерков: «Заметки о работе художника» (1955), «Прекрасная простая жизнь» (1956), «В Подмосковье» (1956), «Рассказ о поездке в Лондон» (1962), «В древней и новой Индии» (1962), «Новые кварталы» (1966); написал книги: «Год путешествий» (1960), «Искусство жизни или „искусство ничего“» (1964), «Необыкновенность обыкновенного» (1964), «Цветы» (1970), «Таинственный мир зрелищ» (1974).

  • В Подмосковье. (Записки художника). — М. , 1958
  • Год путешествий. (Путевые заметки). — М. , 1960
  • Искусство жизни или «искусство ничего». — М. , 1960; 2-е изд., доп. — М. , 1964.
  • Новые кварталы. — М. , 1968
  • Таинственный мир зрелищ. — М. , 1974.

Примечания

  1. Пименов Юрий Иванович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. Родители похоронены на Даниловском кладбище .
  3. Получил за неё премию жюри Выставки художественных произведений к десятилетнему юбилею Октября.
  4. . Дата обращения: 19 октября 2020. 24 октября 2020 года.
  5. . Дата обращения: 17 марта 2012. 18 августа 2012 года.
  6. Госкаталог РФ.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Пименов, Юрий Иванович